Закрывая последнюю страницу романа. Конспект урока по литературе в 11 классе по творчеству М. А. Булгакова

"Закрывая последнюю страницу романа..." - это завершающий урок по теме "Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Урок предполагает подведение итогов по изучению романа на основе тех проблемных вопросов, которые были поставлены на первом уроке и исследовались в ходе изучения теме. Предполагается привлечение рисунков талантливой художницы Нади Рушевой, которые помогают с новых позиций взглянуть на рассматриваемые вопросы, этому же способствует и обращение к кинофильму Бортко, который был просмот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Явенгская средняя общеобразовательная школа»

Литература. 11 класс.

М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Учитель: Кратирова Л.Ю.


«Закрывая последнюю страницу романа…»

(Завершающий урок по изучению романа)


Цель:

Подведение итогов изучения романа М.А. Булгакова

Задачи урока.

- Систематизировать впечатления от прочитанного произведения

- Проследить ассоциативные связи сюжета романа с реалиями XX века

- Помочь осмыслить глубокий философский подтекст романа

М.А. Булгакова

- Выявить в ходе дискуссии собственное отношение к нравственным

проблемам романа, разобраться в авторской позиции.

- Познакомить с интерпретацией романа в изобразительном искусстве

и на этой основе разобраться в художественной особенностях

произведения

Форма урока: Урок-презентация



Слайд 1 Закрывая последнюю страницу романа…

Закрыли последнюю страницу романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Поменялось ли что-то в вашем восприятии романа?

Остались яростными противниками?

Нашли нечто интересное?

Роман заинтересовал?

(Обмен впечатлениями)

Сегодня подведем итоги, вернемся мысленно к первому уроку, на котором мы с вами говорили о евангельских сюжетах в мировом искусстве и тех вопросах, которые возникают при чтении романа Булгакова в связи с этим. (Можно открыть табличку с того урока)

Слайд 2

Итак, мы начали тогда с разговора об иконе, которая живет вне времени, т.к. в ней господствует вечность

  • Почему автор романа «Мастер и Маргарита» так вольно обращается со временем, перенося читателя из одной эпохи в другую? Что в его романе преходящее и что вечное?

(Мнения)

Есть вопросы, проблемы, которые волнуют человека и человечество, когда бы он не жил. Меняются царства и государства, их правители, они все преходящи, уходят в мир иной и какие-то наши мелкие заботы, ссоры, обиды, но сущность человеческая, то, что делает человека личностью по большому счету - остается.

Слайд 3

Какие вечные вопросы бытия затронул автор?

Для чего человек живет?

Что есть истина?

Добро и зло?

Вера нужна человеку?

Свобода внешняя и внутренняя…

Вспомним наиболее запомнившиеся страницы романа и героев, чтобы ответить на вопрос:


  • Как раскрываются в нем тема выбора, тема свободы и несвободы личности, веры и безверия..?

Понтий Пилат и Иешуа

Выбор Ивана Бездомного в психиатрической больнице

Выбор Маргариты

Как ведет себя Воланд на представлении в Варьете?

Слайд 4. Борьба Добра и Зла

  • Как раскрывается в романе тема зла? Однозначны ли характеристики героев?

Берлиоз

Воланд

Степа Лиходеев

Зло творят люди бездуховные, уверенные в своей власти над людьми (как Берлиоз), которые никогда не сомневаются

Члены Массолита?

А Воланд? - Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо? (Гёте «Фауст» - не случаен эпиграф к роману) Князь тьмы смеётся над людишками или хочет, чтобы они стали достойными людьми?

Однозначных ответов нам, наверное, просто не дать.

Слайд 5

Перед нами иллюстрации к роману. Два портрета одного героя.

Помните в романе? - Мастер угадал своих героев в своем произведении, то есть не придумал их, а как бы сумел записать их такими, какими они были.

И вот теперь, на каком рисунке Иешуа, на ваш взгляд, угадан более верно?

Сообщение о Наде Рушевой.

Слайд 6

Ещё один герой и ещё одно сравнение.

(Мнения) (вспомните фильм)

Оба рисунка интересные. Но под первым приведены строки романа: «О Боги, Боги! яду мне, яду!» (речь идет о второй главе… ) Но на людях, Пилат вряд ли бы так показывал свою боль (ведь в романе звучал внутренний голос героя, и Иешуа его только угадал)

Второй рисунок скорее относится к 26 главе, где Пилат страдает о невозвратном.

Слайд 7.

Ещё один герой. Герой, объединяющий все главы, - Воланд. Который из рисунков принадлежит Рушевой?

На первом только ТЕНЬ (ведь герой - фантастический!) и в то же время это облик средневекового рыцаря, а у Кумировой, хоть он и создан в романтическом стиле, всё же очень реален.

С появлением этого героя в роман «входит» фантастика. Какова её роль в романе?


Слайд 8

Честно говоря, автора этого рисунка не знаю, нашла его на обложке журнала. Но задумаемся и над этим фантастическим героем (кот Бегемот). Он из свиты Воланда. С ними связана тема наказания.

  • Кого и за что наказывает Воланд?

Берлиоз

Степа Лиходеев

Бенгальский

Зрители в Варьете

И многие другие…

  • Что стоит за его фразой «Каждому по его вере»?

( мнения)

  • Роль кота Бегемота

Тема наказания вообще-то серьезная, суровая, страшная… В романе это тоже всё так. Но вот кот Бегемот как-то всё это превращает в веселую кутерьму, в фантасмагорию

Вспомните фантастические сюжеты Марка Шагала - летающие герои как выражение метафоры «летает от счастья»

Хотя эта фантасмагория может быть и страшной (Шемякин - цикл «Петербургский карнавал»)

Слайд 9

Перед вами репродукции двух живописных произведений. Как с помощью их можно определить суть XX века?

Во что хочется верить?

Слайд 10.

Откуда исходит СВЕТ в романе «Мастер и Маргарита»? - Образы Мастера и Маргариты и темы, с ними связанные:

Тема творчества

Тема ответственности за свое творение, за свои слова

Тема трагической судьбы

Тема любви

Слайд 11

  • В чем точки соприкосновения темы творчества и темы любви?

(и то и другое требует от человека полной самоотдачи, а иначе…)

Сравним рисунки. (Оба принадлежат Наде Рушевой)

Дерзкая,

обворожительная,

знающая что-то такое, что дано знать не всем

Посмотрите, какой это все-таки необычный роман.

О нем спорят как о произведении искусства и как о чем-то очень реальном

Он разбудил творчество художников (иллюстрации)

Кинематографистов (мнения о кино)

По нему поставлен не один спектакль (театр)

Даже мы можем попробовать себя в творчестве и сочинить

Синквейн - пятистрочие.

1 строка - Одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна, его тема. Это существительное. Бессмертие

2 строка - Два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Желанное и мучительное

3 строка - Три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы

Ожидать, терзаться, страдать

4 строка - Короткое предложение, раскрывающее суть заданной темы или отношение к ней. Для Понтия Пилата бессмертие - это наказание.

5 строка - Существительное - синоним ключевого слова или завершение построенной цепочки . Освобождение.

Темы синквейнов:


  • Любовь

  • Милосердие

  • Маргарита

  • Мастер

  • Творчество

  • Фрида

  • Свобода

  • Свет и тьма

  • Справедливость

  • Трусость

  • Совесть

  • Понтий Пилат

  • Иешуа


© 2010-2022