Урок русского языка в 5 классе «Самостоятельные и служебные части речи»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Цели деятельности учителя: совершенствовать умение определять части речи, расширить знания о самостоятельных и служебных частях речи, формировать познавательную активность. Тип урока: комбинированный Цели  деятельности ученика: -пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её; -договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

«Самостоятельные и служебные части речи»

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: совершенствовать умение определять части речи, расширить знания о самостоятельных и служебных частях речи, формировать познавательную активность.

Тип урока: комбинированный

Цели деятельности ученика:

-пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что изучает морфология, назначение самостоятельных и служебных частей речи, уметь распознавать слово как часть речи, понимать важность грамматического анализа слов.

Метапредметные:

Познавательные УУД- самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные - уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя

Анализ сочинений по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

Личностные результаты:

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

Анализ таблицы

Снег

Под

Зеленый

С

Красить

И

Четыре

Не

Я

-ка

Хорошо

За

Сравните правую и левую колонки таблицы. Чем они различаются?

-можно ли задать вопросы к словам левой колонки? А правой?

-являются ли те и другие членами предложения?

-могут ли слова правой колонки употребляться самостоятельно? И т.д.

(выслушать и корректировать предположения детей)

-в каком разделе науки о языке могут изучаться данные слова? (в морфологии)

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя: Вспомните, что изучает морфология? (части речи)

- как слова делятся на части речи?

-определите, какие части речи присутствуют в таблице? А в правой колонке?

Предположите, какова тема урока? Почему?

Запишите тему : «Самостоятельные и служебные части речи».

-определите, какие части речи в таблице самостоятельные, а какие - служебные? Почему?

А к каким частям речи отнесете слова ау, ура, браво, ух,ох и т.д.?

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока

Учитель: Определите цели урока.

-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1.Синтаксический разбор предложений.

Наступило утро.

С хорошим настроением мы пошли в школу.

Вдруг раздалось вдалеке ау.

- назвать самостоятельные и служебные части речи;

- как подчеркнете служебные части речи?; -сделайте вывод о происхождении названия «служебные»;

-что представляет собой слово ау? (междометие)

-сколько групп частей речи вы знаете?(три)

2.Составление кластера по теме урока

3.Самостоятельная работа.

Прочитайте текст и выполните задания:

(1) Есть в русском языке ещё одна служебная часть речи - частица. (2) Вы, конечно, используете в своей речи частицы, не подозревая, как называются эти слова. (3) Умелое использование частиц очень обогащает речь, делает её более точной и выразительной. (4) Частицы помогают говорящему выразить или усилить вопрос, сомнение, восклицание, уточнение.

1. Какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста?

а) Частица - самостоятельная часть речи.

б) Использование частиц обогащает речь.

в) Частицы служат для выражения вопроса, сомнения, уточнения.

2. Из предложения №3 выпишите глагол(-ы).

3. Из предложения № 4 выпишите глагол (-ы) в начальной форме.

4. Из предложений №1,2 выпишите однокоренное слово к слову НАЗВАНИЕ.

5.Запишите частицы, которые вы знаете.

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

6.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

7.Домашнее задание

П.87, кластер, выписать из учебника 5 предложений, определить части речи.

Подчеркнуть слова, которые вы затрудняетесь отнести к той или иной группе







© 2010-2022