Разработка модульного урока русского языка в 7 классе

Цели и задачи урока: дать учащимся понятие о предлоге как служебной части речи, его особенностях, правописании, формировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные самостоятельные части речи, совершенствовать навыки само- и взаимооценки. Оборудование: установка, опорный конспект по теме "Предлог", оценочные карты, учебник, таблицы, технологическая карта темы, карточки, кроссворд. Урок модульный 3х30, состоит из трех мини-модулей: 1 - знакомство с установкой, подготовка к восприя...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка модульного урока русского языка в 7 классе

«Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов»


Боброва Анна Павловна, учитель русского языка и литературы

Сакской общеобразовательной школы I-III ступеней №2


Цели и задачи урока: дать учащимся понятие о предлоге как служебной части речи, его роли в предложении как средства связи, ознакомить с производными и непроизводными предлогами, формировать умение разграничивать производные предлоги и омонимичные самостоятельные части речи;

развивать общеучебные умения и навыки (систематизация материала, выделение главного);

продолжить формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группе, воспитывать ответственность учащихся за общий результат групповой деятельности.

Оборудование: установка, опорный конспект по теме «Предлог», таблицы, технологическая карта темы, карточки, кроссворд, оценочные листы.

Технологическая карта урока-пары 3х30

1 мини-модуль.

Установка по теме «Служебные части речи». Комментированная запись. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний по теме.

2 мини-модуль.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов (изучение нового материала).

3 мини-модуль.

Первичное закрепление (работа в группах) и систематизация знаний по теме.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

1 мини-модуль.

Установка. Введение в тему.

  1. Организационный момент. Целеполагание.

Путешествуя по стране Морфология, мы встречались с различными частями речи. И каждый раз возникал вопрос: что можно нового узнать о уже знакомой части речи? Сегодня нам предстоит повторить известные сведения о частях речи и перейти к знакомству с частями речи, которые выполняют служебные функции.

  1. Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа с учащимися:

- Сколько всего частей речи в русском языке?

- Какие части речи вами уже изучены?

- К какой группе они относятся?

- Какие еще есть группы частей речи?

- Назвать служебные части речи.

2. Установка по теме «Служебные части речи». Комментированная запись, знакомство с темой и формами работы во время ее изучения.

Модуль № 6 по теме «Служебные части речи»

№ пары

Дата

Коррекция даты

Тема пары

Домашнее задание

Примечание

1.



Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

Повторить сведения о простом и сложном предложении

2.



Союз как служебная часть речи. Общие сведения о сочинительных и подчинительных союзах. Правописание союзов. Самостоятельная работа.

Повторить правописание НЕ с разными частями речи

3.



Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению. Правописание модальных и формообразующих частиц. Правописание отрицательных частиц НЕ и НИ.

Повторить сведения о тексте

4.



Междометие, его особенности. Звукоподражательные слова, их назначение в речи. Знаки препинания при междометии.

Р.р. Повторение изученного об общении и речи, тексте, его признаках.

5.



Морфологический разбор служебных частей речи.

Повторение изученного о служебных частях речи.

Повторить тему. Повторить стили речи.

6.



Контрольная работа по теме «Служебные части речи». Диктант с грамматическим заданием.

Р.р. Понятие об официально-деловом стиле речи. Деловые бумаги.

Примечание: в колонке «домашнее задание» записывается разноуровневое домашнее задание на каждую пару темы, включая как задание по учебнику, так и индивидуальные и творческие задания.

  1. Слово учителя.

Оказывается, что незаметные на первый взгляд служебные части речи таят в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании.

Сегодня на уроке мы все вместе раскроем тайны предлога: значение, разряды и правописание. А чтобы предлог стал нашим хорошим знакомым и протянул руку помощи при выполнении контрольных заданий, мы:

- представим его таким, каким он видится только нам;

- расскажем о нем все без утайки;

- докажем, что и маленькая служебная часть речи заслуживает нашего внимания.

(Далее с помощью учителя учащиеся делятся на три группы, которые должны быть равными по уровню знаний. Сами учащиеся выбирают ученика - координатора совместной деятельности группы. Учащиеся выставляют себе оценку в графу 2 оценочного листа - какую оценку хочу получить на уроке (на начало урока)). Приложение 1.


  1. Ознакомление с новым материалом в виде опорного конспекта по теме «Предлог». Комментированное чтение опорного конспекта учащимися - консультантами в группе.

Опорный конспект по теме «Предлог»

ПРЕДЛОГ

Служебная часть речи

Зависимость С., М., Ч. от других слов в СС и П

Не изменяется

Не является членом предложения


непроизводные

В, НА, ЗА, ОБ…

ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД

ПРОИЗВОДНЫЕ ПРЕДЛОГИ (от других частей речи)

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Вследствие, ввиду (= из-за)

Навстречу

Вроде (похоже)

Наподобие (похоже)

Насчет (= о)

В течение

В продолжение

В целях

По причине

В отличие

НО!

В следствии (в чем?) по делу …

В роде (в чем?) части речи…

В течении реки…

В продолжении рассказа…


  1. Воспроизведение сведений из опорного конспекта с приведением собственных примеров с записью в рабочую тетрадь.

2 мини-модуль.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов (изучение нового материала)

  1. Организационный момент. Целеполагание.

На данном мини-модуле наша задача - научиться правильно писать предлоги, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи. Одним словом, подружиться с предлогом.


  1. Самостоятельная работа с учебником по группам, выделение главного, работа в тетрадях для правил.

1 группа - правило о предлоге, значения предлогов, правописание непроизводных предлогов из-за, из-под.

2 группа - предлоги производные и непроизводные, простые, сложные и составные.

3 группа - правописание производных предлогов.


  1. Игра «Я учитель». Объяснение нового материала представителем каждой группы. Оценивание работы координаторами.


  1. Работа в группах.

Соединить пары «Кто быстрее?» (определить, какое значение выражают словосочетания с предлогами)

Заморозки по утрам

Пространственные

Пропустил из-за болезни

Временные

Работает на фабрике

Причинные

Пришел по делу

Образа действия

Писать без ошибок

Целевые


  1. Работа с таблицей «Предлоги и падежи». Составить предложения:

1 группа - с предлогом НА,

2 группа - с предлогом ПОД,

3 группа - с предлогом С

в разных падежах. Определить падеж.


  1. Записать словосочетания, заменив непроизводные предлоги производными

Стоять у стола (около), прийти за другого (вместо), отсутствовать из-за болезни (вследствие), ходить у дома (возле), отказаться из-за отъезда (вследствие).


  1. Орфографический хоккей.

Учитель диктует словосочетания, ученики записывают под диктовку. Координаторы групп при проверке комментируют «цепочкой», а остальные группы меняются тетрадями (взаимопроверка), проверяют, ставят оценку. Их цель: «забить шайбу», т.е. найти ошибки.

Несмотря на жару, узнал впоследствии, ввиду недостатка времени, вроде сахара, иметь в виду правило, говорить насчет похода, работал в течение года, рассказать о продолжении романа, действовать вопреки рассудку, посмотрел ему вслед, шли след в след за волком, доходы перевести на счет школы, в продолжении книги.


  1. Самостоятельная работа с учебником (сочетание предлогов с дательным падежом).

Задания группам: поставить существительные в нужный падеж (письменно), исправить речевые ошибки (устно).


  1. Итог мини-модуля.

3 мини-модуль.

Первичное закрепление и систематизация знаний по теме.

  1. Вступительное слово учителя. Целеполагание.


  1. Разминка «Посмотри на предлоги» (задание на карточках)

Найти «лишнее» слово или сочетание слов в предложенных рядах:

- без, к, ради, от, согласно, также, над;

- благодаря брату, благодаря брата;

- насчет работы, на счет банка;

- оглянулся вокруг, вокруг оси.

По ходу выполнения работы учитель задает вопросы. Например:

- В каком падеже употребляются существительные с предлогами благодаря, согласно, наперекор, вопреки?

- Какие предлоги пишутся в два слова?

- Какой непроизводный предлог - синоним можно подобрать к слову насчет?

- Назовите предлоги, которые пишутся через дефис?

3. Работа у доски и в тетрадях. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.

(В)течени… многих лет, (в)следстви… сильного шторма, узнал (в)последстви…,

говорить (на)счет похода, (не)смотря на бурю, наподоби… айсберга.


  1. Работа в группах по карточкам. Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. Взаимопроверка. Обмен тетрадями в группе. Оценивание.

1 группа.

Включить (в)следстви… по уголовному делу, имей (в)виду, (на)счет похода, (не)смотря на метель, (в)следстви… ливня, из(за) аварии, (в)следстви… по уголовному делу.

2 группа.

(В)продолжени… книги, (в)виду болезни, (в)течени… года, (не)смотря на погоду, отдохнуть в продолжени… недели, из(за) горизонта, из(под) крыши, убедиться (в)последстви…

3 группа.

Идти (в)течени… часа, препятствие (в)течени… ручья, ждать (в)продолжени… недели, иметь (в)виду, переехать (в)виду ремонта, выступить (в)печат…


  1. ( Во время выполнения задания 4 вызванный к доске учащийся записывает все известные ему предлоги)

После выполнения задания 4 учащиеся класса получают задание - классифицировать записанные на доске предлоги:

1 группа - производные и непроизводные;

2 группа - простые, сложные, составные;

3 группа - по значению.

Проверка выполненного задания.


  1. Разгадывание кроссворда «Предлог» в группах, а потом на доске.

Кроссворд «Предлог»



1 м















о















р















ф


з

-

2 п

о

д








о




4 п

р

о

с

т

о

й





л



5 в

м

е

с

т

о





6 п

р

о

и

з

в

о

д

н

ы

е







г



7 в

с

л

е

д

с

т

в

и

е



и



8 о

к

о

л

о








я



9 с

о

г

л

а

с

н

о



По вертикали:

  1. Раздел лингвистики, в котором изучаются части речи.

  2. Служебная часть речи, которая выражает зависимость имени существительного, местоимения, имени числительного от других слов в словосочетании и предложении.

По горизонтали:

  1. Предлог, который пишется через дефис.

  2. Какой по структуре предлог ЗА?

  3. Предлог, который можно заменить синонимом ЗА.

  4. Как называются предлоги, которые образованы путем перехода самостоятельных частей речи в служебные?

  5. Производный предлог, синоним предлога ПО ПРИЧИНЕ.

  6. Предлог, в котором три буквы О, синоним к предлогу РЯДОМ.

  7. Предлог, который употребляется только с дательным падежом.


  1. Прослушивание выполненного одним или двумя из учащихся опережающего задания: лингвистическое сочинение или сказка о предлоге.


  1. Далее учащиеся самостоятельно выставляют оценку за работу на уроке в графу 3 оценочного листа (самооценка), а коллективно в группе выставляют оценку каждому ученику в группе в графу 4 (оценка группы). Оценочные листы сдают учителю для выведения итогового балла за работу на уроке.


  1. Итог модуля.

Домашнее задание в установке.

Приложение 1.

Оценочный лист работы на уроке (группа __)

1

2

3

4

5

Фамилия учащегося

Какую оценку хочу получить? (на начало урока)

Самооценка (в конце урока)

Оценка группы (в конце урока)

Итоговый балл










































© 2010-2022