ТЕМА УРОКА: ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА В РАССКАЗЕ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

КОНСПЕКТ УРОКАПреподаватель  русского языка и литературы  Умиева А.М.Предмет:   литература;                    класс 11                   ТЕМА УРОКА: ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА В РАССКАЗЕ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»Планируемые результаты:Предметные результаты: развивать коммуникативные  навыки, диалогическую и монологическую речь, умение выделять главное, аналитическое мышление. Метапредметные результаты: умение обобщать по признакам и на основе анализа объекта делать выводыЛичностные результаты: ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ УРОКА

Преподаватель русского языка и литературы Умиева А.М.

Предмет: литература; класс 11

ТЕМА УРОКА: Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет»

Планируемые результаты:

Предметные результаты: развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, умение выделять главное, аналитическое мышление.

Метапредметные результаты: умение обобщать по признакам и на основе анализа объекта делать выводы

Личностные результаты: умение анализировать героев эпизода и оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Этапы урока,

время

Планируемый

результат

Универсальные

учебные действия,

предметные

учебные действия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Методы и приёмы

Организацион

ный момент

( 3 мин.)

Цель: настроить

обучающихся на

усвоение материала

урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


Личностные УУД


Предметные УД


Формируем умение

выявлять сущность,

особенности

объектов.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Целеполагание как

способность соотно-

сить то, что уже

известно и усвоено,

и то, что ещё

неизвестно.

Формируем мотивации

к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Формируем умение

работы с планом

анализа эпизода и

умением

активно пользо-

ваться им на уроке;

работа с эпиграфом.

1. Вступительное слово

преподавателя

Расскажите, что вы умеете делать хорошо. Кто из вас занимается спортом, музыкой, творчеством? Есть ли то, чему вы обязательно хотите научиться?

А вот этот человек в возрасте 20 с небольшим лет «был последовательно... землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве, на Мясницкой... Был лесным объездчиком, нагружал и выгружал мебель во время осеннего и весеннего дачных сезонов, ездил передовым в цирке, занимался... актерским ремеслом...».

Добавим: управлял имением в глухом углу Полесья, заменял псаломщика в дальнем сельском приходе, служил учетчиком в кузнице сталелитейного завода, кажется, даже пробовал себя в качестве циркового борца...

1.Чтение эпиграфа к уроку,

В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей... У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни.

В. Львов-Рогачевский

На уроке используется

Мультимедийная презентация (слайд с эпиграфом).

2. Объявление темы

урока (слайд с темой урока)

3. преподаватель предлагает

Обучающимся подумать о

правильности оценки,

которую дал

В. Львов-Рогачевский

творчеству

Куприна на примере

Рассказа «Гранатовый браслет», но высказаться об этом

предлагается в конце урока.

Слушают вступительное слово преподавателя.


Слушают эпиграф к уроку и пытаются определённым образом

его оценить.

Запись числа и темы урока

Первичное осмысление и темы, и вопроса, заданного преподавателем

Словесный


Наглядный

Словесный



Частично-

поисковый


Опрос

учащихся по

заданному на

дом

материалу

( 10 мин.)

Цель: проверить

домашнюю подготов-

ку учащихся, кото-

рая поможет усвоению

нового материала.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


Личностные УУД


Предметные УД


Формируем умение

извлекать информа-цию из текста.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

оценивать учебные

действия в соответст-

вии с поставленной

задачей.

Формируем умение

оценивать поступки

в соответствии с

определённой ситуацией.

Умение использовать

знания о литератур-ном портрете; видеть языковые особенности

текста Куприна при

описании Княгини Веры и Желткова

1. Учащимся предлагается вспомнить главных героев произведения (сообщения готовились дома).

2. Преподаватель просит учащихся записывать в тетради ту информацию, которая им ещё недостаточно известна.

3. Преподаватель просит учащихся поделиться друг с другом

впечатлениями об этих героях, какое представление они о них имеют.

4. Преподаватель предлагает

учащимся понаблюдать за героями и решить: изменится ли их отношение к этим героям. Оценят ли ученики их по- новому.

Преподаватель оценивает ответы учащихся.



Обучающиеся готовятся к выступлению и выступают с сообщениями:

«Литературный портрет Желткова», «Литературный портрет княгини Веры Шеиной».

Остальные учащиеся делают записи в тетрадях.

Обучающиеся вспоминают образы Веры и Желткова и дают им свою оценку.

Обучающиеся включаются в

обсуждение. Какие изменения происходят с героями в рассказе?



Сообщение

Репродуктив-

ный


Беседа




Объяснение

нового

материала

(25 мин.)

Цель: используя

анализ текста,

увидеть,

как в данном рассказе

раскрываются образы

Веры Шеиной и Желткова.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД


Регулятивные УУД


Личностные УУД


Предметные УД




Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других; формируем

умение оформлять

свои мысли в устной

форме.

Формируем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом текста

формируем умение

высказывать своё

отношение к героям,

выражать свои

эмоции.

Формируем умение

анализировать

отдельный эпизод

произведения.

Видеть роль эпизода

в композиции

всего романа.

1. Преподаватель просит учащихся обратить внимание на тему урока и выделить в теме

ключевые слова (Любовь как высшая ценность).

2. Преподаватель предлагает

вспомнить, какие писатели обращались к этой теме в своих произведениях.

Преподаватель предлагает подросткам подумать, какое же значение вкладывает Куприн в эти слова.

И рассказ «Гранатовый браслет» о любви, о том ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить. Знаете ли вы, что в основу этого произведения положена реальная история.

1.Повествование об истории создания рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна.

Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел показать силу великой любви, «Которая повторяется только один раз в 1000лет» и «Чем же является любовь: Великим даром или сумасшествием?»

В конце мы должны ответить на этот вопрос.

3. Преподаватель предлагает детям понаблюдать за действиями главного героя - Желткова. Образ Желткова помогает раскрыть и тему «маленького человека», традиционную для русской литературы. Докажите это.

4. Преподаватель заставляет учащихся задуматься над словами: Любовь Г. С. Желткова к княгине Вере - «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

5. Преподаватель заставляет учащихся задуматься над вопросом: Чем стал гранатовый браслет в истории любви Желткова к княгине Вере?

6. Преподаватель просит учащихся найти в тексте эпизод чтения последнего письма Желткова: Последнее письмо Желткова поднимает любовь до трагизма. Прочитайте его текст. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».

Обучающиеся находят ключевые слова и пытаются объяснить

свой выбор.

Обучающиеся приводят примеры литературных произведений о любви, Обучающиеся дают ответ на

поставленный вопрос и

доказывают свою точку

зрения.

Обучающиеся, размышляя, пытаются

ответить на вопрос.


Обучающиеся с преподавателем

проводят сравнительный анализ.

При этом делают для

себя открытия, следя за

героями рассказа.

Обучающиеся приходят к

выводу о том, что образ

Духовный облик Желткова ясно виден из его письма, присланного ко дню именин Веры Шеиной. Желтков ни на что не надеется, готов отдать все. В его словах покорность и поклонение, благородство.

Обучающиеся понимают,

герой

искренен в своих чувствах.

Выразительное чтение отрывка

Обучающиеся находят в тексте

соответствующие цитаты и пытаются понять слова главного героя

Частично-

поисковый

Приём

«Ключевых

слов»

Беседа

Беседа

Частично-

поисковый



Частично-

поисковый

Метод

«Ключевых

Слов»

Выразительное

чтение

Работа по тексту

Частично-

поисковый

Беседа

Находят в тексте слова, выражающие взгляды, слова писателя на любовь.

1.Читают портретную характеристику главного героя

2.Обращают внимание на его мимику и жесты

Отвечают на вопросы,: «что чувствует княгиня на последнем свидании» «Какова судьба гранатового браслета»

Закрепление

Учебного

Материала

( 5 мин.)

Цель:

Проверка усвоения

учащимися темы

урока.

Познавательные УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные УУД


Личностные УУД



Предметные УД

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

высказывать своё

предположение на

основе работы с

материалом текста.

Формируем умение

оценивать поступки

в соответствии с

определённой ситу-

ацией.

Формировать умение

Делать выводы,

уметь вычленять

главное, аргументи-

рованно доказывать

точку зрения, исполь

зуя страницы рассказа.

Усвоить механизм

анализа разбора

эпизода.

Преподаватель просит учащихся

определить место

рассказа в творчестве Куприна.

Какую роль сыграла любовь Желткова в жизни Веры Шеиной?

Преподаватель для проверки

знаний учащихся

по рассказу

проводит тест.

Преподаватель предлагает

учащимся проверить

самостоятельно в

парах данную работу.

(и сам тест, и ответы

даны на слайдах).

Преподаватель предлагает

учащимся вновь

вернуться к эпиграфу

и подумать:

согласны ли вы и автором?

какие особенности художественного метода Куприна отразились в рассказе?

Преподаватель для создания эмоционального настроя предлагает прослушать фрагмента 2 Сонаты Бетховена.

Чем была смерть героя: малодушием или силой?

Каждый волен отвечать по-своему.

Самое главное-это новелла не оставила нас равнодушными, мы научились вдумчиво читать, размышлять и анализировать.

Мы должны понять, что главная ценность - это человеческая жизнь, со всеми ее радостями и горестями. Что человек возвышается, становится велик своей любовью

Обучающиеся отвечают на

вопросы, поставленные

учителем (кульминация).

Обучающиеся анализируют

роль эпизода в раскрытии

образов Воланда и

Маргариты.

Выполнение обучающимися тестовой работы.

Обучающиеся в парах

самостоятельно проверяют

работы и оценивают друг

друга.

Обучающиеся отвечают на постав-

ленный вопрос учителя и

вместе с учителем подводят

итог уроку.

Слушают музыку, читают эпиграф урока и высказывают свое мнение по вопросу: «Созвучны ли слова эпиграфа с сонатой Бетховена

Беседа

Частично-

поисковый


Тест

Работа в парах


Метод

Эвристического

исследования


Задание на

дом

( 2 мин.)

Цель:

Проверить уровень

Готовности написать

Сочинение по

Творчеству Куприна.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД


Предметные УД

Формируем умение

на основе анализа

объектов делать

выводы.

Формируем умение

слушать и понимать

других.

Формируем умение

осуществлять позна-

вательную и лич-

ностную рефлексию.

Формируем мотива-

цию к обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Данный вид

домашнего задания

дает представление

об усвоении материала.

Преподаватель предлагает

учащимся домашнее

сочинение по трём

темам с учётом их

возможностей.

Обучающиеся записывают домаш-

нее задание с темами сочинений.

Беседа

Метод Сравнения

версий

Репродуктивный




© 2010-2022