Урок – путешествие по теме «Части речи». 5 класс. Родной (ненецкий) язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие по теме « Части речи». 5 класс.

Родной (ненецкий) язык.

учитель Докучаева Ольга Илекувна.


Цель урока:

  • познакомить с частями речи в ненецком языке;

  • работать над различением частей речи по значению, вопросу, морфологическим признакам;

  • формировать умение распознавать слово как часть речи, осознавать важность грамматического анализа слов для правописания слов;

  • воспитывать любовь к родному языку.

Задачи:

  • воспитывать интерес к изучению своего родного края, чувство гордости за свою малую родину.

Оборудование:

шаблоны со словами, карточки со словами собака, чум, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Сообщение темы и цели урока.

У. - Сегодня у нас с вами не просто урок родного языка, а урок - путешествие.

- Ребята, а кто может подсказать, что нужно иметь для путешествия?

Д. - Хома паны, пема, ңамал˝... (теплая одежда, еда)

У. - А для нашего урока - путешествия, как вы думаете, что необходимо?

Д. - Маня˝ вин΄на ңут (знания)

III.

1. У. - Хома - молодцы. Итак, приготовились, собрались с мыслями и путь. Остановка, от которой мы начинаем своё путешествие, называется «Кокташ΄» - «Разминка».

- Какое сегодня число? (Запись числа.)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие части речи вы знаете? Назовите их.

Д. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, послелог, местоимение.

(На доске записано деформированное предложение)

Школа, хой, пирця, таня, хэвхана,

Задание: - Составьте предложение из данных слов.

Школа хэвхана пирця хой таняˮ. - Возле школы есть высокая горка.

2. - Вот и мы добрались до следующей остановки, которая называется «Хахаңрампёма» - «Внимание»

Задание: - Еще раз прочитайте это предложение и запомните его. Письмо по памяти.

( Дети пишут предложение по памяти).

Задание: - Назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении?

(существительное, послелог, прилагательное, существительное, глагол).

- Ребята, каких частей речи здесь больше всех?

Д. Здесь больше всего Существительных.

3. - Следующая наша остановка называется «Имя существительное».

У. - Что такое имя существительное?

Д. - Существительное - это часть речи.

Д. - Она отвечает на вопросы: хибя? Ңамгэ? (кто? что?)

Д. - Обозначает предмет.

У.- Ребята, что вы ещё знаете об имени существительном?

Д. - Имя существительное изменяется по числам, падежам, по группам. У имени существительного есть 3 склонения: 1 скл. 2 скл. 3 скл.

У. - Ребята, давайте вернемся к нашему предложению. Найдите в предложении имя существительное.

Д. - В этом предложение имена существительные - школа, хой. (школа, горка)

У. - Просклоняйте это существительное по пажежам.

У. - А теперь найдите в этом предложении прилагательное

Д. - В этом предложение имена прилагательные пирця. - высокий

4. У. - Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется «Имя прилагательное».

У. - Что такое имя прилагательное?

Д. - Имя прилагательное - это часть речи, которое отвечает на вопросы: Хурка? Хуркаха? Хурка˝? (какой? какие? какая?) и обозначает признак предмета.

У. - Что вы знаете ещё об имени прилагательном?

Д.- Прилагательные изменяются по числам и падежам.

5. У. - Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование» - «Коңата˝».

- Ребята, образуйте от существительных: Ңэрё - осень, нара - весна, сыра - зима, пи - ночь - прилагательные и запишите их.

Д. - Ңэрей, нарэй, Сырэй, Пий. (Осенний, весенний, зимний, ночной)

6. У. - Ребята, а вы любите загадки? А наша следующая остановка именно так и называется - «Хобцоко» - «Загадки».

Задание 1.

- Хобцоко толэйда'', хойда''. Хо''мида алфавит сер падыда'' (отгадайте загадки и запишите их в алфавитном порядке) - отгадки по рисункам.

Я' махам' севолпи . - (спину земли обнимает).

Нарэй мядэхэто' нэсурна''. - ( На весеннее чумовище каслают).

Ята''маком' нюхулемби. - ( За собой уголек тащит).

Ңопой сивна тюнгу - няхар'' сивна тарпаңгу. - (В одну дырку войдет, а в три выйдет).

Урок – путешествие по теме « Части речи». 5 класс. Родной (ненецкий) язык.



Урок – путешествие по теме « Части речи». 5 класс. Родной (ненецкий) язык.Урок – путешествие по теме « Части речи». 5 класс. Родной (ненецкий) язык.


Урок – путешествие по теме « Части речи». 5 класс. Родной (ненецкий) язык.


Задание 2.

Дети делятся на две группы. Каждой группе дается определенное существительное, по которому они должны составить как можно больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе слово - «вэнеко» - «собака», второй - «мят» - «чум».

Группа, подобравшая больше прилагательных к существительному, составляет с ним предложение. Например: Маня ңарка, пирця, яля мятм΄ сертава˝. (Мы построили большой высокий чум).

У. - Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой.

Д. - В этом предложении глагол - сертава" - (построили)

У. - Что такое глагол?

Д. - Это часть речи.

Д. - Он отвечает на вопросы Ңамгэм пэрна? - Что делает?

Д. - изменяется по числам, падежам, имеет три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Так же бывает неопределенной формы.

У. - Ребята, у нас на пути есть одно препятствие, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется « Шахаң тарем маншту˝?». «Когда так говорят?».

Объясните значение поговорок:

1. «Вэнекотрам илиңаха». (Живут как собаки).

2. « Винта ңылмна тайкота вома». (Видно по лицу, что обиделся).

(Дети читают свои глаголы, которые записали).

7. У. - Ну вот и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки родного языка». На этой остановке вам предстоит решить кроссворд.

Задание 3.

1. Мэкад буква Н буквахад пяд (составить пять слов начинающихся на букву Н).

Н

Н

Н

Н

Н




















  1. Нито' мэдэхэ'' ңэсурна''. ( На весеннее чумовище каслают)

  2. Мят' тюням', пин' хэням' ладыби. (Заходящего и выходящего бьет)

  3. Тынзянда нюдерць яхам' сиди'' ня' маторпида. (Тащит аркан, и через тальниковую речку туда и сюда прыгает)

  4. Вы' латдан' паңгаси'' вадюрңа. (По всей тундры на одной ножке стоит)

  5. Тарˮ лахаця᾽ сиˮив сида. (У шерстяной кочки семь дырок)

2. Самбляңг вада ңопой буквахад М (составить пять слов начинающихся на букву М)Урок – путешествие по теме « Части речи». 5 класс. Родной (ненецкий) язык..

М


М


М


М


М


  1. Мюсева ельцңгана соявы.(Родился во время каслания)

  2. Ненэць' еркар. (фамилия ненцев)

  3. Та' выңгана вадюрта ңодя. (только летом растет)

  4. Тандая' вадёдана нямд. (Летние рога оленей)

  5. Мирць мэта. ( инструмент)

3. Самбляңг вада ңопой буквахад П (составить

пять слов начинающихся на букву П).

П



П


П


П


П


1. Падна мэта. (инструмент для письма)

2. Мирць' мэта'' ңамгэри нюм'. (Инструмент для приготовления нарты)

3. Лэхэвада нюдя - ңэсым' тэвола. (Маленький ростом, стадо сторожит)

4.Таңы нумгана лидяңг паным' мэңа. (Летом в зимней одежде одета)

5. Яха нюм. (название реки)

  1. Итог урока. Оценка знаний.

С целью рефлексии в заключительном моменте урока учитель предлагает ответить в течение минуты на следующие вопросы:

Сегодня Мань намтам' - Я узнал…

Мань каматадян' - Я понял…

Мань сертаңгув' - Я могу…

Некоторые ответы можно зачитать. Данные вопросы позволят определить, насколько учащимся было интересно на уроке, какие моменты урока больше запомнили. У. - Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие «Части речи». На протяжении всего пути вы, как и любой школьный путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствие вам по плечу.



© 2010-2022