План-конспект урока по русскому языку на тему: Виды глагола

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Виды глагола».

Цель урока: организация деятельности учащихся по усвоению понятия «вид глагола», по овладению способами распознавания видов глаголов, по закреплению и повторению знаний о глаголе.

Задачи:

- направленные на достижение предметных результатов обучения:

овладение новой информацией о глаголе, обобщение и систематизация знаний о глаголе, закрепление умения употреблять глаголы в устной и письменной речи.

- направленные на достижение личностных результатов обучения:

воспитание интереса к предмету, уважения к родному языку, коммуникативных качеств личности;

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

развитие речи, речевого этикета, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ход урока

1. Приветственное слово учителя.

А.С. Пушкин писал: «Глаголом жги сердца людей».

-Какое значение имеет глагол в данном предложении? Заглянем в толковый словарь В.Даля. Это слово имеет три значения.

Как вы думаете, какое значение в современном русском языке на первом месте?

По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.

- Можно ли обойтись в нашей речи без глаголов. Думаю, нет.

И сегодня мы будем говорить о глаголе и его видах.

  1. Комментированный диктант.

Удивить, возмущаться, восхищаться, гореть, жужжать, загораться, закреплять, знакомиться, напрягаться, наслаждаться, обвинять, обогащать, обозначать, объяснять, огорчаться.

  1. Ответить на вопросы

- Слова какой части речи мы записали?

- Как вы это определили?

- Соблюдая орфоэпические нормы, прочитайте слова восторгаться, обогащать, напрягаться.

Объясните орфограммы в словах.

  1. Работа с учебником .

Откройте оглавление, найдите тему «Глагол». Просмотрите, какие темы по глаголу нам предстоит освоить.

  1. Строим дом (ОК) Глагол.

- Прежде чем построить дом, что строят? Фундамент.

Как вы докажете, что будет фундаментом нашего дома?

- У каждого человека есть признаки постоянные и непостоянные, так и у глагола. Давайте их найдем.

- Меняются условия, меняется настроение, меняются признаки. На следующих этапах поселили непостоянные признаки.

- Оставшиеся квартиры займут глагольные орфограммы.

Дом строится совместно. Учащиеся пользуются оглавлением и материалами учебника. Комментарий ведется по ходу строительства.

-Ребята, что вы делали в процессе строительства?

-Шпаклевали, цементировали, таскали …

-На какие вопросы эти глаголы отвечают?

-Это глаголы несовершенного вида.

-Дом уже построили, действие совершилось.

-Построили, совершилось- глаголы совершенного вида.

Запомните, когда глагол бывает совершенного вида, С- его любимая буква, и он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: что сделал? что сделать? что сделаю?

Это очень легко запомнить: совершенный вид- что сделать?

Совершенный вид потому и называется совершенным, что глагол все эти дела совершил, т.е. уже закончил.

Когда вид глагола несовершенный он отвечает на вопросы что делал? что делаю? что буду делать? Потому несовершенный вид и называется несовершенным, что глагол действие еще не совершил.

-Итак, глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Объясните смысл пословиц. Укажите виды глаголов.

С книгой жить - век не тужить.

Хвалят- не гордись, учат- не сердись.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Работа с учебником (упр. 224), чтение и обсуждение.

Занимательная лингвистика «Знаете ли вы?»

Комментарии учителя. Поясним, что слова лепый, лепо, лепота существовали в древнерусском языке и означали примерно следующее: красивый (ладный, приятный), красиво, красота. В современном языке сохранились лишь слова с приставкой: нелепый, нелепость. Бывшая приставка сейчас рассматривается как часть корня. Напомним, как царь, герой фильма «Иван Васильевич меняет профессию», попав в новую Москву, восхищается видом столицы: «Ляпота».

Творческое задание

1. Составьте текст на тему «Грибы в осеннем лесу», используя существительные: шляпки, головки, подосиновик, сыроежки, маслята, кусты, осинки.

Развитие речи учащихся

2. Перескажите одну из серий любимого мультфильма, например: «Прогулка кота Леопольда». Назовите глаголы, указывающие на действия Леопольда.

Самостоятельная работа

3. Подчеркните глаголы в предложениях, укажите их вид.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

4. Ребята, давайте продолжим текст.

Черепашонка звали Кроха. Ел он все подряд: капусту, петрушку, укроп, яблоки. Жил в доме, который ему Сережа из кубиков построил.

Найдите в тексте глаголы, укажите их морфологические признаки.

Подведение итогов урока.

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы он отвечает?

- Изменяется ли глагол по лицам и числам?

- Назовите виды глагола

Домашнее задание: приглядитесь к тому, как собака (кошка или какое- либо другое животное) охотится, играет, что-то делает. Напишите об этом ( 4-5 предл). Подчеркните глаголы, укажите их вид.

© 2010-2022