Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всё, что я даю, так или иначе возвращается ко мне.

Даю же я сейчас то, что хочу получить взамен.

Д. Джампольски


Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

А. Дистервег

Направления работы учителя:

  • - Учитель -предметник;

  • - Учитель - воспитатель (классный руководитель);

  • - Учитель - член методического объединения школы (учитель - организатор, творец).

Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Современную парадигму образования принято называть социально-личностным, личностно ориентированным, гуманным образованием.

Главной целью современного образования является развитие социально значимых качеств учащихся в процессе воспитания и обучения:

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений;

  • воспитание ответственности учащегося за успех учебной деятельности;

  • формирование способности к объективной самооценке - рефлексии.

Достижению этих целей способствует построение учебного процесса, ориентированного на личность учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. В центре учебного процесса - ученик, его познавательная и творческая деятельность.

.

Тема «Использование технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы»

1. Условие возникновения интереса к технологии встречных усилий.

Одной из главных задач работы школы в современных условиях является самосовершенствование учителя. Педагог, желающий освободиться от догм и стереотипов, понимает, что формы и методы его работы станут действительно новыми и нестандартными лишь в том случае, если будут избавлены от главного недостатка прежних методик - их обезличенности.

Всякое обучение есть создание условий для развития личности, и, следовательно, является развивающим, личностно-ориентированным. Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности. Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает разработку новых педагогических технологий и их использование в работе.

Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития; Воспитание личности с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, необходимых в жизни.

Работая над темой личностно-ориентированного подхода в преподавании русского языка и литературы, ставила перед собой задачи:

1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по технологии встречных усилий (далее - ТВУ)

2. Обосновать педагогические условия, направленные на применение ТВУ на уроках.

3. Разработать примеры приёмов и методов к каждому этапу урока по ТВУ.

4. Устранить преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения; 5.Уменьшить объём фронтальных форм обучения;

6. Повысить уровень познавательной самостоятельности учащихся;

7. Повысить уровень недостаточно высокой мотивации обучения;

8. Создать рефлексию в обучении.

Моя задача как учителя - помочь ребёнку обрести знания, поддержать его, внушить веру в себя, в свой разум, в свои силы, в успех, в конечный результат! У нас, учителей словесности, всегда возникает вопрос: как сделать, чтобы урок был высокоэффективным, чтобы он оставлял след в душах учащихся? Считаю, что поиск новых форм и приемов изучения предмета, необходим.

Учимся мы не для школы, а для себя, для жизни. В этом-то как раз и заключается актуальность и перспективность педагогики встречных усилий на уроках русского языка. Но реализация данной технологии невозможна без усиленной работы по развитию устной и письменной речи, без знания новых методов и приёмов, без соотнесения с информационными технологиями.

3. Ведущая педагогическая идея.

Даёт ли ТВУ возможность ощутить радость открытия, воспитывает потребность узнавать все больше и больше? Ориентирована ли она на индивидуальность ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития? Что необходимо предпринять, чтобы сделать учение увлекательным, а каждый урок продуктивным? Уверена, что я нашла ответ на эти вопросы, познакомившись с технологией встречных усилий.

В основе этой технологии лежат принципы учебного сотрудничества. Сотрудничество - это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе хода и результатов учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе учебного сотрудничества, демократический. Главным содержанием взаимоотношений становится принцип учения без принуждения.

Создание поля совместной деятельности учителя и ученика, как того требует технология встречных усилий, - долгий процесс, где необходимы сонаправленные усилия и учителя, и ученика, и других педагогов, и родителей… Только тогда учебное сотрудничество обретает основное свое значение: сотрудничество, совместный труд. Интересно общаться, учиться, трудиться, если это происходит на равных.

Поставленной цели можно достичь разными средствами. Педагогика встречных усилий (по Хан О.Н.) предполагает постоянные «шаги» навстречу» от учителя к ученикам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания.

Нужна ли педагогика встречных усилий при формировании грамотного письма, развития устной и письменной речи учащихся? Несомненно.

4. Длительность работы над изучением ТВУ и использованием приёмов и методов технологии в работе учителя на протяжении 10 лет.

5. Диапазон применения.

Педагогический опыт нашёл свое применение в единой системе учебно-воспитательного процесса «урок - внеклассная работа по предмету»

6. Теоретическая база.

Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования. Авторы - Е.В. Коротаева, Т.Л. Аракелова , Т.В. Безродных, Ю.В. Братчикова, М.В. Ломаева, Н.И. Торлопова, Технология встречных усилий на уроках русского языка и литературыО.Н. ХанТехнология встречных усилий на уроках русского языка и литературы; Организация учебного процесса как технология встречных усилий учителя и учащихся. О.Н.Хан.

7. Ожидаемые результаты:

1. Достичь полного усвоения базисного компонента содержания образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика.
2. Сформировать у учащихся устойчивые познавательные интересы и способы их удовлетворения своими силами.
3. Развивать интеллект, память и речь.
4. Научить коммуникативным умениям.
5. Осуществлять самопознание на основе рефлексии.




II. ТЕХНОЛОГИЯ ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙ

2. 1.Существующие подходы к понятию "технология обучения".

В психолого-педагогической литературе можно встретить несколько сильно отличающихся друг от друга взглядов на понятие "технология". Систематизация различных точек зрения позволяет выделить три основных подхода к определению технологии обучения.

При первом подходе под технологией часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной цели (например, технология отработки навыка устного счета, технология организации групповой деятельности и др.). Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. Использование понятия "технология" в этом смысле не дает педагогике чего-то нового, не конкретизирует процесс обучения. Происходит просто подмена одного понятия другим. Если ранее говорили "методика (или система) В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина", то теперь для того, чтобы блеснуть своей эрудицией, говорят "технология В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина". От перемены слов суть предмета (системы В. В. Давыдова - Д. Б. Эльконина) не изменилась.

Сторонники второго подхода под технологией подразумевают педагогическую систему в целом. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В. П. Беспалько, являются учащиеся и преподаватели. Технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Несмотря на несоответствие понятий "технология" и "педагогическая система", данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, так как технология включает в себя не только методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса), но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения.

В русле третьего подхода технологию рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной цели методику или систему, как некий алгоритм. Нельзя сказать, что данный взгляд еще ближе подходил бы к первоначальной трактовке понятия "технология" - скорее, наоборот. Ведь технология - это определенный способ. А способы могут быть разные: быстрые и медленные, новые и старые. И не случайно появился термин "современные технологии", подразумевающий наиболее эффективные и быстрые способы получения результатов на данном уровне развития общества. Технология - это не оптимальный и наиболее эффективный способ, а любой способ производства (или обучения), отвечающий требованиям технологичности процесса.

Кроме представленных трех подходов, уже достаточно четко обозначившихся в педагогической литературе, существует и ряд других.

Само слово «технология» происходит от греческого слова «techne» - искусство, мастерство, умение. В словаре русского языка технология - это совокупность знаний о способах осуществления каких-либо производственных процессов; совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс.

Классификация педагогических технологий. (Разработана Г.К.Селевко):

  1. По уровню применения выделяются технологии общепедагогические, частно - методические (предметные) и локальные (модульные).

  2. По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и др.

  3. По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические.

  4. По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно - рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, развиваюшие.

  5. По характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные и др.

  6. По типу организации и управления познавательной деятельностью.

  7. По способам, методам и средствам обучения различают технологии; догматические, репродуктивные, творческие и др.

  8. По категории обучающихся. массовая

Итак, педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ= цели+задачи+ содержание+ методы (приёмы, средства)+ формы обучения

Как и любая технология, технология встречных усилий базируется на дидактических принципах обучения. В первую очередь - это принцип сознательности и активности, в основе которого наиболее востребованные технологией приемы и правила. Необходимым условием сознательного обучения всегда являлось ясное понимание целей и задач предстоящей работы, использование всех видов и форм познавательной деятельности, приемов взаимообучения, воспитание активности.

Немаловажное значение в технологии встречных усилий имеет принцип доступности, эффективность которого заключается в умении учителя организовать и осуществить обучение в соответствии с возрастными закономерностями развития ученика. Классические «правила, относящиеся к практической реализации этого принципа сформулированы еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному.

Значительна роль принципа систематичности и последовательности обучения, который опирается на научные положения, играющие роль закономерных начал: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда имеет четкую картину внешнего мира, представляющую систему взаимосвязанных понятий. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов.

Достойное место в технологии встречных усилий занимает принцип наглядности, правила которого рекомендуют применять наглядность не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу школьников. В настоящее время большое значение приобретает применение современных средств наглядности: учебного телевидения, видеозаписи, слайдов, возможностей компьютерных технологий.

Нет, наверное, необходимости подробно останавливаться на каждом из принципов обучения, востребованных технологией встречных усилий - это и научность обучения, преемственность и перспективность, прочность и связь с жизнью. Каждый из них не изолирован друг от друга, все они взаимообусловлены, тесно переплетаются и являются составляющими системы обучения предмету.

Реализацию встречных усилий можно организовать на уроках любого типа. Задача учителя - продумать этапы урока, методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с учениками в качестве участников образовательного процесса.

Постановка целей и задач данной педагогической деятельности.

Я считаю, что каждый ученик по-своему талантлив и должен иметь возможность реализовать свои способности. Задача учителя помочь ему в этом. Уверена, что ученик должен не получать знания в готовом виде, а добывать значительную их часть самостоятельно, и согласна с древнекитайской мудростью, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь».

Поэтому мне импонируют личностно-ориентированные технологии. Они создают атмосферу сотрудничества ребенка и учителя, условия для творчества и самореализации личности.

Изучила монографию «Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования». Данная монография представляет собой презентацию трудов соискателей, работающих в рамках научной школы «Педагогика взаимодействий в образовательном пространстве» под руководством докт. пед. наук, профессора Евгении Владиславовны Коротаевой. Феномен «педагогическое взаимодействие» включает достаточно широкий круг активно разрабатываемых в педагогике вопросов, касающихся теории (глава 1) и практики субъектов педагогического процесса различных ступеней образования (главы 2, 3). В представленных материалах отражены общие проблемы, междисциплинарные подходы, психолого-дидактические рекомендации, связанные с многообразием проявлений педагогических взаимодействий. Уточнены психолого-педагогические и социопедагогические положения, раскрывающие позиции и роли субъектов в образовательном процессе.


В главе 2.3. говорится об организации учебного процесса как технологии встречных усилий учителя и учащихся. ( автор главы Хан О.Н.)

(предложить сравнит. характеристику технологий)

Итак, существуют разные педагогические технологии, каждая из них имеет бесспорные достоинства. В моей практике обучения русскому языку главное место занимает построение уроков, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учеников, потому что именно для нее базой является педагогика сотрудничества.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Перечислю основные характеристики урока, построенного на встречных усилиях участников учебной деятельности.

-Весь урок (или большая его часть) проходит на эмоциональном и интеллектуальном подъёме, что даёт выход творческой энергии его участников.

-Царит атмосфера сотрудничества и сотворчества: учитель и ученики «заражают» друг друга творческой энергией; чувствуется готовность той и другой стороны оказать друг другу помощь.

-Мыслительная деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приёмами: используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, познавательные игры и прочее.

-Учитель побуждает, организует и ведёт мысль учащихся к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы, учащиеся адекватно реагируют на творческие и проблемные ситуации.

-На уроке для учащихся создаются возможности проявить себя - в зависимости от умения и желания учиться - в различных видах и формах учебной деятельности (индивидуальная, групповая, фронтальная; игровая и пр.)

-Речь учителя несёт огромную смысловую нагрузку на уроке: монолог и замечания педагога расставляют акценты, рождают проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учебную информацию.

-В результате такого урока у педагога и учеников возникает чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, желание повторить и упрочить успех совместной деятельности.

При планировании уроков с учетом данных требований обучение становится увлекательным процессом совместного познания.

Автор статьи «Технология встречных усилий на уроках русского языка» Е.В. Коротаева предлагает структуру урока, «построенного в соответствии с технологией встречных усилий, состоящую из пяти основных этапов.

На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. Их можно использовать вместе, что повышает эффективность урока и применять вариативно на традиционных уроках.

Мозаика встречных усилий учителя и ученика.

Этап урока

Педагогические приёмы

1.

Начало урока: введение, «разогрев учебной группы», включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».

«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф».

2.

Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам.

«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен - не согласен», «Повтор с расширением»

3.

Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю/ не знаю» и др.

4.

Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников.

деловые игры, «театрализация», «Кластер» и др.

5.

Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

«Итоги», «Возврат к началу», «Три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и др.

(Приложение №7. Примерная схема и структура урока, построенного по ТВУ)

III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ВСТРЕЧНЫХ УСИЛИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми приемами, реализуемыми на уроке, выдержанном в технологии встречных усилий учителя и учащихся.

Содержание первого этапа деятельности - это упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу.

Некоторые педагогические приемы данного этапа.

  • Интеллектуальная разминка - это «пятиминутки» для развития сообразительности. В течение нескольких минут нужно решить задачу, ответить на вопрос кратко, точно, с необходимым пояснением, например:

5 - 6 класс К уроку по теме «Род, число, падеж имён существительных»:

А) Запишем строки из стихотворений Державина и Пушкина:

И тихая луна, как лебедь величавый, Глядь - поверх текучих вод

Плывёт в сребристых облаках. Лебедь белая плывёт.

Что необычного для вас в этих стихах?

( Лебедь у Державина мужского рода, а у Пушкина - женского).

Вывод: В 19 веке эта прекрасная птица не имела устойчивого рода. Собиратель русских сказок Афанасьев связывает женский род этого слова с былинами и легендами:

Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит рассказ о том, что богатырь Поток женился на вещей Красавице, которая впервые ему явилась на тихих морских заводях в виде белой лебеди.

В современном русском языке победила форма мужского рода - форма, использовавшаяся Державиным, а для женского рода нашлись слова ЛЕБЁДКА, ЛЕБЁДУШКА.

  • Игра «Да-нетка» - учитель загадывает нечто (часть речи, член предложения, грамматический термин и др.) Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да» или «нет», «и да и нет». Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. "Да-нетка" учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минутки предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только "да-нет". Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

  • «Отсроченная отгадка» - в начале урока учитель предлагает учащимся задачу, решение которой будет раскрыто в ходе работы над новой темой.

  • «Эпиграф» - учитель предлагает ученикам осмыслить текст, записанный на доске, и решить, каким образом он связан с темой урока.

  • «Удивляй!» - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

На контрольно-подготовительном этапе происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала, то есть производится опрос по предыдущим темам.

Предлагаемые приемы

  • «Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.

  • «Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой - зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.

  • Блиц-опрос - проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы.

  • Опрос по цепочке - рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

  • Фактологический диктант - диктант проводится по базовым вопросам. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлениях, должна работать память.

  • Программируемый вопрос - ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (опрос проводится устно)

  • Согласен - не согласен.

Среди любимых детьми приемов отмечу прием «согласен - не согласен». Работа происходит в форме диалога: собеседники обращаются друг к другу с тезисами, которые можно принять или опровергнуть.

Например: Если «да», показывается зеленая сигнальная карточка, «нет»- красная.

  • Текст состоит из предложений.

  • К тексту нельзя придумать заглавие.

  • Все предложения в тексте имеют границы.

  • Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.

  • В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

  • Текст можно распределить на части.

  • Каждая часть текста записывается с красной строки.

Прием «лови ошибку» я использую на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольной работе; здесь можно использовать материал тестовых заданий. (Контрольно-подготовительный этап («Лови ошибку», «Опрос- кроссворд», «Повтор с расширением», «Согласен - не согласен», «Загадалки - заморочки»)

Переходим к третьему этапу, который условно называется «вызов», он обеспечивает интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий.

  • Тема «Окончание».

На доске написано предложение:

  • Ре..кого ч..л..века цв..ты ост..вляют равнодушным.

  • Задание. Запишите предложение. Внимательно посмотрите на состав слов данного предложения. Скажите, какая часть есть в каждом слове (не считая корня), и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  • (В каждом слове данного предложения, кроме корня, имеется окончание. Значит, тема урока «Окончание»).

Учитель записывает тему урока на доске, а ученики в тетрадь.

-Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.

Запись на доске:

Цель:

Повторить всё, что … о ….

Развивать умения отличать … от … и ….

Используются приёмы:

  • «Цель и цели» - учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои цели учебной деятельности.

  • «Знаю - не знаю» - каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме, чего не знает, что хочет узнать.

  • «Вопрос к тексту» - перед изучением нового материала ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

(Приложение №3. Педагогические приёмы, используемые на 3 этапе урока.)

Одним из основных, на мой взгляд, этапов урока является этап сотворчества. Главное здесь - поддержка активности, интереса, усилий и сведение этих усилий и находок в совокупное знание.

Предлагаемые приемы.

  • «Театрализация» - разыгрывается сценка на учебную тему.

  • Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. В нем записываются основные понятия, о которых идет речь, с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связываются между собой рассматриваемые понятия.

  • Фантастическая добавка - учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

  • Деловая игра

  • Проблемный диалог - предполагает поиск самими учащимися новых способов решения, выбор новых материалов, нужных для решения. Учитель выполняет роль помощника.

Важным, с моей точки зрения, является рефлексивный этап. Рефлексия позволяет изложить свою позицию по поводу изученного материала, дает возможность выразить мнение, она обеспечивает свободу слова и мнения, Существуют особые педагогические приёмы, позволяющие провести рефлексию: «эссе», «возврат к началу», «итоги» и др. Стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие в начале урока или в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

Предлагаемые приемы.

  • Опрос-итог - в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие ученика к рефлексии урока.

  • Отсроченная отгадка - необходимо не забыть возвратиться к вопросу, поставленному перед учащимися в начале урока .

  • «Эссе» - пятиминутное сочинение, в котором учащиеся дают оценку своим знаниям по изучаемой теме, что дает учителю представление о восприятии темы школьниками.

  • «Синквейн», диаманты.

Рифмовки. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Одушевлённый от слова ДУША.

Скажете: «Кто?». Отвечу: «Я,

Папа и мама, братишка, сестра,

Тузик - собака и кошка Пуша.

Неодушевлённый? Он неживой:

Стол, кабинет, речка зимой,

Сад за окном, треугольник, пенал…

Правильно я сказал?»

Важный аспект этого этапа урока - определение домашнего задания. Учитель может вместе с ребятами обсудить вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?

Еще одним из принципов технологии встречных усилий является свободный выбор разноуровневых домашних заданий: 1-ый уровень соответствует обязательным результатам обучения; 2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; 3-й - задание творческого характера. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Итак, рефлексивный этап урока - это осмысление результатов своего труда, общая оценка урока, оценки индивидуальные.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии встречных усилий и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.

Для реализации технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы мною используются и различные формы и методы учебно-воспитательной деятельности.

Лучшему усвоению теоретического материала помогает наличие лаконичной зрительной опоры - схем, кластеров, таблиц, алгоритмов рассуждения, тезисных конспектов.

Очень интересна и результативна в плане получения прочных знаний работа с алгоритмами.

Алгоритмы могут даваться учителем готовыми, могут составляться под его руководством вместе с учащимися, учащиеся могут составлять алгоритмы самостоятельно после знакомства с правилом.

Постоянно используя технологию встречных усилий, учителю необходимо изучать ошибки учащихся и включать в упражнение слова, часто вызывающие ошибки (работа «По следам ошибок» должна быть постоянной).

Нужно подчинять дидактический материал принципу коммуникативной необходимости, т.е. необходимости данных слов для процесса общения в письменной форме в будущей речевой деятельности.

Такие изменения предполагают значительные сдвиги в самой технологии обучения. Это прежде всего означает, что педагог, проводящий занятия, должен владеть приёмами учебного диалога. К вербальным приёмам учебного взаимодействия нужно отнести следующее:

  • постановка открытых вопросов (т.е. таких, которые заранее ориентированы не на единый - «правильный» - ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме).

  • определение собственной позиции во взаимодействии не как главной, но как нейтральной, что даёт учащимся возможность во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без боязни, что их одёрнут, остановят и т.д.

  • анализ и самоанализ занятия: что, как и почему происходило на занятии; где встречные усилия «зависали», с чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем;

  • ведение заметок, помогающих отслеживать течение занятия, его кульминацию, результативность.

Свою роль играют и невербальные приёмы учебной коммуникации:

  • визуальные: выражение лица (заинтересованное - равнодушное), позы и движения (располагающие к работе - угрожающие и пр.), зрительный контакт (взгляд на собеседника - избегание прямого взгляда и т.п.)

  • акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука), речевые паузы;

  • тактильные: расстояние между говорящими (далёкое - близкое, т.е. способствующее или препятствующее контакту), прикосновения (одобряющие - агрессивные) и пр.

Технология встречных усилий включает в себя методы интерактивного обучения, которые вовлекают ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним относится работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, учебный диалог, «круглый стол», «заседание экспертной группы», «сократические диалоги», «мозговой штурм», нестандартные уроки и т.д.

Эти формы обучения важны для учащихся, поскольку позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения. Педагогика взаимодействий включает в себя связку не только «учитель - ученик - учитель», но и «ученик - учитель - ученик».

Такая форма работы помогает выработать навыки сотрудничества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня особенно остро ощущается необходимость изменения характера взаимодействия ученика и учителя. Учащийся должен сознательно включаться в деятельность, нести ответственность за процесс ТВУ и результат, стать активным участником, субъектом образовательного процесса. Но существуют противоречия: на фоне изменившихся социальных условий императивные формы обучения и воспитания становятся малоэффективными, школа не может полностью выполнить свою основную задачу - помочь ребенку в освоении и овладении знаниями и умениями, способствующим оптимальной социализации личности в обществе.

Необходима оптимизация сонаправленных эмоциональных, интеллектуальных, волевых усилий участников обучения, сочетающихся с осознанным отношением к организации учебно-воспитательного процесса и высокой результативностью деятельности. В основе ТВУ лежат интерактивные, т.е. ориентированные на общие методы обучения. Цель образования: не овладение суммой знаний, а формирование способности учиться самостоятельно.

Новизна в том, что ТВУ формирует положительную мотивацию к процессу обучения, повышает культуру умственного труда субъектов обучения, вырабатывает навыки совместных действий, воспитывает осознанное отношение к процессу и результату учебной деятельности.

Для успешной реализации встречных усилий ученика и учителя необходимо наличие единой цели, на достижение которой они направлены, усилие всех участников учебного; стремление не просто овладеть суммой знаний, а научиться учиться самостоятельно, учитель и ученик постоянно делают "шаги навстречу", "шагают вместе" к знаниям.

Данная технология обучения соответствует основным направлениям модернизации образования, является инновационной, достаточно нова, эффективна. Интересны уроки, построенные в соответствии с ТВУ.


Технология встречных усилий достаточно продуктивна, потому что происходят существенные изменения в качестве знаний (как правило, выше 50%), учащиеся активно овладевают практическими и теоретическими навыками и умениями, значительно повышается уровень мотивации в овладении знаниями, повышается интерес к изучаемому предмету,
формируются коммуникативные навыки, повышается культура общения, формируется новый этап отношений учитель - ученик в рамках партнёрства.

Содержание и структура урока в технологии встречных усилий отвечает принципам развивающего обучения:

1. Продвижение к истине через актуализацию собственных знаний, взаимообогащение знаниями через моделирование учебных диалогов, составление тезисов-ловушек, анализ кластера.

2. Гибкое соотношение творческой, мыслительной, преобразующей деятельности (добывание знаний, умений через наблюдения, рассуждения).

3. Субъективизация обеспечивается через такие методические средства, как

предвидение - самостоятельное формулирование заданий к упражнениям, исходя из темы урока; совместное целеполагание и планирование деятельности; формулирование оценочных выводов и обобщений; развитие логического мышления, речевой активности через систему интеллектуально-лингвистических упражнений.

4. Совместность взаимодействия через организацию общения педагога и учащихся.

Уроки, построенные в соответствии с ТВУ, - один из путей улучшения процесса обучения. Организация учебно-познавательного процесса на основе ТВУ меняет не только стиль общения, тип мышления и методику обучения; меняется отношение подростков к предмету "Русский язык" и русскому языку, и меняются они сами: растет положительная мотивация, самостоятельность в речемыслительной деятельности, укрепляются познавательные интересы, что проявляется в желании и умении учиться и положительно сказывается на важных качествах личности - наблюдательности, самооценке, саморегуляции, повышается личная активность учащихся и активизируются контакты с учителем, растет работоспособность; появляется желание общаться в ходе учебного процесса

Таким образом, развитие умственной и творческой активности

школьников в процессе усвоения знаний с использованием ТВУ становится важным условием их подготовки к труду как умственному, так и физическому.

Развивающемуся обществу нужны современные, образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут сами принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, обладают чувством ответственности. Исходя из опыта своей работы, могу отметить, что при таком обучении воспитывается свободная личность с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые способна применить в жизни. Личность, которая умеет не только отстаивать своё мнение, но и слушать других.

Обучение и общение… Они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться!

Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.

Результативность использования элементов технологии встречных усилий на уроках русского языка и литературы.

Труд учителя тяжкий труд, но радостный, когда видишь добрые плоды своей работы.

Главный результат: рост качества знаний обучающихся, успешная государственная (итоговая) аттестация, результативность участия в олимпиадах, муниципальных и региональных конкурсах.

Результативность подтверждается, во-первых, положительной динамикой роста качества знаний, активизацией познавательной деятельности учащихся, участием в разнообразных творческих конкурсах, предметных олимпиадах, во-вторых, повышением уровня педагогического мастерства.

Улучшение грамотности учащихся и развитие устной и письменной речи посредством технологии встречных усилий повышает уровень обученности учащихся, что является следствием высокой познавательной и мыслительной деятельности учащихся на таких уроках. Использование данной технологии позволило добиться 100% успеваемости по предмету.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ СОТРУДНИЧЕСТВО, СОДРУЖЕСТВО УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА - НЕПРЕМЕННЫЙ ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В РАБОТЕ!

Сегодня учитель должен так управлять учебной деятельностью учащихся, чтобы дать им возможность проявить свои способности, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал. Умение увлечь учеников работой, на мой взгляд, и есть, в конечном счёте, педагогическое мастерство, к которому стремится каждый учитель. Изжить скуку на уроке, развить познавательную активность помогает мне технология встречных усилий.

Я учу своих учеников правильно строить свою деятельность, то есть быть компетентными, способными выживать в современном быстро меняющемся в связи с научным прогрессом мире.

Используя приёмы технологии встречных усилий, удаётся не только избежать скуки и однообразия на уроке, но самое важное - сформировать коммуникативность и самостоятельность, а также развить высшие психические функции учеников: логику, мышление, память, а, в конечном счёте, всё это способствует формированию прочных знаний.

Применение современных технологий позволяет выработать у детей способность к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умения работать в сотрудничестве со сверстниками, а в будущем потребность в постоянном самообразовании; раскрыть и способность формированию интересов и склонностей определенной направленности, которые станут основой для выбора дальнейшего пути в образовании.

Использование новых технологий на уроке позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку и литературе на протяжении всех лет их изучения.

Древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими слезами тому, чему можно научиться с улыбкой? Главное - дарить всё время что-то хорошее и ценное (хотя бы интересный урок!)


© 2010-2022