Конспект по русскому языку на тему Собирательные числительные (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по русскому языку для 6 класса (авторы учебника: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская )

Тема: «Удивительные слова» (собирательные числительные) 6 класс

Цель учителя: создать условия для усвоения темы «Собирательные числительные»

Цель для учащихся: познакомиться с разрядом «собирательные числительные», научиться отличать их от других числительных, склонять и правильно употреблять с существительными.

Задачи:

1. Узнать особенности собирательных числительных.

  1. Развивать навыки склонения собирательных числительных.

  2. Формировать умения употреблять числительные в речи.

  3. Выработать умение работать в парах, индивидуально

Тип урока: открытие нового знания

Технология проблемного диалога

Методы: беседа, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент

2. . Мотивация.

Мы незнакомы, от этого щемит в груди.

У всех у нас один вопрос: «Что будет впереди?»

Я смотрю на ваши добрые лица,

И думаю: нам стоит с вами подружиться!

Урок будет занимательным,( Слайд 1.)
Слушайте меня внимательно,
Глаза раскрывайте,
Участие принимайте.

3. Актуализация ранее изученного. Блиц-опрос по вопросам на экране. (фронтальная работа)

_ Давайте знакомиться!

- Сколько в вашем классе человек?

- Сколько девочек? И мальчиков?

- сколько в классе хорошистов и отличников?

- сколько ребят с голубыми глазами? А кареглазые есть?

Первое знакомство состоялось!

Скажите, словами какой части речи вы пользовались при ответе на мои вопросы? (Имя числительное)

_Давайте вспомним, какие группы числительных вы знаете? (Количественные и порядковые)

У каждого из вас есть рабочий лист, напишите свою фамилию и имя!

4. Создание проблемной ситуации (проблемная ситуация с затруднением, побуждающий диалог) слайд 2

Ребята, назовите разряды количественных числительных. (числительные, обозначающие целые числа, дробные числительные)

Я предлагаю вам выполнить Задание 1. Слайд 3 в рабочих листах (они лежат у каждого на парте). Распределите данные числительные по группам.

Мне нужны для выполнения задания 8 добровольцев!

Вы получаете карточку с числительным. Ваша задача: распределиться по группам. (дети объединяются в группы)

Семь, семеро, три пятых, шестеро, пять, пятеро, два седьмых, восемьсот (количественные, обозначающие целые числа, дробные, собирательные)

- Что объединяет все эти числительные? (количественные)

- Назовите, числительные по группам? Ответы уч-ся с места.

- А теперь давайте проверим себя! Слайд 4 (Оцените себя напротив задания, поставьте балл за каждый правильный ответ максимум - 8 баллов)

- К какой группе вы отнесли числительные: семеро, шестеро, пятеро

- Чего мы ещё не знаем?

- Какая проблема у нас возникла? (не знаем, что это за числительные)

Ребята прикрепляют числительные на доску с помощью магнитов.

Чтобы сформулировать тему урока и его цель, проследите, пожалуйста,

за моими действиями. Постарайтесь понять, что я делаю. Если назовёте глагол, то поймёте, о каких числительных мы будем сегодня говорить.

(Учитель собирает в коробку ножницы, показывает ребятам, просит назвать, сколько ножниц в руке).

- какое действие я совершала с предметами? (собирала)

- Сколько у меня ножниц в руке?

- Думаю, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь? Сформулируйте тему урока и его цель. (Тема: Собирательные числительные, Цель: познакомиться с разрядом «собирательные числительные», научиться отличать их от других числительных, склонять и правильно употреблять с существительными.) Слайд 5, 6 Запись проблемы в рабочий лист! (не знаем, что это за числительные)

- Вам ещё предстоит узнать, почему я их назвала удивительными словами? К концу урока к этому вернёмся.

- Заполните свои рабочие листы. Тему и цель урока.

5. Выдвижение версий решения проблемы. (фронтальная, индивидуальная работа)

- Начнём с размышления над названием данной группы числительных.

- Что же такое собирать? (сообщение ученика из толкового словаря)

Сосредоточить, соединить в одном месте

Назовите синонимы. ( Собрать - скопить, сосредоточить, сконцентрировать)

- В чём могут заключаться их особенности? Слайд 7.

Вывод: таким образом, собирательные - это несколько предметов, взятые как одно целое. Например, пятеро, шестеро.

Итак, сегодня мы знакомимся с собирательными числительными. Они неслучайно вынесены в отдельный разряд количественных числительных. Это мы должны будем узнать на уроке.

6. Составление плана решения проблемы. (фронтальная работа)

Вопросы, рассматриваемые на уроке: слайд 8

1.Сколько собирательных числительных в русском языке?
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

7. Поиск решения проблемы - открытие нового знания. слайд 9

В течение открытия нового знания будем составлять опорную схему (у каждого ученика на столе индивидуальная доска)

1. Найдите в учебнике на стр.155 собирательные числительные. (работают самостоятельно по учебнику) Слайды 9

2. Какие из них употребляются в русском языке крайне редко? (восьмеро, девятеро, десятеро) Слайд 10

- В чем особенность собирательных числительных? Слайд11

Слайд 12 - Прочитайте в учебнике «Теория» параграф 113, Найдите ответ на проблемный вопрос: с какими существительными сочетаются собирательные числительные? Уч-ся оформляют запись в схему.

Один ученик озвучивает получившийся план. Слайд 12.

Физминутка. Слайд 13 (муз. сопровождение)

3. А теперь мы должны узнать, как склоняются собирательные числительные. Для этого изменим по падежам словосочетание с собирательным числительным семеро лисят, трое брюк. Выделите окончание. Слайд 14

(По желанию уч-ся озвучиваем склонение по падежам.) Проверьте себя Слайд 15 Оцените себя, 1 балл за каждый падеж, максимум 6 баллов.

Задания по вариантам. (распечатка на столе)

1 вариант.

Задание 1. Найти в учебнике информацию о собирательных числительных.

Задание 2. Какие из них употребляются в русском языке крайне редко?

Задание 3. Прочитайте и скажите, с какими существительными сочетаются собирательные числительные в речи.

Задание 4. Просклонять словосочетание семеро лисят

2 вариант.

Задание 1. Найти в учебнике информацию о собирательных числительных.

Задание 2. Какие из них употребляются в русском языке крайне редко?

Задание 3. Прочитайте и скажите, с какими существительными сочетаются собирательные числительные в речи.

Задание 4. Просклонять словосочетание трое брюк.

Вывод. Сделайте вывод. Что узнали о собирательных числительных? Слайд 16 (заполните схему)

  1. А сейчас послушайте ещё одну историю? О чём она? Как связана с темой нашего урока? (аудиозапись радионяня).

Обсуждение. Слайд 17.

8. Применение нового знания на практике. (парная, фронтальная работа) Слайд 18

Работа в парах.

Задание: Вставьте оба или обе в нужном падеже

1)По______ сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу______ руками.

3)______ братьев приняли в спортивную школу.

4)Склоны______оврагов размыты дождями.

5)В_______случаях ответ был неверным.

Проверь себя. Взаимопроверка. Слайд 19. Оцените товарища, максимальный балл 5 баллов.

- Теперь я хочу предложить вам разобраться в одной ситуации, в которой вполне мог бы оказаться любой из вас. Слайд 20.

Антону уже давно нравилась девочка Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалёку от неё. Но подойти, заговорить с ней он не мог: она всегда была в окружении подруг. И вот идёт он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?» Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: «Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг». Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и чётко произнесла: «Грамотей!» После чего она резко повернулась и ушла. А Антон с растерянным видом остался стоять один.

- Как вы считаете, что произошло?

- Почему Настя, назвав Антона грамотеем, ушла?

-Что значит слово «грамотей»? (Слово имеет ярко выраженную экспрессивную (негативную, ироничную окраску)

- Если смогут сами сказать, что всё дело в том, что Антон допустил ошибку в употреблении числительного, то сразу даю задание по группам. В противном случае задаю наводящие вопросы.

-Могли бы Настя с Антоном подружиться, если бы Антон не ошибся?

- Исправьте ошибку Антона. Слайд 21

-Важно ли уметь, правильно употреблять в речи собирательные числительные?

-В каких ещё жизненных ситуациях, как вам кажется, может помешать неумение грамотно строить свою речь?

Работа по карточкам (работа в парах) 6 карточек (по рядам)

Карточка 1

Задание: оба или обе? Три или трое? Подпишите картинки. Поставьте получившиеся словосочетания в родительном падеже. Слайд 22

Карточка 2. Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным. Слайд 23

  • Трое (учеников, ученица, мастерица, саней).

Карточка 3. Выберите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

  • Четверо (лисят, очки, подруга, малыш).Слайд 23 (Ответы на слайде 24)

Если вы все сделали правильно, добавьте себе один балл, соответственно, если неверно 0 баллов.

9. Вывод.

- Итак, вернёмся к проблеме урока. Слайд 25

- На какой вопрос мы только что все вместе получили ответ?

- Сколько собирательных числительных в русском языке?

- Почему собирательные числительные я назвала удивительными словами?

- Чем они необычны? Слайд 26 после ответов учеников Слайд 27

- Покажите, какая схема у вас получилась, вы над ней работали в течение урока.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали. Оцените себя в соответствии с критериями на слайде. Поставьте оценку. Слайд 28

10. Рефлексия. Закончи предложение Слайд 29

  • А вы знаете, что сегодня на уроке я ……

  • Больше всего мне понравилось ………

  • Самым сложным для меня сегодня было…

  • Сегодня я понял ………..

  • Сегодня я научился ………..

  • Сегодня я задумался…………..

  • На будущее мне надо иметь в виду ……….

-Ребята, сдайте свои рабочие листы, а кластеры остаются у вас.

У нас сегодня получилось не как в пословице «Один с сошкой, а семеро с ложкой». Собрались вместе и вместе, сообща добывали знания. Слайд 30

10. Домашнее задание. Слайд 31. Составьте 5-6 предложений на тему «Дружба», используя собирательные числительные.



© 2010-2022