Урок 6. «Что есть красота?» Женские образы в романе «Война и мир»

Особенности манеры Л.Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н.Г. Чернышевский назвал «диалектика души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней: •        хранительницу очага, основу семьи; •        нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм); •        естественность; •        движение души. С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея? Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети?
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 6. "Что есть красота?" Женские образы в романе "Война и мир "

Поэт 20-го века Николай Заболоцкий сказал об этой проблеме так:

... что есть красота,

и почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде.

Особенности манеры Л.Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н.Г. Чернышевский назвал "диалектика души", имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

• хранительницу очага, основу семьи;

• нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);

• естественность;

• движение души.

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

Любимые Нелюбимые Сложно определить

Наташа Ростова А.П. Шерер Соня

Марья Болконская Элен Курагина Вера

Жюли Карагина А.М. Друбецкая Лиза Болконская

Словарная работа: Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь - это и будут их основные черты.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

Следует остановиться на одном образе, рассмотрев его подробно, а остальные дать в сопоставлении с ним.

Например, Наташа Ростова. "Сущность ее жизни - любовь".

1. Знакомство с Наташей во время именин (т. 1. ч. 1. гл. 8, 9, 10, 16).

• Сравните портрет Наташи, Сони и Веры. Почему в одной автор подчеркивает "некрасивая, но живая", в другой - "тоненькая миниатюрная брюнетка", в третьей - "холодная и спокойная".

• Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? "Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру".

В повести "Детство" Толстой писал: "В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно".

• Понаблюдайте, как улыбаются героини:

Наташа: "смеялась чему-то", "ей все смешно казалось", "расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись", "сквозь слезы смеха", "заливалась своим звонким смехом".

Соня: "улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого", "притворную улыбку".

Жюли: "вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор".

Вера: "Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно".

Элен: "что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо" (т. 1. ч. 3 гл. 2).

• Сравните объяснение Сони и Николая, Наташи и Бориса.

• Как меняются лица Сони и Наташи, когда они плачут?

• Сопоставьте поведение А.М. Друбецкой на вечере у А.П. Шерер, на именинах у Ростовых и во время смерти графа Безухова (т. 1. ч. 1. гл. 18, 19, 20, 21, 22).

• Сопоставьте Наташу Ростову и княжну Марью. Что в них общего? (т. 1. ч. 1. гл. 22, 23). Почему автор рисует их с любовью?

• Почему автор сближает Соню и Лизу Болконскую по одной черте: Соня - кошечка, Лиза - "зверское, беличье выражение"?

• Вспомните вечер у А.П. Шерер. Как там ведут себя героини?

1. Поведение Наташи во время возвращения Николая (т. 2. ч. 1. гл. 1).

• Сравните поведение Сони, Наташи и Веры.

• Как раскрывает состояние Наташи фраза "Наташа сделалась влюблена с самой той минуты, как она вошла на бал"? (т. 2. ч. 1. гл. 12)?

• Наблюдая за глаголами в сцене "Вечер у Йогеля", расскажите о состоянии Наташи (т. 2. ч. 1. гл. 15).

1. Наташа в Отрадном. Лунная ночь (т. 2. ч. 3. гл. 2).

• Сравните поведение Сони и Наташи.

• Что почувствовал в Наташе князь Андрей?

1. Первый бал Наташи (т. 2. ч. 3. гл. 15 - 17).

• Чем привлекла Наташа князя Андрея?

• Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?

• Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее?

1. Наташа у дядюшки (т. 2. ч. 4. гл. 7).

• Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?

1. Эпизод с Анатолем и разрыв с Андреем.

• Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А.П. Шерер. (т. 2. ч. 4. гл. 12 - 13).

• Как меняется Наташа под влиянием Элен?

1. Наташа в период духовного кризиса (т. 3. ч. 1. гл. 17).

• О чем говорит тот факт, что Наташа потеряла веселость?

• Что помогает ей вернуться к жизни? (Молитва).

1. Состояние во время войны 1812 года.

• Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым? (т. 3. ч. 4. гл. 16).

• Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея? (т. 4. ч. 4. гл. 31 - 32).

• Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети? (т. 4. ч. 4. гл. 2).

1. Семейное счастье. (Эпилог ч. 1. гл. 10 - 12). Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи?

Вывод. Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни - измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею - к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

Урок по этой теме может включать в себя многочисленные письменные домашние работы:

1. Наблюдения за динамикой портрета Наташи.

2. Поиски наиболее характерных деталей в портретах разных героинь.

3. Сопоставление героинь (Наташа Ростова - княжна Марья - Элен - Соня).

4. Внешние и внутренние черты:

• красива или некрасива?

• состояние души, умение переживать, верность, отзывчивость, любовь, естественность.


© 2010-2022