Анализ произведения А. П. Чехова Поцелуй

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ произведения А.П. Чехова Поцелуй





«Анализ произведения А.П. Чехова «Поцелуй»














План работы:

  1. Сведения об авторе.

  2. Краткая история создания произведения.

  3. Иерархия уровней литературного произведения

  4. Анализ проблемно - тематического (идейного) уровня

  5. Анализ персонажного уровня

  6. Анализ сюжетно - фабульного уровня

  7. Краткий анализ оставшихся уровней

  8. Вывод. Мои впечатления.

  9. Список используемой литературы.







Краткая биография автора произведения:

Чехов Антон Павлович (1860 - 1904), прозаик, драматург. Родился 17 января (29 н.с.) в Таганроге в семье купеческой, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.

В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение. Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где слушал лекции знаменитых профессоров - Н. Склифосовского, Г. Захарьина и др.

В 1884, получив звание уездного врача, начал заниматься врачебной практикой. Еще, будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, чтобы зарабатывать себе на жизнь, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами, но чаще всего Антоша Чехонте, С 1882 писал для петербургского журнала "Осколки", вел обозрение "Осколки московской жизни" (1883 - 85). В 1884 выходит первая книга рассказов Чехова - "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890). В эти годы писатель испытывает сильное влияние Л. Толстого, которое сказывается в рассказах "Именины", "Скучная история".

Неудовлетворенность своим творчеством, своими знаниями, особенно знанием жизни, подвигает его на решение, удивившее современников, - ехать на остров Сахалин, остров царской каторги и ссылки. Это путешествие было подвигом писателя. Поездка через всю страну, пребывание на Сахалине, изучение жизни каторжан и ссыльных, проведенная Чеховым перепись населения Сахалина - все это оставило глубокий след в его творческом сознании. После возвращения написал книгу "Остров Сахалин" (1893 - 94); отразились сахалинские впечатления и в рассказах "В ссылке" (1892), "Палата № 6". Поездка значительно ухудшила состояние здоровья Чехова, обострился туберкулезный процесс.

В конце 1880 много работал для театра: пьесы "Иванов", "Леший", "Свадьба", водевили "Медведь", "Юбилей" и др.

В 1892 покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.

В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др. В начале века Чехов создает такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.

В 1898 Чехов переезжает в Ялту, где построил дом, в котором у него бывали Л. Толстой, М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, художник И. Левитан. В 1901 Чехов женился на актрисе МХАТа О. Книппер.

В последние годы писатель был занят подготовкой своего собрания сочинений, вышедшего двумя изданиями (1899 - 1902 и 1903) в издательстве А.Маркса.

В 1904 в связи с резким ухудшением здоровья Чехов поехал для лечения в Германию, на курорт Банденвейлер. Здесь 2 июня (15 н.с.) он скончался.

Русские писатели и поэты.
Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

































Краткая история создания произведения. Отзывы о произведении.

Рассказ был задуман в октябре 1887 г. 21 октября Чехов писал брату в Петербург: «Скажи Буренину, что субботник я пришлю очень скоро». Затем 24 октября сообщал: «...субботник пишу». И еще раз 20 ноября: «...после пьесы (представление «Иванова») я вошел в колею и уселся за субботник».

Рассказ был написан, как свидетельствует И. Л. Леонтьев (Щеглов), в Петербурге, в номере гостиницы «Москва», где Чехов останавливался в декабре 1887 г. 13 декабря он зашел к Чехову в гостиницу и застал его за работой. Чехов просил его, как бывшего артиллериста, прочесть рассказ и сказать, не допустил ли он какой-либо ошибки. «Я ‹...› - вспоминал Леонтьев (Щеглов), - был поражен верностью описания ‹...›, удивительной чуткостью, с какой схвачен был самый дух и склад военной среды. Просто не верилось, что всё это написал только соскочивший с университетской скамьи студентик, а не заправский военный, прослуживший, по крайней мере, несколько лет в артиллерии! С строго придирчивой точки зрения можно, пожалуй, найти некоторые "длинноты", именно в описании движения бригады - единственный недостаток рассказа, написанного чуть ли не в двое суток...» («Чехов в воспоминаниях современников». М., 1954, стр. 167).

Включая рассказ в сборник, Чехов хотел, чтобы он непременно был напечатан в конце книги, последним, о чем писал брату Александру Павловичу 24 марта и 11 или 12 апреля 1888 г. При редактировании текста Чехов снял три фразы и внес ряд стилистических поправок. Готовя собрание сочинений, он исправил несколько слов, в частности, иноязычные слова заменил русскими.

По свидетельству М. П. Чехова, в рассказе отразились впечатления Чехова от жизни в Воскресенске в 1884 г., когда в городе стояла батарея, которой командовал Б. И. Маевский (сб. «О Чехове». М., 1910, стр. 251).

Отзывы современников о рассказе были разноречивы.

Рассказ нравился А. Н. Плещееву, о чем сообщал Чехову Леонтьев (Щеглов) в письме от 22 декабря 1887 г.: «Болярин Алексей очень Вам кланяется, млеет от Вашего "Поцелуя"...» (ЦГАЛИ). Сам Леонтьев (Щеглов) восхищался рассказами «Поцелуй» и «Свирель» и повестью «Степь», выражая сожаление, что Чехов перешел впоследствии к созданию таких «надуманных и сухих» произведений, как «Скучная история» и «Припадок». Объяснял он это тем, что Чехов «раздружился с природой», «чутким знатоком» которой он был, и погрешил против заповеди «Твори, не мудрствуя лукаво» (письмо от 25 марта 1890 г. - ГБЛ).

«Поцелуй» назван Г. А. Русановым среди рассказов, причисляемых им к «перлам русской литературы» (в письме к Чехову от 14 февраля 1895 г. - Записки ГБЛ, вып. 8, стр. 58).

К. Арсеньев считал «Поцелуй» одним из лучших рассказов Чехова, замечая, что в нем «очень хорошо главное действующее лицо, штабс-капитан Рябович, в серенькую скучную жизнь которого внезапно проникает луч солнца ‹...›. Картина закончена вполне, несмотря на всю ее миниатюрность» («Вестник Европы», 1888, № 7, стр. 261).

А. А. Александров в статье «Молодые таланты в русской беллетристике. Антон Чехов» (ЦГАЛИ, фонд 2, оп. 1, ед. хр. 35, стр. 5), говоря о гуманизме Чехова, о внимании писателя к душе и сердцу человека, ссылался на рассказ «Поцелуй», в котором автор тепло и трогательно отнесся к своему герою - штабс-капитану Рябовичу.

К. Говоров (К. И. Медведский) писал об отсутствии в произведениях Чехова серьезного содержания и относил «Поцелуй» к рассказам «анекдотическим». «...Если бы этот замысел был эксплоатирован беллетристом-психологом - из него что-нибудь и вышло бы. Но г. Чехов, как мы знаем, совсем не психолог», - безапелляционно утверждал критик, рекомендуя Чехову «ограничиться передачей самого анекдота, и в общих словах - того впечатления, которое произвел на Рябовича поцелуй невидимой красавицы» («День», 1889, № 485, 13 октября).

Отрицательно писал о рассказе К. Медведский и позже, считая, что Чехову не удалось раскрыть психологию своего героя («Русский вестник», 1896, № 8, стр. 290).

В. Гольцев подчеркивал, что в ряде рассказов Чехова пантеистическое мировоззрение принимает «печальный оттенок». В связи с этим он упомянул «Поцелуй», ссылаясь на размышления Рябовича в конце рассказа («Русская мысль», 1894, № 5, стр. 47).

В. Альбов, утверждая, что юмор в произведениях Чехова уступил место пессимизму, среди рассказов, повествующих о беспомощности человека и бесцельности его существования, назвал «Поцелуй». Он писал, что «Поцелуй» «как будто нарочно выдуман на заранее составленную тему - о бессмысленности жизни» («Мир божий», 1903, № 1, стр. 88).



Источник: chehov.niv.ru/chehov/text/poceluj.htm
















Иерархия уровней литературного произведения.


  1. Идейно - тематический уровень

  2. Персонажный уровень

  3. Сюжетно - фабульный уровень

  4. Пространственно - временной уровень

  5. Предметный уровень

  6. Уровень субъектной организации

  7. Языковой уровень.









Анализ идейно - тематического уровня.

Краткое содержание произведения: Трогательный рассказ А. П. Чехова "Поцелуй". По сюжету произведения господа офицеры из артиллерийской бригады остановились на ночлег в небольшой деревне, где местный помещик, отставной генерал-майор фон Раббек, пригласил их к себе в гости на чаепитие, и к нему заодно съехались другие помещики с женами и дочерями. Поручик Рябович заблудился в темных комнатах старого дома, где его неожиданно поцеловала незнакомка. Другой бы мужчина на его месте и не придал бы этому поцелую особого значения и вскоре забыл бы, но Рябовича этот поцелуй заставил по-новому посмотреть на себя и свою жизнь

Жанр произведения: рассказ

Тема произведения: главная: бессмысленность жизни (Рябович в конце произведения задаётся вопросом смысла жизни), второстепенная: ожидание любви (Главный герой Рябович испытал любовную интригу, которая изменила всю его жизнь)

Проблема: становление внутреннего мира человека, его характера.

(также рассматриваются проблемы любви, взаимоотношения в обществе, проблема смысла жизни человека)

Идея произведения: каждый человек хозяин своей судьбы. (Рябович в конце произведения понял, что только он может изменить свою жизнь и добиться лучшего)

Пафос произведения: лирический (с элементами мелодраматического пафоса)





Анализ персонажного уровня.


Главный персонаж рассказа «Поцелуй» - штабс - капитан Рябович (на всём протяжении произведения автор его называл только по фамилии)

Портрет Рябовича: «…маленький, сутуловатый офицер, в очках и с бакенам, как у рыси.» Он про себя говорил, что «Я самый робкий, самый скромный и самый бесцветный офицер во всей бригаде!».

Он был очень скромным, застенчивым человеком («Подобно чтецу, впервые выступающему на публике, он видел всё, что было у него перед глазами, но видимое как - то плохо понималось ( у физиологов такое состояние….называлось «психологической слепотой).»)

Рябович считал себя «лишним и мешающим» всем, он был «равнодушным» к играм в обществе.

Таким образом, Рябович - это скромный, неразговорчивый человек со скрытым внутренним миром, но так же он романтическая (он всё время вспоминал случай с поцелуем и внутренне переживал радость от минутного недоразумения) и мечтательная (он мечтал об образе своей тайной незнакомки) личность.

Речь главного героя мало встречается, он не общительный, но со своими друзьями (Лобытко и Мерзляков) он делился мыслями и чувствами.

Факторы формирования личности: он не женат, семья для него - это сослуживцы, так как всё время он на службе.

Поведение, поступки: он скромный, застенчивый, он не может сделать первый шаг, для него случай с поцелуем, как «луч солнца», который в дальнейшем переменит его взгляды на его бессмысленную жизнь.

Биография отсутствует.

Способы опосредованного изображения персонажа: в конце произведения неслучайно описывается пейзаж с рекой, потому что Рябович сравнивает свою жизнь и течение реки, которое уходит вдаль бессмысленно. Также белая простынь, которая символизирует жизнь Рябовича, можно предположить, что он начнёт свою новую жизнь, если он этого захочет.

Так же не случайно автор описывает «господский» дом, где в темноте с ним произошёл случай с поцелуем.

Все остальные герои рассказа придают характерные черты той эпохи, когда жил Чехов А.П., но друзья Рябовича (Лобытко и Мерзляков) нужны для сопоставления с главным героем.


Анализ сюжетно - фабульного уровня.


Композиция произведения:

Завязка - Рябович вместе с другими офицерами попадает в «господский» дом на бал.

Развитие действия - сцены с балом и за столом.

Кульминация - это поцелуй незнакомки (сцена с поцелуем и внутренне потрясение героя)

Спад действия - Рябович переживает случившееся и пытается найти незнакомку.

Развязка - главный герой снова в том селе, но окунувшись в здешнюю природу, он задумывается над бессмысленностью его жизни. Он уже не пытается больше найти незнакомку, а ложится спать.

В данном произведении существует конфликт внутреннего мира человека, его смысла жизни.








Краткий анализ оставшихся уровней

Пространственно - временной уровень: очень важен пространственный уровень - образ реки, который вместе с минутной радостью (сцена с поцелуем) перевернут смысл жизни героя. Художественное время - циклическое (Рябович проходит круг перерождения нового человека), бытийное (философское), непрерывное (замедленное действие). Позиция героя: душа - борьба, а тело - отчуждение от мира и общества.

Предметный уровень: я думаю, что главный знак - это «поцелуй», который дал толчок к перерождению человека, т.е. он задумался над своей бессмысленной жизнью.

Уровень субъектной организации: повествование идёт от лица «рассказчика», он описывает увиденную им картину. Точка зрения персонажа выражается при помощи прямой речи, повествователя, описание природы. Автору близка точка зрения главного героя

Языковой уровень: В произведении есть сравнения (жизнь сравнивается с рекой), метафоры и эпитеты (описание природы).







Вывод. Мои впечатления.


Произведение А.П. Чехова «Поцелуй» - трогательная история. При первом чтении я не смогла понять тему и проблему произведения, но когда уже осознанно прочитала и поняла суть (идею) рассказа мне захотелось узнать дальнейшую судьбу Рябовича, как дальше сложилась его жизнь. Автор смог так трогательно передать сцену с поцелуем, что в воображении появились образы. Я вместе с автором переживала за главного героя, и очень рада, что Рябович понял: он - хозяин своей судьбы и никто другой не сможет ничего поменять в ней; для того чтобы что-то изменить нужно самому всё делать и добиваться успеха.

Тема бессмысленности жизнь - актуально во все времена, потому что молодёжь не всегда осознанно делает выбор и даже не пытается ничего сделать, чтобы изменить свою судьбу. Но не только молодёжь и даже взрослые и пожилые люди не все понимают смысл жизни.








Список используемой литературы:


  1. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

  2. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2002. - 438 с.

  3. chehov.niv.ru/chehov/text/poceluj.htm


© 2010-2022