Урок русского языка Поэзия подвига

                        Урок русской литературы  в  11 классе                           Учитель: Тумгоева Р.Н. Тема урока:  «Поэзия подвига». Вид: урок усвоения нового материала. Тип: урок-пресс-конференция. Эпиграф:    Прошла война, прошла страда,                      Но  боль взывает к людям:                      Давайте, люди, никогда                     Об этом не забудем!                                                А.Т. Твардовский Цели урока: 1.     Обучающая: формирование представлени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русской литературы в 11 классе

Учитель: Тумгоева Р.Н.

Тема урока: «Поэзия подвига».

Вид: урок усвоения нового материала.

Тип: урок-пресс-конференция.

Эпиграф: Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Т. Твардовский

Цели урока:

  1. Обучающая: формирование представлений о поэзии Великой Отечественной войны, знакомство с творчеством писателей и поэтов - фронтовиков.

  2. Развивающая: развитие сенсорной сферы учащихся.

  3. Воспитывающая: формирование глубоко патриотичного отношения к Родине.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Слово учителя: Сегодня мы проводим пресс-конференцию на тему: «Поэзия подвига», на которй присутствуют «корреспонденты» (имена учащихся), а также гости. Все участники конференции располагаются за столиками. Разрешите их представить:

Стол 1 - специалисты - исследователи поэзии Великой Отечественной войны.

Стол 2 - исследователи творчества молодых поэтов, погибших во время войны.

Стол 3 - поклонники и исследователи творчества Ю.Друниной, Э.Асадова,

В.Высоцкого, Р.Рождественского.

Стол 4 - художники и оформители сегодняшней пресс-конференции.

Стол 5 - журналисты, освещающие ход пресс- конференции.

Стол 6 - представители библиотеки, которые выступят сегодня с обзором

литературы по теме.

Стол 7 - контроль за пресс-конференцией осуществляет - …

Цели и задачи пресс-конференции:

- присутствующие должны узнать о роли литературы в годы Великой Отечественной войны;

- познакомиться с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышать

их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи;

- выяснить, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Начало пресс-конференции.

(Тихо звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война», затем

громче… После припева музыка смолкает).

Учитель: Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совер-шавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Литература, поэзия - это «голос героической души народа». Время войны - время, спрессованное по преимуществу. Год его приравнивался к десятиле-тию мирной жизни. Закономерно, что и поэзия, глубоко выразившая то вре-мя, - это поэзия особой насыщенности, особой спрессованности. Спрессован-ности не только батального, сколько человеческого - в смысле раздумий и переживаний.

(В этом момент вновь звучит песня на слова В.Лебедева - Кумача «Священная война»).

Учитель продолжает: Эта песня заставляет вспомнить, что война - страшное

испытание для всего народа. Поэты и писатели с честью выполнили свой пат-

риотический долг.

Вопросы «корреспондентов».

- Сколько писателей и поэтов было на фронте? (Отвечают исследователи, си-

дящие за столом 1)

-Какую роль играла в те суровые годы войны поэзия?

- Расскажите о К. Симонове, А. Суркове, А. Твардовском, О. Берггольц и других замечательных поэтах. Какие стихи о войне взволновали вас? Прочтите их.

- Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной?

- Кто главный герой этой поэзии? (Отвечают «исследовотели», сидящие за столиком 2)

Учитель: Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны,уже звучала уверенность в победе. Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие знаменитые писатели и поэты ничуть не сомневались,что враг будет разгромлен, Родина освобождена от фашистов.

(Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал»)

- Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у кого все было еще впереди… (Сообщения учащихся)

Учитель: Сталинград был центром ожесточенных боев. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны. В сталинградском сражении приняли участие около двухсот писателей и поэтов. Они создали свыше пяти тысяч литературных произведений. В нашей литературе существует целый пласт сталинградской поэзии. Хотелось бы послушать стихи поэтов Сталинг-рада. (Учащиеся читают стихи)

- Какой заряд эмоциональности живет в этих произведениях! Главное, чем волнуют эти стихотворения, - правда, редкая, почти рискованная простота рассказа, однако выливающаяся в интонацию, которая добирается до самой души. Прошло много лет после окончания войны. Но почему Великая Отече-

ственная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме? (На этот вопрос отвечают

«исследователи» современной литературы о войне).

- Расскажите о произведениях Ю.Друниной, Э. Асадова, Р. Рождественского и других поэтов на военную тематику.

(Звучит песня В.Высоцкого.)

Обзор литературы по данной тематике проводит библиотекарь.

Слово журналистам, освещающим ход пресс-конференции (чтение заметок,

статей, написанных учащимися).

Подведение итогов урока.

Слово представителю, осуществляющему контроль за проведением пресс-конференции (он рецензирует и оценивает каждого участника, учитель дополняет или исправляет).

Учитель: Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.Но поэзия возвращается к событиям войны, и не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого защитил от катастрофических событий в будущем.

Домашнее задание.

Написать сочинение -отзыв о любом понравившемся вам стихотворении.



© 2010-2022