- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс по русскому языку «Жанры школьных сочинений»
Элективный курс по русскому языку «Жанры школьных сочинений»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зубкова Т.Ю. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Подсосенки»
Балаковского района Саратовской области
Рассмотрено
Согласовано
Утверждено
на заседании МО
Зам.директора по УВР
Директор МАОУ
ООШ . Подсосенки
Протокол №____
__________Михайлова Н.А.
______________Т.Г.Земкова
от «___» ______ 2014г
«___»____________2014
Приказ №__ от «___» ____2014г.
Календарно - тематическое планирование
элективного курса по русскому языку
«Жанры школьных сочинений»
в 9 классе
на 2014-2015 учебный год
Учитель:
Зубкова Татьяна Юрьевна
Пояснительная записка
Элективный курс по русскому языку «Жанры школьных сочинений» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 8 часов (1час в неделю на протяжении 8 недель),составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторских программ: элективного курса «Жанры школьных сочинений» (авторы: Орлова О.П., Смирнова В.В., доцент кафедры русской классической литературы СГУ им. Н.Г Чернышевского г. Саратов) и программы Обернихиной Г.А. «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров: программа элективного курса для учащихся 9 кл.»/ Предпрофильная подготовка учащихся основной школы/ Составитель Е.Е.Вяземский. - М.:АПКиПРО, 2003,базовый уровень.
Умение создавать текст необходимо каждому культурному образованному человеку. Обучить сочинению - это значит сформировать у учащихся основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.
Работа над школьным сочинением обогащает и знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.
Однако в школьной практике отсутствует система обучения сочинению, особенно в среднем звене. У детей к 9 классу имеются определенные знания, сформированы необходимые умения, но чаще всего они школьниками не осознаются в системе, а качество сочинений низкое. Все это говорит об отсутствии навыков и умений читать и анализировать художественное произведение.
Учащиеся должны уметь выражать свои мысли, создавать связный рассказ на заданную тему. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет элективный курс «Жанры школьных сочинений». Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку.
Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.
Цель элективного курса:
обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию сочинения.
Задачи курса:
Научить учащихся следующим умениям и навыкам:
-
владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
-
определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
-
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
-
выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;
-
определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
-
писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
-
редактировать свое сочинение.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
-
примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;
-
высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
-
лингвистические справки о происхождении терминов;
-
определение новых понятий.
Методические принципы построения курса:
-
нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);
-
проблемность заданий;
-
минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
-
равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.
Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Занятия в соответствии с программой курса предполагают:
-
повторение теоретико-литературного материала, часто с его расширением;
-
выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой;
Каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).
Ожидаемый результат
На занятиях электива «Жанры школьных сочинений» через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся писать сочинения разных жанров, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.
Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену.
Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса,ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Главный результат курса - воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров.
Программа рассчитана на 8 часов (1 час в неделю, 8 недель).
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Дата по плану
Дата
факт
Кол-во
часов,
1.
Жанры школьных сочинений, их роль в общем, языковом и литературном развитии. Литературно-критическая статья. Очерк. Рецензия. Эссе. Дневник. Путешествие. Эпистолярный жанр и его особенности. Сочинение по картине.
1
2.
Анализ сочинений школьных жанров. Рецензирование. Отбор, систематизация материала к сочинению.
1
3.
Структура сочинения (вступление, главная часть, заключительная часть).
Эпиграф, его роль в раскрытии темы.
План - самая краткая запись. Виды планов и их роль в создании текста.
1
4.
Алгоритм сочинения (практическая работа).
1
5.
Сочинения на литературную тему.
Практическое занятие.
1
6.
Сочинение на основе жизненных наблюдений, впечатлений. Практическое занятие.
1
7.
Сочинение на лингвистическую тему. Практическое занятие.
1
8.
Редактирование и совершенствование написанного. Взаиморецензирование работ.
Конкурс сочинений.
Подведение итогов работы.
1
Содержание программы
Углубление понятия о тексте.
Стили речи.
Типы речи.
Жанры школьных сочинений в 9 классе. Их роль в общем, языковом и литературном развитии.
Отбор материала к сочинению.
Структура сочинения.
Анализ, редактирование и совершенствование написанного.
После прохождения программы элективного курса учащиеся должны
Знать:
1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);
2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;
Уметь:
1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;
3. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);
4. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;
5. редактировать свое сочинение.
Литература для учащихся
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.
Грекова Е. Алгоритм сочинения. - М.: Звонника, 1995.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. - М.: Просвещение, 1987.
Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. - М.: Просвещение, 1998.
Информационно-методическое обеспечение
Глебов Б.Ф. Упражнения по развитию речи.М.,1999г
Горшков А.И. Русская словесность. «Просвещение»2001г
Ладыженская Т.А.Развивайте дар слова.М.,1990г
Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические рекомендации к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров», М., 1987.
Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. - М., 1976.
Пахнова Т.М.Готовимся к экзаменам по русскому языку.
Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9класс. М., Дрофа.2006г
Китайгородская М.В, Розанова Н.Н. Речевые одежды Москвы: русская речь, №3 - 1994.
Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся старших классов. - М., 1982.
Лингвистические знания - основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы. Сост. Т.А. Злобина. - М., 1985.
Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением. - М.: Высшая школа, 1990.
Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. / под редакцией Обернихиной Т.Н. - М., 1995
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001.
Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова : Кн. для внеклассного чтения. - М., 1983.
Элективный курс «Жанры школьных сочинений»
(авторы: Орлова О.П., учитель русского языка и литературы «МОУ Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке» г. энгельс;, Смирнова В.В., доцент кафедры русской классической литературы СГУ им. Н.Г Чернышевского г. Саратов)
Энциклопедический словарь юного филолога. - 1988 год