Элективный курс по русскому языку «Жанры школьных сочинений»

Элективный курс по русскому языку «Жанры школьных сочинений» предазначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 8 часов (1час в неделю на протяжении  8 недель),составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторских программ: элективного курса «Жанры школьных сочинений» (авторы: Орлова О.П., Смирнова В.В., доцент кафедры русской классической литературы СГУ им. Н.Г Чернышевского г. Саратов) и программы Обернихиной Г.А. «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров: прог...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Подсосенки»

Балаковского района Саратовской области


Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

на заседании МО

Зам.директора по УВР

Директор МАОУ

ООШ . Подсосенки

Протокол №____

__________Михайлова Н.А.

______________Т.Г.Земкова

от «___» ______ 2014г

«___»____________2014

Приказ №__ от «___» ____2014г.




Календарно - тематическое планирование


элективного курса по русскому языку


«Жанры школьных сочинений»


в 9 классе


на 2014-2015 учебный год





Учитель:

Зубкова Татьяна Юрьевна

Пояснительная записка


Элективный курс по русскому языку «Жанры школьных сочинений» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 8 часов (1час в неделю на протяжении 8 недель),составлен на основе Федерального компонента основного общего образования и авторских программ: элективного курса «Жанры школьных сочинений» (авторы: Орлова О.П., Смирнова В.В., доцент кафедры русской классической литературы СГУ им. Н.Г Чернышевского г. Саратов) и программы Обернихиной Г.А. «Развивайте дар речи. Сочинения разных жанров: программа элективного курса для учащихся 9 кл.»/ Предпрофильная подготовка учащихся основной школы/ Составитель Е.Е.Вяземский. - М.:АПКиПРО, 2003,базовый уровень.

Умение создавать текст необходимо каждому культурному образованному человеку. Обучить сочинению - это значит сформировать у учащихся основные компоненты литературных способностей в той мере, которая обеспечила бы в дальнейшем полноценное восприятие художественных произведений, творческий подход к их анализу и к разного рода сочинениям, формирование точной и выразительной письменной речи.

Работа над школьным сочинением обогащает и знания учащихся о писателях, об особенностях художественной литературы. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.

Однако в школьной практике отсутствует система обучения сочинению, особенно в среднем звене. У детей к 9 классу имеются определенные знания, сформированы необходимые умения, но чаще всего они школьниками не осознаются в системе, а качество сочинений низкое. Все это говорит об отсутствии навыков и умений читать и анализировать художественное произведение.

Учащиеся должны уметь выражать свои мысли, создавать связный рассказ на заданную тему. Если выпускники будут хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет им удовлетворение и радость, они смогут поделиться со всеми своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет элективный курс «Жанры школьных сочинений». Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку.

Курс необходим и актуален в связи с тем, что в современных условиях модернизации образования возникает новая форма экзамена по русскому языку за курс основной школы. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.

Цель элективного курса:

обеспечение подготовки девятиклассников к успешному написанию сочинения.

Задачи курса:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

  • определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);

  • писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

  • редактировать свое сочинение.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:

  • примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики;

  • высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;

  • лингвистические справки о происхождении терминов;

  • определение новых понятий.

Методические принципы построения курса:

  • нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна);

  • проблемность заданий;

  • минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для формирования алгоритма, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;

  • равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.

Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

  • повторение теоретико-литературного материала, часто с его расширением;

  • выполнение упражнений, помогающих соотнести теоретические знания с практикой;

Каждое учебное занятие предусматривает двусторонний подход (теоретическая и практическая часть).

Ожидаемый результат

На занятиях электива «Жанры школьных сочинений» через нетрадиционные формы занятий учащиеся научатся писать сочинения разных жанров, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы.

Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену.

Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с высокохудожественными текстами, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса,ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников общеучебные, исследовательские, коммуникативные умения и навыки.

Главный результат курса - воспитание творческой личности, умеющей пользоваться всеми достижениями языковой культуры и создавать собственные тексты разных жанров.

Программа рассчитана на 8 часов (1 час в неделю, 8 недель).


Календарно-тематическое планирование


Тема

Дата по плану

Дата

факт


Кол-во

часов,

1.

Жанры школьных сочинений, их роль в общем, языковом и литературном развитии. Литературно-критическая статья. Очерк. Рецензия. Эссе. Дневник. Путешествие. Эпистолярный жанр и его особенности. Сочинение по картине.

1

2.

Анализ сочинений школьных жанров. Рецензирование. Отбор, систематизация материала к сочинению.

1

3.

Структура сочинения (вступление, главная часть, заключительная часть).

Эпиграф, его роль в раскрытии темы.

План - самая краткая запись. Виды планов и их роль в создании текста.

1

4.

Алгоритм сочинения (практическая работа).

1

5.

Сочинения на литературную тему.

Практическое занятие.

1

6.

Сочинение на основе жизненных наблюдений, впечатлений. Практическое занятие.

1

7.

Сочинение на лингвистическую тему. Практическое занятие.

1

8.

Редактирование и совершенствование написанного. Взаиморецензирование работ.

Конкурс сочинений.

Подведение итогов работы.

1


Содержание программы

Углубление понятия о тексте.

Стили речи.

Типы речи.

Жанры школьных сочинений в 9 классе. Их роль в общем, языковом и литературном развитии.

Отбор материала к сочинению.

Структура сочинения.

Анализ, редактирование и совершенствование написанного.

После прохождения программы элективного курса учащиеся должны

Знать:

1. Требования к сочинению части С новой формы по русскому языку (критерии оценивания);

2. Основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;

3. Грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);

4. Специфику работы с публицистическим и художественным текстом при написании сочинения части С;

Уметь:

1. владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

2. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

3. определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами ( с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);

4. писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С;

5. редактировать свое сочинение.

Литература для учащихся

Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.

Грекова Е. Алгоритм сочинения. - М.: Звонника, 1995.

Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. - М.: Просвещение, 1987.

Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. - М.: Просвещение, 1998.

Информационно-методическое обеспечение


Глебов Б.Ф. Упражнения по развитию речи.М.,1999г

Горшков А.И. Русская словесность. «Просвещение»2001г

Ладыженская Т.А.Развивайте дар слова.М.,1990г

Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические рекомендации к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров», М., 1987.

Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. - М., 1976.

Пахнова Т.М.Готовимся к экзаменам по русскому языку.

Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9класс. М., Дрофа.2006г

Китайгородская М.В, Розанова Н.Н. Речевые одежды Москвы: русская речь, №3 - 1994.

Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся старших классов. - М., 1982.

Лингвистические знания - основа умений и навыков: Сборник статей из опыта работы. Сост. Т.А. Злобина. - М., 1985.

Озеров Ю.А. Раздумья над сочинением. - М.: Высшая школа, 1990.

Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. / под редакцией Обернихиной Т.Н. - М., 1995

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001.

Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова : Кн. для внеклассного чтения. - М., 1983.

Элективный курс «Жанры школьных сочинений»

(авторы: Орлова О.П., учитель русского языка и литературы «МОУ Музыкально-эстетический лицей им. А.Г. Шнитке» г. энгельс;, Смирнова В.В., доцент кафедры русской классической литературы СГУ им. Н.Г Чернышевского г. Саратов)

Энциклопедический словарь юного филолога. - 1988 год

© 2010-2022