План урока по русской литературе на тему Средства сатиры. А. П. Чехов. Хамелеон (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел долгосрочного плана:

Раздел 1. Культура увлечения

Школа: НИШ ФМН г. Семей

Дата: 12.09.2015

ФИО учителя: Ертуганова С.Б.

Класс: 10

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока


Основные средства сатиры



Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Ч1 Понимание текстов

П1 Создание текстов разных типов и стилей

П4- Соблюдение грамматических норм: правильно употреблять местоимения в качестве средств связи в предложениях; предлоги, частицы в синонимичных и омонимичных конструкциях; союзы для создания сложно-сочиненных предложений

С2- Понимание значений слов и терминов


Цели урока

  • приобщить учащихся к восприятию сатиры и юмора, научить определять жанры сатирических и юмористических произведений;

  • выявить средства, используемые автором для создания сатирического или юмористического произведения;

  • эстетическое и нравственное воспитание обучащихся посредством высокохудожественных литературных произведений;

  • писать, соблюдая нормы русского языка;

  • совершенствовать навыки работы в группах и индивидуально.

Критерии успеха

ЦО Ч1, С2

- демонстрирует понимание текста, отвечая на вопросы;

- находит в тексте приемы и средства, показывающие

социальное и культурное поведение людей;

- обосновывает ответы примерами;

- понимает толкование новых слов и терминов;

- использует толковый словарь при затруднении;

- уместно использует новые слова и выражения в речи;

КУ П1, П4 (П2)

- создает РАФТ от лица одного из персонажей;

- раскрывает тему;

- соблюдает структуру (вступление, основная часть (3 аргумента), вывод)

- соблюдает грамматические нормы, в частности, правильно употребляет местоимения в качестве средств связи в предложениях;

- соблюдает объём в 60-90 слов

Для более способных:

- использует выразительные средства (П2)

Языковые цели

- расширять знания о единицах языка, правилах их сочетания, функционирования, навыках и умениях конструирования синтаксических структур в соответствии с нормами русского языка;

Серия полезных фраз:

Мы думаем, что…

Мы считаем /пришли к выводу…

На наш взгляд сатира/юмор способствует/помогает/позволяет ….., потому что…

Благодаря юмору можно ….

Привитие ценностей

Нравственное воспитание

Привитие ценностей осуществляется через текстовый материал, проблемные вопросы, стратегию «Фишбоун», дерево совести.

Межпредметные связи

Межпредметные связи реализуются

Навыки использования ИКТ

Навыки поиска и обработки информации

Предварительные знания

Это четвертая пара уроков данного раздела и опирается на знания, имеющиеся с предыдущего класса

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Начало урока

3 мин

7 мин





Орг. момент.

Знакомство с ЦО

ТЕМА урока: определить по рисункам в группах, обосновать свой ответ.

Орг. момент

1. Организационный момент (слайд №1)

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите сигнальные карточки:
красная страх, нежелание идти на урок.
желтая апатия, безразличие, вялость,
зеленая стремление узнать что-то новое, интересное, нужное.

Проверка домашнего задания:

1. Подготовить письменный краткий ответ, используя опорные слова и предложения, изменив мн. число на ед. ч. Ответить на вопрос: зачем нужны юмор и сатира?

Цель: соблюдение грамматических норм.

Мы думаем, что…

Мы считаем /пришли к выводу…

На наш взгляд сатира/юмор способствует/помогает/позволяет ….., потому что…

Благодаря юмору можно ….

Взаимопроверка (пастой зеленого цвета). Учитель перепроверяет выборочно письменные работы

КУ П1, П4:

- создает письменный краткий ответ, используя опорные слова и предложения, изменив мн. число на ед. ч.

- обосновывает собственное мнение;

- соблюдает грамматические нормы (не больше 2-3 ошибок)

Ф взаимооценивание (комментарий одноклассников)

2. Прочитать и принести рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»

enesave.ru/energy-saving/tek-energy-save/264-energosberezhenie-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-chast-2?start=9

coolsci.ru/energiya-okeanov/

festival.1september.ru/articles/637343/

festival.1september.ru/articles/311037/

Середина урока

Учащиеся предварительно прочитали сатирический рассказ А.Чехова «Хамелеон»

Стратегия «1 минута»:

В парах рассказывают краткое содержание рассказа.

ИЛИ

Провести опрос и использованием кроссворда (раздаются карточки с кроссвордом)

Учитель задает учащимся следующие вопросы:

- Какие литературоведческие понятия указывают на смех в рассказах Чехова? (слайд №2)

При обсуждении понятий Юмор и сатира используем диаграмму Вена.

- Кто является героями произведения?

- Как вы думаете, почему у них такие фамилии?

- Какие ассоциации возникают у нас, когда мы их слышим? (слайд №3)

Хрюкин - свинья, хам, невежа.

Очумелов - чумной, одуревший.

Следовательно, Чехов использует приём Говорящих фамилий, характеризуя ими своих героев.

Г

Ч1 Понимание текстов;

С2- Понимание значений слов и терминов

Работа в группах (создают тематическую карту ответов)

Группа№1 Задание

Найдите говорящие детали в рассказе. Какую роль они выполняют?

Примерные ответы:

При обсуждении работы этой группы обращается внимание на такие детали, как новая шинель Очумелова, узелок в его руках, решето с конфискованным крыжовником в руках городничего.

-Почему фраза «конфискованный крыжовник» звучит комично? Давайте прочитаем толкование слова Конфисковать (Конфисковать - принудительно и безвозмездно изъять деньги или имущество частного лица (В пользу государства)

-Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник? Обратите внимание на несовместимость слов разных стилей.

- Судя по поспевшему крыжовнику, на дворе лето. Почему же Очумелов не расстаётся со своей шинелью? Ему ведь, наверное, жарко. (Шинель для него - символ власти. Пока на нём шинель, да ещё и новая, он чувствует себя всемогущим. А вот без шинели он - никто, полное ничтожество. Отними у Очумелова шинель, форменную одежду - кто признает за ним право распоряжаться, командовать, конфисковывать). Особый комизм создаётся сочетанием новой шинели и узелка в руке. Как вы думаете, что в этом узелке? Наверное, тоже что-нибудь конфискованное далеко не в пользу государства.

Группа№2 Задание

Найдите описание внешности героев. Что подчеркивает Чехов этим описанием?

Примерные ответы:

Портретные зарисовки даны всего лишь несколькими штрихами, но очень яркими и колоритными. Ситцевая крахмальная рубаха и расстёгнутая жилетка только дополняют полупьяное лицо золотых дел мастера Хрюкина. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски - «Вышеописанный человек». Перед нами привычный обыватель, который ничего интересного из себя не представляет, но претендует на нечто изысканное. (Работа над словом Обыватель. Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами) Поднятый вверх палец, который «имеет вид знамения победы», тоже придает внешности Хрюкина особый комизм.

Внешность Очумелова почти не описана. Но одна фраза в конце рассказа о многом говорит. Обратите внимание, когда исчезает начальственная строгость и его лицо «заливается улыбкой умиления»?

Что этим Чехов хочет подчеркнуть? Генерала и его братца нет на месте происшествия, зато есть Ихняя собака, и, стало быть, она заслуживает такого же почтительного обращения.

Группа№3 Задание

Проследите за тем, как говорит Очумелов и Хрюкин? Как вы охарактеризуете их речь?

Примерные ответы: Обсуждая выводы, сделанные учениками, подчеркиваем неоконченность синтаксических конструкций Очумелова: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?», использование автором разностильной лексики: «Пора обратить внимание на Подобных господ, не желающих подчиняться Постановлениям! Как оштрафую его, Мерзавца…» С одной стороны, мы слышим в его речи слова официально-делового стиля, с другой - резкую грубую брань: «Я ему покажу кузькину мать!» Грубое хамство, вседозволенность по отношению к нижестоящим показывает нам, что власть нужна ему только для того, чтобы наводить на жителей страх. При этом он остается подобострастным, заискивающим перед вышестоящими чинами.

Мошенник Хрюкин сначала пытается добиться своего грубой лестью(«Их благородие умный господин…»), а затем демонстрирует скрытую угрозу( «У меня у самого брат в жандармах…»). Его речь тоже нелогична, примитивна, убога. Короткие незавершенные фразы подчеркивают глупость, ограниченность персонажа.

В ходе выполнения задания учащиеся оценивают ответы других групп и выносят суждение, достигли ли они цели обучения.

ЦО Ч1, С2

- демонстрирует понимание текста, отвечая на вопросы;

- находит в тексте приемы и средства, показывающие

социальное и культурное поведение людей;

- обосновывает ответы примерами;

- понимает толкование новых слов и терминов;

- использует толковый словарь при затруднении;

- уместно использует новые слова и выражения в речи.

Ф взаимооценивание (комментарий одноклассников)

К

Музыкальная физкультминутка для глаз «Цветик-семицветик»

5. Работает весь класс

Заметили ли вы, что происходит с Очумеловым, когда он пытается разобраться в сложившейся ситуации?

От чего оно зависит?

Сколько раз Очумелов меняет своё мнение? С чем это связано? Ответы на эти вопросы мы найдём с вами в ходе нашего мини - исследования по тексту (чтение фрагмента подготовленными учениками) (слайд №19)

И

Анализ

(Приём «Фишбоун»)

Изображаем рыбий скелет» : в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?».

На верхних «косточках» скелета запишем, используя цветные ручки, мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних - решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть.

В процессе работы обучающиеся отмечают шесть мнений-ответов на центральный вопрос, зафиксированный «в голове», и столько же решений Очумелова (например, 1 : «Я покажу вам, как собак распускать!» - «…истребить надо! Немедля!» - и так далее).

- Сколько раз меняет своё мнение Очумелов?

- В связи с чем это происходит?

- Какими мы называем таких людей? (лицемерными, угодливыми …)

Синтез

- Так почему же рассказ назван «Хамелеон»?

- Несет ли в себе название рассказа идейный смысл?

- Кого мы можем назвать хамелеоном?

Взаимооценивание

Письменная работа

Написать РАФТ «Рассказ своему приятелю о произошедшем» от лица Собаки, Очумелова, Хрюкина, и т.д.

ЦО

КУ П1, П4 (П2)

- создает РАФТ от лица одного из персонажей;

- раскрывает тему;

- соблюдает структуру (вступление, основная часть (3 аргумента), вывод)

- соблюдает грамматические нормы, в частности, правильно употребляет местоимения в качестве средств связи в предложениях;

- соблюдает объём в 60-90 слов

Для более способных:

- использует выразительные средства (П2).

Можно использовать ПОПС формулу

учащимся предлагается проговорить/написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС -формулы:

П -позиция

О -объяснение (или обоснование)

П -пример

С -следствие (или суждение)

Взаимооценивание (комментарии учащихся)

План урока по русской литературе на тему Средства сатиры. А.П.Чехов. Хамелеон (9 класс)

Перед вами решето с конфискованным крыжовником. Но вместо крыжовника мы конфискуем те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с тремя недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Ложь, подхалимство, лицемерие, грубость, хамство, высокомерие, самолюбие.
План урока по русской литературе на тему Средства сатиры. А.П.Чехов. Хамелеон (9 класс)

На доске перед вами дерево совести.

Возьмите у себя на партах листочки с теми качествами, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.
Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него, чтобы не появилось сорняков-пороков вокруг него. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами.

До сих пор интересны истории, рассказанные Фонвизиным, Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым, Зощенко, Аверченко, Ильфом и Петровым и другими писателями, чьи имена связаны с оздоровлением нации.









Конец урока

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать

Д/З Прочитать «Как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина;

Предлагается посмотреть одноименный мультфильм: youtube.com/watch?v=HingJ8gutYE

Дифференциация - каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание - как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?


© 2010-2022