«Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие. .. »

В основу постановки сценария легли сцены из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Драматические сцены чередовались с музыкальными номерами и чтением стихов. Солистки вокальной группы исполнили проникновенные песни о войне «А закаты алые, алые, алые», прозвучали стихотворения поэтов военного времени: Юлии Друниной «Зинка», Эдуарда Асадова «Россия начиналась не с меча», «День Победы. И в огнях салюта» с целью добавить эмоциональности и трагичности воспринимаемой информации.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»



«Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори»

по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» и художественному фильму «А зори здесь тихие...» в постановке советского кинорежиссёра Станислава Ростоц­кого, посвященный Дню памяти и скорби



Наименование образовательного учреждения (полностью), телефон с кодом, e-mail: Филиал МБОУ Увавровщинская сош в селе Калаис Кирсановского района тамбовской области, [email protected].

Худякова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы.



2. Актуальность

В основу постановки сценария легли сцены из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Драматические сцены чередовались с музыкальными номерами и чтением стихов. Солистки вокальной группы исполнили проникновенные песни о войне «А закаты алые, алые, алые», прозвучали стихотворения поэтов военного времени: Юлии Друниной «Зинка», Эдуарда Асадова «Россия начиналась не с меча», «День Победы. И в огнях салюта» с целью добавить эмоциональности и трагичности воспринимаемой информации. Актуальной стала информация руководителя краеведческого кружка «Поиск» Т.С. Худяковой о личной встрече с медсестрой запаса Татьяной Павловной Черменской, Валентиной Александровной Прохоровой и демонстрация видеоматериала и фотоматериала об односельчанке Щекочихиной Анастасии Емельяновны.

Ученицы 8-9 классов театрального кружка «Театр, в котором играют дети» постарались донести до зрителя историю о том, как совсем еще юные девушки, мечтающие о большой любви и семейном тепле, оказались на поле боя, где рвутся снаряды и грохочут зенитки. И вступив в неравный бой с вражескими десантниками до конца выполнить свой воинский долг.

На основе материала повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» привлекли особое внимание к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий войны, показали на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа бойцов в юбках, тем самым достигли цели мероприятия.

А завершилось мероприятие просмотром фильма « А зори здесь тихие».

Надеемся, что наш сценарий затронет сердце и душу каждого зрителя. По окончанию концерта зал аплодировал стоя - и тем, кто не вернулся с фронта, и тем, кто сумел выстоять в этом нелегком бою.

«Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»
«Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» «Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»


«Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» «Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»





Девчонки,

что встречали зори

Цель: на основе повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» привлечь особое внимание к бесконечной памяти о павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению военных лет; показать на конкретных примерах, что источником героизма явилась внутренняя стойкость и сила духа «поседевших бойцов в юбках».

Условия эффективности проведения мероприятия:

Предварительный настрой учащихся на серьёзный разговор, внимательное чтение повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…», просмотр художественного фильма «А зори здесь тихие…» (режиссёр Станислав Ростоцкий), знакомство с биографией Б.Л. Васильева (индивидуальное задание), выразительное чтение поэзии ВОв, участие на мероприятие ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, вдов ветеранов Вов.

Формы и методы реализации: чтение стихов, просмотр видео и фотоматериала по теме, беседа, разговор, обмен мнениями, рассказ.

Необходимое оборудование и реквизит: книги о войне, стенды с военными фотографиями, интерактивная доска, компьютер, проектор, фотографии женщин - участниц ВОв, материалы о жизни писателей, аудиоматериалы, мультимедийный проектор, фрагменты из к/ф «А зори здесь тихие».

Требования к помещению и оформлению: Выставка книг о Великой Отечественной войне, портреты писателя Б.Л. Васильева, выставка его книг, портреты С. Алексиевич, Ю. Друниной, Э.Асадова, иллюстрации на тему войны, книга очерков «Война в истории моей семьи», на сцене плакат, изображающий орден Победы, газеты ко Дню Победы, плакат «Никто не забыт, ничто не забыто».

Музыкальное сопровождение для мультимедийной презентации: музыкальный фон «Стук метронома», фонограммы песен «Журавли», песня В. Егорова «Облака», песня «День Победы», песня «Тёмная ночь», фонограмма «Ave, Maria», фон песни «Червоный месяц..» и др.

Целевая группа (возрастная категория): школьники среднего и старшего звена, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, учителя школы, родители.

Основная часть:

Женщина для меня - это воплощённая гармония жизни.

А война - всегда дисгармония. И женщина на войне -

самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений.

А наши женщины шли на фронт и воевали на

передовой рядом с мужчинами…

Б. Васильев

I. На фоне песни «Червоный месяц..» учитель читает стихотворение Э. А. Асадова

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу.

А коли верх одерживали орды,

Прости, Россия, беды сыновей.

Когда бы не усобицы князей,

То как же ордам дали бы по мордам!

Но только подлость радовалась зря.

С богатырем недолговечны шутки:

Да, можно обмануть богатыря,

Но победить - вот это уже дудки!

Ведь это было так же бы смешно,

Как, скажем, биться с солнцем и луною.

Тому порукой - озеро Чудское,

Река Непрядва и Бородино.

И если тьмы тевтонцев иль Батыя

Нашли конец на родине моей,

То нынешняя гордая Россия

Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною

Она и ад сумела превозмочь.

Тому порукой - города-герои

В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,

Что никого нигде не унижала.

Ведь доброта сильнее, чем война,

Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.

И будет так вовеки нерушимо.

Россия начиналась не с меча,

И потому она непобедима!


В.1: Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны.

22 июня…. Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 маю 1945 года. Между двумя датами - прочная нить. Она связала воедино годы ужаса, лишений и тяжелого труда. И наш народ сделал, казалось все невозможное.

Памяти Великих людей, ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, героических женщин Татьяны Павловны Черменской, Анастасии Емельяновны Щекочихиной, Валентины Александровны Прохоровой мы посвящаем нашу встречу.

В.2: 22 июня - день памяти героев, павших в боях за свободу нашей Родины.

Для того, чтобы осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну, о поколении, унесенном войной, о поколении недолюбивших и не проживших отмеренный ему срок. Вам, будущие Защитники Отечества, посвящается, концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори», посвященный Дню памяти и скорби.

В.1: Война оставила глубокий след в народной памяти. Уже в военные годы и сразу после войны появляются литературные, художественные произведения о людях - героях той страшной эпохи. Сегодня, когда все меньше и меньше становиться тех, кто видел пожар войны своими глазами, они - наша память о том времени, горьких днях, ужасах и героических людях.

В.2: Одним из наиболее правдивых и ярких произведений о войне является повесть Васильева «А зори здесь тихие…». Это повесть о подвиге не просто русского народа, а о подвиге женщин; о том, как хрупкие создания, которым издавна приписывались самые разнообразные слабости, сражались с немцами, не хуже мужчин отражая вражеский огонь.

Биограф: Борис Львович Васильев не получил литературного или гуманитарного образования. Писателем его сделала жизнь. По специальности он инженер-танкист, окончил военную академию и много лет прослужил в армии, занимался испытанием боевых машин. Юность писателя - военная юность. Для его поколения она оказалась жестокой. По словам Б. Васильева, он был просто обязан рассказать людям о том, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу.

То, что увидел и пережил на войне, дало ему материал для повести « А зори здесь тихие…». Ее фабула исторически достоверна. Немцы во что бы то ни стало хотели перерезать дорогу, по которой шло снабжение Мурманска, перебрасывались вооружение и войска. Немцы забрасывали десанты в тыл. Два были ликвидированы, а третьему удалось скрыться и выйти на один из разъездов, где находилась небольшая группа раненых солдат и стариков. Вооружены они были только винтовками, но не дрогнули, приняли бой, сражались, пока не прибыла подмога. В живых остался только один сержант.

В1: В повести автор рисует перед нами несколько нелегких женских судеб, несколько жизненных линий, которые, может быть, никогда и не пересеклись бы в обычной жизни, если бы не война, объединившая их в одно целое, заставившая быть участниками и жертвами колоссальной трагедии. Дадим же слово самому автору.

Автор: «Замысел повести родился от « толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10-й класс, в первые дни войны. Мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес под городом Оршей. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто убили врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог. Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести - большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»


Скорбная музыка на слова чтеца.

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас миллионы незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.

И вы должны, о многом беспокоясь,
Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
На нашу незапятнанную совесть
Достойное равнение держать.

Живите долго, праведно живите,
Стремясь, весь мир к собратству сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.

Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас миллионы незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.

Музыкальный фон.

В.2: Вне зависимости от возраста мы с волнением каждый год вспоминаем эту дату - 22 июня 1941 года. С волнением потому, что уже само её звучание, заставляет заглянуть в самые дальние уголки своей памяти и восстановить всё, что известно о том суровом и кровавом времени, когда советские люди - наши родные и близкие - в смертельной схватке с фашистскими оккупантами защищали Родину от порабощения. Это было страшное время.

Татьяна Цисарук «А зори здесь тихие…» (на фоне идет ролик-нарезка из фильма «А зори здесь тихие»)

А здесь стояла тишина,
Была протока, как слеза,
Где пять девчат и старшина
Несли дозор во все глаза.


Шестнадцать немцев шли к гряде,
И сквозь лесную глубину
Девчонок крики по воде
Клеймили ужасом войну.

Сошлась Россия за спиной,
Держали фронт девчонки.
Был командир такой родной
В их путь совсем недолгий.


Туман стелился вдоль земли,
Враг старшиной был взят,
Но все же немцы не прошли
Взамен на жизнь девчат.

Не спела с старшиной девчонка,
Померк ее в болоте свет.
И та, другая, вскрикнув тонко,
Не донесла его кисет.


Застыла в быстром беге третья,
А две, огнем играя,
Красой громили лихолетье,
Мир адский покидая.


Ушли в небытие девчата.
Слеза катилась по щеке,
И бесполезная граната
Была зажата в кулаке.


И гнал он ненавистных фрицев,
Гнал из совсем последних сил,
Сквозь боль сумел к своим пробиться,
За гибель девочек он мстил.

Пылал, горел вдали закат,
А зори тихие здесь были.
С врагом сразились пять девчат,
Которые недолюбили.


Пять разных судеб и дорог
За что оборвала война?
За что девчат свел злейший рок?
Ответа нет. Здесь тишина

В.1: Война обжигала душу, обнажала добро и зло, благородство и низость. Нелегко перейти из родительского дома в дзот, вместо школы оказаться в окопе, как это случилось с девушками из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

( выходят участники сценки на фоне - отрывка из фильма)


АВТОР: Тот последний путь Васьков уже не мог вспомнить. Перед глазами стояли все пять его девочек. Все, что помнил Васьков, когда вели его немцы на расстрел, что задачу они, все-таки выполнили, ценой смерти, но выполнили! И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил. А зори-то здесь тихие…

(автоматная очередь) стоп-кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Рита Осянина.


АВТОР:

  • Строгая, редко смеющаяся девушка. Перед самой войной она вышла замуж. Родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.


Рита: Меня ранило осколком в живот, что даже разглядеть было трудно, что там, потому что смешалось все - и кровь, и рваная гимнастерка, и вмятый туда, в живот, солдатский ремень. Боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. Я заплакала, но слезы потом пропали, они отступили перед тем огромным, что стояло передо мной, в чем нужно было разобраться и к чему следовало подготовиться. Я не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем я. Мой муж геройски погиб во второй день войны, а сейчас и мне смерть прислала повестку - ржавый и щербатый осколок. Мой сын остался сиротой, он остался один, мой маленький сын в этом огромном и страшном мире. Я думала о том, как переживет он войну, и как потом сложится его жизнь. Я знала, что рана моя смертельна и умирать я буду долго и трудно… Я застрелилась выстрелом в висок.

/ крик «Мама-а-а-а» и детский крик «Мама-а-а-а» /

(автоматная очередь) стоп-кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Женя Комелькова

АВТОР:

  • Женька Комелькова, «…высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку- всех убили немцы.

Женя: Я верила в себя и тогда, когда уводила немцев от Осяниной, не на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок… Я просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…. А немцы ранили меня вслепую, сквозь листву. Я могла бы затаится, переждать, и может быть, уйти. Но я стреляла, потом, пока были патроны, стреляла лежа, не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы… И немцы добили меня в упор, а потом еще долго смотрели на мое и после смерти гордое и прекрасное лицо.

/ крик «Мама-а-а-а» и детский крик «Мама-а-а-а» /

(автоматная очередь) стоп-кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Соня Гурвич

АВТОР:

  • Соня-девушка, выросшая в большой еврейской семье. Она знала немецкий язык и могла быть хорошей переводчицей, однако, переводчиков было много, поэтому её направили в зенитчицы.

  • Соня вторая жертва во взводе Васкова. Она отбегает от остальных, чтобы найти кисет старшины, и натыкается на патрульных диверсантов….

Соня: А я и не думала о смерти, когда бежала за кисетом нашего старшины, который он оставил на прежней стоянке. Бежала без опаски, торопясь притащила старшине махорку ту, трижды проклятую. И понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи потная тяжесть, почему пронзительно яркой болью рванулось вдруг сердце.
Я могла бы детишек нарожать, а те бы внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…

/ крик «Мама-а-а-а» и детский крик «Мама-а-а-а» /

(автоматная очередь) стоп-кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Лиза Бричкина

АВТОР:

  • Боец Лиза Бричкина сразу же понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей самой пришлось вести хозяйство, так как мать её сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме. Готовила еду.

  • Мечтательная Лиза гибнет, желая поскорее перейти болото и привести подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне.


Лиза: Шагнула в болото, с трудом продвигаясь вперед. Осталось пройти последний кусок, а дальше шла суша, там за час-полтора добегу до своих. Вдруг огромный белый пузырь вспучился передо мной. Это было так неожиданно, я, не успев вскрикнуть, рванулась в сторону. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило вниз, а тропа была где-то совсем рядом, полшага от меня, но эти полшага уже невозможно было сделать.
«Помогите! На помощь!». Я долго видела майское прекрасное безоблачное небо. Хрипя, выплевывая грязь, я тянулась и тянулась к нему, тянулась и верила. Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото и я в последний раз увидела его свет - теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для меня.

/ крик «Мама-а-а-а» и детский крик «Мама-а-а-а» /

(автоматная очередь) стоп-кадр из фильма «А зори здесь тихие…». Галя Четвертак

АВТОР:

  • Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении». Этот созданный мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая. Но война не пощадила хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись и разрушив его. А разрушение всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться молодая девушка.

/ крик «Мама-а-а-а» и детский крик «Мама-а-а-а» /

(автоматная очередь) стоп-кадр из фильма «А зори здесь тихие…».

Песня «А закаты алые»

Стихотворение Юлии Друниной «Зинка».

Рассказ о личной встрече с женщиной - фронтовичкой

Татьяной Павловной Черменской.

В«Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».1 Мирная жизнь Кирсанова закончилась в одночасье 22 июня 1941 года. Центр городской жизни переместился на вокзал. Отсюда женщины провожали на фронт отцов, мужей и сыновей.

В.2. В годы войны Кирсанов стал помимо продовольственной еще и госпитальной базой. В конце июня 1941 года из личного состава медиков был сформирован сортировочный эвакогоспиталь №1922, который расположился в зданиях городских школ.

В«Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».1 «Сестрёнка, помоги!...». Не сосчитать сколько раз довелось услышать эти слова фронтовой медсестры Танечке Черменской, прошедшей огонь Сталинграда, бои в Украине, Молдавии, Венгрии, Румынии, встретившей День Победы в Чехословакии.

В.2 Повестку она получила уже на второй день войны. Из Шульгинского, ныне Мордовского района, где она работала в Новопокровской больнице, на территории которой шло формирование военных госпиталей.

В.1 - «В первые месяцы войны эшелоны везли только тяжелораненых», - вспоминает Татьяна Павловна.

В.2 - «Не хватало медикаментов, перевязочного материала. Приходилось использовать старые бинты. Их стирали, гладили, и опять использовали. Сестрам приходилось очень тяжело».

В.1 В декабре 1942 г. пришел приказ срочно сворачиваться и грузиться в вагоны. Хирургический полевой передвижной госпиталь №141 в составе 2-ой гвардейской армии был срочно направлен в Сталинград.

В.2 «Там был настоящий ад»,- вспоминает Татьяна Павловна. Каждую ночь в полевом госпитале, где работала Черменская, умирало до ста человек. В мирное время многих раненых удалось бы спасти. Сколько безымянных солдат и офицеров осталось под Сталинградом.

В.1 Один сталинский эпизод особенно врезался в память фронтовой медсестры. Запомнилась жажда жизни украинского мальчика Сережи, попавшего в госпиталь без рук и ног.

В.2 - «Никогда не видела, чтобы человек так боролся за жизнь», - вспоминает Татьяна Павловна.

В.1 Первые фронтовые Сталинградские воспоминания для Татьяны Павловны Черменской навсегда остались самыми яркими, а потом были бои под Каховкой, окружение в Крыму, бомбежки в Венгрии. Как будто и не отделяют от тех событий Великой Отечественной войны многие десятилетия мирной жизни. Они навсегда в памяти фронтовой медсестры.

В.2 Трудовая биография Прохоровой Александры Яковлевны началась с военного госпиталя, куда она пришла после окончания Кирсановской медицинской школы, которую закончила 24 июня 1942 г.

В.1 Молоденькой медсестрой поступила в распоряжение Тамбовского областного здравотдела и была распределена вместе со своими подружками (Сальниковой А., Шмаковой Т., Чинёнковой Т.) в госпиталь в Тулиновку. Работа была тяжёлой. Целыми сутками приходилось ухаживать за тяжело ранеными солдатами. К каждому надо было найти подход и вдохновить на жизнь. А приходя домой, валилась с ног от усталости и чувства сострадания. Но всё выдержала: это было необходимо.

В.2 После расформирования госпиталя, где Александра Яковлевна проработала 2 года и 1 месяц, поступила в распоряжение Кирсановского райздравотдела. В родном Кирсанове работала с 1944 г. Меняла место работы, но ни разу не изменила своему любимому делу. Александра Яковлевна Прохорова работала в детской консультации участковой медсестрой, кабинетной медсестрой в эндокринологическом кабинете. За 55 лет трудового стажа она никогда не пожалела, что выбрала в жизни именно этот путь. Ведь в медицинскую школу поступила по завету отца.


Презентация о женщине-ветеране А.Е. Щекочихиной.

Стихотворение Дания Мирумир «Я родилась после Войны»

Я родилась после Войны...
Она ж все бьёт набатом в душу.
Стою у дедовских могил,
И ветер слезы мои сушит...

Им пережить пришлось такое,
Что нам и близко не понять.
В то лихолетие былоe
За нас пришлось им воевать.

Нас, нерожденных, так любили,
Что не щадили жизнь свою.
И мы сейчас, где б мы не жили,
В долгу у них… Я лишь скажу -

Вам, воевавшим, до земли
Поклон. Вы мир наш отстояли
Чтоб вишни, яблони цвели,
Чтоб женщины детей рожали.

Пусть дети в радости растут,
Желаю от души сердечно.
Но дедов тяжкий ратный труд
Пусть память сохранит навечно.

Не всем суждено было вернуться с этой страшной войны. Из села Калаис Кирсановского района ушли на фронт и не вернулись:

  1. Алпатова Нина Григорьевна 1912 года рождения, рядовая. Пропала без вести в 1943 г.

  2. Бурцева Анастасия Ивановна 1923 года рождения, рядовая. Погибла в бою в марте 1945 года.

  3. Дегтярева Раиса Федоровна 1926 года рождения, рядовая. Пропала без вести в январе 1945.

  4. Попова Мария Илларионовна 1925 года рождения, рядовая. Пропала без вести в январе 1945.

  5. Силина Анна Яковлевна 1924 года рождения, рядовая. Пропала без вести в 1944 году.

  6. Шиповских Клавдия Яковлевна 1924 года рождения, сержант. Пропала без вести в марте 1944 года.

Прошло почти 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в человеческих душах. Но память о них всегда в наших сердцах. Мы обязаны всех помнить!

Давайте почтим память всех павших на этой страшной войне минутой молчания.

Минута молчания.

Слайдовая презентация «У войны не женское лицо». Звучит фонограмма «Ave, Maria» На слайдах фотографии женщин-участниц Великой Отечественной войны и вдов участников войны, которых уже нет в живых, плавно уходят в облака как символ той жизни, символ вечности.

В:1. Велика роль женщин на фронте, которые под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали им первую помощь, порой ценою собственной жизни, стреляли из «снайперки», бомбили, подрывали мосты, ходили в разведку, брали «языка», сражались с врагом в небе... Организовались и отдельные женские батальоны. Маршал Советского Союза А.И. Ерёменко писал: «Едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы». Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

В.2: Женщина отлично понимала, что лежало самое дорогое, самое святое - Жизнь. Понимала она, что совершается страшное святотатство - насилие над мыслью, любовью, молодостью.

В.1: В смертельной тревоге за чужих и своих детей женщина, прикрывая всех крылом, как Богородица - Покровом, с мольбой обращалась к Всевышнему: «Спаси! Защити!». На войне атеистов не бывает.

Звучит музыка Дж. Каччини «Ave, Maria» . В полной темноте на сцену выходят участники представления, их выход сопровождается фонограммой. Они стоят спиной к зрительному залу. На словах текста поочередно разворачиваются, держа в руках зажжённые свечи, фигуры их высвечиваются прожектором.

Стихотворение Дания Мирумир «Я родилась после Войны»

Автор текста и музыки: В. Воронов

О, сколько их было-
Сердец нерастраченных, юных!
Ах, сколько с столице стонало
Гитар шестиструнных!
(зажигается свеча)

О, сколько их было-
Парней ясноглазых, веселых!
Ах, сколько гармошек
Рыдало в поселках и селах!
(Зажигается свеча)

По всей необъятной,
По всей затемненной России
Военные ветры по бабьи
Войну голосили.
(Зажигается еще одна свеча)

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мертвым-
Это нужно живым!

(зажигается свеча и минута молчания)

Девушки в образе героинь повести «А зори здесь тихие…»:

  • Я хотела жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стала доктором...

  • В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...

  • Я хотела стать матерью. «Будет сын, - говорила я Алешке, а он смеялся и отвечал: «Ага, сын с косичками»...

  • Я хотела стать архитектором. Хотела построить свой дом, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...

  • Мама обещала меня сводить в цирк. Я очень хотела посмотреть на дрессированных медведей.

  • Я хотела стать ветеринаром и лечить животных.

  • А я хотела стать ученым, я любила математику.

Мы,

  • погибшие на полях сражений...

  • замученные в концлагерях...

  • погибшие в оккупации...

  • умершие от голода...

  • недожившие до Победы

  • недолюбившие

  • не узнавшие счастья материнства….

Историк: Контрастность природы и войны. Тихих зорь и жестокого боя. Девочки - зенитчицы возвратили тишину зорям. Выражение о тихих зорях несколько раз встречается в повести. Девушки погибли во имя этой тишины и тихих зорь.



Их пятеро пошло в разведку:
Елизавета, Женька, Соня
Галина, Рита по соседству
Расположились. Все спросонья,

Уставшие, и с непривычки
Они хватали жадно воздух,
Читали желтые странички
Поэта Блока, слыша отзвук.

Им зори тихо подпевали
Среди болот озер немалых.
Передохнув, опять бежали
Пока дыхания хватало.

Им, после выбора позиции,
Часа четыре оставалось.
Васков по войсковой традиции
Привал им дал. Как полагалось.
«Замечу дым? Все вылью варево -
Сказал им старшина с суровостью, -
Глядите в оба, мы до зарева
Должны управиться». И горестно

Подумал он с отцовской нежностью,
«Какие ж вы еще молоденькие!»
Война скосила неизбежностью.
Глоток воды испил колодезной.

Гряду излазили… Обстрелу
Определили сектор, место.
На сотни дней бы поседели,
Но их судьба была известна.

Держали под прицелом немцев,
По краю озера Легонтова
Не раз водили с лютым сердцем,
Со счету сбились они только.

Ценою женских смелых жизней -
Своих - те, пятеро зенитчиц,
Чужим не дали по Отчизне
Пройти дорогами фашизма.

Утопла Лиза на болоте,
Когда подмогу звать бежала.
Последней капелькою вздоха
София с жизнью попрощалась.

Девчонка кроткая с детдома
От встречи с немцем - испугалась,
А Женька с песнею знакомой
Васкова с Ритой прикрывала.

Под лапой зелени еловой
От боли тяжело дышала,
Призналась Рита, как ночною
Порою сына навещала.

Остались зори слушать тихо
Елизавета, Женька, Соня,
Галина, Рита. Сколько лиха
Они познали в этой бойне…

В кармане боковом качалась
Всего одна, одна граната.
Его терпение кончалось:
«Лягайте, сволочи!!! Что? Взята?

Опушка леса. Не прошли вы.
Пять девочек пройти не дали!
Лягайте, гады!!! Вам могилы
Я вырою…» Они лежали,

А старшина ревел от горя
Навзрыд ревел, не прячась даже:
«Потомки нас потом рассудят
И результаты жизнь покажет!»

Все. Дух и мне перехватило,
Девчатам ПАМЯТЬ, ВЕЧНОСТЬ, СЛАВА!!!
Мне сердце дрожью охватило,
И стала мокрая оправа.

Что сегодня значит Великая Отечественная война для последующих поколений? Далекие события прошлого века...

Н«Концерт - спектакль «О тех девчонках, что встречали зори» по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»о память героев этой войны возвращает нас вновь и вновь в те сороковые к тяжелой дате - 22 июня ровно в 4 часа….

Женщины отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили.

Екатерина Митенкова читает стихотворение Э.Асадова_

Асадов Э. А. - «День Победы. И в огнях салюта»

День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!

Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!

У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка - лучшая из всех.

На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..

И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.

Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля...
В вешний вечер, в птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.

И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица...

Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?

Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.

На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, где не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!

И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.

И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!

И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!

И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!

Смотрим фильм « А зори здесь тихие».




























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Биография Б.Л. Васильева (сообщение подготовленного ученика)

Борис Васильев - один из авторов произведений о Великой Отечественной войне. Он родился 21 мая 1924 года в городе Смоленске в семье кадрового командира Красной Армии. После окончания 9 класса в июле 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Участвовал в Смоленском оборонительном сражении. В 1943 году после контузии был направлен в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Окончив её в 1948 году, работал на Урале.

Печатается с 1954 года. Васильев с детства был увлечён сценой, и поэтому первые его произведения - пьесы. Борис Львович - автор таких романов, как «Не стреляйте в белых лебедей», «В списках не значился», повестей «Завтра была война», «Капля за каплей» и др. Он автор сборников рассказов, киносценариев.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ю.В. Друнина
«Зинка»
Памяти однополчанки, Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой
1

Мы легли у разбитой ели,

Ждём, когда же начнёт светлеть.

Под шинелью вдвоём теплее

На продрогшей, гнилой земле.

- Знаешь, Юлька, я - против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня - лишь она одна.

Пахнет в доме квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт…

Знаешь, Юлка, я - против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг нежданный приказ: «Вперёд!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идёт.


2

С каждым днём становилось горше.

Шли без минингов и знамён.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрёпанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по чёрной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить. …

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3

Знаешь, Зинка, я - против грусти,

Но сегодня она не в счёт.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живёт.

У меня есть друзья, любимый.

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла -

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала.






Список использованных источников


  1. Архивный материал школьного кружка «Поиск» филиала МБОУ Уваровщинская сош Кирсановского района Тамбовской области

  2. Васильев Б. А зори здесь тихие… - М.: Детская литература, 1984.

  3. Друнина Ю. Стихотворения. - М.: ЭКСМО, 2004.Егорова Н.В.,

  4. Золотарёва. Поурочные разработки по русской литературе. XX век. - М.: ВАКО, 2003.

  5. Книга Памяти Тамбовской области.



© 2010-2022