Выступление на МО Лингвистический анализ текста как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лингвистический анализ текста как путь формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание имеет систематически проводимый анализ текста. В процессе работы над готовым текстом происходит углубленное знакомство со структурой, идеей текста, техникой его создания, развивается логическое мышление учащихся, идет практическое усвоение языка в различных условиях его применения. В целом анализ текста способствует воспитанию культуры слушания и чтения.

Методика анализа текста активно разрабатывалась в трудах многих отечественных ученых (Н.М. Шанский, Л.М. Лосева, Г.В. Колшанский, Г.Я. Солганик, И.В. Арнольд, Н.А. Ипполитова, А.И. Горшков, С.И. Львова,
Л.А. Новиков, Е.С. Антонова, Т.М. Пахнова и др.). Она опирается на теорию речевой деятельности, связанную с механизмами порождения и восприятия речи.

Немаловажное значение, по нашему мнению, на уроках русского языка имеет работа по обучению школьников составлять вторичные тексты, которую можно рассматривать как подготовительный этап к обучению их самостоятельно излагать свои мысли, строить устное или письменное высказывание.

При лингвистическом анализе текста, по мнению современных исследователей, не должен нарушаться основной принцип - «учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления». Преобладающее внимание к формальной стороне языковых фактов тормозит речевое развитие детей, так как односторонний подход к анализу порождает привычку поверхностного взгляда на языковое явление. Лингвистический анализ текста со стороны содержания и формы позволяет относиться к изучаемым грамматическим явлениям как к элементам целого высказывания (речевого произведения), учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи. Систематическое обращение учителей к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует формированию важнейшего коммуникативного умения - создавать собственный текст. Художественные тексты, которые мы используем на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию убеждает учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания. Формирование же коммуникативной и лингвистической компетентности учеников предполагает, что система обучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. «Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А. Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным».

Преобразование мысли в текст - это сложный процесс, отдельные этапы которого порой накладываются друг на друга. Основные компоненты речи - замысел, лексическое наполнение, грамматическое оформление - соотносятся с отдельными уровнями языка: синтаксисом, фонетикой, лексикой, морфологией и др. Принципы построения текста имеют объективный характер: выявление путем анализа особенностей его строения делает возможным обучение правилам их реализации в речи, создает условия для совершенствования коммуникативной правильности речи. Анализ текста «как готового продукта речи» позволяет увидеть динамику речевой деятельности - от замысла до конкретной «речевой реализации», т.е. проследить процесс формирования мысли автора. Лингвистический анализ является мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой - логического; причем при таком виде работы образное мышление не сковывается неестественным для ребенка превалированием логического мышления.

Уже в 5 классе начинаем подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа.

В средних классах (6-8) планомерно проводится работа, которая способствует выработке базовых умений и навыков, которые станут опорой лингвистического анализа в старших классах. Такой подготовительной работой в средних классах становится целенаправленное наблюдение за реализацией в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей разных единиц и разнообразных явлений русского языка.

В 9 классе большое внимание уделяем обучению создания творческих работ (сочинения, посвященные целостному анализу произведений, создание собственных произведений по жизненным впечатлениям). На уроках лингвистического комплексного анализа текста девятиклассники уже учатся анализировать языковые средства с точки зрения их функционирования в речи, сознательно отбирать их и оценивать не изолированно, а в контексте создаваемого высказывания.

Использование в 10-11 классах лингвистического анализа текста открывает следующие возможности:

- учащиеся овладевают новой областью языкознания - лингвистикой текста, структурой его компонентов;

- создается единство развития речи, ее культуры;

- на более высоком уровне готовить учащихся к созданию собственных творческих работ.

На уроках используем разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, собирание текста из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление планов (картинного, словесного), наложение готового плана на текст, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), подбор заголовков, анализ авторского заголовка, сравнение разных планов к одному тексту, выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинение по опорным словам, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме. Понятие «текст» традиционно вводим при сравнении отдельных предложений и предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Интересной для учащихся является работа по членению текста на предложения (отработка такого категориального признака текста, как членимость). Для этого предлагаем тексты без точек и заглавных букв. Упражнения на выделение в тексте абзацев; упражнения на осознание характера информации в предложенном отрезке текста (или наборе предложений) и дополнение или трансформация ее в заданном направлении; монтаж текста из данных отдельных предложений; упражнения на нахождение средств межфразовой связи в данном тексте, а также на выбор необходимых языковых средств для связи частей данного текста или для связи предъявленного текста и созданного самостоятельно текстового фрагмента; упражнения на осознание замысла высказывания и развитие этого замысла в самостоятельно созданном текстовом фрагменте; упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком; упражнения на определение функционально-смыслового типа речи (повествование, описание, рассуждение); упражнения, раскрывающие особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения - все эти виды упражнений помогают выработать у школьников умения реализовать такие текстовые категории, как информативность, смысловая и содержательная ценность, связность, членимость, адресность, завершенность.

Способы создания экспериментальных текстов разные: устранение данного языкового явления из текста (например, убрать все прилагательные в отрывке из текста И.С. Тургенева «Бежин луг»), замена языкового элемента синонимическим или однофункциональным (например, в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» слово «идет» заменить словом «шагает», а слово «шагает» - словом «идет»), развертывание текста (способствует более глубокому пониманию текста), свертывание текста (выявление образных средств), перестановка слов и других языковых единиц (единственно верное расположение слов, предложенное автором), разрушение связей между компонентами текста (абзацами, предложениями, словами, звуками), сравнение нескольких авторских редакций текста как средства обоснования тезиса о том, что в совершенном тексте «единственно нужное расположение единственно нужных слов» (Л.Н. Толстой). Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

На уроках в 5 классе используем такой план анализа текста:

1. Определить тему и основную мысль текста.

2. Выписать ключевые слова.

3. Озаглавить текст.

4. Определить стиль текста и доказать свое мнение.

5. Определить тип речи и доказать свое мнение.

Но яркое речевое оформление рассуждения о тексте, свидетельствующее о высоком уровне личностного развития учащегося, рождается из параллельной реализации алгоритма, например, с цвето-смысловым прочтением анализируемого текста.

Предлагаем ученикам для анализа следующий текстовый отрывок:

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги.

(А. И. Куприн).

Представляем тезисный конспект работы:

1. Тема (про что?): осень в тайге. Основная мысль (что именно сказано про это ЧТО?): неимоверная красота, красочность этого времени года в тайге все-таки навевает грусть.

2. Ключевые слова (самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится ткань текста. Как правило, ключевое слово в разных вариантах не раз повторяется, поэтому правомерно говорить о группах ключевых слов):

- Осень, сентябрь, денечек (время года);

- Солнечный, погожий летний денечек, на солнце (погода);

- Прозрачность, чистота тайги, голоса птиц слышны за километр (общая прозрачность воздуха);

- Цвет солнца, ягод, осени и тревоги - желто-красная гамма; неба - синяя гамма (цвета умирания, увядания, грусти).

3.Анализ предложенных учащимися заголовков. Заголовок «Бабье лето в тайге» соотносится с темой текста, он менее художествен, чем заголовок «Таежная красота увядания», соотносящийся с основной мыслью текста.

4. Художественный стиль текста: доказательства

- Образность: денечки (короткие, теплые, приятные, и автор относится к ним с одобрением - уменьшительно-ласкательный суффикс); метафоры (денечки вернулись, земля бордовела ягодами, прозрачность и грустность жили), сравнения (словно осень прошлась свистящей метлой, барабанно-звонкие голоса), гипербола (жила грусть);

- Авторская позиция: денечки; слышны за километр (разговорность как отражение искренности и благостного состояния автора).

- Информация в тексте не претендует на актуальность, как это было бы в публицистическом тексте.

5. Тип речи - описание: доказательства

- описан 1 факт (осень в тайге);

- этот факт дан в статике (констатация признаков бабьего лета в тайге);

- языковые приметы: слова со значением признаковости (прилаг., абстрактные сущ., гл. «бордоветь»), способ выражения предикативности - составные именные сказуемые (был сухим и солнечным, была чистой, прошлась метлой);

- синтаксические конструкции (однородные члены, сложносочиненные предложения с союзом И со значением «одновременности», бессоюзные сложные предложения со значением «перечисление одновременного», сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения).

В 6 - 8 классах план усложняем - используем вопросы типа:

- докажите, что это текст, а не набор фраз.

- что нового и полезного вы узнали из текста?

А также добавляем и проблемные вопросы. Проблемный метод обучения развивает у детей творческую самостоятельность, мыслительную деятельность.

В 9 - 11 классах привлекаем тексты современных публицистов: Д. Гранина, Д. Лихачева, и др. и добавляем еще один пункт к конспекту:

- выявить проблему, написать свое отношение к ней.

В этих же классах уже включаем творческую работу. Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Мы оцениваем не только результат, но и процесс работы.

На уроках освоения теоретического материала стараемся, чтобы каждая тема сопровождалась дидактическими материалами - текстами, которые были взяты из произведений русской литературы ХIХ - ХХ вв.

Например, стилистические особенности периода как сложной синтаксической конструкции дети изучали, анализируя фрагменты из романов Л. Н. Толстого; стилистические функции суффиксов и разговорную лексику - размышляя над монологами и диалогами героев пьес А. Н. Островского и А. П. Чехова, а возможности поэтического синтаксиса - погружаясь в творчество поэтов Серебряного века.

К каждому тексту прилагались вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Получив текст и задания к нему, ученик определял тему, идею, анализировал его структуру, лексику, типичные синтаксические конструкции, особенности авторского языка и пр.

Считаем очень важным, чтобы в систему вопросов для анализа текста включать вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок использует знания, полученные в 5 - 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.






© 2010-2022