- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»
Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гаврилова Т.М. |
Дата | 23.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сложные бессоюзные предложения
Понятие о сложном бессоюзном предложении
Урок № 1
Урок разработан в рамках применения технологии развития критического мышления у учащихся учителем высшей категории ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района Санкт-Петербурга Гавриловой Татьяной Михайловной
Цели:
-
Сформировать понятие о сложном бессоюзном предложении;
-
Начать работу по формированию навыка постановки знаков препинания в сложном бессоюзном предложении;
-
Развивать навык работы с информацией (поиск, осмысление, систематизация, анализ);
-
Формировать навык целеполагания и самоконтроля при самостоятельной работе;
-
Формировать коммуникативные навыки.
СТАДИЯ ВЫЗОВА
Задание:
Промаркируйте текст: напротив предложений, содержащих известную вам информацию, поставьте «+», напротив предложений, содержащих знакомую, но требующую уточнения информацию, поставьте « - «, напротив предложений, в которых содержится незнакомая информация, поставьте «?»
В языке существуют простые и сложные предложения. В основе деления - количество грамматических основ. Предложения, имеющие две и более грамматические основы, связанные по смыслу и грамматически, называются сложными. Они делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и сложные бессоюзные предложения. В основе деления - способ связи. Все сложные предложения объединяет интонационная связь, но в сложносочиненных предложениях, кроме интонационной, части связаны между собой при помощи сочинительной связи (используются сочинительные союзы), в сложноподчиненном предложении - при помощи подчинительной связи (используются подчинительные союзы и союзные слова). Если в сложном предложении есть только интонационная связь, такое предложение называется сложным бессоюзным.
Смысловые отношения между частями в таких предложениях не всегда однозначны, значение бессоюзного предложения определяется при помощи интонации и знаков препинания.
Задание: исходя из вопросов, которые возникли при работе с текстом, сформулируйте цели урока.
(Учащиеся формулируют свои дидактические цели. Примечание: цели учащихся могут отличаться друг от друга)
Задание: используя информацию в тексте, составьте кластер «Предложение»
Сложные бессоюзные предложения
По количеству грам.основ
По способу связи
Задание: сформулируйте правило «Что такое СБП», используя опорный текст.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Прием «Кластер»
Задание: охарактеризуйте предложения, опираясь на способ связи, который в них используется.
Не хочется покидать дом, и непонятная тревога охватывает тебя при виде полной луны.
Не хочется покидать дом, потому что непонятная тревога охватывает тебя при виде полной луны.
Не хочется покидать дом - непонятная тревога охватывает тебя при виде полной луны.
Задание: найдите сложные бессоюзные предложения, подчеркните грамматические основы
Ахматова «Хозяйка»
В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья,
Тень ее еще стоит
У высокого порога,
И уклончиво и строго
На меня она глядит.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама... Но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.
Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека...»
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь
Задание: какие знаки препинания возможны в сложных бессоюзных предложениях?
Задание: прочитайте стр.131 в учебнике (Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений /М.М.Разумовская, С.И.Львова и т.д. под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.:Дрофа, 2012)
Используя полученную информацию, составьте кластер «Значения СБП».
Сложные бессоюзные предложения
Знаки препинания :
Знаки препинания -
Знаки препинания , ;Значения
Задание: данную схему проиллюстрируйте примерами из учебника на стр.131. Примеры запишите.
Задание: выполните упражнение 215 (2, 6, 7)
Задание: выполните тестовую работу
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Задание: сформулируйте по 2 «толстых и тонких» вопроса, задайте их друг другу. Будьте готовы прокомментировать ответ, при необходимости дополнить его и исправить.
Уточняющие вопросы учителя по материалу урока. Парциальная оценка учителем отдельных учащихся.
Слово учителя:
Уважаемые учащиеся! Вернитесь к цели (целям), которые вы ставили перед собой в начале урока. Ответьте на вопрос «Удалось ли пополнить багаж знаний в течение сегодняшнего урока?»
Ответы учащихся.
Оцените свою работу на уроке.
«5» - из различных информационных источников (опорный конспект, учебник, объяснение учителя) я получил (а) новые знания, систематизировал (а) их, могу применить на практике.
«4» - из различных информационных источников (опорный конспект, учебник, объяснение учителя) я получил (а) новые знания, систематизировал (а) их, но пока затрудняюсь применить на практике.
«3» - из различных информационных источников (опорный конспект, учебник, объяснение учителя) я пытался (лась) получить новые знания, но это мне не удалось, потому что (материал для меня был слишком сложен, объяснения непонятны, нет базовых знаний, не умею работать с учебником…)
«2» - на уроке я не работал (а), потому что ………..