Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»

Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения» является первым уроком по теме «БСП».  Урок разработан с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок содержит стадии, характерные для данной технологии: стадиивызова, осмысления, рефлексии.     Следует отметить, что для учащихся приемы, используемые на уроке, понятны и в достаточной степени освоены.      Возможность самостоятельной работы в своем скоростном режиме, осмысления полученного резул...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Урок русского языка в 9-м классе «Бессоюзные сложные предложения»Сложные бессоюзные предложения

Понятие о сложном бессоюзном предложении

Урок № 1

Урок разработан в рамках применения технологии развития критического мышления у учащихся учителем высшей категории ГБОУ ЦО № 170 Колпинского района Санкт-Петербурга Гавриловой Татьяной Михайловной

Цели:

  • Сформировать понятие о сложном бессоюзном предложении;

  • Начать работу по формированию навыка постановки знаков препинания в сложном бессоюзном предложении;

  • Развивать навык работы с информацией (поиск, осмысление, систематизация, анализ);

  • Формировать навык целеполагания и самоконтроля при самостоятельной работе;

  • Формировать коммуникативные навыки.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Задание:

Промаркируйте текст: напротив предложений, содержащих известную вам информацию, поставьте «+», напротив предложений, содержащих знакомую, но требующую уточнения информацию, поставьте « - «, напротив предложений, в которых содержится незнакомая информация, поставьте «?»

В языке существуют простые и сложные предложения. В основе деления - количество грамматических основ. Предложения, имеющие две и более грамматические основы, связанные по смыслу и грамматически, называются сложными. Они делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и сложные бессоюзные предложения. В основе деления - способ связи. Все сложные предложения объединяет интонационная связь, но в сложносочиненных предложениях, кроме интонационной, части связаны между собой при помощи сочинительной связи (используются сочинительные союзы), в сложноподчиненном предложении - при помощи подчинительной связи (используются подчинительные союзы и союзные слова). Если в сложном предложении есть только интонационная связь, такое предложение называется сложным бессоюзным.

Смысловые отношения между частями в таких предложениях не всегда однозначны, значение бессоюзного предложения определяется при помощи интонации и знаков препинания.

Задание: исходя из вопросов, которые возникли при работе с текстом, сформулируйте цели урока.

(Учащиеся формулируют свои дидактические цели. Примечание: цели учащихся могут отличаться друг от друга)





Задание: используя информацию в тексте, составьте кластер «Предложение»

Сложные бессоюзные предложения


По количеству грам.основ

По способу связи





Задание: сформулируйте правило «Что такое СБП», используя опорный текст.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Кластер»

Задание: охарактеризуйте предложения, опираясь на способ связи, который в них используется.

Не хочется покидать дом, и непонятная тревога охватывает тебя при виде полной луны.

Не хочется покидать дом, потому что непонятная тревога охватывает тебя при виде полной луны.

Не хочется покидать дом - непонятная тревога охватывает тебя при виде полной луны.

Задание: найдите сложные бессоюзные предложения, подчеркните грамматические основы

Ахматова «Хозяйка»

В этой горнице колдунья

До меня жила одна:

Тень ее еще видна

Накануне новолунья,

Тень ее еще стоит

У высокого порога,

И уклончиво и строго

На меня она глядит.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам,

Я сама... Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека...»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь

Задание: какие знаки препинания возможны в сложных бессоюзных предложениях?

Задание: прочитайте стр.131 в учебнике (Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений /М.М.Разумовская, С.И.Львова и т.д. под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.:Дрофа, 2012)

Используя полученную информацию, составьте кластер «Значения СБП».

Сложные бессоюзные предложения

Знаки препинания :

Знаки препинания -

Знаки препинания , ;Значения



Задание: данную схему проиллюстрируйте примерами из учебника на стр.131. Примеры запишите.



Задание: выполните упражнение 215 (2, 6, 7)

Задание: выполните тестовую работу

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ:

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Задание: сформулируйте по 2 «толстых и тонких» вопроса, задайте их друг другу. Будьте готовы прокомментировать ответ, при необходимости дополнить его и исправить.

Уточняющие вопросы учителя по материалу урока. Парциальная оценка учителем отдельных учащихся.

Слово учителя:

Уважаемые учащиеся! Вернитесь к цели (целям), которые вы ставили перед собой в начале урока. Ответьте на вопрос «Удалось ли пополнить багаж знаний в течение сегодняшнего урока?»

Ответы учащихся.

Оцените свою работу на уроке.

«5» - из различных информационных источников (опорный конспект, учебник, объяснение учителя) я получил (а) новые знания, систематизировал (а) их, могу применить на практике.

«4» - из различных информационных источников (опорный конспект, учебник, объяснение учителя) я получил (а) новые знания, систематизировал (а) их, но пока затрудняюсь применить на практике.

«3» - из различных информационных источников (опорный конспект, учебник, объяснение учителя) я пытался (лась) получить новые знания, но это мне не удалось, потому что (материал для меня был слишком сложен, объяснения непонятны, нет базовых знаний, не умею работать с учебником…)

«2» - на уроке я не работал (а), потому что ………..



© 2010-2022