Открытый урок литературы в 11 классе: «Жизнь и творчество А. А. Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство «женской поэзии»»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Жизнь и творчество А.А.Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство «женской поэзии».

Место урока. Введение в тему, анализ поэтического текста.

Цель урока.

Выявление художественного своеобразия и поэтического мастерства «женской поэзии» А.А. Ахматовой посредством исследовательской деятельности учащихся.

Задачи.

1. Помочь учащимся представить личность и творческую судьбу А.А. Ахматовой.

2. Развивать навыки анализа стихотворения, логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения.

3. Воспитывать читательскую культуру школьников.

4. Формировать ключевые компетентности учащихся: решение проблемы путем исследования, умение работать с разными источниками информации, коммуникативной (публичные выступления - презентации мини-исследований, работа в группе, индивидуальное сообщение).

Тип урока: изучение нового материала (историко-литературного материала и художественного произведения).

Форма урока: урок - исследование.

Оборудование: портрет А.А. Ахматовой, тексты художественных произведений, мультимедийный комплекс, схема анализа лирического произведения, эпиграф к уроку.

Эпиграф проецируется на экран:

Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает четки.

Осенней ясностью в ней чувства четки.

Удел до святости непоправим. (И.Северянин)

Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).

Таблица 1.

Дата

Важное событие

Таблица 2.

Название сборника

Год

Своеобразие и поэтическое мастерство

Проблемный вопрос: В чем проявлялось художественное своеобразие и поэтическое мастерство «женской поэзии» А.А. Ахматовой?

Этапы урока.

I. Введение в тему. Слово учителя.

Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имен, рядом с которыми кажется неуместным слово «поэтесса», ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что «женская поэзия» - это не только «стишки в альбом», но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Ее стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не «влюбленный лепет», а слова столь же жаркие, сколь и гордые.

И как будто по ошибке

Я сказала: «Ты…»

Озарила тень улыбки

Милые черты.

От подобных оговорок

Всякий вспыхнет взор…

Я люблю тебя, как сорок

Ласковых сестер.

Сегодняшнее занятие мы посвятим исследованию «женской поэзии» А.А. Ахматовой.

«Вдумайтесь» в тему урока, «вчитайтесь» в эпиграф к уроку и сформулируйте цель урока.

II. Этап целеполагания:

  1. Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ахматовой.

  2. Совершенствовать навыки анализа стихотворения.

  3. Расширить свои представления о поэзии серебряного века.

  4. Реализовать свои способности в исследовательском анализе стихотворения.

Обобщение учителя: учитывая ваши индивидуальные цели, хочу обратить вас еще к такой, как развитие навыка владения нормами и традициями русской речи.

III. Проверка д/задания. Индивидуальное сообщение о личности и судьбе А.А. Ахматовой.

Класс слушает сообщение с использованием презентации и заполняет таблицу 1 или записывает ответ на вопрос: Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни А.А. Ахматовой?

Проводится выборочная проверка (по желанию учащихся).

IV. Исследовательская работа в микрогруппах.

Задача: учитывая индивидуальную подготовку перспективного домашнего задания, в микрогруппе подготовить ответ на проблемный вопрос.

Рекомендации:

1. Использовать схему анализа лирического произведения.

  1. Применять метод «вживания в образ».

  1. Использовать метод сравнения различных стихотворений.

  2. Применять метод эвристического исследования.

Работа в микрогруппах.

1 группа, задание 1. (3 человека) - сборник «Вечер» /1912/: «Любовь», «В Царском Селе», «Музе», «Сердце к сердцу не приковано…» и другие.

Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в ее поэзии предстает как «поединок роковой», «любовная пытка» («Музе»). Ахматова почти никогда не изображает любовь безнадежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: «Сердце к сердцу не приковано…». Даже небольшой цикл стихотворений «В Царском Селе» - это побег из мира женской реальности («…душа тосковала, // Задыхалась в предсмертном бреду») в розовый мир игры («А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду»).

Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой («сероглазый король»). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нем много деталей, передающих быт, создающих «вещный мир». Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:

- ясный взгляд на жизнь;

- стремление к простоте, естественности;

- конкретно-чувственное восприятие «вещного мира»;

- увлеченное любование мелочами;

- близость стиха, разговорному строю языка;

- камерность.

Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживается автобиографические черты.

2 группа, задание 1. (3 человека) - сборник «Вечер» /1914/: «Настоящую нежность не спутаешь…», «Проводила друга до передней…», «Сколько просьб у любимой всегда…» и другие.

В сборнике «Вечер» лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для нее - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: «золотая пыль», «бесцветный ледок».

В стихах данного периода звучит протест героини:

Брошена! Придуманное слово,

Разве я цветок или письмо?

В ее характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность.

Однако в этом сборнике звучит лермонтовская «оскорбленность»: «Я не любви твоей прошу…» - «Я не унижусь пред тобой…» (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что «от счастья славы безнадежно дряхлеют сердца». В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.

Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: «Сколько просьб у любимой всегда,// У разлюбленной просьб не бывает…»

1 группа, задание 2. (3 человека)- «Белая стая» /1917/: «Муза ушла по дороге…», «Я улыбаться перестала», «То пятое время года…», «Целый год со мной неразлучен…»

Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретенную свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Все четче звучат патриотические мотивы:

Тот голос, с тишиной великой споря,

Победу одержал над тишиной.

Во мне еще, как песня или горе,

Последняя зима перед войной

Белее сводов Смольного собора,

Таинственней, чем пышный Летний сад,

Она была. Не знали мы, что скоро

В тоске предельной поглядим назад.

Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передает через конкретную психологическую деталь: «Нестерпимо больно душе любовное молчание…» Боль утраты не ослаблена, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь - «пятое время года».

Отчетливей слышится мотив смерти, смерти («Муза ушла по дороге…»):

Я долго ее просила

Зимы со мной подождать,

Но сказала: «Ведь здесь могила,

Как ты можешь еще дышать?»

2 группа, задание 2. (3 человека) - «Подорожник» /1921/: «Это просто, это ясно…», «О нет, я не тебя любила…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Долгим взглядом твоим истомленная…».

Теперь любовь становится уже «испытанием железом и огнем». Разжечь отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: «вижу холл изрытый // Над окровавленном Днестром…». Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя: «Но образ твой, твой подвиг первый // До часа смерти сохраню». Такие переживания вызваны войной, революцией:

Не с тем я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю.

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мой изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой…

Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: «Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…». В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини - странничество. У нее появляется воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве.

1 и 2 группа (коллективная работа) - «Тростник»: «Одни глядятся в ласковые взоры…», «От тебя я сердце скрыла…», «Творчество», «А вы, мои друзья последнего призыва!..».

В стихотворения этого периода развивается мотив бескрылости: «Прирученной и бескрылой // Я в доме твоем живу». Если в ранней лирике утрата «крылатости» вызвана трагедией любви, то в поздней лирике - это груз бытия: «Твое несу я бремя…». Стихи становятся более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Продолжает развиваться тема патриотизма, появляются новые мотивы - памяти: «Живые с мертвыми: для славы мертвых нет…», совести: «А я всю ночь веду переговоры // С неукротимой совестью своей…».

Лирическая героиня теперь уже переживает не личную драму любви, она страдающий участник и строгий судья судьбы истории: «Все на колени, Все!»

V. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Используется тренажёр Базарного для профилактики близорукости у учащихся.

Открытый урок литературы в 11 классе : «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство «женской поэзии»».

VI. Этап афиширования.

  1. Выразительное чтение выбранного произведения.

  2. Устный ответ.

  3. Вывод записать в таблицу 2.

  4. Вопросы классу.

VII. Этап обобщения и систематизации результатов исследования.

Своеобразие любовной лирики:

  1. Любовь безнадежная, несбывшаяся.

  2. Синтез тем любви к Родине, к человеку.

  3. Доверительность, интимность, нежность.

  4. Сюжетность (баллада, новелла, кино).

  5. Мотив смерти, властности, величия, странничества.

  6. Эволюция лирической героини.

  7. Психологизм лирической героини.

  8. Близость стиха разговорному строю языка.

Поэтическое мастерство:

  1. Лаконизм.

  2. Малый объем произведения.

  3. Мастер «говорящей» детали, «овеществление» поэтических образов.

  4. Афористичность речи.

В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос.

VIII. Итоги урока. Рефлексия.

  1. Сомоооценка ответов учащимися.

  2. Взаимооценка.

XIX. Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение А.Ахматовой наизусть.






Муниципальное общеобразовательное учреждение

Воротненская средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр» муниципального района Сергиевский Самарской области






Открытый урок литературы в 11 классе

проведен в рамках единого методического дня на тему:

« Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс с целью формирования

ключевых компетентностей учащихся».

Тема: «Жизнь и творчество А.А. Ахматовой.

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство

«женской поэзии»».


Учитель: Л.М. Гусева

Дата проведения: 13.03.2008 год





















© 2010-2022