Технологическая карта к уроку литературы на тему Сопоставительный анализ баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» и баллады В. А. Жуковского «Кубок»

Форма урока: урок – беседа, творческая мастерская. Задачи для учителя   Образовательные: дать понятие о жанре баллады;показать значение жанра баллады в творчестве поэтов; научиться делать сопоставительный анализ поэтических текстов Развивающие :развивать навыки составления схемы, анализа поэтического текста, выразительного чтения; расширять словарный запас Воспитательные : Создать условия для формирования культуры межличностного и межкультурного общения через организацию парной и фронтальной раб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе. 5 класс. Учитель русского языка и литературы Сергеева Ю. В. ГБОУ школа № 471

Тема: Сопоставительный анализ баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» и баллады В. А. Жуковского «Кубок».

Цели:

  1. Определить жанрообразующие признаки баллады.

  2. Выявить специфику баллады в творчестве отдельных авторов русской и зарубежной литературы.

  3. Сформировать у учащихся умение производить сопоставительный анализ поэтических текстов

  4. Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Межпредметные связи: литература, история, мировая художественная культура, музыка

Деятельность учащихся

Формируемые понятия, знания, умения

Планируемые предметные результаты

УУД

Способ проверки уровня формирования УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Речевая актив-ность, аналитическая деятельность, образная мыслительная деятельность

Познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные

Сформировать умение производить сопоставительный анализ поэтических текстов; давать характеристику лирического героя; познакомить с особенностями жанра баллады

Находить в текстах нужный материал для решения учебной задачи; владеть смысловым чтением

Уметь определить проблемную задачу; выдвижение версий для решения проблемной задачи; умение планировать свою деятельность

Уметь излагать свое мнение; понимать и слушать позицию другого; осознанно использовать речевые средства; уметь создавать устные и письменные тексты

Устный опрос, сочинение-миниатюра

Уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать; уметь представлять информацию в разных формах








Технологическая карта урока

Тема урока: Сопоставительный анализ баллады Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед» и баллады В. А. Жуковского «Кубок».

Задачи для ученика

  1. Показать знание текста.

  2. Умение работать с художественным произведением.

  3. Сопоставлять два поэтических произведения

Задачи для учителя

Образовательные: дать понятие о жанре баллады;показать значение жанра баллады в творчестве поэтов; научиться делать сопоставительный анализ поэтических текстов

Развивающие :развивать навыки составления схемы, анализа поэтического текста, выразительного чтения; расширять словарный запас

Воспитательные : Создать условия для формирования культуры межличностного и межкультурного общения через организацию парной и фронтальной работы.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и комплексного применения знаний, умений, навыков

Форма урока: урок - беседа, творческая мастерская

Ресурсы: учебник «Литература. 5 класс» В. И. Коровина, В. П. Журавлева, В. Я. Коровиной; рабочие тетради по литературе учащихся; толковый словарь В. И. Даля; интерактивная доска ( ИД )

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Формы контроля: опрос, письменная работа

Домашнее задание: сочинение - миниатюра


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы, технологии

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный

приветствие, сообщение темы урока

организация рабочего места

беседа

личностные

готовность к уроку

Постановка проблемной задачи

сообщение о сопоставительном анализе двух стихотворений

обращение к текстам

беседа

регулятивные, познавательные

заинтересованность в решении проблемной задачи

Работа с балладами: определение баллады как жанра, обращение к ее жанровым особенностям

выведение определения баллады на ИД

сообщение о жанровых особенностях баллады

сообщение учащегося и работа с ИД

личностные, коммуникативные

умение распознать балладу и выявить ее жанровые особенности

Составление кластера по двум балладам на доске

объяснение принципа составления кластера

один учащийся начинает составлять схему

работа учащегося со школьной доской, составление кластера

личностные, регулятивные, познавательные

умение выделить самую важную информацию и самостоятельно составить схему

Экскурс в историю Шотландии и Германии

показ слайдов о Шотландии

сообщение двух учащихся о борьбе шотландского народа и о древней немецкой легенде о пловце

составление схемы, работа с ИД

личностные, познавательные, регулятивные

новые знания о культуре и истории другого народа

Словарная работа

показ слайдов с неизвестной лексикой

учащиеся находят в текстах непонятные слова; один из учащихся объясняет их значение

работа со словарем; работа с ИД; составление схемы

личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные

пополнение словарного запаса

Анализ текстов: сравнение стихотворной формы поэтов и поэтических приемов

вопрос о поэтических приемах
(с какими учащиеся уже знакомы), какие из них используют поэты

ответы о поэтических средствах и примеры из стихотворений

работа с текстами; цитирование наизусть

личностные, познавательные, регулятивные

закрепление знаний о поэтических приемах

Обращение к морскому пейзажу

роль морского пейзажа в стихотворениях

учащиеся находят цитаты из текста с описанием морской стихии

беседа, работа с текстами

познавательные, регулятивные

У

умение анализировать пейзаж


Физминутка

просмотр слайда с морским пейзажем, прослушивание шума океана

игра в «Морскую фигуру»

игра

личностные

отдых учащихся

Анализ лирического героя

вопросы для словесного портрета героев

учащиеся находят цитаты ; характеризующие героев;сравнивают героев

беседа, работа с текстами; цитирование наизусть

личностные, регулятивные, познавательные

умение давать характеристику лирическому герою произведения.

Словарная работа

слайд со словами, рассказ о человеческих качествах

дискутируют о положительных и отрицательных человеческих качествах

дискуссия, работа со словарем

познавательные, коммуникативные

расширение лексикона учащихся и понятие о нравственно-этических нормах

Обсуждение авторской позиции

наводящими вопросами помогает учащимся выявить позицию автора

учащиеся в ходе беседы и работы с текстами определяют отношение поэтов к своим героям и их поступкам

беседа, работа с текстами

коммуникативные, регулятивные

формирование собственного мнения и взгляда на проблемную ситуацию; умение интерпретировать текст

Завершение кластера

выведение схемы на ИД

сравнение получившейся схемы в ходе урока со схемой учителя

работа с интерактивной и школьной доской

познавательные, регулятивные

умение составлять схему

Домашнее задание

слайд с вопросом, на который учащиеся должны ответить дома в письменной форме

должны дома написать сочинение-миниатюру

сочинение-рассуждение

регулятивные, личностные

сочинение, оценка

Рефлексия

Предложение продолжить записанные на доске фразы

учащиеся продолжают предложения

коммуникативные, личностны

оценка учащимися всего урока


© 2010-2022