Рабочая программа по чтению и развитию речи. Обучение на дому. 7 класс. ( 2 часа в неделю)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность программы. Имеется достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья и образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. Такие дети нуждаются в особом индивидуально-ориентировочном подходе, включающем поддержку их личностного развития. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Перечисленные выше обстоятельства явились мотивом для создания данной программы.

Одной из форм обучения, гарантированной Российским законодательством, является индивидуальное обучение на дому детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно организуется с целью создания комфортных, сохраняющих и укрепляющих здоровье условий для детей, нуждающихся в индивидуальном, щадящем режиме учебной деятельности.

Рабочая программа по чтению составлена на обучающегося 7 класса (обучение на дому) с ограниченными возможностями здоровья на основе программы для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (Москва, " ВЛАДОС" 2011 год.)

Основания для разработки программы:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» ( статья 32) от 23.07.2013г №203-ФЗ

2. Устава КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

3.Учебного плана КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Обучение литературному чтению ведётся по учебнику «Чтение» 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: автор-составитель. А.К.Аксёнова. Москва: Просвещение, 2012г.

Чтение и развитие речи

В старших классах продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее - под наблюдением учителя).
Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.
Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической печати.

Тип программы: образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Статус программы: рабочая программа учебного курса.

Назначение программы: для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: учащийся 7 класса КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 ч.

Форма обучения: очная (на дому)

Режим занятий: на изучение чтения и развития речи в 7 классе (обучение на дому) отводится по 2 часа в неделю. Курс 7 класса составляет 68 часов

Формы контроля:

-текущий контроль(беседы по вопросам, составление плана, озаглавливание частей рассказа, выборочное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям, рассказ по ключевым словам, пересказ текста по частям.

-тематичекий контроль( чтение наизусть, тест, проверочные работы).

-обобщающий контроль (проверка техники чтения.)

Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год. Программа рассчитана на 68 часов в год.

(2 часа в неделю).

Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Чтение и развитие речи», последовательность изучения разделов по годам обучения, общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.

Программа содержит материал, помогающий учащемуся с ОВЗ достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации.

В системе школьного образования учебный предмет «Чтение и развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения и входит в общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки самостоятельной деятельности.

Данная программа по чтению и развитию речи составлении для учащейся 7 класса (ФИ обучающегося). Учащийся имен диагноз: Олигофрения в степени выраженной дебильности, болезнь Дауна, системное недоразвитие речи тяжелой степени. Рабочая программа определена содержанием предмета для коррекционного учреждения 8 вида и отображает требования основного минимума для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для обучения школьника чтению и развитию речи.

Процесс обучения на дому носит практическую направленность. В программе предусмотрена возможность постоянной помощи и поддержки учителя во всех направлениях деятельности ученика. Ребенок с трудом усваивает программный материал, постоянно нуждается в разнообразных видах помощи ( словесной, наглядной, предметно-практической, психологической). Самостоятельно работать не может. Помощь учитель необходима на каждом этапе выполнения задания. Деятельность (ФИ обучающегося) необходимо постоянно направлять, организовывать. Память механическая, кратковременная, поэтому выводы, умозаключения , правила забываются быстро. У (ФИ обучающегося) системное недоразвитие речи тяжелой степени, поэтому она испытывает большие трудности в построении фраз. Пересказывать, заучивать наизусть может только очень небольшие по объему произведения.

Необходимость в модифицировании программы возникла в связи с тем, что (ФИ обучающегося) не может усвоить программу в полном объеме. Распределяя часовое отношение, были учтены психофизические возможности и индивидуальные особенности ребенка, восприятия актуальных для них тем.

Цель программы:

Совершенствование техники чтения, обеспечение условия для языкового и речевого развития учащейся, направленное на социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.

Задачи программы:

1.Совершенствование навыков правильного, чтения доступных для понимания произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.

2. Развитие навыков понимания читаемого материала.

3. Развитие речи учащейся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и частично письменной форме.

4. Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.

Основные направления коррекционной работы

1. Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.

2. Корригировать познавательную деятельность учащихся и их представления об окружающем мире.

3.Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков.

4.Развитие артикуляционной моторики.

5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета , являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

Метапредметные результаты изучения предмета проявляются в:

• умении при помощи педагога и самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, с помощью педагога находить ее, анализировать, использовать в деятельности.

Предметные результаты состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание с помощью педагога ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• овладение умением элементарного анализа литературного произведение: определять его жанр; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

• с помощью педагога приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• с помощью педагога уметь пересказывать отрывки, стараясь использовать образные средства русского языка и цитаты из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; уметь вести диалог;

• с помощью педагога написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы

  1. в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

При обучении чтению используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества

Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты - внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества.

Русская литература XIX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)

Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.

Русская литература XX века
(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной значимости для времени.)

Биография и творчество М. Горького, С. А. Есенина, А. А. Платонова, К. Г. Паустовского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающегося, которые содержат следующие компоненты: знать перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь- перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности обучающегося и его повседневной жизни.

К концу учебного года обучающийся должен уметь:

-читать вслух правильно;

-выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

-читать про себя проанализированный текст;

-определять мотивы поступков героев, выражать своё отношение к ним;

-пересказывать текст по плану, по опорным словам, по наводящим вопросам.

Обучающийся должен знать:

- наизусть 5 небольших стихотворений.

Навыки чтения:

-совершенствование техники чтения;

- соблюдение логических пауз, несовпадающих со знаками препинания;

-составление характеристики героев с помощью учителя, подтверждая словами из текста.













Тематическое планирование



№ п/п

Название раздела

Количество часов

I четверть

16часов

I.

Устное народное творчество

- Устное народное творчество 1ч

-«Сивка-Бурка» (Русская народна сказка) 1ч

-«Журавль и цапля» (Русская народна сказка) 1ч

-«Умный мужик» (Русская народна сказка) 1ч

-Былина. «Три поездки Ильи Муромца».Народные песни, пословицы и загадки. 1ч

5 часов

II.

Из произведений русской литературы 19 века

-А.С. Пушкин. Из биографии. 1ч

- А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» 2ч

- А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «У Лукоморья…» 1ч

-вн.чт. Л.Н. Лагин «Старик Хоттабыч» 1ч

- М.Ю. Лермонтов. Из биографии, «Бородино» 1ч

-И.А. Крылов. Из биографии, «Кукушка и петух» 1ч

- И.А. Крылов.»Волк и журавль», «Слон и Моська» 1ч

-Н.А. Некрасов. Из биографии.»Несжатая полоса» 1ч

- Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин» 1ч

- вн. Чт. «Я лиру посвятил народу своему…» 1ч

11 часов


II четверть

15 часов

I.

Из произведений русской литературы 19 века

- Л.Н. Толстой. Из биографии. 1ч

- Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» 4ч

-вн.чт. В. Катаев «Хуторок в степи» 1ч

- А.П. Чехов. Из биографии. 1ч

- А. П. Чехов. «Хамелион» 1 ч

-вн. чт. А. П. Чехов. «Спать хочется» 1ч

- В.Г. Короленко. Из биографии. 1ч

- В.Г. Короленко. «Дети подземелья» 4ч

- вн. чт. В.Г. Короленко. «Купленные мальчики» 1ч

15 часов


III четверть

21 час

I.

Из произведений русской литературы 20 века

-М. Горький. Из биографии. 1ч

- М. Горький. «Детство». 5ч

- М. Горький. «В людях». 2ч

- вн.чт. М. Горький. «Детство». 1ч

- М.В. Исаковский. «Детство» 1ч

- М.В. Исаковский. «Ветер» 1ч

- М.В. Исаковский. «Весна». 1ч

- К.Г. Паустовский. Из биографии. 1ч

- К.Г. Паустовский. «Последний черт» 2ч

- М.М. Зощенко «Великие путешественники» 2ч

- вн.чт Рассказы М.М. Зощенко. 1ч

- К.М. Симонов «Сын артеллериста». 1ч

- В.П. Катаев «Флаг» 1ч

- вн.чт. А.А. Сурков. Стихотворения из цикла «Победители» 1ч

21 час


IV четверть

16 часов

I.

Из произведений русской литературы 20 века

- И.И. Рыленков «Деревья» 1ч

- И.И. Рыленков «Весна» 1ч

- И.И. Рыленков «Все в тающей дымке…» 1ч

- Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин» 2ч

- Ю.И. Коваль «Картофельная собака» 2ч

- Ю.Я. Яковлев «Багульник» 3ч

- Р.П. Погодин «Время говорит -пора» 1ч

- вн.чт. Р.П. Погодин «Сколько стоит долг?» 1ч

- А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» 1ч

- К.Я. Ваншенкин «Мальчишка» 1ч

- К.Я. Ваншенкин «Снежки» 1ч

- вн.чт. К.Г. Паустовский «Ручьи, где плещется форель» 1ч

16 часов


ИТОГО

68 часов





Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 7класс.

I четверть

П/П

Наименование темы

Кол - во

часов

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Примечание

Устное народное творчество 5 часов

1.

Устное народное творчество

1




2.

«Сивка-Бурка» (Русская народна сказка)

1




3.

«Журавль и цапля» (Русская народна сказка)

1




4.

«Умный мужик» (Русская народна сказка)

1




5.

Былина. «Три поездки Ильи Муромца».Народные песни, пословицы и загадки

1




Из произведений русской литературы 19 века 11 часов


1.

А.С. Пушкин.Из биографии

1




2.

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

2




3.

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «У Лукоморья…»

1




4.

вн.чт. Л.Н. Лагин «Старик Хоттабыч»

1




5.

М.Ю. Лермонтов. Из биографии, «Бородино»

1




6.

И.А. Крылов. Из биографии, «Кукушка и петух»

1




7.

И.А. Крылов.»Волк и журавль», «Слон и Моська»

1




8.

Н.А. Некрасов. Из биографии. «Несжатая полоса»

1




9.

Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин»

1




10.

вн. Чт. «Я лиру посвятил народу своему…»

1




II четверть

П/П

Наименование темы

Кол - во

часов

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Примечание

Из произведений русской литературы 19 века 15 часов


1.

Л.Н. Толстой. Из биографии. 1ч

1




2.

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»

4




3.

вн.чт. В. Катаев «Хуторок в степи»

1




4.

А.П. Чехов. Из биографии.

1




5.

А. П. Чехов. «Хамелион»

1




6.

вн. чт. А. П. Чехов. «Спать хочется»

1




7.

В.Г. Короленко. Из биографии.

1




8.

В.Г. Короленко. «Дети подземелья»

4




9.

вн. чт. В.Г. Короленко. «Купленные мальчики»

1




III четверть

П/П

Наименование темы

Кол - во

часов

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Примечание

Из произведений русской литературы 20 века 21 час


1.

М. Горький. Из биографии.

1




2.

М. Горький. «Детство».

5




3.

М. Горький. «В людях».

2




4.

вн.чт. М. Горький. «Детство».

1




5.

М.В. Исаковский. «Детство»

1




6.

М.В. Исаковский. «Ветер»

1




7.

М.В. Исаковский. «Весна».

1




8.

К.Г. Паустовский. Из биографии.

1




9.

К.Г. Паустовский. «Последний черт»

2




10.

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

2




11.

вн.чт Рассказы М.М. Зощенко.

1




12.

К.М. Симонов «Сын артеллериста».

1




13.

В.П. Катаев «Флаг»

1




14.

вн.чт. А.А. Сурков. Стихотворения из цикла «Победители»

1




IV четверть

П/П

Наименование темы

Кол - во

часов

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Примечание

Из произведений русской литературы 20 века 16 часов


1.

И.И. Рыленков «Деревья»

1




2.

И.И. Рыленков «Весна»

1




3.

И.И. Рыленков «Все в тающей дымке…»

1




4.

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»

2




5.

Ю.И. Коваль «Картофельная собака»

2




6.

Ю.Я. Яковлев «Багульник»

3




7.

Р.П. Погодин «Время говорит -пора»

1




8.

вн.чт. Р.П. Погодин «Сколько стоит долг?»

1




9.

А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля»

1




10.

К.Я. Ваншенкин «Мальчишка»

1




11.

К.Я. Ваншенкин «Снежки»

1




12.

вн.чт. К.Г. Паустовский «Ручьи, где плещется форель»

1







Учебно-методические пособия

  • Закон «Об образовании».

  • Программы специальной (коррекционной) образовательной школыVIII вида: 5-9 классов ,

  • сборник 1 , под редакцией В.В. Воронковой Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. Допущено Министерством образования Российской Федерации. А.К.Аксенова

  • Методика обучения русскому языку в (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999г..




© 2010-2022