«Технология формирования творческой личности»

"Описание материала: Методическая разработка посвящена формированию творческой личности ученика. Она состоит и аннотации, введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы, двух приложений. В теоретической части рассматривается структура технологии формирования творческой личности. С Практическая часть включает в себя вопросы, задания, упражнения, ситуации по формированию осносновных видов компетентности на уроках литературы в 10 классе. В приложении предлагаются в ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Технология формирования творческой

личности»

подготовлена учителем СОШ №63 Сабадаш Светланой Львовной (учитель русского языка и литературы, специалист высшей категории, учитель-методист)



Мариуполь

2014





Оглавление Стр.


  1. Краткая аннотация 3


  1. Введение 4


  1. Технология формирования творческой личности. Теоретическая часть 5


  1. Технология формирования творческой личности. Практическая часть 9


  1. Заключение 13


  1. Список литературы 14


  1. Приложения 15


















Краткая аннотация


Данный проект посвящен вопросам возможных направлений модернизации образования на базе компетентностного подхода.

Проект является частью пособия, разрабатываемого автором, по формированию основных видов компетентности.

Необходимость появления пособия обусловлена возникновением новых требований со стороны общества к качествам и умениям профессионала.

Особое внимание уделено видовому разнообразию заданий, формирующих творческую личность, это вопросы, упражнения, ситуации.

Проект состоит из 2 частей: теоретической и практической.

В теоретической части рассматривается структура технологии формирования творческой личности. Основные подходы и критерии. Выделены формы и методы заданий, формирующих компетентность.

Практическая часть включает в себя вопросы, упражнения, задания, ситуации по формированию основных видов компетентности на уроках литературы в 10 классе.

Специально рассматривается коммуникативная компетентность в качестве ключевой для развития творчества учащихся.

Пособие будет предназначено для широкого круга педагогических работников: от творчески работающих педагогов до руководителей методических центров.









Есть только два долговременных дара,

которые мы можем надеяться

оставить в наследство своим детям.

Один из них корни, а другой - крылья.

Ходдинг

Введение

В связи с реформированием общего среднего образования в соответствии с Законом Украины «Про загальну середню освiту» перед учителями русского языка и литературы встают проблемы, связанные с реализацией принципов гуманизации образования, его демократизации, изменение вектора процесса обучения на развитие личности учащихся, формирования его основных компетентностей.

Ведь учеба в школе должна не просто дать ребенку сумму знаний, умений и навыков, а сформировать его как личность, как всесторонне развитого человека. Сформировать его компетентность, которая бы основывалась на знаниях, опыте, способностях, полученных благодаря обучению.

Традиционная школьная методика постепенно отходит на задний план. Вперед выступает новая, основанная на инновационных технологиях, интерактивном обучении, призванная решать насущные задачи, стоящие перед современной школой.

В основе современных методов лежит формирование социальной компетентности школьника, которая требует мобильности знаний, критичности мышления, а также поликультурной, коммуникативной, самообразовательной, саморазвивающей и интеллектуальной компетентностей.

Одной из главных целей данного проекта является помощь учителю в организации деятельности учащихся как на уроках, факультативных занятиях, так и во время проведения классных часов и других воспитательных мероприятий.

Нами были разработаны и частично апробированы коммуникативно-ситуативные упражнения по литературе для 10 класса. Данный материал - один из возможных путей решения проблемы по реализации на уроках литературы основных видов компетентностей.


Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.

А. Эйнштейн

Технология формирования творческой личности

Теоретическая часть

Определение основных терминов:

Технология - совокупность методов и процессов в определенной отрасли знания, а также научное описание способов производства.

Формировать - придавать определенную форму, законченность; порождать.

Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств.

(Определения даны по Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, 1995г.)

Под технологией формирования творческой личности подразумевается следующее:

  1. Научный подход, основанный на изучении передовой методической мысли.

  2. Изучение личности школьника как непосредственного участника процесса обучения.

  3. Комплексное планирование задач урока.

  4. Творческий отбор содержания материала.

  5. Выбор форм и методов.

  6. Дифференцированный подход к учащимся.

  7. Создание условий для формирования творческой личности с учетом учебной нагрузки школьника.

  8. Воспитательная составляющая творчества.

Рассмотрим более детально эту структуру.

Научный подход в формировании творческой личности предполагает использование последних инновационных разработок. В частности, метод социальной компетентности.

Компетентность - это показатель уровня развития личности, её способности использовать компетенции в нестандартных условиях.

Компетенция - это знания, умения, навыки, которые позволяют действовать в определённых условиях.

Современная наука выделяет 5 основных компетентностей: поликультурную, коммуникативную, самообразовательную и саморазвивающую, интеллектуальную.

Формы осуществления основных видов компетентностей:

  1. Классные занятия, проводимые в виде уроков различного типа как основной формы.

  2. Факультативные занятия, проводимые в особое время и не со всеми учениками, а только с теми, кто проявляет особый (углубленный) интерес к данному предмету.

  3. Внеклассная работа (главным образом кружковая, массовые мероприятия и т.д.)

  4. Индивидуальные самостоятельные занятия по самообразованию (чтение, экскурсии).

Изучение личности школьника как непосредственного участника процесса обучения.

Метод компетентности предполагает изучать личность школьника и коллектив класса не только путем наблюдений, бесед, но и путем приобщения их к творчеству. Это позволяет учителю

- проводить изучение школьников во время подготовки разнообразных творческих заданий (см. практическую часть);

- изучать в единстве внутренние и внешние возможности ученика (интересы, темп чтения, влияние семьи);

- сочетать всестороннее изучение реальных учебных возможностей учащихся с выделением в них доминирующих сторон и качеств, которые наиболее ярко характеризуют их сильные, перспективные и слабые стороны.

Комплексное планирование целей и задач уроков

Важнейшим требованием компетентности является органичная взаимосвязь целей и задач урока с замыслом учителя. Однако здесь начинаются трудности. Трудности планирования задач объясняются двумя причинами. Одна из них состоит в недостаточности знаний учителя в области педагогики и особенно психологии, связанной со структурой личности. Тех ее сфер, которые нужно прежде всего развивать: интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной и др. Вторая причина - в том, что учитель должен формулировать новые цели и задачи к каждому уроку, не учитывая того, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания.

Планирование целей и задач для уроков, формирующих компетентность, не составит труда для педагога и поможет избежать этого перекоса.

При работе над планом урока с использованием заданий по формированию различных видов компетентностей учитель должен исходить из

- особенностей данного состава класса;

- оценки всех условий обучения: учебно-материальной, школьно-гигиенической, морально-психологической, эстетической;

- самооценки возможностей педагога.

Творческий отбор содержания материала

Задания, формирующие творческую личность, должны соответствовать определенным критериям:

  1. Критерий научной и практической значимости элементов содержания, который обеспечивает вычленение главных, наиболее существенных компонентов.

  2. Критерий соответствия содержания материала возрастным возможностям учащихся.

  3. Критерий соответствия содержания времени, отведенному на изучение данного материала.

  4. Критерий соответствия содержания возможностям учебно-материальной базы современной школы.

Выбор форм и методов

В формировании творческой личности важен правильный выбор на определенном этапе урока форм и методов.

С точки зрения целостного подхода можно выделить 3 большие группы:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Остановимся на каждом методе отдельно.

Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности включает:

- рассказ, лекцию, беседу (словесные);

- демонстрацию, показ иллюстраций, схем, чертежей и др. (наглядные);

- упражнения, задания, ситуации (практические) и др.

Методы стимулирования включают в себя следующие формы:

познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуаций новизны, успеха и др.

Методы контроля:

- устный и письменный;

- индивидуальный, групповой, фронтальный;

- итоговый, текущий;

- поурочный и тематический и др.

Воспитательная составляющая творчества

Формально проводимые воспитательные мероприятия не дают никакого результата. Нужно не увеличивать их число, а добиваться повышения качества, отдачи, нацеливая на формирование гармоничной личности с высокими моральными качествами.

Системный подход в работе по формированию различных видов компетентности поможет избежать формализма в воспитании учащихся.

Современный урок, основанный на инновационных технологиях, к которым принадлежит метод по формированию компетентностей у детей, усиливает воспитывающую функцию обучения. Создает атмосферу радости, удовлетворенности учебой, ощущение сопричастности к прекрасному, творчеству. Потому что «красивый человек - человек гармоничный, любящий и творческий» Л. Овчарова.

Если мы хотим научить детей

думать, то прежде мы должны

научить придумывать.

Дж. Родари

Технология формирования творческой личности

Практическая часть

Задания по развитию компетентности,

побуждающей к саморазвитию и

самообразованию


1. Подготовьте монолог-рассуждение.

«Прав ли был М.Е. Салтыков-Щедрин, считая, что изображение «рабьих» черт народной психологии есть выражение истинного патриотизма?» Кого, по-вашему, можно считать патриотом? Во время ответа опирайтесь на произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2. Выразительно прочитайте текст стихотворения А.А. Фета

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,


Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,


Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,


Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,


Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,


Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все - весна.


Определите идею стихотворения.

Почему стихотворения А.А. Фета называют «лирическими монологами»?

Какую роль играют в тексте повторы (анафора)?

Что представляет собой стихотворение грамматически?

(Это одно, проходящее через все 3 строфы предложение без единого глагола).

Назовите другое стихотворение А.А.Фета, совпадающее по композиции и использованным художественным приемам с предложенным. («Шепот, робкое дыханье…»).

Выучите стихотворение наизусть.

3. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

Проверьте, пользуясь толковым словарем, как вы понимаете смысл слов аристократ, плебей, идеалист, материалист, социальный, косность, прогрессивность.

Найдите эти слова в романе. В каких сценах они употребляются? Как влияют на выражение авторского замысла? Введите их в свои предложения.

4. Сравните описание степи в произведениях Н.В. Гоголя и А.П. Чехова.

Н.В.Гоголь «Мертвые души»

«Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»

А.П. Чехов «Степь»

«Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги… Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно в самом деле подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника и что не вымерли богатырские кони… И как бы эти фигуры были к лицу степи и дороге, если бы они существовали!»

Определите стиль, тип текстов. Что между ними общего и чем они отличаются?

Напишите сочинение и передайте свое восприятие степи.

Задания, формирующие коммуникативную компетентность


1. А.Н. Островский «Гроза»

Напишите сочинение-письмо. Например: «Письмо Катерины матери», «Письмо Тихона Кабанихе», «Письмо Кулигина в Комитет по изобретениям» и др.

От имени героя и используя лексику того времени опишите мотивы поведения героев, основываясь на содержании пьесы (см. Приложение №1).


  1. Составьте текст и проведите заочную экскурсию на тему: «Усадьбы русских писателей - источник вдохновения (Щелыково, Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна, Мелехово)», или «Петербург Достоевского», или «По чеховским местам: Таганрог, Москва, Мелихово, Ялта».


  1. И.С. Тургенев - мастер диалога. Опираясь на диалоги в романе, придумайте воображаемый диалог на тему: «Павел Петрович у постели умирающего Базарова». О чем они могут спорить? Будут ли?

  1. Л.Н. Толстой «Война и мир».

Составьте интервью, которое бы вы могли взять у князя Андрея.

Примерные вопросы: 1) расскажите о своей семье, 2) есть ли у вас друзья? Что для вас главное в дружбе? 3) верите ли вы в любовь? 4) как вы считаете, в чем смысл жизни человека? Как часто вы разочаровывались в своих идеалах? 5) если бы можно было начать жизнь заново, каких бы поступков вы не совершили? 6) что такое патриотизм? Кого, по-вашему, можно назвать патриотом? и т.д.

Задания, формирующие поликультурную компетентность


1. Изучая тему: «Расцвет реализма в литературе, живописи, театральном искусстве», знакомим учащихся с творчеством И.Е. Репина.

План

  1. Краткие сведения о жизни И.Е. Репина. (Родился в г.Чугуеве Харьковской губернии).

  2. История создания картины «Бурлаки на Волге».

  3. Новое изображение политического ссыльного в картине «Не ждали».

  4. Глубоко правдивое историческое произведение - «Иван Грозный и сын его Иван».

  5. Любимое полотно - «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».


  1. Урок-концерт «Романтика романса» - песни и романсы, написанные на стихи Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева (см. Приложение №2)


  1. Прочитайте стихи белорусского поэта В. Дашкевича:

Как не просили бы,

Не грозили

И не ругали исступленно

Я все равно бы в МУЗЕЕ ЧЕЛОВЕКА

На самое видное место

Положил топор Раскольникова Родиона,

Чтоб и старый и малый глядели

На окровавленный обух.

Чтоб в глубине глаз

Никогда

К силе слепой, вероломной

Гнева огонь не гас,

Да что топор,

Террористская бомба…

Хоть встань в пространстве со звездами вровень,

Все равно никак,

Никогда

Не уменьшить цены человеческой крови.

Сопоставьте идею стихотворения с идеей романа Ф.М. Достоевского. Согласны ли вы с поэтом, когда он говорит о топоре Раскольникова как о символе «слепой, вероломной» силы? Какие идеи романа В.Дашкевич считает современными?


  1. Сравните сон Раскольникова из 5 главы с циклом Н.А. Некрасова «О погоде», точнее, вторым стихотворением из 2 главы 1 части, носящей заглавие «До сумерек» (1859):

Под жестокой рукой человека

Чуть жива, безобразно тоща,

Надрывается лошадь-калека,

Непосильную ношу влача.

Вот она зашаталась и стала.

«Ну!» - погонщик полено схватил

(Показалось кнута ему мало) -

И уж бил ее, бил ее, бил!

Ноги как-то расставив широко,

Вся дымясь, оседая назад,

Лошадь только вздыхала глубоко

И глядела…(так люди глядят,

Покоряясь неправым нападкам).

Он опять: по спине, по бокам,

И вперед забежав, по лопаткам

И по плачущим, кротким глазам!

Все напрасно. Клячонка стояла…

В каких строках слышится как бы перекличка Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского? Чем еще близки эти отрывки (идея, проблема, сюжет, композиция, образная система).




Кто испытал наслаждение творчества,

для того все другие наслаждения уже

не существуют.

. А. П. Чехов



Заключение


Школа должна участвовать в формировании современного человека, отвечающего новым требованиям общества. Благодаря методике, основанной на инновационных технологиях, интерактивном обучении, к которому принадлежит метод по формированию основных компетентностей у детей, современная школа получает возможность выхода на новый этап развития.

Работа над формированием творческой личности позволяет выполнить это требование времени и разнообразить деятельность педагога. Совершенствовать формы и методы работы на уроке и во внеурочное время, побуждая учителя обращать пристальное внимание на личность ученика, его индивидуальность.

Ожидаемые результаты данной методики:

  1. Формирование гармоничной личности.

  2. Наиболее полное раскрытие индивидуальных способностей ученика.

  3. Приобщение учащихся к творчеству через знания.

  4. Расширение кругозора, развитие любознательности.

  5. Использование приобретенных знаний в различных коммуникативных ситуациях.






Список литературы


  1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М., Аркти, 2007.

  2. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. М., Педагогика. 2003, №10.

  3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Проблемы. Понятия. Инструментарий. М., Просвещение, 2005.

  4. Каверина И.И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 22 февраля. eidos.ru/gournal/2007/0222 - 5.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e - mail: [email protected]

  5. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.

  6. Мельникова Л.В.. Король Г.Н. Коммуникативно-ситуативные упражнения в школе. Донецк, 2006.

  7. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость. Мир образования - образование в мире. 2001, №4.






Приложение №1


Творческие работы учащихся 10-ых классов

Сочинение-стилизация, сочинение-письмо, рекомендуемые после изучения пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Письмо Катерины матери

Здравствуйте маменька!

Пишу я вам, потому что вы - единственная на свете, кому я могу излить душу и кто все поймет, простит и даст мудрый совет. После замужества жизнь моя очень переменилась к худшему. Никак я не могу свыкнуться со своей новой семьей. Свекровь ест меня поедом, унижает, не дает слова сказать, шагу ступить. Все я делаю не то и не так. Муж мой - человек хороший, любит меня крепко, но защитить от матушки не может, во всем с ней соглашается и во всем покоряется. Весь дом их держится на обмане и лицемерии. Свекровь - ханжа, нищих оделяет, а нас заела совсем. Были бы у меня хоть детки, я бы не тужила так. Люблю очень с детьми разговаривать - ангелы ведь это. А так в доме мужа я как в тюрьме. Вот, пожалуй, и все, любезная маменька. Остаюсь ваша любящая дочь Катерина.

Письмо Дикого компаньону

Здорово, Алексей Петрович, обогнал-то я тебя. Больше у меня теперь капиталу. Я теперь выше тебя стану. Да я и так не на дне, но одна у меня беда - нахлебник появился. И как от него избавиться, не знаю. Этот нахлебник - племянник мой, Борис, чтоб он провалился, на деньги мои зарится. По завещанию должен я ему с сестрой выплатить кругленькую сумму. Как подумаю об этом - плохо делается. А он бездельничает, не уважает меня этот черт водяной.

Тут еще один намедни прицепился, как пиявка. Кулигин - часовщик. «Дай 10 рублей, - говорит, - чтобы часы солнечные поставить». Я ему, конечно, не дал, а обругал. Может, он проходимец какой, кто его знает? А еще этот часовщик несчастный хочет обороняться от гнева Божьего какими-то шестами, точно татарин какой.

А вообще я над всеми власть имею, кто пониже меня званием. Вот только одна у нас в Калинове есть купчиха Кабанова. Может, слыхал о ней? Ох, и не простая это баба. Умеет она меня на место поставить, больше никто.

Жизнь у меня - сплошное мучение, каждый просит денег, а у меня все нутро загорается, если кто денег просит. Кто не попроси - обругаю с ног до головы, может, даже и дам, но обругаю. Новостей особливых - то и нету. Только что разве одна дурочка утопилась. Жить ей, видите ли, перехотелось. И чего ей не хватало? Ведь молодая была, и свекровь у нее умная, набожная. Только муж - дурак.

А вообще у нас в городе жить - уметь надо. Тут держи ухо востро. Каждый так и норовит тебя обобрать. Пиши. Твой компаньон Дикой Савел Прокофьевич.

Приложение №2



Урок-концерт



Сценарий литературно-музыкальной композиции «Романтика романса» (по поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева)

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся с неизвестными страницами поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, М.И. Цветаевой, Б.А. Ахмадулиной.

  2. развивать навыки выразительного чтения, умение выступать перед зрителями, поощрять творческие способности школьников.

  3. воспитывать любовь к творчеству, поэзии и музыке.

Оборудование:

пианино, гитары, портреты Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева.

Рекомендации к проведению мероприятия.

Чтобы обеспечить большую камерность литературного вечера, мы рекомендуем проводить его для 1-2-х классов в небольшом помещении, например, в кабинете музыки. Если среди учащихся есть играющие на музыкальных инструментах, желательно привлечь их к проведению мероприятия. (На нашем вечере звучала «живая» музыка.) Если же таковых не имеется, можно воспользоваться записанными мелодиями.

Ход мероприятия

По обе стороны от пианино стоят кресла, в них будут сидеть ведущие. Исполнители романсов располагаются за фортепиано. Чтецы читают стихи стоя.

Выходит 1 ведущий. Подходит к фортепиано.

Музыка и поэзия. Несмотря на различия этих видов искусства, между ними - много общего. И главное сходство в этой цели, которой они служат: пробудить в человеке лучшее, человечное, доброе, что может быть дремлет в нем до поры, до времени. Что еще общего между поэзией и музыкой? Их нужно уметь слушать. Как камень разбивает стекло, так шум уничтожает чувства. Любви, нежности нужна тишина. Влюбленные только шепчутся о своей любви, потому что это тайна. Их тайна. Тайна для двоих.

1 ведущий садится в кресло. Выходит пианист. Звучит «Лунная соната» Бетховена. Постепенно гасится свет, выходит 1 чтец со свечой, ставит ее на фортепиано и на фоне музыки читает стихотворение А.А. Фета «Сияла ночь».

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!


1 чтец отходит за фортепиано. На середину выходит ученица и исполняет «Романс о романсе» композитора А. Петрова на слова Б. Ахмадулиной.

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви.

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

То ль в расцвете судьбы,

То ль на склоне,

Что я знаю про век и про дни.

Отвори мне калитку в былое

И былым мое время продли.

Наше ныне нас нежит и рушит,

Но туманы сирени висят,

И в мантилье из сумрачных кружев

Кто-то вечно спускается в сад.

Как влюблен он, и нежен, и статен.

Он один, отвори, поспеши.

Можно все расточить и растратить,

Но любви не отнять у души.

Отражен иль исторгнут роялем

Свет луны - это тайна для глаз,

Но поющий всегда отворяет

То, что было закрыто для нас.

Блик рассвета касается липы

Мне спасительны песни твои.

И куда б ни вела та калитка,

Подари, не томи, отвори.

Выходит 2 ведущий

Вы услышали романс современного композитора Андрея Петрова на стихи Бэлы

Ахмадуллиной из кинофильма «Жестокий романс». Что такое романс? Этот жанр не молодой. Особенной популярностью он пользовался в XIX веке. Романс не требовал профессионального исполнения. Это было домашнее, камерное пение в сопровождении гитары, фортепиано, флейты. Что привлекало и привлекает в романсе? Мелодичность, нежность, щемящая грусть, чувственность, горькие нотки разочарования, страстность, тревога и страдание.

2 ведущий садится в кресло по другую сторону фортепиано.

1 ведущий

На уроках литературы вы познакомились с жизнью и творчеством И.С.Тургенева. Вы, наверное, помните, что большую часть своей жизни писатель провел за границей.

Любовь к женщине (певице Полине Виардо) приковала его к чужбине, хотя сердце рвалось к друзьям на родину, в Спасское. Как крик души читаем в одном из последних его писем слова: «Будете на родине, в Спасском, поклонитесь за меня дубу моему - родине поклонитесь».

Сам Иван Сергеевич так и не приехал в Россию. Стихотворение «Утро туманное» и было написано под впечатлением чувств, переполнявших писателя. В каждой строчке трагедия человека, разлученного с родиной. На это стихотворение была написана замечательная музыка.

Ученица исполняет романс «Утро туманное» композитора В.Абазы на стихи И.С. Тургенева.

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды так жадно и нежно ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая говор колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

1 чтец

«SILENTIUM!», Ф.И. Тютчев


Молчи, скрывайся и там

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью - и молчи!..

2 ведущий

У Ф.И. Тютчева в стихотворениях часто проскальзывают афористические выражения: «Мысль изреченная - есть ложь». Он как бы декларирует свои чувства. А как о том же самом говорит А.А. Фет? Послушаем необыкновенно-лиричное стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье»

2 чтец

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

1 ведущий

Однажды возвращаясь домой промозглой, холодной осенью, Ф.И. Тютчев в порыве глубокой жалости к людям: обездоленным, страдающим, написал стихотворение «Слезы людские…»

3 чтец

Слезы людские, о слезы людские,

Льетесь вы ранней и поздней порой…

Льетесь безвестные, льетесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые, -

Льетесь, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.


2 ведущий

Большое место в творчестве Тютчева занимали стихотворения, навеянные любовными переживаниями. Они удивительны по тонкости душевных переживаний поэта.

4 чтец

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела,

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени, -

И страшно грустно стало мне,

Как от присущей милой тени.


5 чтец

Я знал ее еще тогда,

В те баснословные года,

Как перед утренним лучом

Первоначальных дней звезда

Уж тонет в небе голубом…

И все еще была она

Той свежей прелести полна,

Той дорассветной темноты,

Когда, незрима, неслышна,

Роса ложится на цветы…

Вся жизнь ее тогда была

Так совершенна, так цела,

И так среде земной чужда,

Что, мнится, и она ушла

И скрылась в небе, как звезда.

Ученица исполняет романс «А напоследок я скажу» композитора А. Петрова на слова Б. Ахмадулиной.

А напоследок я скажу.

Прощай, любить не обязуйся,

С ума схожу иль восхожу

К высокой степени безумства.

Как ты любил, ты пригубил

Погибели - не в этом дело.

Как ты любил, ты погубил,

Но погубил так неумело.

Работу малую висок

Еще вершит, но пали руки.

И стайкою наискосок

Уходят запахи и звуки.

А напоследок я скажу.

1 ведущий

Современные романсы необыкновенно созвучны по своему настроению с лирикой Тютчева и Фета,

поэтому мы решили включить их исполнение в наш урок.

Ученица исполняет романс «Под лаской плюшевого пледа» композитора А. Петрова на слова М. Цветаевой.

Под лаской плюшевого пледа

Вчерашний вызываю сон.

Что это было? - Чья победа? -

Кто побежден?

Все передумываю снова,

Всем перемучиваюсь вновь.

В том для чего не знаю слова,

Была ль любовь?

Кто был охотник? - Кто - добыча?

Все дьявольски - наоборот!

Что понял, длительно мурлыча,

Сибирский кот?

В том поединке своеволий

Кто, в чьей руке был только мяч?

Чье сердце - Ваше ли, мое ли

Летело вскачь?

И все-таки - что ж это было?

Чего так хочется и жаль?

Так и не знаю: победила ль?

Побеждена ль?

1 ведущий

А вот как звучит романс «Не уходи» композитора Н. Зубова. Автор слов неизвестен.

Не уходи, побудь со мною,

Здесь так отрадно, так светло.

Я поцелуями покрою

Уста и очи, и чело.

Не уходи, побудь со мною.

Я так давно тебя люблю…

Тебя я лаской огневою

И обожгу, и утомлю.

Не уходи, побудь со мною.

Пылает страсть в моей груди…

Восторг любви на ждет с тобою…

Не уходи, не уходи!

2 ведущий

В древнегреческой мифологии Элизиумом называлось царство праведных теней, там обитали души праведников, людей, честно проживших свою жизнь. Так назвал Ф.И. Тютчев свое стихотворение «Душа моя - Элизиум теней».

1 чтец

Душа моя - Элизиум теней,

Теней безмолвных, светлых и прекрасных,

Ни помыслом годины буйной сей,

Ни радостям, ни горю не причастных.

Душа моя, Элизиум теней,

Что общего меж жизнью и тобою!

Меж вами, призраки минувших, лучших дней,

И сей бесчувственной толпою?..

1 ведущий

Как потерю близкого человека воспринял Тютчев гибель А.С.Пушкина. Находясь под впечатлением этой трагедии, он пишет стихотворение «29 января 1837 г.»

2 чтец

Из чьей руки свинец смертельный

Поэту сердце растерзал?

Кто сей божественный фиал

Разрушил, как сосуд скудельный?

Будь прав или виновен он

Пред нашей правдою земною,

Навек он высшею рукою

В «цареубийцы» заклеймен.

Но ты, в безвременную тьму

Вдруг поглощенная со света,

Мир, мир тебе, о тень поэта,

Мир светлый праху твоему!..

Назло людскому суесловью

Велик и свят был жребий твой!..

Ты был богов орган живой,

Но с кровью в жилах… знойной кровью.

1 ведущий

Философские мотивы не покидают Тютчева. Кто мы? Зачем пришли на эту землю? Не перестает задавать он себе эти вопросы.

3 чтец

Как над горячею золой

Дымится свиток и сгорает,

И огнь, сокрытый и глухой,

Слова и строки пожирает:

Так грустно тлится жизнь моя.

И с каждым днем уходит дымом;

Так постепенно гасну я

В однообразьи нестерпимом!..

О небо, если бы хоть раз

Сей пламень развился по воле,

И, не томясь, не мучась доле,

Я просиял бы - и погас!

2 ведущий

Послушайте старинный русский романс на стихи А.А.Фета. В нем слышны истинно фетовские интонации: нежность, любовь, трепетность.

Исполняется романс «На заре ты ее не буди» на музыку А. Варламова.

На заре та ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго, долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистел соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди…

На заре она сладко так спит!

1 ведущий

Природа - действующее лицо в стихах Тютчева и Фета. Вместе с ней он грустит и смеется, разочаровывается и надеется.

4 чтец

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сияньи потонула

Вся смятенная земля.

Ф.И. Тютчев

5 чтец

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

А.А. Фет

2 ведущий

Ярким примером того, как личное счастье поэта перекликается с настроением, разлитым в природе, могут служить стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…» и «Вечер» А.А. Фета.

1 чтец

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

2 чтец читает стихотворение и уходит

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханьи ночном, -

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.

1 ведущий

Как-то А.Фет объяснял своей слушательнице, что он имел в виду, когда писал: «Какая грусть! Конец аллеи. Опять серебряные змеи через сугробы поползли». Она так и не поняла, причем здесь змеи. Надеюсь, что вы поймете.

3 чтец читает стихотворение и уходит

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури,

В степи все гладко, все бело,

Один лишь ворон против бури

Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над умирающим трудом.

А все надежда в сердце тлеет,

Что, может быть, хоть невзначай,

Опять душа помолодеет,

Опять родной увидит край.

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста, -

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

2 ведущий после своих слов уходит

На закате жизни человек чувствует, любит гораздо сильнее, чем в юности. Об этом думал Ф.И.Тютчев, создавая стихотворение «Последняя любовь».

4 чтец читает стихотворение и уходит

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Исполняется романс «Я встретил вас» неизвестного композитора на слова Ф.И. Тютчева.

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время, время золотое-

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас.

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас как бы во сне, -

И вот - слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!

5 чтец читает стихотворение и уходит

Оратор римский говорил

Средь бурь гражданских и тревоги:

«Я поздно встал - и на дороге

Застигнут ночью Рима был!»

Так!.. но, прощаясь с римской славой,

С капитолийского высоты

Во всем величьи видел ты

Закат звезды ее кровавой!..

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые - Его призвали всеблагие,

Как собеседника на пир;

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

Ф.И. Тютчев «Цицерон»

Пианист берет свечу, читает стихотворение и уходит

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,-

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Ф.И. Тютчев

Загорается свет. 1 ведущий встает, подходит к фортепиано

Музыка и поэзия. Несмотря на различия этих видов искусства, между ними - много общего. И главное сходство в той цели, которой они служат: пробудить в человеке лучшее, доброе, человечное.



Литература:

  1. Горелов А. Три судьбы. - Л., 1980.

  2. Русская лирика XIX века. - М., 1981.

  3. Старинные русские романсы. - К., 1988.

  4. Скатов Н. Лирика Афанасия Фета (Истоки, метод, эволюция)// Далекое и близкое. - М., 1991.

  5. М.Цветаева. Лирика: Стихотворения, поэмы, проза. - М., 1999.



26

© 2010-2022