Зачеты по русскому языку в 7 классе

Данное пособие содержит разработки зачетных уроков по отдельным темам, изучаемым в 6 и 7 классах, а также вопросы и упражнения к ним, оценочные листы и ведомости. Оно может быть полезно как учителям, так и учащимся. Зачетный урок . Тема: Глагол как часть речи. 6 класс Вопросы к зачетному уроку по теме «Имя числительное» в 6 классе Вопросы к зачетному уроку по теме «Причастие» в 7 классе Урок-зачёт по теме "Деепричастие" в 7 классе
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание



Зачетный урок . Тема: Глагол как часть речи. 6 класс

2

Вопросы к зачетному уроку по теме «Имя числительное»

в 6 классе

5

Вопросы к зачетному уроку по теме «Причастие» в 7 классе

5

Урок-зачёт по теме "Деепричастие" в 7 классе

9













Пояснительная записка

Данное пособие содержит разработки зачетных уроков по отдельным темам, изучаемым в 6 и 7 классах, а также вопросы и упражнения к ним, оценочные листы и ведомости. Оно может быть полезно как учителям, так и учащимся.















Зачетный урок

Тема: «Глагол как часть речи»

6 класс



Цель: проверить теоретические знания по теме «Глагол как часть речи»; учить работать в микро-группе; оценивать себя т товарищей по классу; развивать речь учащихся.

Запись на доске.

Должны знать:

  • что называется глаголом;

  • его морфологические и синтаксические признаки;

  • типы спряжения, разноспрягаемые глаголы;

  • наклонения глагола;

  • способы образования форм наклонений;

  • понятие о безличном глаголе;

  • правописание суффиксов глагола;

  • роль глагола в речи.

Должны уметь:

  • определять морфологические и синтаксические признаки глагола;

  • правильно писать формы глаголов повелительного наклонения;

  • правильно писать суффиксы глагола -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.

Ход урока

  1. Прослушивание консультантов у доски по вопросам:

  1. Что называется глаголом?

  2. Каковы его морфологические признаки?

  3. Какова его синтаксическая роль? Докажите.

  4. Сколько типов спряжения имеет глагол? Какие глаголы называют разноспрягаемыми? Почему?

  5. Сколько наклонений у глагола? В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

  6. Как образуется форма сослагательного наклонения? Приведите примеры.

  7. Что выражают глаголы в повелительном наклонении? Приведите примеры.

  8. Как пишутся глагольные формы повелительного наклонения?

  9. Какие глаголы называются безличными? Какова их синтаксическая роль?

  10. Когда пишутся буквы о-е, ы-и в суффиксах -ова-, -ева, -ыва-, -ива-?

Ученики-консультанты отвечают по цепочке, доказывая на примерах. Ответы фиксируются в ведомостях.



  1. Работа в группах.

Работа продолжается в микро-группах. В роли учителя выступают консультанты. Группа состоит из 5 человек. Обучающиеся отвечают по цепочке, сопровождая ответы примерами. Один ученик отвечает на вопрос, другие приводят примеры. Оценки выставляются в ведомости.



  1. Подведение итогов работы в группе.

Консультанты отчитываются о работе в группе, отмечают, кто лучше всех подготовился к зачёту, кому над чем нужно поработать.



  1. Контроль учителя.

Учитель приглашает от каждой группы по одному человеку и опрашивает по этим же вопросам. Если же учиетль считает, что ответы оценены выше, то снижает оценку на один балл всей группе.



  1. Итог урока

Какие вопросы необходимо проработать ещё?

Что получилось на уроке?

О чём расскажете дома?

Вопросы для подготовки к зачёту по теме «Глагол как часть речи»

  1. Что называется глаголом?

  2. Каковы его морфологические признаки?

  3. Какова его синтаксическая роль? Докажите.

  4. Сколько типов спряжения имеет глагол? Какие глаголы называют разноспрягаемыми? Почему?

  5. Сколько наклонений у глагола? В каком наклонении глаголы изменяются по временам?

  6. Как образуется форма сослагательного наклонения? Приведите примеры.

  7. Что выражают глаголы в повелительном наклонении? Приведите примеры.

  8. Как пишутся глагольные формы повелительного наклонения?

  9. Какие глаголы называются безличными? Какова их синтаксическая роль?

  10. Когда пишутся буквы о-е, ы-и в суффиксах -ова-, -ева, -ыва-, -ива-?

ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНКИ КОНСУЛЬТАНТОВ

Фамилия,

имя

Вопросы

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



























Вопросы к зачетному уроку

по теме «Имя числительное»

в 6 классе

1. Какая часть речи называется числительным?

2. Назовите общее грамматическое значение числительного?

3. На какие разряды делятся числительные? Их значение?

4. Какую синтаксическую роль выполняют количественные числительные?

5. Какую синтаксическую роль выполняют порядковые числительные?

6. На какие группы делятся числительные по строению?

7. Как склоняются сложные и составные числительные?

8. У каких числительных ь пишется на конце слова, у каких - в середине?

Вопросы к зачетному уроку по теме «Причастие»

Теоретический блок



  1. Что называется причастием?

  2. Какие глагольные признаки имеет причастие?

  3. Какие признаки прилагательного есть у причастия?

  4. Что называется действительным причастием?

  5. Что называется страдательным причастием?

  6. Как образуются действительные причастия?

  7. Как образуются страдательные причастия?

  8. Какие общие и различные свойства имеют полные и краткие причастия?

  9. Какие правила надо знать при написании гласных в суффиксах причастий -ущ- (-ющ-) и -ащ- (-ящ-); в суффиксах -ем-, (-ом-) и -им-?

  10. Когда страдательные причастия перед -нн- пишется а, я, а когда - е?

  11. Сколько букв н пишется в суффиксах полных и кратких страдательных причастий?

  12. Когда пишется -н-, а когда -нн- в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных?

  13. Как пишется не с причастиями?

  14. Что такое причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется на письме запятыми?

Практический блок

1. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Сража..щийся взвод, хлопоч..щая хозяйка, трепещ..щий листок, дремл..щий старик, хлещ..щие брызги, волн..ющая новость, плещ..щиеся ребятишки, стел..щийся туман, пряч..щийся ребенок, ре..щие знамена, се..щие агрегаты, кол..щий дрова рабочий, бор..щийся народ, ро..щие траншею рабочие, ду..щий порывами ветер, спе..щие яблоки, люб..щая мать, знач..щийся по списку ученик, готов..щийся к экзамену студент, пил..щие дрова ребята, стро..щееся здание, клее..щие игрушку дети, терп..щий бедствие корабль, тяжело дыш..щий бегун, слыш..щийся издали голос, держ..щийся за поручни пассажир, верт..щийся на ветру флюгер.

2. Причастия, образованные от глаголов на -ать

1. Мы глубоко верим в облагоражива..щую силу труда. (В. Сухомлинский.) 2. Над трепещ..щей осиной легкий месяц заблестел. (А. Ахматова.) 3. Море огромное, лениво вздыха..щее у берега, уснуло. (М. Г.) 4. Нам даны сверка..щие крылья, смелость нам великая дана. (Сур.) 5. Наконец воз был установлен на качаю..щемся и дрож..щем пароме. (Ч.) 6. Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (л.) 7. Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 8. Степь на многие версты одел ась колыш..щимся серебром. (Ш.) 9. И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идет под дремл..щие своды. (П.) 10. Шквал зарылся в зыбучей поверхности океана, окатив мостик хлещ..щими брызгами. (Н.-Пр.)

3. Причастия, образованные от глаголов 1 спряжения на -еть, -ять, -оть, -уть, -ыть.

1. Только люди, уме..щие самостоятельно мыслить, хорошо работать, могут приносить пользу своей стране, своему народу. (Из газеты.) 2. Над морем неслось белое, ослепительно блестя..щее облако. (Сераф.) 3. Негре..щее, чуть повитое морозной дымкой зимнее солнце тускло светило над белыми холмами. (В. Закруткин.) 4. Ветви сгибались под тяжестью спе..щих яблок.

Я наслаждаюсь дуновением в лицо мне ве..щей весны. (П.)

Все в та..щей дымке: холмы, перелески. (Рыл.) 7. Комната была убрана, на сия..щем чистотой полу разостланы ковровые дорожки. 8. Бор..щийся с бурей пловец приближался к берегу. 9. В школьном саду мы увидели ребят, ро..щих ямки для саженцев. 10. В поле было идти еще труднее: мешал ветер, ду..щий с яростной силой.

4. Причастия, образованные от глаголов на -ить, от глаголов-исключений

1. В детской комнате расположились дети, клее..щие новогодние игрушки из цветной бумаги. 2. В нашем городе постоянно появляются новые стро..щиеся дома. 3. В овощные магазины привезли астраханские арбузы, слав..щиеся своей сочностью.

П. 1. На мысли, дыш..щие силой, как бисер, вяжутся слова. (Л.) 2. Ни на минуту ее не покидало ощущение, что Устиньюшка смотрит на нее ненавид..щими глазами. (Мар.) 3. Из советского порта вышел корабль, держ..щий курс в Африку. 4. Спасательное судно шло к катеру, терп..щему бедствие. 5. На крыше дома был укреплен флюгер, верт..щийся под порывами ветра. 6. На берегу моря мы увидели хрупкую фигурку мальчика, пристально смотр..щего вдаль.

5. Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

1. У крыльца стояли оседла..ые кони. (Г.) 2. Свидетели устремили на меня испуга..ые глаза. (П.) 3. Марья Ивановна явилась к ужину бледная и заплака..ая. (П.) 4. Опять тянется выжженная равнина, загорелые холмы, знойное небо, опять носится над землею коршун. (Ч.) 5. Срубле..ую елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее. (Ч.) 6. Из заброше..ых садов был слышен запах вянувших листьев. (Пауст.) 7. Мы вышли из леса, из влажной духоты в раскале..ую сушь. {Наг.) 8. Иволги очень любят переме..ую, неспокойную погоду. (Прuшв.) 9. Ермолай вытирал наши ружья. Собаки с преувеличе..ой быстротой вертели хвостами в ожидании овсянки; лошади топали и ржали под навесом. Солнце садилось; широкими багровыми полосами разбегались его последние лучи; золотые тучки расстилались по небу все мельче, словно вымытая, расчеса..ая волна. На селе раздавались песни. (Т.) 10. Сквозь разорва..ую мглу скользнул последний безжизне..ый луч, заиграл мириадами радужных искорок. (Сераф.)

6. Обособление причастного оборота

  1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.

  2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.

  3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.

  4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.

  5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.

  6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.

  7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.

  8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.

  9. На окне все еще лежала забытая утром книга.

  10. Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.

  11. От травы скошенной утром шел пряный запах.

  12. И лишь увядшие цветы напоминали о лете.

7. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных

  1. У крыльца стояли оседла…ые кони.

  2. Сильвио вынул из кармана получе…ое утром письмо.

  3. Свидетели устремили на меня испуга…ные глаза.

  4. Мы вышли из леса, из влажной духоты в раскале…ую сушь.

  5. Шоссе было гладким, асфальтирова…ым.

  6. Пушка была заряже…а картечью.

  7. Погода утихала, тучи расходились, перед ним лежала равнина, устала…ая волнистым ковром.

  8. В приметах заключе…о много точного знания и поэзии.

  9. Метелица прошел еще несколько переулков и уперся в краше…ый забор рпоповского сада.

  10. Жаре…ые в масле овощи лежали на тарелке.

  11. Жаре…ую рыбу подали к обеду.

  12. У Леньки в глазах блеснула непроше…ая слеза.

Урок-зачёт по теме "Деепричастие" в 7 классе

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Цели:

Образовательные:

• проверка знаний учащихся по теме;

• помощь в ликвидации пробелов в знаниях;

• оказание помощи в организации самостоятельной работы по совершенствованию ЗУН;

• совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся;

Результаты обучения: овладеть орфографической грамотностью, достаточной для свободного выполнения тестового задания.

Развивающие:

• развитие навыков самоконтроля, необходимого при выполнении тестов

• помощь в преодолении трудностей в выборе вариативных конструкций

Воспитывающие: формировать верную позицию учащихся, зоркость и внимательность в работе над тестовыми заданиями

Оборудование урока:

• раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы по теме «Деепричастие»

• зачетные листы учащихся (приложение №1)

• самоинструкции для учащихся

• тесты







Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение учащимся темы и цели урока; адаптированные для учащихся сведения о знаниях и умениях

Знать:

1. Теоретический материал по теме

Уметь:

1. Находить деепричастия и деепричастные обороты;

2. Выделять запятыми деепричастные обороты и деепричастия в тексте;

3. Редактировать предложения.

Зачет проводится в группах по три человека. Четвертый в группе - ассистент, назначенный учителем. Консультант проводит зачет, оценивает работу товарищей, ставит оценки в оценочные листы, помогая им.

При проведении взаимопроверки учащиеся, сидящие рядом, обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга выполненное задание, исправляя простым карандашом замеченные ошибки, отмечая их на полях. Правильные ответы озвучивает учитель.

Под работой ставится оценка и подпись проверяющего.

Консультанты выставляют оценки за диктант в зачетные листы.

1 этап зачета. «Теоретический».

Каждого члена группы ассистент спрашивает по контрольным вопросам, с которыми ребята были познакомлены заранее, остальные учащиеся в группе слушают товарища, рецензируют ответы.

Контрольные вопросы по теме «Деепричастие».

1. Деепричастие как самостоятельная часть речи. Дать определение.

2. Какие признаки глагола есть у деепричастия?

а. общее значение

б. вид

в. возвратность

3. Назовите общие черты у деепричастия и наречия.

4. Что такое деепричастный оборот?

5. Знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами.

6. Правописание не с деепричастиями.

7. Образование деепричастий:

а. совершенного вида

б. несовершенного вида

8. Синтаксическая функция деепричастий и деепричастных оборотов.

Самоинструкция «Пять П»

Полно? Иначе: обо всем ли сказано? Что упущено?

Правильно? Все правильно? Есть ли неточности, ошибки?

Последовательно? Были ли нарушения последовательности? Повторы?

Примеры? Приводились ли примеры? Насколько удачно они

иллюстрировали теоретические положения?

Пояснения? Разъяснялись ли приведенные примеры? Насколько

точно и понятно?

Минус за незнание ответа не ставится: ассистент-консультант должен разучить этот вопрос со своим «учеником».

Учитель также выступает в роли консультанта и арбитра, проводя опрос у слабоуспевающих обучающихся по следующему контрольному листу:





Контрольный лист опроса по теории слабоуспевающих учащихся.

1. Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи - _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий - _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

Ассистенты-консультанты подводят итоги проверки теоретических знаний, выставляют оценки в зачетные листы.

Заканчивается этот этап работы блиц-опросом учителя

«Согласны ли вы с утверждением?»:

1. Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие. (Нет.)

2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия. (Да.)

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши. (Нет.)

4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными. (Нет.)

5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. (Да.)

6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого. (Нет.)

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я. (Да.)

8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым. (Нет.)

9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать. (Да.)

2 этап «Практический»

На этом этапе оцениваются практические умения и навыки учащихся в нахождении и выделении одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, их грамматическом обозначении.

Консультанты раздают индивидуальные карточки.

Задание 1. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений.

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Задание 2. 1-й вариант - укажите предложение с деепричастием совершенного вида;

2-й вариант - укажите предложение с деепричастием несовершенного вида.

1. И отец и сын, вместо приветствия после давней отлучки, начали садить тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая и оглядываясь, то вновь наступая.

2. И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Задание 3. Спишите, раскрывая скобки.

(не)отправленное письмо

(не)дожидаясь ответа

никем (не)замеченный

(не)дошёл до ручья

(не)беспокоясь о себе

(не)зная дороги

(не)глубокая, но узкая река

Задание 4. Найдите и выделите запятыми деепричастия и деепричастные обороты, обозначьте их графически.

1. Некоторое время постоял он на крыльце наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.

2. Тяжело дыша отец подошёл к дивану и не раздеваясь лёг.

3. Марья Павловна стояла подле него прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.

4. Лось обирая осинку с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку.

Самопроверка и взаимопроверка осуществляются с помощью учителя.

3 этап. «Редактирование предложений».

Чтобы предупредить возможные ошибки в употреблении деепричастий, теория закрепляется практическими заданиями по редактированию предложений с использованием самоинструкции.

Консультанты раздают индивидуальные карточки.

1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.

2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы.

3) Ожидая победу, ее охватило волнение.

4) Увидев отца, Сережа заулыбался.

5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.

6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.

7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.

8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.

9) Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

10) Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.

Самоинструкция

Нахожу.

Добавочное действие Основное действие

Думая о будущем, мы помним о прошлом.

Должно совершать одно лицо!

(Мы думаем, и мы же помним.)

Если иначе, исправляю (редактирую), используя сложноподчиненные предложения, однородные члены, причастный оборот.

4 этап зачёта «Контрольный»

Он предполагает выполнение теста.

1.Какие морфемы могут указывать на вид деепричастия?

1) окончание

2) суффикс

3) приставка

4) корень

2.В каком предложении нет обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом?

1) Он присвистнул по-молодецки, подмигнув брату.

2) Изловчившись, он достал коробку.

3) Семен, лениво ворочая языком, отвечал соседу.

4) Говорил парень нехотя и протяжно, обращаясь сам к себе.

3.Найдите ошибку в морфемном разборе:

1) у-том-ив-ши-сь

2) рас-кры-ва-я

3) у-лыб-а-я-сь

4) по-зв-а-в

4. Найдите деепричастие совершенного вида:

1) пересоливший

2) поглаживая

3) отражаясь

4) постучав

5.В каком предложении есть обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены).

1) Открывшаяся при перевозке и деформированная коробка быстро обтрепалась.

2) Улыбающееся лицо смотрело с фотографии помещенной в причудливую рамку.

3) Одноклассник быстро преодолел весь путь энергично размахивая руками.

4) Мы не могли ничем помочь заболевшей тёте хотя очень хотели.

6.Определите, от какого слова произошло деепричастие побеждая:

1)победить

2)победивший

3)победа

4)побеждать

7.Определите, в каком предложении деепричастие комментируя не имеет зависимых слов.

1) Комментируя, мы пропустили важный момент встречи.

2) Комментируя закон всемирного тяготения , учитель предложил поставить опыт.

3) Показывая отцу дневник и комментируя свои оценки, я очень волновался.

4) Комментируя соревнования, президент Федерации волейбола поздравил победителей с новым достижением.

8.Какое деепричастие является невозвратным?

1)Улыбаясь

2) Расставшись

3) Отбиваясь

4) Удивив

Завершается этот этап работы самопроверкой.

Таким образом, оценка за зачет складывается из 4

оценок:

1. Знание теории.

2. Практическая работа.

3. Редактирование предложений.

4. Тесты

Завершается урок рефлексией

Домашнее задание:

Составить сочинение-миниатюру «Зима в городе», используя деепричастные обороты.

Зачетный лист по теме «Деепричастие»

Ученика 7 класса _______________________

Название этапа

Оценка

1

Теоретический

2

Практическая работа


Задание 1


Задание 2


Задание 3


Задание 4

3

Редактирование предложений

4

Контрольный

Итоговая оценка

Ф.И. консультанта



19


© 2010-2022