- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова Мцыри
Урок литературы по творчеству М. Ю. Лермонтова Мцыри
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Казыбекова Г.К. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Поэма «Мцыри» Рыба, разлученная с водой, умирает.
Разлученный с родиной герой умирает.
Цели урока: выделить признаки романтического героя через анализ произведения
Воспитание любви к Родине
Развивать умение решать проблемный вопрос на уроке
Средства обучения: интерактивная доска, раздаточный материал, плакаты
Используемые стратегии критического мышления: «Карусель», «Мозговой штурм»
Ход урока:
Выход на тему урока:
Слайд 1 1814-2014 Что означает первая цифра? Чему равен промежуток между этими числами? О чем говорит вам эта цифра?
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.
Обратите внимание на высказывания самого Лермонтова. «Забудем мертвых: бог с ними! - Если все так станут думать, то горе великим людям!»
Боюсь не смерти я.
О, нет !
Боюсь исчезнуть совершенно
Следуя его высказываниям, скажите, чего боялся М.Ю.Лермонтов?
Сбылись ли его опасения?. Обоснуйте свой ответ.
И подтверждением этому служит цитата А.П.Чехова
Слайд 2 «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать».
А. П. Чехов
Перед вами высказывания. Определите по ним, какое чувство всю жизнь преследовало Лермонтова? И в какая жизненная стихия его привлекала и манила? Выделите 2 ключевых слова маркером.
1 группа: Какое чувство преследовало Лермонтова?
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Один я здесь. Как царь воздушный.
Живу - как неба властелин -
В прекрасном мире - но один.
«Я был один,всегда один; когда я плакал-смеялись; потому что люди не могут сожалеть о том, что хуже или лучше их...»
Стою теперь один,
Как голый пень среди долин.
Когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне... и это так тяжело, так тяжело!..
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
2 группа: Какую жизненную стихию он желал испытывать?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
«Коллекция стикеров» Заполните стикеры ответами на вопрос «Что может вызвать чувство одиночества в человеке?». Прикрепите стикеры на краю постеров.
Перед вами отрывки и высказывания. Разложите их по важности. И сравните совпадают ли ваши мнения с тем, что дано в высказываниях и в отрывках из произведений самого Лермонтова? Комментируйте ответы, прикрепляя стикеры с ключевыми словами или словосочетаниями рядом с высказыванием
Одиночество
в один прегадкий вечер имел несчастие родиться. (несчастливое детство)
Всё грядущее в тумане,
Былое полно мук и зла...
Зачем не позже иль не ране
Меня природа создала?
Моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен.
Я тот, кого никто не любит (нет близких людей)
Была без радостей любовь, разлука будет без печали. (нет любви)
Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается
Приятели - не всегда друзья. (нет близких друзей)
Радости забываются, а печали - никогда.
Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно (постоянная грусть)
Грусть - жестокий властелин.
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы -
Никто не хочет грусть делить. ( не с кем поделиться )
«Нет, говорю я тебе: я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня - слишком подлы.»
Неужели зло так привлекательно?
Всюду нынче ищут драмы,
Все просят крови - даже дамы (зло окружающих)
Ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть
Жизнь -как бал:
Кружишься-весело: кругом все светло, ясно…
Вернулся лишь домой, наряд измятый снял
И все забыл, и только что устал
Жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка... (усталость, наскученность)
«Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял:и я выучился ненавидеть.» (непонятость)
его сердце созрело прежде ума; он узнал дурную сторону света, когда еще не мог остеречься от его нападений, ни равнодушно переносить их.
К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем? (Нет применения способностям и таланту)
Перед вами рисунки. Слайд 3-4 Определите по ним тему нашего урока.
Свобода и неволя. Какое произведение Лермонтова освещает эту тему? («Мцыри») Что означает в переводе с кавказского слово мцыри (послушник, чужеземец)
«Мозговой штурм»: Что для мцыри свобода…
Определите символом чего является монастырь, дикая природа. Выпишите ключевые слова: эпитеты, метафоры, сравнения, определяющие душевное состояние героя
Монастырь
1 группа: жизнь в монастыре 2 группа:
Жизнь вне монастыря
Символ ….. (неволи) символ …. (свободы)
Угрюм, одинок, грозой оторванный листок, сплетясь как пара змей, был страшен,
Душой дитя, судьбой монах, умру рабом и сиротой зол, дик, пламенел, визжал, в груди родился ужасный крик,
Сердце зажглось жаждою борьбы
Почему дикая природа сначала обрадовала его, а затем испугала?
Вопрос: Считаете ли вы мцыри романтическим героем?
Выпишите по пунктам, какие качества и события определяют его как романтического героя
А) душевный разлад;
Б) отчужденность
В) безрассудный героизм
Г) есть мечта
Д) печальный уход из жизни
Группы обмениваются постерами. Пишут две звезды и одно пожелание.
Отражаются ли мысли и чувства автора с мыслями и чувствами мцыри? В чем?
Рефлексия: Составить синквейн к слову Мцыри
-
Д\З эссе «На чужой стороне Родина милей вдвойне».