Технологическая карта урока. Виды глагола. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Виды глагола.

Смирнова Л.И.

1.Предмет: русский язык

2.Класс: 5

3. Автор УМК: С.И. Львова, В.В.Львов, издательство "Мнемозина",20134 год

4. Тема урока: " Виды глагола»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели: 1) предметная: создать условия для знакомства детей с видом глагола как постоянным признаком

содействовать, в умении выделять вид глагола в контексте, познакомить детей особенностями глаголов совершенного и несовершенного вида; учить правильно, ставить вопросы к глаголам; дать понятие о двувидовых глаголах.

2) метапредметная: развивать способности логически рассуждать, делать эвристические выводы; развивать навыки критического мышления при усвоении информации, развивать способности к мыслительной деятельности;

3) личностная: формировать стремление грамотно выражать свои мысли и пользоваться полученными знаниями на письме, развивать познавательный интерес , воспитывать информационную культуру.

Оборудование: эталон для самопроверки, презентация, карточки для индивидуальных заданий, презентация

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя: «Продолжаем изучение глагола, его морфологических принципов. На этом уроке мы познакомимся ещё с одним признаком глагола»

Подготовка класса к работе. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение; положительное отношение к учебной деятельности.

Коммуникативные: общение и взаимодействие ,планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания.

Выявляет уровень знаний. Задание .Слайд №1.Выпишите из текста словосочетание « глагол+ сущ.», устно докажите, что главное слово выражено глаголом, укажите известные вам постоянные признаки глагола.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Обосновывают выбор словосочетаний с главным словом-глаголом, называют морфологические признаки глаголов, встреченных в тексте.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения.

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию. Слайд№2

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Обратите внимание : глаголы написаны в два столбика -

наклеивать - наклеить, прибегать - прибежать печь - испечь. - Почему я так их записала?

- По какому признаку

различаются глаголы первого и второго

столбиков?

- Проверим, верно ли это. Предположим, что они различаются по времени. (Ученики называют ряд призна

ков.)

- Проверим, верно ли это. ( Все глаголы даны в неопределенной форме, а она не имеет формы времени. Значит, этот грамматическийматический признак не подходит).

-Может быть, это глаголы разного лица,

числа? (Но у глаголов в неопределенной форме нельзя определить ни лицо, ни число )

-Мы назвали все известные нам

грамматические признаки, но так и

не смогли ответить, в чем разница

между глаголами. Что можно предположить?

- Обобщите наши наблюдения, сделайте вывод это Есть, наверное, неизвестный

нам грамматический признак, кото-

рый необходимо определить. -Какова же цель нашего урока?

Предлагает определить тему урока

сформулировать цели урока.



Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Выдвигают гипотезы. Обобщают наблюдения.

Определяют цель урока.

Составляют план достижения цели.

Регулятивные: планирование, фиксация затруднения, прогнозирование целеполагание;

познавательные: постановка вопросов; метапредметные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Изучение нового учебного материала

4 Организует исследование нового учебного материала на основе анализа таблицы учебника «Виды глагола» (стр.132,)

Анализируют материал таблицы в направлении вопросов учебника. Формулируют выводы наблюдений.

Составляют рассказ о различии видов глаголов, приводят в качестве аргументов свои примеры.



5. Первичное закрепление



Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Предлагает проверить, смогут ли учащиеся определить вид глаголов, выполняя задание к упражнению №911, опираясь на вопросы,

предварительно, составив алгоритм своих действий.

Предлагает проверить себя ( Слайд №)

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Составляют алгоритм для выполнения задания, выполняют задание.

Осуществляют самопроверку по эталону, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

метапредметные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра

П

Организует исследование приёмов различения глаголов разных видов . (Дидактический материал. См. приложение)

Предлагает задание: пользуясь тремя приёмами определения вида глагола, определить, в каком ряду оба глагола совершенного вида и обосновать своё решение.

Сообщает, что однокоренные глаголы часто образуют видовые пары: решать - решить.

Предлагает исследовать, чем могут различаться глаголы одной видовой пары, работая в группах, и обобщить свои наблюдения. (См. приложение.)

Самостоятельно выполняют задание, обобщают наблюдения и кратко записывают вывод о том, что нового узнали о приёмах различения глаголов разных видов.


Самостоятельно исследуют способы образования видовых пар глаголов, обобщают свои наблюдения, составляют высказывание на лингвистическую тему










6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний на основе дидактического материала (См. приложение)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование


Приложение №1.

1.Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Напишите, что нового вы узнали о приёмах различения глаголов разных видов.

Всем хорошо известен приём различения глаголов совершенного и несовершенного видов. На вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Отвечают глаголы ___________________________________________________ вида, на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? - _____________________________________

____________________________________________________. Однако способ хотя и верный, но не единственный.

Можно, например, образовать форму 1-го лица единственного числа и попытаться понять, какое время оно обозначает: если настоящее, то глагол ______________________________________________________________вида, если будущего - ____________________________.

__________________________________________.

Есть и ещё один приём. Попробуйте прибавить к инфинитиву глагола, вид которого вас интересует, слова начать, кончить, буду.

Если получатся правильные русские словосочетания - _______________________________________________________________ вид.

Если получится такое, что по - русски сказать и написать нельзя, то - _______________________________________________________.

2.Пользуясь тремя приёмами определения вида глагола , определите, в каком ряду оба глагола совершенного вида, обоснуйте свой ответ.

1) кашлянуть, бриться

2 )напечатать, брось

3) приехал, преподаёшь

4) побеждают, создали

3. Пользуясь тремя приёмами определения вида глагола , определите, в каком ряду оба глагола несовершенного вида, обоснуйте свой ответ.

1) говорить, произнести

2 )войти, переходить

3) готовить, отвечать

4) согнуть, сдвигать

Приложение №2

Сопоставьте видовые пары. Сравните их, выясните, чем они отличаются, сделайте вывод , как они образованы. Выделите морфемы, которыми они отличаются, Там, где необходимо, поставьте ударение

1 ГРУППА

Несовершенный вид

Совершенный вид

Способ образования

расти

строить

умножать преодолевать

срезать

ловить говорить

касаться

2 ГРУППА

Образуйте видовые пары, Сравните их, выясните, чем они отличаются, сделайте вывод , как они образованы. Выделите морфемы, которыми они отличаются, Там, где необходимо, поставьте ударение

Несовершенный вид

Совершенный вид

Способ образования

кричать

прыгать

читать преодолевать

срезать

ловить говорить



© 2010-2022