- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока. Виды глагола. 5 класс
Технологическая карта урока. Виды глагола. 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова Л.И. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Виды глагола.
Смирнова Л.И.
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: С.И. Львова, В.В.Львов, издательство "Мнемозина",20134 год
4. Тема урока: " Виды глагола»
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели: 1) предметная: создать условия для знакомства детей с видом глагола как постоянным признаком
содействовать, в умении выделять вид глагола в контексте, познакомить детей особенностями глаголов совершенного и несовершенного вида; учить правильно, ставить вопросы к глаголам; дать понятие о двувидовых глаголах.
2) метапредметная: развивать способности логически рассуждать, делать эвристические выводы; развивать навыки критического мышления при усвоении информации, развивать способности к мыслительной деятельности;
3) личностная: формировать стремление грамотно выражать свои мысли и пользоваться полученными знаниями на письме, развивать познавательный интерес , воспитывать информационную культуру.
Оборудование: эталон для самопроверки, презентация, карточки для индивидуальных заданий, презентация
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
1. Самоопределение к деятельности.
Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя: «Продолжаем изучение глагола, его морфологических принципов. На этом уроке мы познакомимся ещё с одним признаком глагола»
Подготовка класса к работе. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
Личностные: самоопределение; положительное отношение к учебной деятельности.
Коммуникативные: общение и взаимодействие ,планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение
изученного материала, необходимого для « открытия нового знания.
Выявляет уровень знаний. Задание .Слайд №1.Выпишите из текста словосочетание « глагол+ сущ.», устно докажите, что главное слово выражено глаголом, укажите известные вам постоянные признаки глагола.
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Обосновывают выбор словосочетаний с главным словом-глаголом, называют морфологические признаки глаголов, встреченных в тексте.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
познавательные: логические - анализ объекта с целью выделения признаков.
3. Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения.
Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию. Слайд№2
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
- Обратите внимание : глаголы написаны в два столбика -
наклеивать - наклеить, прибегать - прибежать печь - испечь. - Почему я так их записала?
- По какому признаку
различаются глаголы первого и второго
столбиков?
- Проверим, верно ли это. Предположим, что они различаются по времени. (Ученики называют ряд призна
ков.)
- Проверим, верно ли это. ( Все глаголы даны в неопределенной форме, а она не имеет формы времени. Значит, этот грамматическийматический признак не подходит).
-Может быть, это глаголы разного лица,
числа? (Но у глаголов в неопределенной форме нельзя определить ни лицо, ни число )
-Мы назвали все известные нам
грамматические признаки, но так и
не смогли ответить, в чем разница
между глаголами. Что можно предположить?
- Обобщите наши наблюдения, сделайте вывод это Есть, наверное, неизвестный
нам грамматический признак, кото-
рый необходимо определить. -Какова же цель нашего урока?
Предлагает определить тему урока
сформулировать цели урока.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Выдвигают гипотезы. Обобщают наблюдения.
Определяют цель урока.
Составляют план достижения цели.
Регулятивные: планирование, фиксация затруднения, прогнозирование целеполагание;
познавательные: постановка вопросов; метапредметные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
4. Изучение нового учебного материала
4 Организует исследование нового учебного материала на основе анализа таблицы учебника «Виды глагола» (стр.132,)
Анализируют материал таблицы в направлении вопросов учебника. Формулируют выводы наблюдений.
Составляют рассказ о различии видов глаголов, приводят в качестве аргументов свои примеры.
5. Первичное закрепление
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
Предлагает проверить, смогут ли учащиеся определить вид глаголов, выполняя задание к упражнению №911, опираясь на вопросы,
предварительно, составив алгоритм своих действий.
Предлагает проверить себя ( Слайд №)
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Составляют алгоритм для выполнения задания, выполняют задание.
Осуществляют самопроверку по эталону, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
метапредметные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра
П
Организует исследование приёмов различения глаголов разных видов . (Дидактический материал. См. приложение)
Предлагает задание: пользуясь тремя приёмами определения вида глагола, определить, в каком ряду оба глагола совершенного вида и обосновать своё решение.
Сообщает, что однокоренные глаголы часто образуют видовые пары: решать - решить.
Предлагает исследовать, чем могут различаться глаголы одной видовой пары, работая в группах, и обобщить свои наблюдения. (См. приложение.)
Самостоятельно выполняют задание, обобщают наблюдения и кратко записывают вывод о том, что нового узнали о приёмах различения глаголов разных видов.
Самостоятельно исследуют способы образования видовых пар глаголов, обобщают свои наблюдения, составляют высказывание на лингвистическую тему
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует деятельность по применению новых знаний на основе дидактического материала (См. приложение)
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
7. Рефлексия деятельности (итог урока)
Организует рефлексию.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование
Приложение №1.
1.Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Напишите, что нового вы узнали о приёмах различения глаголов разных видов.
Всем хорошо известен приём различения глаголов совершенного и несовершенного видов. На вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Отвечают глаголы ___________________________________________________ вида, на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? - _____________________________________
____________________________________________________. Однако способ хотя и верный, но не единственный.
Можно, например, образовать форму 1-го лица единственного числа и попытаться понять, какое время оно обозначает: если настоящее, то глагол ______________________________________________________________вида, если будущего - ____________________________.
__________________________________________.
Есть и ещё один приём. Попробуйте прибавить к инфинитиву глагола, вид которого вас интересует, слова начать, кончить, буду.
Если получатся правильные русские словосочетания - _______________________________________________________________ вид.
Если получится такое, что по - русски сказать и написать нельзя, то - _______________________________________________________.
2.Пользуясь тремя приёмами определения вида глагола , определите, в каком ряду оба глагола совершенного вида, обоснуйте свой ответ.
1) кашлянуть, бриться
2 )напечатать, брось
3) приехал, преподаёшь
4) побеждают, создали
3. Пользуясь тремя приёмами определения вида глагола , определите, в каком ряду оба глагола несовершенного вида, обоснуйте свой ответ.
1) говорить, произнести
2 )войти, переходить
3) готовить, отвечать
4) согнуть, сдвигать
Приложение №2
Сопоставьте видовые пары. Сравните их, выясните, чем они отличаются, сделайте вывод , как они образованы. Выделите морфемы, которыми они отличаются, Там, где необходимо, поставьте ударение
1 ГРУППА
Несовершенный вид
Совершенный вид
Способ образования
расти
строить
умножать преодолевать
срезать
ловить говорить
касаться
2 ГРУППА
Образуйте видовые пары, Сравните их, выясните, чем они отличаются, сделайте вывод , как они образованы. Выделите морфемы, которыми они отличаются, Там, где необходимо, поставьте ударение
Несовершенный вид
Совершенный вид
Способ образования
кричать
прыгать
читать преодолевать
срезать
ловить говорить