Рабочая программа по внеурочному курсу Литературная гостиная в рамках ФГОС для 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное образование город Горячий Ключ Краснодарского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2

муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края

Утверждено решением педсовета

протокол №__1__

от «_31_»__августа__2015 года

Председатель педсовета

_______________Тэргович М.Л..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочному курсу «Литературная гостиная»_______________

Степень обучения основное общее обучение

Класс 8 в

Количество часов 34 Уровень профильный

Учитель Дейкина Оксана Александровна



Рабочая программа по внеурочному курсу «Литературная гостиная» создана на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под ред. Г.С. Меркина, С.А .Зинина, В.А. Чалмаева;-М.- «Русское слово», 2012 г .

Рабочая программа по внеурочному курсу Литературная гостиная в рамках ФГОС для 8 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочному курсу «Литературная гостиная» для учащихся 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089.

2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32)

Внеурочный курс «Литературная гостиная» представляет собой дополнительный (углубленный) курс занятий по литературе для учащихся 8-х классов и имеет художественную направленность.

Целью внеурочного курса является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.

Задачи внеурочного курса:

  1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;

  2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;

  3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развить эмоциональную культуру читателя-школьника.

В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования.

Общая характеристика учебного предмета

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

В текущем учебном году работа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

  • понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями;

  • выразительно читать художественное произведение ( с листа и наизусть);

  • воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое.

  • грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм, жанров, владеть всеми видами пересказов.

Данные умения и навыки учащиеся демонстрируют на уроках литературы, на показательных занятиях творческого объединения.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание курса интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Место в учебном плане

В 8 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса результаты:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Метапредметные результаты:

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Содержание программы творческого объединения «Литературная гостиная» предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности ,понять русскую национальную традицию.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Новизна программы т/о «Литературной гостиной» состоит в развитии самостоятельности учащихся при отборе литературного материала и составлении сценариев для выступлений.

Результативность:

В качестве итога работы «Литературной гостиной» планируется проведение 4-х инсценированных представлений для учащихся среднего звена.

Выбранные для этого произведения входят в программный материал литературы 8 класса и носят воспитательный характер, соответствующий возрасту 14-15 лет.

В целом курс работы «Литературной гостиной» направлен на расширение читательского круга учащихся школы, привлечение внимания к литературе как искусству слова.

Программа рассчитана на один год, но планируется продолжение работы т/о в 9,10,11 классах.

Содержание учебного предмета, курса

Содержание данной программы построено с учетом возрастных читательских интересов и возможностей учащихся. В 8 классе расширяется и углубляется жизненный и художественный опыт; происходит знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей, воздействующего на развитие личности, способствующего эмоциональному восприятию художественного произведения, который изучается как словесный вид искусств.

Отличительной особенностью данного творческого объединения является разнообразие форм работы:

  • Творческие мастерские (беседы, дискуссии);

  • Интегрированные занятия (история, музыка , живопись);

  • Инсценирование эпизодов из художественных произведений, литературно-музыкальные композиции;

  • Конкурсы выразительного чтения текстов.

Данные формы работы развивают умения и навыки связной речи, речевую культуру, чувство языка, раскрывают актерские способности учащихся, развивают функциональную грамотность(способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

Тематическое планирование

Тема

Форма проведения

Кол-во часов

Содержание

Дата проведения


Введение


1

«Благородные и молчаливые друзья» -книги.

Выявление читательских интересов, беседа о необходимости чтения книг

1 ч.

Беседа о чтении как непрерывной и сложной работе восприятия ,памяти ,воображения, углубляющегося мышления, читательских переживаний.


Устное народное творчество


2

У истоков литературы. Устное народное творчество.

1 ч.

Формирование представления о древнерусской литературе как огромном пласте русской культуры и менталитета. Фольклорные произведения отражают жизнь русского народа, его надежды, мечты, идеалы. Лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни человечества. Актуальность фольклорных произведений.

3

От народной песни -к стихам поэтов.

Сопоставление текстов песен народных и авторских, выразительное чтение стихов.

1 ч.

Мотивы народных песен, обработанных поэтами и прозаиками ,для создания худ. образа. Плач Ирины Федосовой у Некрасова в поэме «Кому на Руси…»,стихи А.В. Кольцова. Сопоставление с текстами народных текстов.


Древнерусская литература


4

«Слово о погибели Русской земли».

Выявление особенностей жанра «сказания», выр.чтение текста

1 ч.

Чтение одного из популярнейших в течение средневековья произведений

5

Сказание о Борисе и Глебе.

Выявление особенностей жанра «сказания», выр.чтение текста.

1 ч.

Чтение одного из популярнейших в течение средневековья произведения. Образы Бориса и Глеба как первых русских святых.

6

Житие Сергия Радонежского.

Выявление особенностей жанра «жития», выр.чтение текста.

2 ч.

Духовный подвиг Сергея Радонежского. Пример праведной жизни.


Литература 18 века


7

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» .

Особенности сентиментализма, чтение текста, выявление «чувственности» и чувствительности»

1 ч.

Реформа русского литературного языка. Приобщение русской литературы к зарубежной культуре (классицизм, сентиментализм).Н.М .Карамзин-основоположник русского сентиментализма

8-9

Вечер, посвящённый творчеству Д.И.Фонвизина.

Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования

2 ч.



Литература 19 века


10

Басни И. А. Крылова.

Выразительное чтение наизусть

1 ч.

Выявление особенности жанра.

11

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» В творческой лаборатории писателя. История создания.

Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования

1ч.

Образ Пугачева.

Взгляд писателя на исторические события. Образ Петра Гринева-пример становления личности под влиянием «благих» потрясений, жизненных обстоятельств.

12-13

«Береги честь смолоду».

Театральное представление

2 ч

В центре внимания эпизода-образ Петра Гринева, поведение героя в неоднозначных жизненных ситуациях нравственного выбора( у Пугачева и на суде)

14

М.Ю. Лермонтов. Лирика.

Выразительное чтение стих. (конкурс чтецов)

1 ч.

Романтическая направленность стихотворений Лермонтова.

Анализ лирических произведений.

15-16

Н.В.Гоголь. «Ревизор».

Занятия-подготовка к инсценированию эпизода пьесы

2 ч.

Особенности драматического произведения, жанр комедии.

Комедия Гоголя- «смех сквозь слезы». История создания и история постановки и на сцене. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора-«высмеять все дурное в России».

17-18

«К нам едет «Ревизор»»…

Театральное представление

2 ч.

Новизна финала.

Сцена «вранья» Хлестакова.

19-20

Н.А.Некрасов.

«Русские женщины».

Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования Выразительное чтение стих.

2 ч.

Особенности драматического произведения


21-22

Поэзия родной природы 19 века.

Конкурс чтецов.

Концерт.

2 ч.

Изображение красоты русской природы. Восприятие и анализ через выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, Фета, Майкова.

23-24

А.Н.Островский .«Снегурочка».

Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования

2 ч.

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.


Литература 20 века


25

Рассказы Куприна.

Чтение наизусть эпизодов

2 ч.

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателей.

26

Рассказы Бунина.

Чтение наизусть эпизодов

1ч.

Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателей.


Зарубежная литература


27-28-29.

В.Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Подготовка к инсценированию пьесы

3 ч.

Семейная вражда и любовь героев.

Ромео и Джульетта- символ любви и жертвенности. «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира.

30

«Нет повести печальнее на свете…».

Театральное представление

1ч.


ВОВ на страницах литературных произведений


31-32-33

Подготовка к литературно-музыкальной композиции, посвященной 71-летию ВОВ.

Отбор материала, выр.чтение стихов

3 ч.

Стихи и песни о В.О.В 1941-1945г.г.Героизм русского народа, защищавшего свою Родину. Лирические и героические песни в годы В.О.В., их призывно-воодушевляющий характер. Воспитание патриотических чувств учащихся.

34

«Чтобы помнили…».

Литературно-музыкальная композиция. посвященная 71-летию В.О.В.

1 ч.


Описание материально- технического обеспечения
  1. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  2. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  3. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2008г.

4. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

5. С.Я.Маршак «Жизнь и творчество»

6. Е.Моисеева «Гофман и Кенигсберг» Учитель №1, 1997г.

7. «России сердцем и умом». Союз писателей России Калининградское региональное отделение. Калининград.2005г.

8. Н.А.Копылова «После уроков» М.Просвещение.2012г.

9.А.Н.Гурков «Школьный театр» Ростов - на Дону. Феникс. 2005 год

10. «Литературное краеведение» Калининград.2002 год

11. Журналы: «Досуг в школе», «Педсовет», «Читаем, учимся, играем», «Игровая библиотека».

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

-Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.

-Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).

Предметные результаты:

- основные литературоведческие термины;

- основные этапы жизни и творчества писателей (изучаемых в течение учебного года);

- основные принципы написания литературного сценария;

- содержание литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);

- составлять сценарий проведения творческой постановки;

- подбирать материал к изучаемой теме.

Формы и виды контроля:

-отчетные мероприятия;

-литературные вечера;

-участие в школьных тематических концертах.

Согласовано Согласовано

Протокол № ___ заседания МО учителей заместитель директора по УМР

русского языка и литературы Панкова Н.А.

от ___________ 2015 года

Литовченко Е.М.





© 2010-2022