- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по внеурочному курсу Литературная гостиная в рамках ФГОС для 8 класса
Рабочая программа по внеурочному курсу Литературная гостиная в рамках ФГОС для 8 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дейкина О.А. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное образование город Горячий Ключ Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2
муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края
Утверждено решением педсовета
протокол №__1__
от «_31_»__августа__2015 года
Председатель педсовета
_______________Тэргович М.Л..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочному курсу «Литературная гостиная»_______________
Степень обучения основное общее обучение
Класс 8 в
Количество часов 34 Уровень профильный
Учитель Дейкина Оксана Александровна
Рабочая программа по внеурочному курсу «Литературная гостиная» создана на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под ред. Г.С. Меркина, С.А .Зинина, В.А. Чалмаева;-М.- «Русское слово», 2012 г .
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочному курсу «Литературная гостиная» для учащихся 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089.
2. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32)
Внеурочный курс «Литературная гостиная» представляет собой дополнительный (углубленный) курс занятий по литературе для учащихся 8-х классов и имеет художественную направленность.
Целью внеурочного курса является духовно-нравственное воспитание школьников; развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку, процессу познания; формирование основ читательской культуры в процессе чтения, восприятия и оценки произведений художественной литературы.
Задачи внеурочного курса:
-
Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать;
-
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности;
-
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развить эмоциональную культуру читателя-школьника.
В основе содержания и структуры программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования.
Общая характеристика учебного предмета
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
В текущем учебном году работа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
-
понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями;
-
выразительно читать художественное произведение ( с листа и наизусть);
-
воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое.
-
грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм, жанров, владеть всеми видами пересказов.
Данные умения и навыки учащиеся демонстрируют на уроках литературы, на показательных занятиях творческого объединения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание курса интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Место в учебном плане
В 8 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса результаты:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Метапредметные результаты:
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Содержание программы творческого объединения «Литературная гостиная» предполагает изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное творчество, отечественную и зарубежную литературу, что дает возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности ,понять русскую национальную традицию.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Новизна программы т/о «Литературной гостиной» состоит в развитии самостоятельности учащихся при отборе литературного материала и составлении сценариев для выступлений.
Результативность:
В качестве итога работы «Литературной гостиной» планируется проведение 4-х инсценированных представлений для учащихся среднего звена.
Выбранные для этого произведения входят в программный материал литературы 8 класса и носят воспитательный характер, соответствующий возрасту 14-15 лет.
В целом курс работы «Литературной гостиной» направлен на расширение читательского круга учащихся школы, привлечение внимания к литературе как искусству слова.
Программа рассчитана на один год, но планируется продолжение работы т/о в 9,10,11 классах.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание данной программы построено с учетом возрастных читательских интересов и возможностей учащихся. В 8 классе расширяется и углубляется жизненный и художественный опыт; происходит знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей, воздействующего на развитие личности, способствующего эмоциональному восприятию художественного произведения, который изучается как словесный вид искусств.
Отличительной особенностью данного творческого объединения является разнообразие форм работы:
-
Творческие мастерские (беседы, дискуссии);
-
Интегрированные занятия (история, музыка , живопись);
-
Инсценирование эпизодов из художественных произведений, литературно-музыкальные композиции;
-
Конкурсы выразительного чтения текстов.
Данные формы работы развивают умения и навыки связной речи, речевую культуру, чувство языка, раскрывают актерские способности учащихся, развивают функциональную грамотность(способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Тематическое планирование
№
Тема
Форма проведения
Кол-во часов
Содержание
Дата проведения
Введение
1
«Благородные и молчаливые друзья» -книги.
Выявление читательских интересов, беседа о необходимости чтения книг
1 ч.
Беседа о чтении как непрерывной и сложной работе восприятия ,памяти ,воображения, углубляющегося мышления, читательских переживаний.
Устное народное творчество
2
У истоков литературы. Устное народное творчество.
1 ч.
Формирование представления о древнерусской литературе как огромном пласте русской культуры и менталитета. Фольклорные произведения отражают жизнь русского народа, его надежды, мечты, идеалы. Лучшие произведения литературы продолжают участвовать в жизни человечества. Актуальность фольклорных произведений.
3
От народной песни -к стихам поэтов.
Сопоставление текстов песен народных и авторских, выразительное чтение стихов.
1 ч.
Мотивы народных песен, обработанных поэтами и прозаиками ,для создания худ. образа. Плач Ирины Федосовой у Некрасова в поэме «Кому на Руси…»,стихи А.В. Кольцова. Сопоставление с текстами народных текстов.
Древнерусская литература
4
«Слово о погибели Русской земли».
Выявление особенностей жанра «сказания», выр.чтение текста
1 ч.
Чтение одного из популярнейших в течение средневековья произведений
5
Сказание о Борисе и Глебе.
Выявление особенностей жанра «сказания», выр.чтение текста.
1 ч.
Чтение одного из популярнейших в течение средневековья произведения. Образы Бориса и Глеба как первых русских святых.
6
Житие Сергия Радонежского.
Выявление особенностей жанра «жития», выр.чтение текста.
2 ч.
Духовный подвиг Сергея Радонежского. Пример праведной жизни.
Литература 18 века
7
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» .
Особенности сентиментализма, чтение текста, выявление «чувственности» и чувствительности»
1 ч.
Реформа русского литературного языка. Приобщение русской литературы к зарубежной культуре (классицизм, сентиментализм).Н.М .Карамзин-основоположник русского сентиментализма
8-9
Вечер, посвящённый творчеству Д.И.Фонвизина.
Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования
2 ч.
Литература 19 века
10
Басни И. А. Крылова.
Выразительное чтение наизусть
1 ч.
Выявление особенности жанра.
11
А. С. Пушкин «Капитанская дочка» В творческой лаборатории писателя. История создания.
Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования
1ч.
Образ Пугачева.
Взгляд писателя на исторические события. Образ Петра Гринева-пример становления личности под влиянием «благих» потрясений, жизненных обстоятельств.
12-13
«Береги честь смолоду».
Театральное представление
2 ч
В центре внимания эпизода-образ Петра Гринева, поведение героя в неоднозначных жизненных ситуациях нравственного выбора( у Пугачева и на суде)
14
М.Ю. Лермонтов. Лирика.
Выразительное чтение стих. (конкурс чтецов)
1 ч.
Романтическая направленность стихотворений Лермонтова.
Анализ лирических произведений.
15-16
Н.В.Гоголь. «Ревизор».
Занятия-подготовка к инсценированию эпизода пьесы
2 ч.
Особенности драматического произведения, жанр комедии.
Комедия Гоголя- «смех сквозь слезы». История создания и история постановки и на сцене. Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора-«высмеять все дурное в России».
17-18
«К нам едет «Ревизор»»…
Театральное представление
2 ч.
Новизна финала.
Сцена «вранья» Хлестакова.
19-20
Н.А.Некрасов.
«Русские женщины».
Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования Выразительное чтение стих.
2 ч.
Особенности драматического произведения
21-22
Поэзия родной природы 19 века.
Конкурс чтецов.
Концерт.
2 ч.
Изображение красоты русской природы. Восприятие и анализ через выразительное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, Фета, Майкова.
23-24
А.Н.Островский .«Снегурочка».
Чтение и анализ отдельных эпизодов, отбор материала для инсценирования
2 ч.
Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.
Литература 20 века
25
Рассказы Куприна.
Чтение наизусть эпизодов
2 ч.
Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателей.
26
Рассказы Бунина.
Чтение наизусть эпизодов
1ч.
Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателей.
Зарубежная литература
27-28-29.
В.Шекспир. «Ромео и Джульетта».
Подготовка к инсценированию пьесы
3 ч.
Семейная вражда и любовь героев.
Ромео и Джульетта- символ любви и жертвенности. «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира.
30
«Нет повести печальнее на свете…».
Театральное представление
1ч.
ВОВ на страницах литературных произведений
31-32-33
Подготовка к литературно-музыкальной композиции, посвященной 71-летию ВОВ.
Отбор материала, выр.чтение стихов
3 ч.
Стихи и песни о В.О.В 1941-1945г.г.Героизм русского народа, защищавшего свою Родину. Лирические и героические песни в годы В.О.В., их призывно-воодушевляющий характер. Воспитание патриотических чувств учащихся.
34
«Чтобы помнили…».
Литературно-музыкальная композиция. посвященная 71-летию В.О.В.
1 ч.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
-
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
-
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2008г.
4. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
5. С.Я.Маршак «Жизнь и творчество»
6. Е.Моисеева «Гофман и Кенигсберг» Учитель №1, 1997г.
7. «России сердцем и умом». Союз писателей России Калининградское региональное отделение. Калининград.2005г.
8. Н.А.Копылова «После уроков» М.Просвещение.2012г.
9.А.Н.Гурков «Школьный театр» Ростов - на Дону. Феникс. 2005 год
10. «Литературное краеведение» Калининград.2002 год
11. Журналы: «Досуг в школе», «Педсовет», «Читаем, учимся, играем», «Игровая библиотека».
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
-Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.
-Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).
Предметные результаты:
- основные литературоведческие термины;
- основные этапы жизни и творчества писателей (изучаемых в течение учебного года);
- основные принципы написания литературного сценария;
- содержание литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- анализировать тексты литературных произведений (изучаемых в течение учебного года);
- составлять сценарий проведения творческой постановки;
- подбирать материал к изучаемой теме.
Формы и виды контроля:
-отчетные мероприятия;
-литературные вечера;
-участие в школьных тематических концертах.
Согласовано Согласовано
Протокол № ___ заседания МО учителей заместитель директора по УМР
русского языка и литературы Панкова Н.А.
от ___________ 2015 года
Литовченко Е.М.