Урок литературы в 7 классе «Краткие сведения о В. Шукшине. Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека в статье «Слово о малой родине»

Конспект урока литературы в 7 классе «Краткие сведения о В. Шукшине. Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека в статье «Слово о малой родине»», разработанный в соответствии с программой Г.С.Меркина.Цель урока -      познакомить учащихся с некоторыми биографии В.М. Шукшина, оказавшими влияние на становление его личности.На основе документального материала (писем, воспоминаний родных,  людей, близко знавших В.М. Шукшина в разные годы жизни) в книге В. Коробова «Василий Шукшин» воссоздан...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 61.

Тема. Краткие сведения о В.М.Шукшина. Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека в статье «Слово о малой родине».

Цель:

  • познакомить учащихся с некоторыми биографии В.М. Шукшина, оказавшими влияние на становление его личности;

  • развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями, пересказа, выразительного чтения;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультимедийная презентация, аудиозапись.


ХОД УРОКА.

І. Проверка домашнего задания.

1.Тезисный план статьи учебника «Талант, согретый любовью к людям».

2.Беседа.

• Какие качества ценил В.М. Шукшин в человеке превыше всего?

• Какие испытания выпали на долю поколения, к которому относятся герои произведений В.М. Шукшина?

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Заполнение таблицы по ходу сообщений учителя и учащихся.

План

Мои замечания об услышанном

Трагические события детства

1945-1950 гг. - учеба в Бийске, работа на строительстве электростанции, служба на Черноморском флоте

1954-1960 гг. - учеба во ВГИКе, первые режиссерские и литературные опыты

1964 г. - фильм «Живет такой парень»

1965 г. - выход в свет второй книги рас-
сказов «Там, вдали...»

1974 г. - фильм «Калина красная»

3. Слово учителя.

На основе документального материала (писем, воспоминаний родных, людей, близко знавших В.М. Шукшина в разные годы жизни) в книге В. Коробова «Василий Шукшин» воссоздан жизненный и творческий путь В.М. Шукшина.

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Его родители считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 г. началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Отец работал механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. В 1933 г. Макара Леонтьевича арестовали по злому навету.

4. Выразительное чтение учащимся фрагмента книги В. Коробова «Василий Шукшин» от слов «Что же случилось с отцом Васи?» до слов «Не дали, увидела соседка, спасла деревня...».

Что же случилось с отцом Васи, в чем мог быть обвинен двадцатилетний крестьянин Макар Шукшин в 1933 - это подчеркнем - году? Начались уже первые коллективные хозяйства, и молодые супруги-бедняки вступили в колхоз со дня его основания, работали там не покладая рук - тем более что семья росла и прибавлялась: 25 июля 1929 года родился первенец Василий, а через три года крестили уже и дочь, Наташу. Так что в Сибири, в горах и тайге Алтая тогда еще орудовали последние недобитые банды, которым не по нутру был новый строй, решительный поворот в жизни сибирского крестьянства. Бороться с ними было трудно (природные условия, малочисленность отрядов особого назначения). Тем более что бандиты имели в некоторых селах своих тайных пособников из числа, как правило, «темных», в прошлом зажиточных крестьян, которым советская власть «насолила». Понятно, что к скорейшему выявлению этих пособников - через них можно выйти на прямой след бандитов! - и стремились органы безопасности. Но последние, как мы знаем, не везде еще на местах могли быть в те годы укомплектованы людьми опытными. Этим и воспользовался недруг и ненавистник Макара Шукшина - сочинил злой навет. За обвинениями политического порядка стояла ревнивая завистливая злоба: имел виды на Маню Попову, а она предпочла другого - ело глаза чужое счастье. История старая как мир, но от этого не легче…

«Кто? Кто пустил эту грязную клевету, кто настрочил на отца, скажи, мама, там же должно быть сказано, в бумаге-то той, реабилитационной, тебе показывали же…» - пытал Василий Макарович мать многие годы спустя. Мудрая прекрасная женщина отвечала, что-де и так она не шибко грамотная, а тут и вовсе разволновалась и ничего толком не разобрала. А сама знала, давно знала, чуть ли не с тех начальных горьких дней, и сколько раз сталкивалась на улице с этой ехидной и днем и вечером, а позже, когда в сельской парикмахерской работала, ходили к ней эти крысиные глазки стричься. О чем думала Мария Сергеевна в те минуты, держа в руках ножницы или бритву?.. Да о детях же, конечно, о них - всю-то жизнь. Потому и не отвечала на вопросы сына, что опасалась за него, зная его горячность. И только потом-потом, когда родни-то, почитай, у того злого человека не осталось, когда самого его присыпали землей на старом погосте, враз выдохнула в один из приездов сына домой, чтобы никакой неправды, недомолвки между ними не было: «Беспалов».

…Да, отца Вася Шукшин не запомнил, не запомнил и великого горя материнского, даже тех поистине черных минут, когда Мария Сергеевна в порыве отчаяния, такого, что горше не бывает, решилась было уйти из жизни: втиснулась в русскую печь с детьми, так закрыв заслонки, чтобы угореть… Не дали, увидела соседка, спасла деревня…

5. Слово учителя.

По воспоминаниям очевидцев, Шукшин рос замкнутым, что называется, «себе на уме».

Окончив семь классов, он уехал из Сросток: хотел «выйти в люди», затем учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел - чтобы прокормить семью, нужно было работать: сначала на строительстве электростанции, затем железнодорожного моста. Вскоре был призван на действительную военную службу.

Получив специальность радиста, в 1950 г. Шукшин попал в одну из частей Черноморского флота, в Севастополе.

В 1953 г. вернулся в родные Сростки, сдал экстерном экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи учителем 5-7 классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно директором. Однако проучительствовал он недолго. Вскоре Шукшин решил отправиться в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа.

В 1956 г. состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде. Так началась кинематографическая судьба Шукшина-актера. Вместе с успехами и кино складывалась и литературная судьба Шукшина. По совету режиссера и педагога М.И. Ромма он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям. В 1958 г. в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге».

В 1960 г. Василий Шукшин окончил ВГИК.

В 1963 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник рассказов В.М.Шукшина под названием «Сельские жители».

На основе своих рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень».

В 1964 г. картина «Живет такой парень» получает главный приз на конкурсе детских и юношеских фильмов в Венеции.

В 1965 г. выходит вторая книга рассказов Василия Шукшина «Там, вдали...». Одновременно писатель работает над темой о Степане Разине, задумав снять о нем исторический фильм. Он даже отправляется в поездку по Волге, чтобы увидеть те места, где предводительствовал атаман. Идея фильма о Разине так и останется невоплощенной.

В 1971 г. начались съемки фильма «Печки-лавочки», где режиссер Шукшин исполняет главную роль.

В 1974 г. состоялась премьера «Калины красной», фильма, который произвел огромное впечатление, картина получает множество международных призов.

В тот же год - начало съемок в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». В издательство сдается роман «Я пришел дать вам волю». Выходит четвертый сборник рассказов «Беседы при ясной луне».

В октябре 1974 г. Василий Макарович Шукшин скончался во время съемок фильма.

Все творчество Шукшина - это трудный путь домой. Герои Шукшина уходят и возвращаются: «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная», «До третьих петухов» - это дорога к себе, путь как образ мыслей и жизни. Дом - это и земля, и родина, и память, нравственные принципы человека. Дом для Шукшина - понятие коренное, священное. Василий Шукшин рано ушел из дома. Но всю жизнь хранил его в душе и всю жизнь мечтал обрести свой дом в полном смысле этого слова.

6. Обращение к фрагменту статьи учебника «Слово о малой родине».

7. Заочная экскурсия в музей В.М. Шукшина (слайдовая презентация).

8. Обращение к учебнику. Фотографии «Ежегодные Шукшинские дни родине писателя на горе Пикет»; «Памятник писателю на горе Пикет». Сообщение учащегося.

III. Подведение итогов урока.

• Обращение к фотографиям В.М. Шукшина в учебнике.

По точному замечанию В.П. Астафьева, личностью своей, внешностью своей Шукшин «был похож на свою родину».

- Каким вы представляете себе В.М. Шукшина?

IV. Домашнее задание.

Прочитать рассказ В.М.Шукшина «Микроскоп».

4



© 2010-2022