- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Евстропова Т.И. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка № 89 в 7 классе.
Дата _________________________
Тема: Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Урок - практикум.
Цель: закрепление темы «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных».
Задачи: показать некоторые закономерности слитного и раздельного правописания наречий; учить применять знания по морфологии к правописанию наречий; учить отличать наречие от сочетаний именных частей речи с предлогами; развивать умения применять полученные знания на практике; создать условия для воспитания
Методические приемы: объяснение учителя, работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений.
Оборудование: учебник, тетрадь, приложение.
Основные понятия: приставка, дефис, слитно, раздельно.
Структура урока
-
Орг. момент.
Цель этапа: проверка готовности обучающихся к уроку, эмоциональный настрой.
-
Работа по теме урока.
1. Целевая установка.
Цель этапа: постановка целей и задач.
2. Закрепительно-тренировочные упражнения.
Цель этапа: закрепление темы «Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных».
-
Повторение. Слово учителя.
Мы уже наблюдали, что приставки в наречиях могут писаться через дефис (во-первых, по-лисьи, по-твоему, кое-кто, кое-что),
подробно разбирали рассматривали влияние приставок из- до-, с-, которые пишутся с наречиями слитно, на выбор суффикса -а.
Вспомним другие возможные случаи слитного и раздельного написания приставок с наречиями. Напоминаю, что это наиболее трудные случаи в правописании наречий, многое не поддается правилам, правописание некоторых наречий придется заучивать, запоминать.
2. Работа с таблицей.
Слитно
Раздельно
1. Наречия, образованные соединением предлогов в и на с собирательными числительными {вдвое,натрое)
1. Наречия, образованные соединением других предлогов с собирательными числительными (по одному, по двое, на троих)
2. Наречия, образованные приставочным способом от других наречий (доныне, напротив, насквозь, позавчера)
2. Предлоги с наречиями, образованными от существительных, начинающихся с гласной (в охапку, в упор, до упаду)
3. Наречия, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных (вплотную, вкрутую, зачастую)
3. Предлоги с наречиями, образованными от прилагательных, начинающихся с гласной (в открытую, в общем)
4. Наречия, образованные приставочным способом от существительных, если при них нет пояснительных слов (вначале, вверх, налицо)
4. Наречия, образованные от сочетаний существительных с предлогами (с ходу, с лету, за границей, за границу, под мышками, из-под мышки)
5. Наречия в сравнительной степени (получше, покрасивее)
5. Наречия, образованные от сочетаний двух существительных с предлогами (в конце концов, бок о бок, с глазу на глаз)
3. Словарная работа
- Дома вы записали слова, помещенные в рамках на с. 116-117, придумайте с ними словосочетания.
До смерти (испугаться), (хватать) на лету, (подать) с налету, (есть) на ходу, (прыгнуть) с разбегу, (остановиться) на миг, (понять) вмиг, (схватить) на скаку, (сделать) на глазок, (поднять) под силу, (сидеть) по двое, (разместиться) по трое.
4. Выполнение упражнений.
1. Упражнение 282: комментированное письмо.
2. Слово учителя.
- Некоторые наречия сходны по звучанию с сочетаниями существительных, прилагательных, числительных, местоимений, т. е. именных частей речи, с предлогами. Запишем несколько пар предложений и попытаемся вспомнить, как отличить наречия от других частей речи. 1) В начале четверти обычно не очень хочется заниматься.
Вначале подумай, потом делай. 2) Корни дерева уходят в глубь земли. Мы шли все дальше вглубь. У) В крутую гору нелегко подняться. На завтрак ели яйца вкрутую.
- Что общего в этих парах предложений и чем они отличаются? (Они содержат одинаковые или сходные по звучанию слова. В первых предложениях каждой пары - именные части речи с предлогами (в начале, в глубь - существительные, в крутую - прилагательное: предлог относится к существительному гору.)
Вывод: Судить о слитном или раздельном написаний слов можно лишь в контексте, в предложении. Именная часть речи обязательно имеет зависимое слово (в начале чего? четверти; в глубь чего? земли) или сама зависит от другого слова гору какую? крутую). Наречие же не имеет зависимых слов.
-
Упражнение 285 (п.).
-
Итог урока.
Цель этапа: подведение итогов урока.
Беседа.
- Какими способами присоединяются на письме приставки в наречиях?
- Как отличить наречия от сходных с ними по звучанию сочетаний именных частей речи с предлогами?
-
Домашнее задание.
Цель этапа: сообщение и разъяснение содержания домашнего задания.
Упражнение 284 (п.).
Задание по желанию. Приложение 1.
Литература.
-
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. - М.: ВАКО, 2014
-
Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; М.: Просвещение, 2014
-
nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/01/24/konspekt-uroka-slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-pristavok-v
Приложение 1.
ФИ ____________________________________ Дата ___________________
Тест. (для выполнения можно воспользоваться орфографическим словарем)
1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)одиночку 2) (в)крутую 3) (в)открытую 4) (в)обхват
2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) глядел (в)даль 2) пропал (в)дали туманной 3) виднелся (в)далеке
3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)добавок 2) (в)ряд 3) (в)отместку 4) (в)тупик
4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (без)удержи 2) (в)обтяжку 3) (без)устали 4) (в)рассыпную
5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)перегонки 2) (в)трое 3) (в)двойне 4) (в)обмен
6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)пустую 2) (на)глазок 3) (на)бегу 4) (на)износ
7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (на)изнанку 2) (на)утек 3) (на)ходу 4) (на)распашку
8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)лету 2) (на)скаку 3) (во)время 4) (с)разбегу
9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)прок2) (на)крепко 3) (без)ведома 4) (на)верх
10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)славу 2) (за)глаза 3) (к)месту 4) (в)двоем
ФИ ____________________________________ Дата ___________________
Тест. (для выполнения можно воспользоваться орфографическим словарем)
1. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)одиночку 2) (в)крутую 3) (в)открытую 4) (в)обхват
2. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) глядел (в)даль 2) пропал (в)дали туманной 3) виднелся (в)далеке
3. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)добавок 2) (в)ряд 3) (в)отместку 4) (в)тупик
4. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (без)удержи 2) (в)обтяжку 3) (без)устали 4) (в)рассыпную
5. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)перегонки 2) (в)трое 3) (в)двойне 4) (в)обмен
6. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (в)пустую 2) (на)глазок 3) (на)бегу 4) (на)износ
7. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (на)изнанку 2) (на)утек 3) (на)ходу 4) (на)распашку
8. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)лету 2) (на)скаку 3) (во)время 4) (с)разбегу
9. Укажите вариант ответа с раздельным написанием:
1) (в)прок2) (на)крепко 3) (без)ведома 4) (на)верх
10. Укажите вариант ответа со слитным написанием:
1) (на)славу 2) (за)глаза 3) (к)месту 4) (в)двоем
Ответы. 1-2, 2-2, 3-1, 4-4, 5-4, 6-1, 7-3, 8-3, 9-3, 10-4.
4