Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка (русская сказка)

              В разработке предложена реализация экологической составляющей образовательной программы на примере работы со сказкойрусского народа «Белка и Кедровка», раскрытие в непосредственной образовательной деятельности смыслового значения сказки. Интересно, что чем короче сказка, тем более она насыщенна (концентрированна).      О чем эта сказка?  Чему нас сказка учит? При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани. Так чему же нас учит сказка? (Принятию своего предназначения; умению вовремя остановится в процессе испытания себя; творческому подходу к решению проблем...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: Белка и Кедровка (русская сказка)


Автухова Раиса Владимировна,

заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ «Детский сад КВ № 27»

Возраст воспитанников: подготовительная к школе группа


Цель: Реализация экологической составляющей образовательной программы на примере работы со сказкой русского народа «Белка и Кедровка», раскрытие в непосредственной образовательной деятельности смыслового значения сказки.


Задачи:

  • формировать культуру речи, воспитывать нравственные качества: внимательное, чуткое отношение к природе, добрые чувства;

  • развивать языковое чутьё, внимательное отношение к слову, воображение, мышление, коммуникативные качества личности;

  • обучать давать характеристику главным героям;

  • раскрыть элементы экологии в сказке.


Ход работы:

  1. Организационный момент.

Кто любит сказки? За что? Мы слушали сказки и уже многие из них знаем.

Актуализация знаний воспитанников.

Цель данного этапа: развитие взаимосвязи речевой и умственной деятельности. Любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление, поэтому предлагается задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное слово.

Вопросы детям: Что вы знаете о сказках? Какие бывают сказки? С чего начинаются и чем заканчиваются сказки?

Комментарий для воспитателя: Прежде всего, необходимо вспомнить особенности русских народных сказок, ко­торые уже знакомы детям. Они знают, что это вид устного народного творче­ства, что ге­роями сказок могут быть звери, люди и вообще фантастические суще­ства, что сказка - сказывается. Говоря об особенностях сказочной речи, необходимо добиться, чтобы дети сами поняли, от­чего язык сказки так прост, лаконичен, почему в сказках имеются повторы, устойчи­вые выражения, почему сказочные эпитеты по­стоянны, что это не признак бедности языка, а следствие сложности устного расска­зывания. Можно поиграть с ребятами в игру, похожую на «испорченный телефон», только передают в ней не слово, а неболь­шую историю. Побеждает та группа, которая сумеет передать историю слово в слово.

Дети разбиваются на группы и садятся цепочкой. Воспитатель рассказывает небольшую историю первому сидящему для каждой группы, тот передаёт её вто­рому, второй - третьему и т. д. Последний рассказывает историю вслух, а воспитатель отмечает ошибки в рассказе. Конечно, никто не сможет пересказать исто­рию дословно. Но дети наглядно увидят, что происходит с текстом, когда его пе­редают «из уст в уста», как трудно удержать в памяти точные и яркие слова и выражения и как облегчают задачу рассказчика повторы, постоянные эпитеты и устойчивые выраже­ния.

После повторения может обобщить уже сказанное и добавить то, чего дети не знают, углубляя их представления об исторических корнях сказки. Напри­мер, можно сказать следующее:

«Как вы уже знаете, сказки сочинялись людьми очень давно, в те времена, когда человек искренне верил в чудеса, считал, что мир населён, кроме него, другими жи­выми существами. Он думал, что природа, окружающая его, - живая, что каждый зверь, каждое дерево или цветок имеют душу и разум, живут своей жизнью. Более того, наш прадед думал, что эта жизнь - общая, что с живой природой можно об­щаться, что она может либо помогать человеку, либо мешать ему. Если он делает что-то не так, природа может гневаться на него, и гнев этот бывает страшным. Люди в те времена надеялись на чудесное вмешательство сил природы в дела чело­века, и всё это нашло своё отражение в сказках, которые сочинялись именно в то далёкое время. Надежда людей на помощь могущественных сил природы в добрых делах че­ловека, на справедливость этих сил, на победу добра воплощается в счастливых концовках сказок, в обязательной победе над злом простого, но доброго и трудолюби­вого человека. Поэтому все сказки заканчиваются хорошо, а главные герои их, незнатные и не очень красивые, получают награду за свои добрые дела.

Задание:

Из ряда предлагаемых картинок определить, какое слово-картинка лишнее:

корова, собака, белка, лошадь;

курица, петух, индюк, кедровка.

Лишними являются слова белка и кедровка. (Слова являются лишними, потому что белка - дикое животное, все остальные слова обозначают домашних животных. Кедровка - лесная птица, все остальные - это домашние птицы.)

Комментарий для воспитателя: существенным моментом является развитие мышления и воображения. Важно внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.

III.Сообщения детям о белке и кедровке.

Начнем с загадки.

Быстрый маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (Отгадка: белка).

Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)

Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)

Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)

Примерный текст сообщения о белке:

Белка - зверек легкий. Она большую часть жизни проводит высоко над землей, в кронах деревьев. Вес зверька небольшой, при длине тела с хвостом от 50 до 70 сантиметров (половина приходится на хвост) (можно предложить наглядный образ: бумажная лента складывается пополам для демонстрации длины тела зверька и размера хвоста).

Шишки кедровые вырастают до 17-19 сантиметров в длину при весе в среднем 100-150 граммов (аналогичный прием с лентой, но демонстрируем размеры шишки). Сопоставьте эти цифры с беличьими размерами и весом и убедитесь, как непросто обрабатывать зверьку кедровые трофеи, держа их в лапках. Однако и держит, и таскает шишки зверек, вцепившись накрепко в них острыми зубками, с виду легко сигая (прыгая) с ветки на ветку, с дерева на землю и обратно. Стаскивает орехи белка в укрытия, чаще всего в дупла, в которых собирается зимовать. Есть свидетельства, что «складирует» она орехи в норах, под деревьями, под пнями и даже нарочно вырывая порядочные ямы. Запасы эти нередко делаются добычей соболя, лисицы, медведя и других зверей и птиц.


Примерный текст сообщения о кедровке:

Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)

Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)

Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)

Кедровка - небольшая птица. Она окрашена в темно-бурый цвет с большими пестринами, разбросанными почти по всему телу, кроме головы и задней стороны шеи. Клюв у нее большой, сильный, но довольно тонкий, кончающийся остро. Им кедровка ловко добывает орехи из кедровой шишки и отдирает кору с древесных стволов. Ноги цепкие, с крепкими пальцами и длинными когтями.

Кедровка - жительница хвойных лесов. Как только начинают созревать орехи, кедровка уже расклевывает шишки и добывает оттуда сладкие - орешки. Много незрелых шишек сбивает она на землю. Те орехи, которые не успела вытащить птица, съедены мелкими грызунами лесными мышами, рыжими полевками и бурундуками. Кедр кормит в урожайные годы много зверья и птицы. К нему идут и белки, и бурундуки, и мыши. В кедровниках можно встретить медведя, который поедает орешки вместе со скорлупой. Маленькая синичка, вытащив орешек из разбитой кедровой шишки, улетит с ним на сучок и долго долбит, пока не доберется до ядрышка. Сюда прилетают и глухари поклевать маслянистых зерен. Все кормятся в кедровнике, запасаясь жиром на холодную зиму.

Хлопочут кедровки на вершинах, набивают полный рот орехов, озабоченно перетаскивают их в запас на зиму, рассовывая в щели дерева и под упавшие стволы, закапывая в мох. Конечно, птица забудет, куда она спрятала орехи, но это ей и не страшно: она найдет такую же кладовую другой товарки (птицы) и будет сыта, а та воспользуется ее запасами. Так, собирая для себя, кедровки кормят всю свою артель. Этих запасов после хорошего урожая хватает не только на зиму, но и на следующее лето.

Кедровка смело нападает на белку и отнимает у нее кедровые шишки.
Но вместе с вредом, который приносит эта птица, надо указать и полезные стороны ее деятельности. Набирая большое количество кедровых орехов, она растаскивает их по лесу и прячет в земле; забытые орешки прорастают, и таким образом птица способствует распространению ценного дерева на значительные расстояния. Лесные гари и пустоши вновь зарастают кедром только при посредстве этой подвижной, шумливой птицы.

IV. Подготовка к первичному восприятию.

Можно направить работу над сказкой на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас», ориентировать также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинетической. Для этого можно использовать прием - путешествие:

«Мы с вами переносимся в удивительную сказочную страну, в самое ее сердце - на Волшебную Поляну. Мы лежим на волшебной поляне и видим над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ)... Слушаем, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ)... Чувствуем рядом аромат спелой земляники и свежевыпеченного хлеба - его только что испекла Добрая Волшебница, живущая неподалеку (обонятельный образ)... А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот (кинетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутим сладость спелой ягоды (вкусовой образ)... И шелковая трава, устилающая Волшебную Поляну, нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ)...»

Возможно сопровождение: музыкальное или пение птиц.

V. Первичное восприятие сказки.

Читаем сказку. Задание:

- Можно ли утверждать, что сказка «Белка и Кедровка» является волшебной?

Заслушиваются ответы детей на поставленный вопрос.

Реализация принципа осознанности. Основной акцент нужно сделать на осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? почему это происходит? кто хотел, чтобы это произошло? зачем это было ему нужно?

Задача воспитателя: показать, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

Реализация принципа множественности. Основной акцент нужно сделать на понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача воспитателя: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны иначе.

Реализация принципа связь с реальностью. Основной акцент нужно сделать на осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача воспитателя: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Перед чтением сказки «Белка и Кедровка» поставьте перед детьми следующие вопросы (причём можно ограничиться только первым):

1. Можно ли назвать эту сказку волшебной? Какие черты волшебной сказки вы будете искать?

2. Кто герои сказки? Есть ли среди них фантастические существа?

Схема размышления над сказкой и обсуждение.

2.1. Акцент на основную тему. Направление размышления: важно понять основные идеи сказки, то есть, что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и прочее.

Вопросы детям: О чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Комментарии для воспитателя: Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

2.2. Акцент на линию героев сказки, мотивы поступков. Направление размышления: важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки.

Вопросы детям: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Комментарии для воспитателя: Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя, или во взаимосвязи героев друг с другом.

2.3. Акцент на линию героев сказки. Способы преодоления трудностей.

Направление размышления: Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки.

Вопросы детям: Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает или сам, или старается передать ответственность другому?

Комментарии для воспитателя: Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем и др., важно оценить в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

2.4. Акцент на линию героев сказки. Отношение к окружающему миру и самому себе.

Направление размышления: Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям?

Вопросы детям: Что приносят поступки героя окружающим, радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель?

Комментарии для воспитателя: Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.

2.5. Акцент на актуализированные чувства.

Направление размышления. Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему?

Вопросы детям: Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение?

Комментарии для воспитателя: Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.

2.6. Акцент на образы и символы в сказках.

Направление размышления. Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Вопросы детям: Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Комментарии для воспитателя: Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов.

Работа по содержанию сказки.

Выходим на характеристику образов героев, помня, что в сказке характер героя определяется его поступками.

Какими были Белка и Кедровка? Возможные ответы:

умные

жадные

упорные

находчивые

старательные

расчетливые

ленивые

сварливые

трудолюбивые

ловкие

Что помогло Белке и Кедровке помочь сделать пользу лесу и людям?

Возможные ответы: находчивость, сила, ловкость, смекалка, хитрость, ум, доверчивость и др.

Формулируем главную мысль, то, чему сказка учит читателя и слушателя.

Комментарий для воспитателя:

Говоря о героях сказок, разбираясь в особенностях их изображения, надо обратить внимание детей на то, что их внешность не изображается, а о характере каждого из них слушатель судил по поступкам. И награждался или наказывался герой в финале повествования в зависимости от того, на что были направлены его действия, искал ли он своей выгоды или действовал бескорыстно: спасал, помогал, выручал, стоял на­смерть за правое дело. И по тому, кого коллективный автор народных сказок - рус­ский народ- награждал, а кого нака­зывал, можно судить о нравственных ценностях нашего народа.

Главной особенностью изображения героев сказки является то, что «внешность героя никогда не описывается, но слушатель представляет его прекрасным. Это идеа­лизированный герой. Его основное качество - бескорыстность» (В. Я. Пропп).

3. Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

Пересказ сказки по заданию.

Попробуйте приготовить пересказ сказки, убрав из неё диалог. Заслушивается несколько детей.

- Получился ли пересказ интересным? Почему? О чём нужно помнить, пересказывая сказки о животных? (Главное происходит в процессе диалога.)

Какова идея сказки?

Возможные варианты идеи, которые несет народная сказка:

1. Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает: начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

4. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Игра-задание «Интервью».

Сказка должна способствовать общению между детьми. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности советуем взять в руки «микрофон» (заменитель, например, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.


Предлагаются картинки. Назови героев сказки:

Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)Непосредственная образовательная деятельность Белка и Кедровка(русская сказка)

О чем эта сказка? Объясни свой выбор» :

- о животных - о природе

- о труде - о жизни

(Труд предстает как общечеловеческая практическая ценность. Отношение к труду определяет значимость человека в обществе. Красота и сила человека в труде; что только в труде формируется и проявляется талант и вдохновенье человека. Это также служит косвенным доказательством того, что труд, несомненно, является нравственной ценностью. Труд - это деятельность, приносящая пользу обществу.)

Чтение стихотворения Е. Головина:

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам,

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне - снегири.

Беседа по содержанию стихотворения:

- Какое название можно дать этим строкам?

- Можно назвать это стихотворение экологическим?

- Почему?

Какое значение имели запасы Белки и Кедровки?

Почему именно орехи собирали Белка и Кедровка?

Почему сказка так названа? Выбери ответ или дай свой:

  1. Потому что в лесу жили Белка и Кедровка.

  2. Потому что Белка и Кедровка всегда запасают орехи.

  3. Потому что поспорили Белка и Кедровка.


Комментарий для воспитателя:

Животные осенью.

Какое самое главное событие происходит в Сибири осенью? За счет изменения положения планеты относительно Солнца она получает меньше солнечной энергии. В чем это проявляется? Становится короче световой день, понижаются дневные и ночные температуры. Эти события приводят к глобальным перестройкам в живой материи. Что меняется кардинально? Снижается темп усвоения солнечной энергии - снижается процесс синтеза органического вещества - снижается объем кормовой базы для животных. Вступает в силу экологический закон (закон Либиха): чем меньше корма, тем меньше животных может выжить в данных условиях.

Второй ограничитель, с которым встречаются животные осенью, - это низкие температуры. Все холоднокровные организмы впадают в оцепенение и уже не могут быть объектами охоты и корма (а это все беспозвоночные, амфибии, рептилии). Таким образом, кормовая база не только травоядных, но и хищников резко сокращается.

Поздней осенью опадает листва, жухнет травяной покров, что влечет за собой значительное сокращение мест обитания. А замерзшая земля не позволяет так же, как летом, рыть ходы, норы, собирать корм. Во второй половине осени появляется первый снег, а к ее концу в условиях Сибири снежный покров формируется полностью. Что это значит для животных? С одной стороны, меняется среда обитания. Мелкие млекопитающие прокладывают в снегу ходы и строят гнезда. Снежный покров служит теплоизолятором, своеобразным одеялом, защищающим от мороза семена, клубни и другие части растений, а также и животных.

Какова же стратегия сибирских животных в столь драматичной природной обстановке? Прежде всего, это миграция, при этом мигрируют как птицы, так и млекопитающие (например, летучие мыши перебираются в более теплые широты, олени и так далее). Второй вариант - впадение в спячку. Летом и осенью животные накапливают жировые запасы и зимний период проводят в анабиозе. Некоторые виды запасают корм на зиму и переходят на другой образ жизни, большую часть времени проводят в норах и гнездах, закупоривают ходы, оставляя открытыми лишь вентилирующие отверстия. Осенью у животных заканчивается период размножения. Осенью трудно обнаружить насекомых. Их яйца, личинки и куколки надежно спрятаны под листовым опадом, в почве, под корой и так далее, их жизнь замирает до весны. Зимующие животные меняют образ жизни. Некоторые приобретают иную, чем в летний период, покровительственную окраску. Отдельные виды меняют рацион питания. Звенящее птичье многоголосье и жужжание и стрекотание насекомых постепенно сменяются иными мелодиями, воем метели и треском мороза. Уже поздней осенью живности надо помогать выживать - начинать подкармливать птиц.

На рассматриваемую проблему можно взглянуть, используя понятие об экологической пирамиде, в основе которой - количество биомассы на единицу площади. Осенью в Сибири она резко сокращается, и, соответственно, вынуждены, либо мигрировать, либо впадать в спячку, а противном случае - голодная и холодная смерть. Природа мудра и снижает нагрузку на природные системы в период, когда они находятся в напряженном состоянии.

Итог.

Интересно, что чем короче сказка, тем более она насыщенна (концентрированна).

О чем эта сказка? Чему нас сказка учит?

При обсуждении сказки наша основная задача - подвести ребенка к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

Так чему же нас учит сказка? (Принятию своего предназначения; умению вовремя остановится в процессе испытания себя; творческому подходу к решению проблем...

Комментарий для воспитателя:

Прятать излишки съестного на черный день - поведение, присущее многим животным. На этой основе возникло много удивительных связей между животными и растениями. Семена сибирской сосны («кедра») не разносятся ветром, не цепляются за животных - они падают под дерево. Несколько видов животных - бурундук, кедровка, белка - подбирают орешки кедра и прячут их. Кедровка улетает далеко, прячет несколько орешков в земле, прилетает снова, опять уносит и прячет. Часть она потом найдет и съест, но часть не найдет или они не понадобятся, и там, в новых местах, вырастут кедры. Человек-собиратель, поступая так же, засевал территорию своего кочевья полезными растениями. Человек живет долго, он может обнаружить, во что, спустя несколько лет, превращаются его кладовые. И когда-нибудь осознать побочную пользу своих действий.

Когда поспеет урожай, к диким плодоносящим деревьям приходит много животных - конкурентов человека. Отгонять, отпугивать их - естественное поведение, до этого первобытному человеку не нужно было додумываться. Но, обнаружив, что дерево можно оградить от посягательств колючими ветками, палками, как он ограждал на ночлеге себя, человек открыл садоводство. Вокруг таких огражденных деревьев их молодые побеги не повреждались травоядными животными, разрастались и начинали плодоносить. Одно дерево превращалось в сад, рощу. Культы старых плодовых деревьев, священные плодовые рощи, - возможно, воспоминание о практических методах прошлого.



Приложение

Белка и кедровка


Поспорили Белка и Кедровка: кто по осени больше орехов соберет?

  • Я больше соберу, - сказала Кедровка.

Белка рассердилась.

  • Нет, я больше соберу!..

Летел мимо Воробей, удивился:

  • Смешно ссориться, когда еще никто ничего не собрал.

  • И пр-р-равда! - согласилась Кедровка

  • Подождем до осени, - пропищала Белка.

Пришла осень. Еще красивее стала тайга - как золотая. Кедры стоят в осеннем уборе, как бояре в пышных шубах. На каждой ветке - крупные шишки.

Стала Белка прыгать с ветки на ветку, спелые шишки собирать. Обхватит шишку лапками, разгрызет орешки - и в рот, ядрышко за ядрышком. Вку-усно!.. Наелась Белка и поскакала к ближайшему дуплу. Там устроила склад на зиму.

Назавтра собрала ореховый запас на другом кедре и заложила его в другое дупло, послезавтра - в третье.

Тем временем и Кедровка не ленилась. Насытилась орешками, а потом натаскала орехов в собственные кладовые - ямки в земле.

Обе трудились так усердно, что забыли и про спор. Зато когда наступила зима, никто не голодал: ни Белка, ни Кедровка. Их кедровые запасы помогли другим обитателям тайги.

Прилетел в холодный день голодный Воробушек. Увидел в дупле орешки, поклевал и согрелся.

Пришел Охотник с Мальчиком в тайгу. Оба устали, проголодались. Охотник нашел под снегом кедровкин запас, взял немного орешков, накормил Мальчика, и они дальше пошли.

В разные места запасли орехи Кедровка и Белка. Теперь там выросли молодые кедры. В их зарослях поселились дети Кедровки и Белки. Всем еды хватило.



© 2010-2022