Тематическое планирование по блоку «Мир славян»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование по блоку «Мир славян»


5 класс

9 тем (36 часов)


Общие цели:


  1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками.

  2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся ценностей отечественной и духовной культуры.

  3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения причастности к российской этнической и социокультурной среде.

  4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков культуры и нравственности.

  5. Овладение умениями работать с различными видами информации при помощи компьютерных программ.

.

П/П

ТЕМЫ

ОБРАЗ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ И ВОПРОСЫ

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА

1

Русская культура - достояние всех россиян

Память,

след

Приобщение ученика к важнейшим социальным ценностям российской цивилизации.

Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира

Культура материальная и духовная.

Культура - вторая природа человека.

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», «Земля родная».

Памятники культуры, истории, литературы. Искусство как способ выражения человеком своих желаний и попытки представить мир в реальном и идеальном вариантах.

Художественная культура - летопись веков. «Галерея великих творцов культуры» - портреты людей разных времен в скульптуре и живописи.

Связь времен и наследование исторических традиций в литературе.

Д.Б.Кедрин «Пирамида» (тема творчества и исторической памяти).

Г.Р.Державин «Река времен в своем стремленье..»; Д.С.Лихачев «О памяти», «Память культуры»; Е.Н.Носов «Лоскутное одеяло» (тема поколений); В.М.Шукшин «Экзамен» (проблема культурной ценности исторических и эстетических знаний). Представление информации посредством информационных технологий. Поисковые информационные системы.


  • Работа с текстом Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

  • Виртуальная экскурсия «Памятники культуры и истории».

  • Творческая мастерская «Красоту надо уметь замечать»

  • Клод Дебюсси (музыка-созерцание, в ней память поколений).

  • Знакомство с электронными библиотеками, виртуальными музеями, с энциклопедиями во Всемирной паутине.

  • Компьютерная графика. Знакомство с графическими редакторами. Выбор.

  • Работа по созданию почтовой открытки. 1 этап: создание образа (память,..след), использование графического редактора на выбор.

2

Религия - неотъемлемая часть культуры

Древо

Знакомство со славянской мифологией как формой отражения картины мира.

Формирование у детей гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия наследия Руси.

Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Славянская мифология. Мировое древо: Мать Земля, Отец Небо. Даждьбог Сварожич. Перун. Ярила. Весел. Род и Рожаницы. Славянские боги в искусстве. Почитание предков и природы - два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения.

Мифы древних славян, русские веды; «Перун и Скипер-зверь» (мифическое представление древних славян о природных явлениях. Символизм. Изображение Добра и Зла. Образ Перуна как народный идеал (семейная тема в мифе); А.С.Хомяков «Вадим» (использование обрядов славянской мифологии).

Представление графических программ посредством информационных технологий.


  • Инсценирование литературного фрагмента А.С.Хомякова «Вадим» (использование обрядов славянской мифологии).

  • Коллективное панно «Мировое древо».

  • Выполнение коллажа «Славянские боги».

  • Создание словесных иллюстраций.

  • Продолжение знакомства с электронными библиотеками, виртуальными музеями, с энциклопедиями во Всемирной паутине.

  • Работа по созданию почтовой открытки. 2 этап: создание образа (древо), использование графического редактора на выбор.

3

Обряды и праздники на Руси.

Солнце,

огонь

Знакомство со славянскими праздниками. Выявление связи природных явлений и славянских праздников.

Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности. Развитие желания приносить в окружающую жизнь красоту.

Явления природы и славянские праздники. Зимний и летний солнцеворот. Поклонение силам природы. Весенние праздники и обряды: силы оживающей земли. Глубокий драматизм музыки к балету И.Стравинского «Весна священная». Языческие праздники: масленица, славянские земледельческие обряды, святки, колядование, русальная неделя, Иван Купала и др. Сохранение до наших дней некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, в названиях праздников. Языческие мотивы в музыке Н. Римского - Корсакова «Снегурочка». Свадьба - праздник судьбы. Свадьба как дар - частый мотив в литературе и фольклоре. Свадебные обрядовые песни. Ритуальное и магическое назначение обрядовой поэзии. Основные жанры обрядовой поэзии. Веснянки. В. Жуковский «Светлана»; И.Шмелев «Лето Господне»

Представление информации посредством компьютерных программ.


  • Инсценирование русского обряда «Коляда». Мастер-класс «Текстильная обрядовая кукла (скрутка)».

  • Прослушивание музыкального произведения И. Стравинского, фрагмента оперы Н. Римского - Корсакова «Снегурочка».

  • Подбор пословиц, поговорок, народных сказок о свадьбе.

  • Прослушивание русской народной песни «Матушка, что во поле пыльно…»

  • Продолжение знакомства с электронными библиотеками, виртуальными музеями, с энциклопедиями во Всемирной паутине

  • Работа по созданию почтовой открытки. 3 этап: создание образа (солнце, огонь), использование графического редактора на выбор.

4

Язык - особый человеческий дар.

Слово

Формирование уважения к русскому языку.

Развитие коммуникативности и художественно- образного мышления детей.

Языковая семья. Группа славянских языков.

Экология слова (язык как знак культуры). Русское слово и русский характер. Слово как жанр древнерусской культуры. Слово и информация. Служебные и формальные языки (в информатике).

Отношение к языку - проявление культуры и уважения к народу. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказки, былины, пословицы, поговорки как жанры фольклора. Понятие о детском фольклоре. «Чудо Георгия о змие» (образ великомученика Георгия Победоносца. Сила Божьего слова в легенде); М.Ю.Лермонтов «Молитва» (образ «живого слова»); Н.Рубцов «В гостях»; Б.Пастернак «Давай ронять слова…» Размышления над тем, почему характер языка - «Свидетель судьбы народа» (В. Я. Брюсов «Родной язык», И.С. Тургенев «Русский язык»)

Д.С.Лихачев «Об искусстве слова и филологии»

Передача информации посредством информационных технологий.

  • Сочинение сказки по пословице

  • Презентация «Герои былин и сказок в русской живописи»

  • «Изображать можно и то, что невидимо» - выполнение рисунка.

  • Сочинение-размышление «Чудо русского языка» или «Мой царь! Мой раб! Родной язык!»

  • Продолжение знакомства с электронными библиотеками, виртуальными музеями, с энциклопедиями во Всемирной паутине.

  • Работа по созданию почтовой открытки (4 этап: Создание образа (слово), использование графического редактора на выбор.

5

Мой род и мое имя.

Исток, росток, род

Воспитание нравственных, патриотических и эстетических чувств к своему роду, семье и многонациональной культуре своей страны.

Из истории имен на Руси. Моя родословная. О наших фамилиях. Мой род - моя крепость.

А. С. Пушкин «Моя родословная».

Обработка информации посредством информационных технологий.


  • Построение родословной с помощью графов.

  • «Буквица»- выполнение заглавной буквы своего имени

  • Составление герба своей семьи, своего рода.

  • Сочинение на тему «Портрет моей семьи».

  • Продолжение знакомства с электронными библиотеками, виртуальными музеями, с энциклопедиями во Всемирной паутине.

  • Работа по созданию почтовой открытки. 5 этап: создание образа (исток, росток, род), использование графического редактора на выбор.

6

Поселения славян

Град

Формирование представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной системе).

Изучение жилища древних славян.

Городище, град и город. Село, деревня, весь. Мосты, крепости и причалы. Моделирование пространства древнерусских поселений.

Жилища древних славян, места их расселения. Византийские историки о славянах и антах. Община в жизни славян. Особенности городов восточных славян. Лес и ополье как природная среда, их роль в жизни славян.

И.А.Бунин «Танька» (беспросветность крестьянского быта)

М.П.Мусоргский «Картинки с выставки»: «Богатырские ворота», «Старый замок».

Хранениие информации посредством информационных технологий.


  • Презентация «Деревянная Русь».

  • «Древнерусский город - крепость» - коллективное панно (береста) .

  • Экскурсия в музей народного творчества г.Нижний-Новгород.

  • Продолжение знакомства с электронными библиотеками, виртуальными музеями, с энциклопедиями во Всемирной паутине.

  • Работа по созданию почтовой открытки. 6 этап: создание образа (град), использование графического редактора на выбор.

7

Жилище и быт славян

Очаг

Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни, центром которого являются крестьянские хоромы.

Отражение национальных свойств (национального менталитета) во внешнем и внутреннем облике дома, его конструктивных особенностях. Что входило в состав крестьянских хором? Из чего и как строили хоромы? В чем особая красота крестьянского дома? Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома. «Домашний лад и порядок». Образ дома в поэзии: (С.Есенин «В хате», Н.Клюев «Рождество избы», И.Бунин «В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины…».)

Дом как воплощение идеи Отечества. Чувство дома - чувство родины. Воплощение патриотического чувства в музыке: А. Вивальди «Сельский концерт», фрагмент Четвертой симфонии П.И.Чайковского (вариации на тему русской народной песни «Во поле береза стояла…»).

Идея кровной связи человека с домом - миром как основа культуры: картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» и рассказ В.Распутина «Изба».

(Н.Рубцов «В горнице…»; Н.А.Некрасов «Крестьянские дети», «Забытая деревня»; Б.Пастернак «Март», «Русская деревня».)

Удаленная передача информации посредством информационных технологий.


  • Крестьянские хоромы - чудо России» (возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба») Музей - Усадьба Баташевых ОАО ВМЗ.

  • Выразительное чтение и анализ одного из стихотворений

  • Картина И.Крамского «Осмотр старого дома» как мотив одиночества и неумолимого времени и судьбы

  • Прослушивание музыкальных фрагментов

  • Экскурсия в Школьный музей МБОУ СОШ Туртапинская средняя школа

  • Презентация «Русская изба» (мультимедийная)

  • «Постройки в нашей жизни»: изготовление макета или декора русской избы.

  • Продолжение знакомства с электронными библиотеками, виртуальными музеями, с энциклопедиями во Всемирной паутине

  • Работа по созданию почтовой открытки. 7 этап: Создание образа (очаг), использование графического редактора на выбор..

8

Мир ремесел

Труд

Формирование интереса и уважительного отношения к культуре и быту своего народа.

Воспитание детей на основе приобщения к этнокультурным традициям, обычаям, связанных с трудом и ответственным отношением к делу.

Изучение народных промыслов России, в т.ч. Нижегородской области

Труд и любовь как глубинные основы жизни человека. Преображение человека в труде: сказка Дж. Родари «Волшебная кисть».

Мастерство, переходящее в высокое искусство. Мастер- человек, достигший в своем труде совершенства.

Занятия древних славян: кузнечное ремесло, гончарное дело, токарное, ювелирное, ткачество, вышивка, плетение и т.д. Народные костюмы. Народные инструменты. Объединяющий характер песен о труде.

Представление удаленной информации посредством информационных технологий.


  • Беседа по сказке Дж. Родари «Волшебная кисть»

  • Сочинение бытовых сказок о ремеслах

  • Прослушивание русских народных песен о труде

  • Экскурсия на ОАО «Выксунский хлеб»

  • «Мир полон украшений»- роспись ложки

  • «Город мастеров» -экскурсия г.Городец

  • Встреча с родителями «Все профессии важны, все профессии нужны»

  • Фестиваль «Семейное творчество».

  • Продолжение знакомства с электронными библиотеками, виртуальными музеями, с энциклопедиями во Всемирной паутине

  • Работа по созданию почтовой открытки. 8 этап: создание образа (труд), использование графического редактора на выбор.

9

«Земля славян» -обобщающее занятие

Мать

Формирование целостного представления о культурно-исторических особенностях общества древних славян.

Представление о земле как главной ценности древних славян. Обобщение знаний, представлений, применение умений на заключительном занятии по данному курсу.

Выстраивание цепочки образов: память-древо-солнце - слово - исток - град- очаг-труд-мать. Общество древних славян как основа развития русской культуры. След славянской культуры.( И.А.Бунин «Святогор». К.Д. Бальмонт «Перун». А.С. Пушкин «Песни западных славян».)


  • Составление экспозиции творческих работ.

  • Иллюстрированное сочинение «Родина. Русь! Тобой я горжусь!»

  • Создание и презентация портфолио творческих работ по данному курсу.

  • Создание почтовой открытки. Объединение всех этапов. Презентация почтовой открытки «Мир славян»

  • Конференция по блоку «Мир славян».






















© 2010-2022