- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Школа ЕГЭ: обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения» (занятие - практикум)
Школа ЕГЭ: обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения» (занятие - практикум)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чемерис М.Б. |
Дата | 15.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Школа ЕГЭ: обобщение и систематизация изученного по теме "Односоставные предложения" (занятие - практикум)
Цели урока:
ученики должны знать:
-
значения односоставных предложений,
-
способы выражения главного члена предложения;
-
чем может быть осложнено предложение
уметь:
-
определять виды односоставных предложений,
-
способы выражения главного члена предложения,
-
отличать односоставные предложения от двусоставных неполных,
-
находить в тексте осложняющие простое предложение элементы
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
3. Работа по орфоэпии.
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно расставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
4. Работа по теме занятия.
- Давайте вспомним основные положения об односоставных предложениях по изученным темам.
-
На какие группы делятся простые предложения по составу?
-
По форме выражения главного члена различают односоставные предложения…
-
Предложения с главным членом сказуемым делятся на …
-
Среди личных выделяют …
-
Какие предложения называются определённо-личными? Какова их семантика? Приведите примеры.
-
Дайте определение неопределённо-личных предложений. В чём отличие значения от определённо-личных предложений. Приведите примеры.
-
Приведите примеры обобщённо-личных предложений. В чём их сходство и отличие от определенно-личных и неопределённо-личных предложений?
-
Какие предложения называются безличными? Семантика? Примеры.
-
Дайте определение назывных предложений, приведите примеры. Что обозначают назывные предложения.
5. Синтаксический анализ фрагмента художественного текста.
(Текст записывается под диктовку.)
Поздно. Бор глухо и сонно гудит в отдалении. Ночь. Становится таинственнее, и ты чувствуешь это. Кажется, что всё вымерло на земле. Грустно. Хочется плакать. Но спрячь подальше эти грустные мысли! Надо превозмочь себя и идти вперёд.
-
Определите основную мысль высказывания (нужно не бояться трудностей, а преодолевать их).
-
Какие предложения передают состояние героя?
-
Выделите грамматические основы предложений; определите, чем выражены главные члены; укажите вид односоставных предложений.
(После самостоятельной работы учащихся проверяем, попутно разбирая орфограммы и пунктограммы.)
Разобранный текст выглядит следующим образом:
Безлич.
Поздно (0 связка + категория состояния). Бор глухо и сонно гудит в отдалении.
Назывн Безлич.
Ночь. Становится таинственнее (глагол-связка + категория состояния), и ты
Двусост.,неполн Безлич.
чувствуешь это. Кажется, что всё вымерло на земле. Грустно(0 связка + категория состояния).
Безлич. Определ.-лич.
Хочется плакать ( вспомогат. глагол + инфинитив). Но спрячь подальше эти грустные мысли!
Безлич.
Надо превозмочь (категория состояния + 0 связка + 2 инфинитива) себя и идти вперёд.
6. Тренировочно - закрепительные упражнения:
1. - Запишите предложения, выделите основы, составьте схемы, объясните расстановку знаков препинания.
-
Светло на улице, и виден сад насквозь.
-
Чуть брезжилось, когда нас разбудили.
-
Истины врагу не открывай, тайны дураку не поверяй.
-
Приятно видеть, как тает последний снег.
-
Чёрные контуры деревьев, и вокруг ни души.
- К начерченным схемам подберите свои примеры (фронтальный опрос).
2. - Изучая односоставные предложения, мы обращали внимание на то, что они ёмки, лаконичны, поэтому часто используются в поэтических текстах. Определите на слух, какие виды односоставных предложений употребляются в текстах песен, которые сейчас прозвучат (запись песенных отрывков или исполнение под гитару).
1) Знаю ( опр.-лич.), сбудется наше желание,
Затянулось с тобой расставание.
Синий месяц за стёклами прячется,
Не тоскуется мне и не плачется (безлич.).
Колокольчик ли (назыв.), дальнее эхо ли…(назыв.)
Только мимо с тобой мы проехали,
Напылили кругом, накопытили,
Даже толком дороги не видели.
2) Всё чаще убеждаюсь я,
Как верна пословица:
"Солдатами не рождаются,
Солдатами становятся" (обобщ.-лич.).
3) Поздний час(назыв.), половина первого (назыв.),
Семь тысяч над землёй (двусостав., неполное),
Гул турбин ( назыв.), обрывки сна (назыв.).
7. Самостоятельная работа учащихся, выполнение тестовых заданий.
( Тесты распечатаны на каждого ученика)
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
-
А. Не плачь ты попусту.
-
Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
-
В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
-
Г. Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения Ночь как год.
-
А. Односоставное.
-
Б. Двусоставное.
3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определённо-личные предложения - это…
-
А. Предложения, в которых окончания глаголов-сказуемых определённо указывают на лицо и число местоимений( я, ты, мы, вы).
-
Б. Односоставные предложения.
-
В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.
4. Найдите безличное предложение.
-
А. Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.
-
Б. Хорошо в зимнем лесу!
-
В. В воскресенье старайся быть больше на свежем воздухе.
-
Г. Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
-
А. Двусоставное.
-
Б. Определённо-личное.
-
В. Безличное.
-
Г. Неопределённо-личное.
6. Составьте схемы предложений (знаки препинания не проставлены):
-
А. Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена.
-
Б. Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому.
-
В. Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи.
7. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:
-
А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать под деревьями.
-
Б. Уже смеркалось, и комнате стало темно.
-
В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.
-
Г. Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.
Ответы: 1. Г, 2. Б, 3. В, 4. Б, 5. В. 7. В.
8. Подведение итогов.
-
Чему научились на уроке?
-
Какие задания вызвали трудности?
.