• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут»). (6 класс)

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут»). (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Разработка внеклассного занятия для учащихся 6 класса. Выполнила Полякова Е.И., учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя школа 368 г. Санкт-Петербург

Тема : «Поэт и художник - защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ).

Цель: развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, нравственно-эстетических качеств личности.

Задачи:

1) Воспитание и развитие гражданина-патриота, способного проявлять уважение к памяти своих предков, культурным ценностям, историческим событиям прошлого;

2) На основе экспозиции школьного музея познакомить учащихся с деятелями искусства - защитниками полуострова Ханко;

3) Вызвать эмоциональное сопереживание учащихся в результате соприкосновения с подлинниками, превратить ребенка из слушателя в исследователя.

4) Учить понимать образный язык искусства, подтолкнуть к осмыслению художественного произведения.

5) Создавать условия для развития диалога.

Инноватика-интерактивное обучение ( технология сотрудничества)

Методы:

  • Работа в группах, «совместный поиск»

  • « Мозговой штурм»

  • Метод исследования вещи (работа с литературными источниками и картинами)

  • Дискуссионный

Оборудование: выставочные экспонаты в залах школьного музея, библиотечный фонд, компьютер, проектор.

Учащиеся накануне данного занятия побывали на экскурсии в школьном музее «Непобежденный Гангут» и получили предварительное задание: найти материал о жизни и творчестве в военные годы

а) поэта Михаила Дудина ,подготовить выразительное чтение понравившихся его стихотворений о войне-1группа,

б)художника Анатолия Трескина-2 группа,

в) художника Бориса Пророкова-3 группа

1.Вводная часть

Обсудив тему занятия, предложить учащимся разделиться на группы. Ознакомить с заданиями каждую группу, выдав маршрутные листы, напомнить о заключительном этапе, в котором все группы представляют свой материал.

2.Задания. Маршрутный лист №1:

  1. Найдите экспонаты в зале музея, связанные с поэтом М.Дудиным (личные вещи, книги).

  2. Рассмотрите их внимательно, можно сфотографировать..

  3. Как они характеризуют человека? Какие черты характера, по вашему мнению, были ему присущи? Чем это можно подтвердить?

  4. Возьмите в руки книги со стихами поэта, полистайте их. Найдите стихи, которые, по вашему мнению, посвящены военным событиям, происходящим на о. Ханко

  5. Сопоставьте с теми, которые вы читали раньше. Что общего? Есть ли различие? Если да, то в чем?

  6. Как стихи характеризуют поэта как воина, защитника Отечества?

  7. Есть ли точки соприкосновения между тем, что вы увидели (личные вещи, книги),и тем, что прочитали?

  8. Постарайтесь обобщить свои знания об этом человеке.

Дополнительный материал(см. приложение 1)

.

Маршрутный лист №2

1.Найдите экспонаты в зале музея, связанные с творчеством А. В. Трескина(личные вещи, картины, фотографии).

2.Рассмотрите их внимательно, можно сфотографировать

3.а) Что изображено на картинах?

б) Кто герой (- и)произведения? Что еще можете сказать об этих людях?

в)Где происходит это событие? Что вы можете сказать о том месте. где это происходит?

г)Когда это происходит? Что можете сказать о времени. когда это происходит?

д )Где, как вам кажется, находился художник, когда писал эти картины?

е ) Как вы думаете, что заинтересовало художника в этих сюжетах? На что он хотел обратить ваше внимание?

З )Какие мысли, чувства , по вашему мнению, пытался выразить художник в этой картине?

4.Сравните картины и фотографии на стендах.

5.Что вы можете сказать о человеке- художнике, написавшем эти картины?

6.Что указывает на него как на защитника, патриота?

7.Попытайтесь обобщить свои знания об этом человеке.

Дополнительный материал (см.Приложение 2 )

Маршрутный лист №3

1.Найдите экспонаты в зале музея, связанные с творчеством Бориса Ивановича Пророкова ( личные вещи, рисунки).

2.Внимательно их рассмотрите, можно сфотографировать.

3.а) Что необычного в рисунках?

б )Как вы думаете, каким событиям они посвящены?

в) Что на них изображено?

г ) Кто является героем его рисунков? Что о нем еще можно сказать?

д )А что вы еще видите, кроме этого? Что вы видите такого, что позволяет вам так сказать?

е )Как вы думаете. что осталось за кадром этого произведения?

ж ) Что видно на рисунке, а о чем мы можем только догадываться?

з )Как вы думаете, какое настроение и какие мысли хотел выразить художник?

и ) В каком жанре он работал?

4. Что вы можете сказать о человеке-художнике, написавшем эти произведения?

5. Что указывает на него как на защитника,патриота?

6.Попытайтесь обобщить свои знания об этом человеке.

Дополнительный материал (см. Приложение 3)

3. Обсуждение внутри группы.

4.Выступление представителя(-ей) от групп (возможны уточняющие вопросы преподавателя и учащихся других групп).

5.Беседа:

Поэт М. Дудин,художники А. Трескин и Б. Пророков -защитники полуострова Ханко; они воевали в одно и то же время,знали друг друга.

Выразительное чтение учителем стихотворения М. Дудина с посвящением Б. Пророкову:

Б. И. Пророкову

В моей душе живут два крика

И душу мне на части рвут.

Я встретил день войны великой

На полуострове Гангут.

Я жил в редакции под башней

И слушать каждый день привык

Непрекращающийся, страшный

Войны грохочущий язык.

Но под безумие тротила,

Сшибающего наповал,

Ко мне поэзия сходила

В покрытый плесенью подвал.

Я убегал за ней по следу,

Ее душой горяч и смел.

Ее глазами зрел Победу

И пел об этом, как умел.

Она вселяла веру в душу

И выводила из огня.

Война, каменья оглоушив,

Не оглоушила меня.

И я запомнил, как дрожала

Земля тревогою иной.

В подвале женщина рожала

И надрывалась за стеной.

Сквозь свист бризантного снаряда

Я уловил в какой-то миг

В огне, в войне, с войною рядом

Крик человека, первый крик.

Он был сильнее всех орудий,

Как будто камни и вода,

Как будто все земные люди

Его услышали тогда.

Он рос, как в чистом поле колос.

Он был, как белый свет, велик,

Тот, беззащитный, слабый голос,

Тот вечной жизни первый крик.

Года идут, и ветер дует

По-новому из-за морей.

А он живет, а он ликует

В душе моей, в судьбе моей.

Его я слышу в новом гуде

И сам кричу в туман и снег:

- Внимание, земные люди!

Сейчас родился Человек!

1959

--- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

---О чем оно?

---Какими людьми предстают герои произведения, а также сам автор и художник, которому он посвятил стихотворение?

-----Знаете ли вы других художников и поэтов- участников войны, которые также обращались к этой теме?

--- Попытайтесь обобщить то ,что вы сегодня узнали, сопоставьте свои впечатления с тем, что вы слышали ранее о битве при Гангуте( на уроках Мужества, встречах с ветеранами)и сделайте вывод о людях, воевавших в то время и защищавших этот клочок земли.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

--Чем обогатила вас работа с музейной экспозицией? Какое оказала на вас воздействие?

--Напишите краткий отзыв (по желанию)

ДЗ (по выбору):1.Создать собственную презентацию (фотоальбом)на основе увиденного об этих удивительных людях.

2.Подготовить выступление для ветеранов-гангутцев.







Приложение №1

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)

Дудин Михаил Александрович (р. 1916--1993), поэт и переводчик.

Родился 20 ноября в деревне Клевнево Ивановской области в крестьянской семье. Род Дудиных - род скоморохов, бродячих артистов и поэтов, и наверное, это определило его призвание. Учился в школе крестьянской молодежи на агронома, но агронома из него не вышло. Окончил Ивановскую текстильную фабрику-школу, получил специальность помощника ткацкого мастера, но ткачом тоже не стал. Начал писать стихи рано, с 1934.

В 18 лет призывается в армию, учится в полковой школе младших командиров, но не успевает ее окончить. Начинается война с Финляндией. Его направляют на фронт (1939 - 40). Творчество стало для него "спасением от страха и одичания". Первая книга стихотворений "Ливень" вышла в Иванове в 1940.

С мая 1940 по 2 декабря 1941 служит в гарнизоне полуострова Гангут (русское название полуострова Ханко), героически оборонявшегося от финских войск. В декабре гарнизон эвакуируется в Кронштадт. Начавшаяся Отечественная война застает Дудина в Ленинграде, где ему пришлось пережить начало блокады. Позже работает во фронтовых газетах.

В годы войны вышли сборники "Фляга" (1943), "Костер на перекрестке" (1944). В послевоенные годы публикует сборники: "Считайте меня коммунистом" (1950), "Мосты. Стихи из Европы" (1958), "До востребования" (1963).

В 1970-е много и успешно работает, выпуская сборники стихотворений довольно регулярно: "Татарник", "Поэмы", "Рубежи", "Клубок" и др. В 19/7 вышла книга очерков - "Право на ответственность".

Много переводит с грузинского, башкирского, балкарского, латышского (сборник "5 сестер и 32 брата - все вместе. Моя антология", 1965). В 1986 публикует книгу стихов и поэм "Песни моему времени".

В 1987 - поэмы "Зерна", в 1989 - книгу стихов "Заканчивается двадцатый век" и книгу, вышедшую в Ереване, - "Земля обетованная" (Посвящения. Переводы. Эссе. Стихи); в 1991 - стихи и поэмы "Судьба"; в 1995 - "Дорогой крови по дороге к Богу" (стихотворения 1986 - 93

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)



Приложение№2

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)

ТРЕСКИН Анатолий Владимирович

Реставратор, живописец, график

(1905-1986)

Родился в 1905 году в Петербурге в семье нотариального чиновника. С ранних лет увлекся рисованием. В голодном 1918 году семья уехала в Симбирскую губернию. Юношу приняли в качестве декоратора на патронный завод. Он расписал молодежный клуб, делал декорации к любительским спектаклям, пробовал себя в живописи.

В 1924 году по комсомольской путевке его направили учиться в Ленинград, в художественно-промышленный техникум при Вхутемасе. Учился у В.Н. Кучумова, А.А. Кузнецова, Д.И. Ки-плика. На 4 курсе он стал помощником Киплика в реставрации плафона работы Рябушкина в Малом зале Консерватории. В 1928 году Трескин окончил техникум и получил квалификацию художника-техника по монументальной живописи. В 1931 году принял участие в реставрации фресок галереи Гонзага в Павловске. В 1935 году создал монументальное живописное панно для Дворца пионеров в Аничковом Дворце. В 1939 году был принят в Союз художников СССР.

Летом 1940 года был приглашен в качестве главного художника на военно-морскую базу Балтийского флота на полуострове Ханко. Ему было поручено оформлять Дом флота, который он украсил росписями на тему произведений А.С. Пушкина. На полуострове Ханко, где Трески-на застала война, им была создана портретная галерея Героев Советского Союза: Антоненко, Осипова, Бринько, Гранина. Здесь же он стал писать картины в новом жанре: «Взятие острова Эльмхольм», «Десант балтийцев» и др. В собрании ГММОБЛ хранятся артистичные и непринужденные наброски Трескина, изображающие рядовых защитников Ханко.

После эвакуации советских войск с Ханко Трескин работал художником Политуправления Краснознаменного Балтийского флота. Делал многочисленные плакаты и листовки. После войны восстанавливал в качестве реставратора многие архитектурные памятники Ленинграда и пригородов.

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)

Приложение№3

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)

Пророков

Борис Иванович [26.4(9.5).1911, Иваново-Вознесенск, ныне Иваново, - 19.9.1972, Москва], советский график, народный художник СССР (1971), член-корреспондент АХ СССР (1954). Член КПСС с 1945. Учился в московском Вхутеине (1929-31) у Д. С. Моора и П. Я. Павлинова. Сотрудник газеты «Комсомольская правда» (1931-38), журналов «Смена» (1929-1937) и «Крокодил» (с 1938). В период Великой Отечественной войны 1941-45 участвовал в героической обороне полуострова Ханко, работал во фронтовой печати. Во 2-й половине 40-60-х гг. создал свои наиболее значительные работы - тематические серии станковых рисунков, по размеру приближающихся к плакату и посвященных борьбе народов за мир, против империалистической агрессии и реакции, социального и расового неравенства. Для этих серий характерны острая публицистичность, повышенная эмоциональность, органичное сочетание приёмов станкового рисунка, плаката и карикатуры, страстная экспрессия движения и жеста, напряженные тональные контрасты. Произведения (серии): «Вот она, Америка!» (сепия, тушь, 1948-49; Государственная премия СССР, 1950); «За мир» (тушь, 1950), «Маяковский об Америке» (тушь, гуашь, акварель, уголь, пастель, бронза, 1951-1954; за эту серию и рисунки «Танки Трумена на дно» и «Американские жандармы в Японии» из серии «За мир» удостоен Государственной премии СССР, 1952) - все три в Третьяковской галерее; «Это не должно повториться!» (тушь, темпера, акварель, карандаш, 1958-59, Русский музей, Ленинград; Ленинская премия, 1961); «Борьба» (масло, пастель, акварель, гуашь, 1969-70, Воронежский областной музей изобразительных искусств). Награжден 2 орденами, а также медалями.

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)

Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ). (6 класс)

© 2010-2022