- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут»). (6 класс)
Разработка внеклассного мероприятия «Поэт и художник – защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут»). (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Полякова Е.И. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
3
Разработка внеклассного занятия для учащихся 6 класса. Выполнила Полякова Е.И., учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя школа 368 г. Санкт-Петербург
Тема : «Поэт и художник - защитники полуострова Ханко» (по экспозиции музея школы 368 г. Санкт-Петербурга «Непобежденный Гангут» ).
Цель: развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, нравственно-эстетических качеств личности.
Задачи:
1) Воспитание и развитие гражданина-патриота, способного проявлять уважение к памяти своих предков, культурным ценностям, историческим событиям прошлого;
2) На основе экспозиции школьного музея познакомить учащихся с деятелями искусства - защитниками полуострова Ханко;
3) Вызвать эмоциональное сопереживание учащихся в результате соприкосновения с подлинниками, превратить ребенка из слушателя в исследователя.
4) Учить понимать образный язык искусства, подтолкнуть к осмыслению художественного произведения.
5) Создавать условия для развития диалога.
Инноватика-интерактивное обучение ( технология сотрудничества)
Методы:
-
Работа в группах, «совместный поиск»
-
« Мозговой штурм»
-
Метод исследования вещи (работа с литературными источниками и картинами)
-
Дискуссионный
Оборудование: выставочные экспонаты в залах школьного музея, библиотечный фонд, компьютер, проектор.
Учащиеся накануне данного занятия побывали на экскурсии в школьном музее «Непобежденный Гангут» и получили предварительное задание: найти материал о жизни и творчестве в военные годы
а) поэта Михаила Дудина ,подготовить выразительное чтение понравившихся его стихотворений о войне-1группа,
б)художника Анатолия Трескина-2 группа,
в) художника Бориса Пророкова-3 группа
1.Вводная часть
Обсудив тему занятия, предложить учащимся разделиться на группы. Ознакомить с заданиями каждую группу, выдав маршрутные листы, напомнить о заключительном этапе, в котором все группы представляют свой материал.
2.Задания. Маршрутный лист №1:
-
Найдите экспонаты в зале музея, связанные с поэтом М.Дудиным (личные вещи, книги).
-
Рассмотрите их внимательно, можно сфотографировать..
-
Как они характеризуют человека? Какие черты характера, по вашему мнению, были ему присущи? Чем это можно подтвердить?
-
Возьмите в руки книги со стихами поэта, полистайте их. Найдите стихи, которые, по вашему мнению, посвящены военным событиям, происходящим на о. Ханко
-
Сопоставьте с теми, которые вы читали раньше. Что общего? Есть ли различие? Если да, то в чем?
-
Как стихи характеризуют поэта как воина, защитника Отечества?
-
Есть ли точки соприкосновения между тем, что вы увидели (личные вещи, книги),и тем, что прочитали?
-
Постарайтесь обобщить свои знания об этом человеке.
Дополнительный материал(см. приложение 1)
.
Маршрутный лист №2
1.Найдите экспонаты в зале музея, связанные с творчеством А. В. Трескина(личные вещи, картины, фотографии).
2.Рассмотрите их внимательно, можно сфотографировать
3.а) Что изображено на картинах?
б) Кто герой (- и)произведения? Что еще можете сказать об этих людях?
в)Где происходит это событие? Что вы можете сказать о том месте. где это происходит?
г)Когда это происходит? Что можете сказать о времени. когда это происходит?
д )Где, как вам кажется, находился художник, когда писал эти картины?
е ) Как вы думаете, что заинтересовало художника в этих сюжетах? На что он хотел обратить ваше внимание?
З )Какие мысли, чувства , по вашему мнению, пытался выразить художник в этой картине?
4.Сравните картины и фотографии на стендах.
5.Что вы можете сказать о человеке- художнике, написавшем эти картины?
6.Что указывает на него как на защитника, патриота?
7.Попытайтесь обобщить свои знания об этом человеке.
Дополнительный материал (см.Приложение 2 )
Маршрутный лист №3
1.Найдите экспонаты в зале музея, связанные с творчеством Бориса Ивановича Пророкова ( личные вещи, рисунки).
2.Внимательно их рассмотрите, можно сфотографировать.
3.а) Что необычного в рисунках?
б )Как вы думаете, каким событиям они посвящены?
в) Что на них изображено?
г ) Кто является героем его рисунков? Что о нем еще можно сказать?
д )А что вы еще видите, кроме этого? Что вы видите такого, что позволяет вам так сказать?
е )Как вы думаете. что осталось за кадром этого произведения?
ж ) Что видно на рисунке, а о чем мы можем только догадываться?
з )Как вы думаете, какое настроение и какие мысли хотел выразить художник?
и ) В каком жанре он работал?
4. Что вы можете сказать о человеке-художнике, написавшем эти произведения?
5. Что указывает на него как на защитника,патриота?
6.Попытайтесь обобщить свои знания об этом человеке.
Дополнительный материал (см. Приложение 3)
3. Обсуждение внутри группы.
4.Выступление представителя(-ей) от групп (возможны уточняющие вопросы преподавателя и учащихся других групп).
5.Беседа:
Поэт М. Дудин,художники А. Трескин и Б. Пророков -защитники полуострова Ханко; они воевали в одно и то же время,знали друг друга.
Выразительное чтение учителем стихотворения М. Дудина с посвящением Б. Пророкову:
Б. И. Пророкову
В моей душе живут два крика
И душу мне на части рвут.
Я встретил день войны великой
На полуострове Гангут.
Я жил в редакции под башней
И слушать каждый день привык
Непрекращающийся, страшный
Войны грохочущий язык.
Но под безумие тротила,
Сшибающего наповал,
Ко мне поэзия сходила
В покрытый плесенью подвал.
Я убегал за ней по следу,
Ее душой горяч и смел.
Ее глазами зрел Победу
И пел об этом, как умел.
Она вселяла веру в душу
И выводила из огня.
Война, каменья оглоушив,
Не оглоушила меня.
И я запомнил, как дрожала
Земля тревогою иной.
В подвале женщина рожала
И надрывалась за стеной.
Сквозь свист бризантного снаряда
Я уловил в какой-то миг
В огне, в войне, с войною рядом
Крик человека, первый крик.
Он был сильнее всех орудий,
Как будто камни и вода,
Как будто все земные люди
Его услышали тогда.
Он рос, как в чистом поле колос.
Он был, как белый свет, велик,
Тот, беззащитный, слабый голос,
Тот вечной жизни первый крик.
Года идут, и ветер дует
По-новому из-за морей.
А он живет, а он ликует
В душе моей, в судьбе моей.
Его я слышу в новом гуде
И сам кричу в туман и снег:
- Внимание, земные люди!
Сейчас родился Человек!
1959
--- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
---О чем оно?
---Какими людьми предстают герои произведения, а также сам автор и художник, которому он посвятил стихотворение?
-----Знаете ли вы других художников и поэтов- участников войны, которые также обращались к этой теме?
--- Попытайтесь обобщить то ,что вы сегодня узнали, сопоставьте свои впечатления с тем, что вы слышали ранее о битве при Гангуте( на уроках Мужества, встречах с ветеранами)и сделайте вывод о людях, воевавших в то время и защищавших этот клочок земли.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
--Чем обогатила вас работа с музейной экспозицией? Какое оказала на вас воздействие?
--Напишите краткий отзыв (по желанию)
ДЗ (по выбору):1.Создать собственную презентацию (фотоальбом)на основе увиденного об этих удивительных людях.
2.Подготовить выступление для ветеранов-гангутцев.
Приложение №1
Дудин Михаил Александрович (р. 1916--1993), поэт и переводчик.
Родился 20 ноября в деревне Клевнево Ивановской области в крестьянской семье. Род Дудиных - род скоморохов, бродячих артистов и поэтов, и наверное, это определило его призвание. Учился в школе крестьянской молодежи на агронома, но агронома из него не вышло. Окончил Ивановскую текстильную фабрику-школу, получил специальность помощника ткацкого мастера, но ткачом тоже не стал. Начал писать стихи рано, с 1934.
В 18 лет призывается в армию, учится в полковой школе младших командиров, но не успевает ее окончить. Начинается война с Финляндией. Его направляют на фронт (1939 - 40). Творчество стало для него "спасением от страха и одичания". Первая книга стихотворений "Ливень" вышла в Иванове в 1940.
С мая 1940 по 2 декабря 1941 служит в гарнизоне полуострова Гангут (русское название полуострова Ханко), героически оборонявшегося от финских войск. В декабре гарнизон эвакуируется в Кронштадт. Начавшаяся Отечественная война застает Дудина в Ленинграде, где ему пришлось пережить начало блокады. Позже работает во фронтовых газетах.
В годы войны вышли сборники "Фляга" (1943), "Костер на перекрестке" (1944). В послевоенные годы публикует сборники: "Считайте меня коммунистом" (1950), "Мосты. Стихи из Европы" (1958), "До востребования" (1963).
В 1970-е много и успешно работает, выпуская сборники стихотворений довольно регулярно: "Татарник", "Поэмы", "Рубежи", "Клубок" и др. В 19/7 вышла книга очерков - "Право на ответственность".
Много переводит с грузинского, башкирского, балкарского, латышского (сборник "5 сестер и 32 брата - все вместе. Моя антология", 1965). В 1986 публикует книгу стихов и поэм "Песни моему времени".
В 1987 - поэмы "Зерна", в 1989 - книгу стихов "Заканчивается двадцатый век" и книгу, вышедшую в Ереване, - "Земля обетованная" (Посвящения. Переводы. Эссе. Стихи); в 1991 - стихи и поэмы "Судьба"; в 1995 - "Дорогой крови по дороге к Богу" (стихотворения 1986 - 93
Приложение№2
ТРЕСКИН Анатолий Владимирович
Реставратор, живописец, график
(1905-1986)
Родился в 1905 году в Петербурге в семье нотариального чиновника. С ранних лет увлекся рисованием. В голодном 1918 году семья уехала в Симбирскую губернию. Юношу приняли в качестве декоратора на патронный завод. Он расписал молодежный клуб, делал декорации к любительским спектаклям, пробовал себя в живописи.
В 1924 году по комсомольской путевке его направили учиться в Ленинград, в художественно-промышленный техникум при Вхутемасе. Учился у В.Н. Кучумова, А.А. Кузнецова, Д.И. Ки-плика. На 4 курсе он стал помощником Киплика в реставрации плафона работы Рябушкина в Малом зале Консерватории. В 1928 году Трескин окончил техникум и получил квалификацию художника-техника по монументальной живописи. В 1931 году принял участие в реставрации фресок галереи Гонзага в Павловске. В 1935 году создал монументальное живописное панно для Дворца пионеров в Аничковом Дворце. В 1939 году был принят в Союз художников СССР.
Летом 1940 года был приглашен в качестве главного художника на военно-морскую базу Балтийского флота на полуострове Ханко. Ему было поручено оформлять Дом флота, который он украсил росписями на тему произведений А.С. Пушкина. На полуострове Ханко, где Трески-на застала война, им была создана портретная галерея Героев Советского Союза: Антоненко, Осипова, Бринько, Гранина. Здесь же он стал писать картины в новом жанре: «Взятие острова Эльмхольм», «Десант балтийцев» и др. В собрании ГММОБЛ хранятся артистичные и непринужденные наброски Трескина, изображающие рядовых защитников Ханко.
После эвакуации советских войск с Ханко Трескин работал художником Политуправления Краснознаменного Балтийского флота. Делал многочисленные плакаты и листовки. После войны восстанавливал в качестве реставратора многие архитектурные памятники Ленинграда и пригородов.
Приложение№3
Пророков
Борис Иванович [26.4(9.5).1911, Иваново-Вознесенск, ныне Иваново, - 19.9.1972, Москва], советский график, народный художник СССР (1971), член-корреспондент АХ СССР (1954). Член КПСС с 1945. Учился в московском Вхутеине (1929-31) у Д. С. Моора и П. Я. Павлинова. Сотрудник газеты «Комсомольская правда» (1931-38), журналов «Смена» (1929-1937) и «Крокодил» (с 1938). В период Великой Отечественной войны 1941-45 участвовал в героической обороне полуострова Ханко, работал во фронтовой печати. Во 2-й половине 40-60-х гг. создал свои наиболее значительные работы - тематические серии станковых рисунков, по размеру приближающихся к плакату и посвященных борьбе народов за мир, против империалистической агрессии и реакции, социального и расового неравенства. Для этих серий характерны острая публицистичность, повышенная эмоциональность, органичное сочетание приёмов станкового рисунка, плаката и карикатуры, страстная экспрессия движения и жеста, напряженные тональные контрасты. Произведения (серии): «Вот она, Америка!» (сепия, тушь, 1948-49; Государственная премия СССР, 1950); «За мир» (тушь, 1950), «Маяковский об Америке» (тушь, гуашь, акварель, уголь, пастель, бронза, 1951-1954; за эту серию и рисунки «Танки Трумена на дно» и «Американские жандармы в Японии» из серии «За мир» удостоен Государственной премии СССР, 1952) - все три в Третьяковской галерее; «Это не должно повториться!» (тушь, темпера, акварель, карандаш, 1958-59, Русский музей, Ленинград; Ленинская премия, 1961); «Борьба» (масло, пастель, акварель, гуашь, 1969-70, Воронежский областной музей изобразительных искусств). Награжден 2 орденами, а также медалями.