Материал мастер-класс Подготовка к итоговому сочинению по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по теме «Подготовка к итоговому сочинению по литературе».

Цель: поделиться опытом с учителями по организации работы с учащимися по подготовке к итоговому сочинению.

I. Вступление мастер-класса.

СЛАЙД 1.

Сочинение - это слово, которое вызывает негатив, прежде всего, у учеников. Поэтому начать я хочу со стихотворения, которое можно предложить учащимся:

Успех

Не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь деревцем, что растет в долине, но только будь
Самым стройным деревцем у ручья
Будь кустом, если не можешь быть деревом

Не можешь быть кустом - стань травой
И сделай дорогу счастливее;
Не родился щукой - будь просто окунем,
Но лучшим окунем в озере!

Все не могут быть капитанами
Кто-то должен быть и матросом
Для всех нас здесь найдется работа
Работа бывает и большой, и малой,

И мы должны делать то, что должно быть.
Не можешь быть широкой дорогой - будь тропинкой,
Не можешь быть солнцем - будь звездой;
Победитель ты или проигравший - это неважно
Покажи лучшее, что в тебе есть!

Дуглас Мэллок

Найти свое место в жизни сложно.…Но нужно помнить : успех не приходит к тому, кто не трудится….Чтобы быть кем-то, нужно что-то делать… Показать в себе лучшее…Пробуй.....

II. Основная часть мастер-класса.

Работа над сочинением.

Свое выступление я назвала «Подготовка к итоговому сочинению», в этом году она стала экспресс-подготовкой. Актуальность этой темы, я думаю, все словесники понимают, написали сочинение нынешние 11-классники, но это ждет и последующие выпуски. История повторяется. Сочинение вернулось к нам.

Хочу начать выступление со слайда из презентации «Работа над ошибками» Красовской Светланы Игоревны, заведующей редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение». Знаю, что в методкабинете Марина Павловна уже показывала презентацию , но мне бы хотелось тоже акцентировать внимание на трудностях, с которыми встретились ученики.

СЛАЙД 2

Сегодня я поделюсь своим опытом подготовки к итоговому сочинению, учитывая именно эти трудности. Сейчас много информации об этом в Интернете, кое-что я позаимствовала оттуда (к чему изобретать велосипед, когда он уже изобретен), буду рада, если сегодняшнее мое выступление будет полезно для вас.

Конечно, работу над сочинением предваряем прочтением книг. В любом классе есть ученики, которые не читают, даже если это небольшой рассказ. Поэтому по каждому направление тем в классе мы прочитали по нескольку произведений. Это нужно тем ученикам, которые не читают вообще.

Итак, представим себя на месте ученика. Какой-то багаж знаний у них есть. Произведения прочитаны. Перед ним темы сочинений. Я разработала памятку для учащихся (я думаю, подобные есть у всех, может, чем-то различаются) и хочу предложить ее вашему вниманию. В печатном виде памятки будут более подробные.

СЛАЙД 3

ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ (читаю)

СЛАЙД 4 КРИТЕРИИ

СЛАЙД 5 КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

Памятка для учащихся по подготовке к сочинению по литературе


  1. Я определяю, какая из тем кажется мне наиболее конкретной и понятной, какие из подходящих художественных произведений я знаю лучше всего. Я внимательно читаю формулировку темы, внимательно выделяю в ней «опорное» слово или выражение, в котором мне видится главный смысл, пытаюсь своими словами коротко сформулировать тему

  2. Я формулирую тезис сочинения. Для этого в теме-вопросе отвечаю на вопрос, тему - повествование превращаю в вопрос и отвечаю на него. Если тема представляет собой цитату, объясняю, как я понимаю эту цитату, формулирую тезис. Использую толкование «опорных» слов и их взаимосвязь

ОПОРНЫЕ СЛОВА - это не так просто, как оказалось. Некоторым детям сложно их найти. Предлагаю такой способ: толкование слов темы сочинения и анализ их взаимосвязи. Это поможет сформулировать тезис сочинения.

Работа с аудиторией учителей.

Сегодня Вы на месте учеников. Поразмышляйте над темой.

Что обрекает человека на одиночество (по произведениям М.Ю.Лермонтова)?

Эгоизм, индивидуализм, безверие, неспособность дружить и любить обрекают человека на одиночество. (Но я сразу держу в голове, что возьму произведение Лермонтова «Герой нашего времени» и помню образ Печорина)

Роль семьи в жизни человека.

Какова роль семьи в жизни человека? Она огромна. В семье закладываются основы нравственности («Недоросль» Фонвизина или не закладываются), семья помогает в трудных ситуациях («Война и мир» Андрей, Наташа)…..

Есть ли на войне место милосердию, человечности?

«И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)

Природа дает человеку вдохновение, эстетическое наслаждение, дает свои дары…..

Что может помочь людям обрести душевное равновесие в трудной жизненной ситуации?

«Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса»

Что такое конфликт?

Острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах

Столкновение взглядов, интересов, целей

Почему конфликт вечный?

Он всегда был и будет

Что такое компромисс?

Разрешение конфликтной ситуации путем взаимных уступок

Зачем надо искать компромисс?

Жить в конфликте тяжело. Человек стремится жить в гармонии. Компромисс - залог гармоничных отношений.




Основная мысль: столкновение взглядов, интересов, целей родителей и детей было и будет всегда, но необходимо искать взаимные уступки, разрешать конфликтные ситуации, искать компромисс, потому что в нем залог гармоничных отношений

«Нравственный выбор человека на войне»

Что такое нравственный выбор?

Выбор человека между какими-нибудь нравственными ценностями

Что отличает нравственный выбор человека на войне?

Война - это особые условия, в которых зачастую встает выбор между жизнью и смертью. Человек должен сделать шаг вперед или спрятаться за чужую спину, победить и погибнуть или струсить и отступить



Основная мысль: на войне перед человеком встает сложный нравственный выбор: человек должен сделать шаг вперед или спрятаться за чужую спину, победить и погибнуть или струсить и отступить, умереть или сохранить свою жизнь

СЛАЙД 8

Я подбираю аргументы и доказательства тезиса (Когда я выбирала тему, то произведения уже держал в голове)

Задаю возможные вопросы по теме….

«Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса»

Основная мысль: столкновение взглядов, интересов, целей родителей и детей было и будет всегда, но необходимо искать взаимные уступки, разрешать конфликтные ситуации, искать компромисс, потому что в нем залог гармоничных отношений в семье

Вопросы: - как можно достичь компромисса?

- кто должен идти на компромисс? Дети? Родители?

- в каких произведениях встречается конфликт детей и родителей и как они находят компромисс?

Аргументы: 1) Конфликт детей и родителей встречается в произведении «Война и мир». Семья Болконских. Марья Болконская, которая принимает своего отца таким, каков он есть. Именно ее любовь и принятие отца сглаживали напряженную обстановку в семье.

2) Родители идут на компромиссы с детьми, потому что любят детей, несмотря ни на что, готовы понять их. Аркадий Кирсанов и Николай Петрович («Пилюля горька, а проглотить ее нужно») роман Тургенева

«Отцы и дети».

Подобрала аргументы, а потом от них буду формулировать микротезисы.

Есть другой путь.

СЛАЙД 9

Этот вариант проще для детей. Его тоже можно применять. Но не всегда он работает.

СЛАЙД 10

На черновике составляю план работы

Практическая работа с аудиторией учителей.

Работа по группам.

Анализируя тему и выделяя в ней ключевые слова, сформулируйте тезис сочинения. Подберите аргументы, подтверждения и доказательства своей точки зрения

Есть ли на войне место милосердию, человечности?

Что может помочь людям обрести душевное равновесие в трудной жизненной ситуации?

СЛАЙД 11

Осмысливаю вступление и заключение. Они должны быть логически связаны: идеи и мысли вступления должны быть логически связаны с умозаключениями в конце работы.

Особую трудность в написании сочинений представляют вступление и заключение.

Раздаю распечатки с видами вступлений.

Вступления к сочинению

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

Варианты.

  1. Историческое (о времени, когда было написано произведение, или о времени, изображённом в повести, рассказе…);

  2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);

  3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);

  4. сравнительное (проведение литературных параллелей);

  5. обществоведческое (привлекающее обществоведческие темы).

При написании сочинения я предлагала детям аналитическое вступление (ассоциативное вступление) (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом) : Война - это боль и смерть…это потери и ужасы….Семья….Как она важна в жизни каждого человека…В темах, связанных с именем Лермонтова, конечно, биографическое или историческое вступление…а может и ассоциативное. Тема одиночества…..в зависимости от темы.

Раздаю варианты заключений

Варианты заключений

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:
заключение-вывод
заключение-следствие
.

Вывод - это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.

Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей внезапностью, новизной поставленного вопроса или внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так - иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный - последний - миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.

Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.

Заканчивая разговор о вступлении и заключении, напомним ученикам о том, что объём этих частей должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.

Столкнулась с трудностью, что дети путают заключение в сочинениях по русскому языку и по литературе. В сочинениях по тексту заключение предполагает выход из проблемы…намечает пути решения проблемы. В итоговых сочинениях по литературе иначе:

Практическая работа с аудиторией учителей.

Что обрекает человека на одиночество...? Как не повториться с тезисом? Например…Человек не может быть одиноким, иначе он несчастен. Чтобы избежать одиночества, нужно жить в гармонии с людьми, преодолевать свой эгоизм, индивидуализм. ….Все творчество Лермонтова и его судьба доказательство этого.

Роль семьи в жизни человека.

«И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)

Природа - огромный кладезь богатств для человека. Человек должен ценить это.

СЛАЙД 12

Варианты «мостиков»
(переходов от одной части к другой)

От выделения в сочинении только трёх абзацев (вступление, основная часть, заключение) надо отказываться ещё в среднем звене. Учащиеся должны понимать, что в абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой.
Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

Тип мостика Его характеристика Примеры

1. Риторический вопрос
Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора
«Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»
«Как поступает наш герой?»
«Может писатель не прав?»

2. Прямая связь
Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях
«Рассмотрим теперь…»
«Проанализируем этот рассказ…»
«Ещё хочу сказать, что…»

3. Переход-соединение
Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…
«Это качество проявляется также в том…»
«Следующая черта, которую необходимо отметить…»
«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»

4. Переход- противопоставление
Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…
«Совсем иные взгляды свойственны…»
«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»
«Другие методы использует Толстой»

5. Внутренняя связь.

Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла


«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.
Герою романа Н.Островского пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

СЛАЙД 13


  1. Вдумчивым чтением исправляю ошибки, обращаюсь за помощью к словарю

  2. Проверяю пунктуацию

Выражение личной позиции

Одно из условий хорошего сочинения - самостоятельность. В каждой работе, помимо героев того или иного произведения, есть ещё один - автор сочинения. О нём можно узнать многое: что любит, презирает, что считает справедливым, к чему стремится его душа. Личностная позиция проявляется не в присутствии фраз: «я считаю», «по моему мнению», «мне кажется», правда, и эти обороты могут быть употреблены вполне удачно. Личность ученика должна проявляться во всём: в выборе темы, её раскрытии, подборе аргументов и примеров. Вот тогда можно увидеть пристрастия ученика, его отрицательное отношение к чему-либо, можно увидеть личность.

Интересно читать такие работы, в которых ученик словно бы беседует с читателем, предугадывает ход его мыслей, предостерегает от неверного истолкования тех или иных положений, указывает на продвижение от одного этапа обсуждения к другому. Примеры таких фраз приводит В.Н.Мещеряков. Данные фразы, указывает автор, свойственны научно-популярному жанру. Многие из них можно использовать и в школьном сочинении по литературе.
Предвосхищение непонимания неправильного хода мысли вопроса, опережения в ходе мысли


  • Вряд ли следует удивляться тому, что…

  • Почему, однако, нельзя воспользоваться

  • Даже если считать... одним из…, то и в этом случае..

  • Было бы в высшей степени неправильным сопоставление…

  • В литературе уже было обращено внимание на …но...

  • Может возникнуть вопрос...

  • Возникает вопрос:…

  • Вопрос этот может возникнуть у многих, поэтому…

  • Конечно, не следует закрывать глаза на то, что…

  • Разумеется, необходимы предварительные исследования и на таком уровне…

  • Конечно, приведённые примеры достаточно просты, но…

  • Было бы, однако, другой, не менее вредной крайностью утверждать, будто...

  • Оговоримся сразу: ошибки здесь нет…

  • Было бы неверно, с одной стороны, преувеличивать расхождения между… с другой стороны, было бы не меньшей ошибкой…

  • Читатель, пожалуй, уже решил, что я ещё более решительный противник…

  • Но здесь всё гораздо сложнее

  • Логично ли…?

  • Это не самое лучшее решение было всё же объективно полезным…

  • Разумеется, такой подход вполне допускает…

  • Конечно, можно намного интенсивнее, чем это делается сейчас…

  • Об экономии и говорить не приходится…

  • Конечно… претерпят изменения.

  • Разумеется, предварительно потребуется…

Одним из способов придания работе индивидуального, неповторимого характера является введение ассоциативности: увидеть, объяснить сходство сюжетных эпизодов, образов, мыслей, переживаний, поступков или рассмотреть их контрастное изображение.

Теперь о полемике. Всегда интересно читаются сочинения, в которых поднимаются спорные вопросы, и автор отстаивает свою точку зрения. Можно ввести в работу воображаемого оппонента. Справедливость того или иного суждения тогда доказывается живее, эмоциональнее.
Неповторимость работе придают и лирические отступления. Они, сюжетно выпадая из текста, могут включать в себя раздумья ученика над, казалось бы, посторонними темами, выражают его идеалы, нравственную позицию, таким образом, помогают понять самого автора сочинения. Но смысловая связь между текстом и лирическим отступлением, конечно же, должна присутствовать.

Лирическое отступление к направлению «Спор поколений: вместе и врозь».

Может ли кто-либо заменить нам маму? Маму, в которой мы все нуждаемся, плохие мы или хорошие? Мы все любим свою мамочку сыновней любовью. Мы должны знать, что для кого-то мы дороже жизни, что для кого-то мы незаменимы. Мысль назойливо крутится в голове о незаменимости для своей мамы. В моей душе живет ощущение опоры на кого-то. На того, кому ты и сам нужен.

III. Заключение мастер-класса.

Если ты считаешь себя разбитым
Ты действительно разбит
Если ты думаешь, что не посмеешь,
значит, не решишься
Если тебя хочется выиграть,
но ты думаешь, что не сможешь,
То почти наверняка проиграешь,
В битвах жизни не всегда побеждает
Самый сильный или самый быстрый,
Но рано или поздно тот, кто побеждает,
Оказывается тем, кто считает себя на это способным.


© 2010-2022