Методическое пособие

Методическое пособие для учителей русского языка и литературе в казахстанской школе «Уроки развития речи учащихся 5 класса школ с русским языком обучения. Сочинение  - описание по картине». Цель методического пособия «Уроки развития речи учащихся 5 класса школ с русским языком обучения.  Сочинение  - описание по картине» - помочь учителю организовать работу обучаемых при подготовке к сочинению.Уроки разработаны в соответствии с Программой, учебником для 5 класса общеобразовательной школы с русск...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособиеМетодическое пособие

для учителей русского языка и литературе в казахстанской школе

«Уроки развития речи учащихся 5 класса школ с русским языком обучения. Сочинение - описание по картине».


Цель методического пособия «Уроки развития речи учащихся 5 класса школ с русским языком обучения. Сочинение - описание по картине» - помочь учителю организовать работу обучаемых при подготовке к сочинению.

Уроки разработаны в соответствии с Программой, учебником для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения, распределены по основным разделам: «Развитие связной речи. Что такое тест», «Словообразование и орфография», «Понятие о типах речи», «Морфология и орфография», «Повторение и обобщение изученного».

Составитель пособия предлагает такие формы и методические приёмы работы, которые на всех этапах урока обеспечивают включение личности ученика в процесс творчества.

Словарная работа на уроке призвана обеспечить обогащение словарного запаса учащихся; устная монологическая речь учащихся на уроке служит средством формирования связной письменной речи.

Вопросы, предлагаемые для беседы с классом, помогают обратить внимание не только на собственно описание внешних признаков предметов, но и отобрать эти признаки в зависимости от жанра картины, цветной вклейки.

К каждой теме сочинений подобраны эпиграфы.

Составитель пособия надеется, что разработанные уроки принесут пользу.


Урок №1. Развитие связной речи. Что такое текст. §3.

Цель: повторить, что такое текст; проверить навыки учащихся в использовании основных средств грамматической связи предложений в самостоятельно составленном тексте.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

И.Бунин. «Листопад»

I. Организационный момент: приветствие, запись даты в рабочих тетрадях, подготовка к проверке выполнения домашнего задания.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

1. Беседа по вопросам:

- Что такое речь?

- Что такое общение?

- Какой может быть речь?

- Какая речь называется монологической?

- Какая речь называется диалогической?

- Прочитайте отрывок из подготовленной дома сказки, где использована монологическая и диалогическая речь. (Можно выслушать выступления нескольких учащихся).

- Назовите все известные вам виды речевой деятельности. (Чтение, слушание, говорение, письмо).

2. Подготовленный словарный диктант.

Поколение, сокровищница, диалог, монолог, аппарат, электронный, аллея, багряный.

III. Сообщение темы урока и целеполагание.

IV. Работа по теме урока.

1. Стр. 7, упр .11 .

- Прочитайте предложения.

- Составляют ли данные предложения текст?

- Почему нет?

2. Стр 8, упр. 12.

- Прочитайте предложения.

- Можно ли назвать текстом эти предложения?

- Докажите свой ответ.

- Определите время глаголов - сказуемых.

3. Чтение и изучение правила, стр.8.

4. Практическая работа. Стр.8, упр.13.

- Прочитайте тексты. Самостоятельно определите средства грамматической связи в данных отрывках.

V. Развитие связной речи учащихся: стр 8, упр.14.

Задание: напишите текст на тему « Золотая осень» по картине В. Поленова. (Смотрите цветную вклейку после страницы 144).

  1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

  2. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад». Сравните оба пейзажа.

  3. Запишите эпиграф в тетради.

  4. Выступление заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве Василия Дмитриевича Поленова (Можно демонстрировать в виде слайдов на интерактивной доске).

- Василий Дмитриевич Поленов - выдающийся русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Он родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге. Учился в гимназии, по окончании курса записался в ученики Императорской Академии Художеств. В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую медаль. Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д'Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика. Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско - турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника - цесаревича (впоследствии императора Александра III). По окончании войны поселился в Москве, оттуда в 1884 году совершил путешествие в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет. С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1870х годов Поленов много работал в области театрально - декорационной живописи. В 1882 - 1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И.И.Левитан, К.А.Коровин, И.С.Остроухов, А.Е.Архипов, А.Я.Головин и Е.М.Татевосян.

В 1910 - 1918 годах художник вёл в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра.

Скончался 18 июля 1927 года в городе Таруса и был похоронен на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать свои этюды.

  1. Галерея. Демонстрация на экране или интерактивной доске слайдов. Главные произведения Поленова -

«Московский дворик» (1878г)

«Бабушкин сад» (1879г)

«Лето» (1879г)

«Заросший пруд» (1880г)

«Больная» (1886г)

«Христос и грешница» (1887г)

«Золотая осень» (1893г)

  1. Приглашение к творчеству.

«Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку», - писал Поленов в 1914 году Константину Коровину. - Ведь мы с вами первые открыли её красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в её красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и, прежде всего, за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных её состояниях. «Золотая осень» - символ русской природы.

- Напишите текст - описание картины природы, изображённой В.Поленовым.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

  2. Проверка выполнения задания. Учащиеся читают свои работы (Можно выбрать лучшие).

IV. Резюме. А теперь послушаем искусствоведа. (На экране - картина В.Поленова. Показ сопровождается рассказом).

- Широкая картина природы открывается глазами зрителя. Спокойно катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Её высокий берег переходит в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы, обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения художника - холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками кадра картины. Благодаря этому зритель может мысленно продолжить изображение, представить себе весь вид в целом и осуществить бескрайность запечатлённых художником приокских лугов.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).

- Назовите средства грамматической связи предложений в прослушанном тексте.

(Интонация, предложения расположены в определенной последовательности, для связи предложений используются личные местоимения, повторы слов (картина природы - пейзаж и др., однокоренные слова.))

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание: §3, стр.8, упр.15 (письменно).

Урок №2. Гласные буквы ы - и после ц в разных частях слова. §47.

Цель: исследовать правописание гласных букв ы - и после ц в разных частях слова;

совершенствовать навыки учащихся в написании сочинения по цветной иллюстрации.

Молодой орел под облаком

Расправлял крыло могучее

И бросал глазами молнии

На равнину бесконечную.

С.Есенин

  1. Организационный момент.

  2. Проверка выполнения домашнего здания:

а) стр.145, упр.402;

б) примените правило при выполнении (письменно) упражнения №401;

в) ответьте на вопрос упражнения №400 (устно).

  1. Сообщение темы урока и целеполагание.

  2. Изучение нового.

  1. Проблемное задание: стр.146, упр №407 (устно).

  2. Изучение правила: стр.145-146, §47

  3. Закрепление материала:

а) стр.146, упр 404 (переписать, вставляя пропущенные буквы);

б) стр 146, упр. 407(объяснить написание пропущенных букв);

в) стр 146, упр. 408 (прочитать пословицы и скороговорку, объяснить их смысл).

- В каких случаях можно употреблять эти пословицы?

- Какая буква пропущена?);

г) Стр. 146, упр. 406.

Прочитайте текст и озаглавьте.

Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте изученные орфограммы.

  1. Развитие связной речи учащихся.

Подготовка к сочинению о беркуте, используя цветную иллюстрацию №2.

1. Рассмотрите внимательно фото А.Устиненко «Беркутчи». Обратите особое внимание на изображение птицы.

2. Прочитайте выразительно стихотворение С.А.Есенина.

3. Запишите эпиграф в тетради.

4. Фото называется «Беркутчи». Объясните значение этого слова.

5. Выступление заранее подготовленных учеников:

5.1. Беркутчи - так называют опытных ловцов птиц, занимающихся их выучкой. До сих пор живут легенды и предания о знаменитых охотниках и их питомцах. У кочевых народов Центральной Азии, главным образом казахов, киргизов и монголов, беркут используется в качестве ловчей птицы для охоты на лисиц - корсаков, зайцев, иногда волков, сайгаков и джейранов.

5.2. Охотятся зимой с лошади, обычно утром или вечером. Беркута усаживают впереди беркутчи на лошадь. К выступающему изгибу седла, луке, крепится специальная подпорка с перекладиной, на которую кладется одетая в толстую и длинную кожаную перчатку рука всадника, а сверху на неё усаживается птица. Надетый на глаза кожаный колпачок с бубенцами даёт беркуту ощущение ночи и не отвлекает на дорогу, кожаные ремешки и поводок не позволяют взлетать раньше времени. Приметив дичь, охотник с тревожным криком ослабляет путы, сбрасывает с головы беркута колпачок и подталкивает вверх.

5.3. Беркут - символ просторов Центрального Казахстана. Сарыарки. В геральдике птицы выступают в качестве знака свободы, вдохновения, солнца. бессмертия. Беркут соотносится с вершиной мирового древа и со стихиями воздуха и огня. Также беркут является символом прозорливости, обозрения просторов. Белый цвет беркута означает чистоту, солнечный свет и добро. Оперение беркута олицетворяет солнечные лучи. Крылья выступают символом быстроты, обозначают возвышенный образ мыслей и благородство поступков. Беркут - на гербе города Караганды.

  1. Лексический разбор слов: геральдика, герб, мировое древо.

  2. Рефлексия.

  3. Домашнее задание: стр. 147. Упр. 409 - написать сочинение о беркуте.

Урок №3. Понятие о типах речи. Описание животного. §49.

Цель: закрепить речеведческие понятия (текст, основная мысль и тема текста, тип текста - описание); повторить литературоведческие понятия «сравнение» и «олицетворение», подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения.

  1. Проверка выполнения домашнего задания (стр.152, упр.426, 1 часть).

  2. Сообщение темы урока и целеполагание.

  3. Задание для настоящих сыщиков. Учитель демонстрирует на интерактивной доске фото собак различных пород или предлагает картинки - иллюстрации и просит помочь найти потерявшуюся собаку по следующему описанию:

Потерялся маленький щенок. Шерсть длинная, прямая, белая. Глаза черные, круглые, выразительные. Ножки короткие. Уши длинные. На белом фоне выделяется черненький носик - кнопочка.

После того, как ученики - «настоящие сыщики» - найдут соответствующую описанию картинку, учитель просит ответить на вопрос:

По каким признакам вы нашли потерявшуюся собаку?

  1. Изучение новой темы.

1. Знакомство с теорией: стр. 152 - чтение и изучение правила.

2. Практическая работа:

а) стр.152, упр. 427 - определите тип каждого текста и скажите, какими признаками вы руководствовались при этом;

б) стр. 153, упр. 428 - прочитайте текст, разделите его на части и озаглавьте каждую часть. Определите основную мысль и стиль текста. Напишите изложение.

  1. Подготовительная работа к выполнению домашнего задания: написать сочинение о снежном барсе, используя цветную вклейку.

Демонстрируется фильм о снежном барсе или ученики слушают выступление заранее подготовленных учащихся.

1. Снежный барс, или ирбис, - символ независимого Казахстана, города Алматы и зимней Азиады. Этот царственный зверь во многих культурных традициях разных стран мира символизирует силу и независимость. В Стратегии развития страны до 2030 года Казахстан характеризуется как «молодой барс, готовящийся к прыжку». Казахстанскому барсу характерны мужественность, независимость, гибкость и храбрость.

2. По мнению разработчика талисмана VIIх зимних Азиатских игр Тиграна Туниянца, «по внутреннему характеру это животное очень близко к олимпийским девизам, традициям». Для смелого, ловкого и выносливого Ирби снег - родная стихия, а спорт - образ жизни. Сильный, грациозный, полный энергии, он очень дружелюбен и не мыслит своей жизни без движения и общения.

3. Появление символа зимней Азиады - 2011 сопровождает легенда: «Высоко в горах живет снежный барс по имени Ирби. Никто не может сравниться с ним в ловкости, силе и выносливости. Больше всего на свете он любит играть - резвиться на снегу, прыгать по скалам и постоянно придумывает всевозможные забавы, лишь бы не сидеть на месте. Но, к сожалению, на высоких горных пиках не с кем играть - там лишь пугливые архары да горные орлы. А Ирби очень общителен и дружелюбен. Однажды Ирби услышал, что в самых важных городах его страны - Астане и Алматы - устраивается большой праздник под названием Азиатские игры, на которые из разных стран приезжают люди, такие смелые, сильные и выносливые, как снежные барсы. «Вот где я найду себе друзей», - обрадовался Ирби и отправился в путь.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: стр. 154, упр. 429.

Урок №4. Собственные и нарицательные имена существительные. §55.

Цель: отработать правила правописания имен собственных, научить классифицировать существительные по значению.

Из удивительного сна

Стремительною птицей

Явилась миру Астана -

Мечты моей столица!

Б.Каирбеков.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока и целеполагание.

  3. Работа над новой информацией по технологии «Мозговой штурм (интерактивная доска).

Задание:

1. Прочитай текст с целью найти новую для себя информацию.

2. Озаглавь текст.

3. Названиями каких предметов являются нарицательные существительные? А собственные?

4. Каких имен в русском языке больше - нарицательных или собственных - и почему?

5. Чем отличаются имена собственные от собственных наименований?

6. Назови орфографическое отличие собственных имен от нарицательных.

Текст: Деление существительных на собственные является самым древним. Нарицательные отличаются от собственных тем, что они одним именем называют все однородные предметы (город, река, человек, страна и др.), а собственные являются названиями единичных предметов (Москва, Волга, Иван, Россия и др.)

Страна - это общее слово для всех стран, однако у каждой страны есть индивидуальное имя: Казахстан, Болгария, Польша, Германия и т.д., есть свое имя, отчество и фамилия у каждого человека. Лев Николаевич Толстой - имя, отчество и фамилия великого русского писателя. Одна из его повестей называется «Детство». Собственные заглавия имеются у книг.

Собственных имен гораздо больше, чем нарицательных. Сколько в мире стран, рек, озёр, городов, деревень! Все они имеют имена. Иногда эти имена состоят не из одного слова, а из нескольких и называются собственными наименованиями: Великая Отечественная война, «Капитанская дочка», Царское Село.

Задание: Выписать из данного текста 5 нарицательных и 5 собственных имен существительных.

Дополнить запись 3 - 4 своими примерами.

  1. Работа по учебнику: 1) стр.170, упр. 461 - распределительное письмо.

2) Наблюдение. «Это интересно!» - стр.169.

3) Минутка для шутки: стр.170, упр. 466 - выписать существительные, придуманные автором.

4) «Юные краеведы»: стр.170, упр.464.

5) Развитие речи. Подготовка к сочинению о столице нашей республики г.Астане. (Можно использовать фрагмент фильма «Астана» из коллекции мультимедийных энциклопедий или выслушать выступления заранее подготовленных учащихся). Например: Город Астана - столица Республики Казахстан с 10 декабря 1997 года. Город расположен в северном Казахстане на берегу реки Ишим. После обретения столичного статуса и организации особой экономической зоны «Астана - новый город» здесь реализуется множество современных архитектурно - градостроительных проектов. В 1999 году Астана по решению ЮНЕСКО получила звание «город мира».

Затем подготовленные учащиеся могут рассказать о наиболее интересных зданиях и сооружениях, или о тех, что представлены на фото Б.Бузина в учебнике.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: §55; стр.170, упр.465 (письменно).

Урок №5. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §63.

Цель: научить употреблять разносклоняемые и несклоняемые существительные в соответствии с нормами культуры речи; сформировать умение определять ряд несклоняемых существительных, согласовывать с ними другие слова, правильно писать их.

Родная земля и в гости мила.

Пословица.

  1. Организационный момент: приветствие, запись даты в рабочих тетрадях, подготовка к проверке домашнего задания.

  2. Проверка выполнения домашнего задания.

1. Склонение существительных 1 склонения множественного числа: земли, страны.

2. Склонение существительных 2 склонения множественного числа: окна, столы.

3. Склонение существительных 3 склонения множественного числа: мыши.

4. Самостоятельная работа: поставить существительные в форму множественного числа Р.п.

5. Сочинение - миниатюра «Что мы купили в супермаркете»: стр.187, упражнение №513.

6. Выставление оценок.

  1. Сообщение темы урока и целеполагание.

1. Проблемный вопрос:

Почему 10 существительных на - мя и существительное мужского рода путь называют разносклоняемыми?

2. Изучение правила: стр.187-188.

Вопросы: Какое наращение имеют существительные на - мя во всех падежах, кроме И.п. и В.п.? Какие существительные в Р.п. множественного числа имеют -ян-, а не - ен?

3. Закрепление правила:

3.1. Стр.188, упр. 514 (письменно)

3.2. Объяснительный диктант: стр.188, упр.515.

3.3. Разноуровневые задания: 1 группа, стр.188, упр.516; 2 группа, стр.189, упр.517.

4. Дополнения к основному правилу: стр.189-190.

4.1.Неизменяемые существительные.

4.2. Несклоняемые существительные.

4.3.Определение рода несклоняемых существительных

4.4. Определение рода сложносокращенных слов.

4.5.Комментируемое письмо: стр.190, упр.519.

4.6. Самостоятельная работа: стр.191, упр.521.


  1. Развитие речи. 1. Стр.191, упр.552. Составить рассказ о достопримечательностях родного края для туристов, приезжающих в Казахстан. При описании использовать иллюстрацию «Озеро Бурабай». (Для составления рекламного проспекта можно использовать легенды. 1. Легенда о скале Жумбактас.

У подножия легендарной скалы Окжетпес из воды поднимается на высоту 18 метров Жумбактас, что в переводе означает «Скала-загадка».
Как среди озера могла возникнуть такая чудесная скала?
Если ехать с поляны Аблай-хана в Боровое, то сначала мы увидим профиль старушки, затем постепенно она будет молодеть, и появится профиль молодой девушки - красавицы-калмычки из легенды. Выйдя на восточный берег и внимательно взглянув на загадочный камень, вы увидите царевну - лягушку, сидящую на поверхности воды, а в очертаниях этой скалы с вершины горы Болектау просматривается лодка, быть может, та самая, построенная руками певца из легенд. Одна из легенд про Жумбактас, скалу-загадку, гласит: «В стародавние времена жил в степях Казахстана один бай. Было у этого бая много сыновей, но его главной радостью, главным его богатством была единственная дочь - красавица, умница, рукодельница и лихая наездница. Сватались к ней только богатые баи. Даже сам могущественный хан, прослышав о необыкновенной красоте девушки, решил заглянуть в тот аул, но хана опередил бедный акын.
Певец с золотым голосом, он играл на домбре и был очень красив. Дочь бая и певец с первого взгляда полюбили друг друга. Влюблённые понимали, что бай будет против их союза и решили ночью тайно бежать из аула на аргамаках. После долгого пути беглецы остановились у озера Бурабай, братья девушки нашли свою красавицу-сестру. А певец уже сделал лодку, на которой вместе с любимой любовались красотой голубого озера.
Увидев в заливе лодку, жестокие сыновья бая пустили стрелы. Одна из стрел пронзила сердце влюблённого джигита. Красавица в ужасе со слезами попросила всевышнего превратить её вместе с лодкой, построенной руками любимого, в камень, так как жизнь без любимого ей не нужна… Просьба была выполнена.
Так на озере появилась скала Жумбактас. Буквально - загадочный камень…


  1. 2. Легенда о скале Окжетпес.

В далёкие времена, когда здесь жили казахи и калмыки, между ними была вражда. После удачного набега на калмыков хан Аблай с богатой добычей возвращался в урочище Бурабай. Воины стали делить добычу. Был бы этот делёж быстрым и скорым, но возник спор из-за пленницы - красавицы калмычки, каждый из воинов хотел взять её в жёны. Долго не затихал спор, и только хан Аблай прекратил его. Он приказал привести пленницу в свой шатёр и дал ей возможность самой сделать выбор. Девушка отдала белый платок хану и попросила укрепить платок на вершине утёса. Чья стрела достанет этот платок, тот и будет женихом красавицы. Десять славных джигитов с большим трудом покорили вершину и укрепили платок. Красавица встала на выступ скалы, чтобы наблюдать за полётом стрел. Стрелы самых отважных батыров по кличу хана полетели к вершине, но платок остался нетронутым. Скалу потом так и назвали - Окжетпес - «Стрелой не достанешь». А пленница, зная, что не будет ей свободы, бросилась с выступа скалы в озеро. И на месте её гибели появилась скала Жумбактас…

2. Проверка выполнения задания.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: §63, стр.189, упр. 518(творческое).

Урок №6. Культура речи. Роль имен прилагательных в речи. §72

Цель: практическим путем подвести учащихся к пониманию роли прилагательного в описании вообще и в художественном описании в частности.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Н.Тулупова.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока и целеполагание.

  3. Работа по учебнику.

1. Стр.214, упр.581.

Подберите определения -прилагательные к словам. Запишите словосочетания в тетрадь, обозначьте главное слово в славосочетании, прочитайте по очереди, отметьте оригинальные определения.

2. Стр.215, упр.582.

Вставьте пропущенные определения в текст.

Оцените эти прилагательные - определения с точки зрения их красочности, выразительности.

Определите, каким членом предложения являются эти прилагательные.

3. Комплексное задание. Отрывок из очерка К.Паустовского «Толпа на набережной» демонстрируется на интерактивной доске, экране или читается по учебнику: стр.215, упр.583.

Прочитайте текст.

Выпишите из текста словосочетания.

Определите основную мысль текста и его стиль.

Отметьте слова и обороты, характерные для данного стиля, постарайтесь сохранить их в пересказе текста. (Сусальный от слова сусаль - тончайшие пластинки металла, употребляемые для отделки).

4. Повторение трудных орфограмм. Стр.215, упр.584.

  1. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению - описанию в художественном стиле.

1. Рассмотрите цветные иллюстрации в учебнике: «Матрешка. Русский национальный сувенир»(или учитель демонстрирует слайды на интерактивной доске или экране).

2. Опишите (устно) матрешку или куклу из войлока.

3. Какое чувство вызывает у вас игрушка?

4. Выступления заранее подготовленных учащихся.

4.1. Матрешка (уменьшительное от имени Матрёна) - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Чтобы изготовить матрешку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины, в основном, липу, реже ольху или березу. Самую маленькую куклу - неразборную- делают первой. Когда «малышка» готова, мастер начинает следующую фигурку, в которую войдет первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом мастер повторяет процесс, делая немного большую куклу, в которую войдут две предыдущие. Количество кукол колеблется от 3х до 60. Когда готова каждая кукла, её покрывают масляным лаком, чтобы залить все шероховатости. После окончательной сушки и полировки гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски. В качестве красок используется водянистая гуашь.

4.2.Самыми популярными казахскими сувенирами являются изделия из войлока. Прежде всего это маленькие фигурки верблюдов. Большим спросом пользуются войлочные шкатулки в виде юрт. И красиво, и функционально. Среди казахских сувениров - великолепные куклы. Кукла - это не только игрушка для детей, но и прекрасный подарок, который дает представление о народе, о национальном костюме. Казахские куклы очень красивы. (Можно использовать фрагменты из «Антологии казахского костюма». Коллекция мультимедийных энциклопедий).

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: стр.217, упр.587.

Урок №7. Разделы науки о языке §90.

Цель: реализовать комплексное повторение основных разделов науки о языке.

…Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

С.Есенин

… Я более всего

Весну люблю.

С.Есенин.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока и целеполагание.

  3. Повторение и обобщение изученного.

1. Проверка выполнения домашнего задания: стр.247, упр.672 или упр.673 (по выбору учащихся).

2. Анализ отрывка из книги И.Семёнова, Л.Давыдычева «Жизнь Ивана Семёнова». (Демонстрируется на экране или интерактивной доске):

Вминстерство. Учительница миня мучеит за каждую ашыпку ставит пару. Прашу принят меру и асвабадит миня по здаровю атучебы спасибо. Хачу палучит пеньсию. За это квам опять спасибо и привет.

- Лёгкой ли была жизнь Ивана Семёнова?

- Почему?

3. Чтобы не быть похожими на Ивана Семёнова, поработаем серьёзно: стр.248, упр.674.

Озаглавьте таблицу. Заполните её названиями понятий науки о языке, изученными в 5 классе, используя слова для справок.

4. Повторение фонетики: стр.248, упр.676.

5. Повторение лексики: стр.250, упр. 680 (утно).

6. Повторение словообразования: стр.249, упр.678.

7. Повторение морфологии: стр.249, упр. 679.

8. Повторение синтаксиса: стр. 250, упр 680 - записать первое предложение, выполнить его синтаксический разбор.

  1. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению.

1. Ю.Коваль. Миниатюра «Весенний кот» (демонстрируется на экране или интерактивной доске).

Пришла весна, зацвели мать - и - мачеха и незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно расцвел Кот.

Подснежниками заголубели котовьи усы, мать - и - мачехой и листом черемухи зазолотили глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные сережки.

Разукрашенный, цветущий, полёживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая.

Я все ждал, что на хвосте у него объявится какой - нибудь тюльпан весенний, особенный, котовий, но тюльпан не появлялся.

«Наверно, у котов хвосты цветут позднее, - думал я. - Летом, в июле».

- Прочитайте миниатюру.

- Что, по - вашему, придает ей особую, очень теплую окраску?

- Перескажите миниатюру, сохранив её добрый тон и юмор.

2. Работа по учебнику: стр.145 - вклейка «Яблоня в цвету».

- Какие чувства и ассоциации вызывает у вас эта фотография?

- Опишите ветку цветущей яблони.

Словарная работа: весенним солнцем, листья, лепестки, тычинки, аромат, невеста, веточки, символ, весна, весенний, красота, юный, зелёный, резной, рассвет, ветер, праздник, картина, алая заря, соловьиная трель, пахучий, красивый.

.

4.Синтаксический разбор предложения: Нежный белый цвет лепестков яблони является цветом мира. (Предложение повеств., невоскл., простое, двусоставное, полное, распространённое, ничем не осложнено)

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: стр.250, упр.681.

Список использованной литературы

1. М.Р.Кондубаева, В.К.Павленко, Т.А. Абжанова, Ф.Г.Брулева. Русский язык. Методическое руководство. Для учителей 5 класса общеобразовательной школы. Алматы, «Атамура», 2010г.

2. М.Р.Кондурбаева, Ф.Г.Брулева, Т.А.Абжанова, В.К.Бегалиева. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения. Алматы, « Атамура», 2010г.

3. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. Энциклопедический словарь юного художника. Москва, «Педагогика», 1983 год.

4. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Москва, «Русский язык», 1988 год.

5. Словарь иностранных слов. Под редакцией И.В. Лехина и др. Москва, «Русский язык», 1983 год.

6.Материалы «Коллекции мультимедийных энциклопедий».



© 2010-2022