Рабочая программа по русскому языку 6 класс

      При составлении  рабочей программы изменено количество часов на изучение  разделов. Цель данного изменения – несоответствие количества часов в «Программе общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы», авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2008 год. (программа рассчитана на 5 часов в неделю)  и  в учебном плане  школы   на 2014-2015уч. год ( программа рассчитана на 4 часа)           Содержание обучения русскому языку структурирова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»

Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании ШМО зам. директора по У ВР директор школы

руководитель ___________И.Х. Гумеров

__________Г.Н.Закиржонова _______А.М.Фархутдинова

« 25 » августа 2014 года. « 26 » августа 2014 года « 27 » августа 2014 года.



Рабочая программа

по русскому языку для 6 «Б» класса

учителя 1 квалификационной категории

Зариповой Нафисы Мунировны.



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №1

« 27 » августа 2014года.



Введено в действие Приказ № 159 от 27 августа 2014 года

2014-2015 уч.год

Учебно-тематическое планирование

по русскому языку



Класс 6Б

Учитель Зарипова Н.М.

Количество часов

Всего 140 часов; в неделю 4 часа

Рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений (Русский язык 5-9 кл.). Москва, Просвещение 2008. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.

Учебник Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений (Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, 30-е изд., М. : Просвещение, 2008.).















Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427),

- - Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241),

- Закона Российской Федерации от 10 июня 1992 года №3266-1 (ред.от 18.07.2011) «Об образовании»;

- Учебного плана на 2014-2015 учебный год МБОУ « Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1», принятый педсоветом №1 от 27 .08. 2014 г и утвержденный приказом № 159 директора от 27 .08.2014 г.

- Программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Москва « Просвещение» 2008 год,

Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в Государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.

При составлении рабочей программы изменено количество часов на изучение разделов. Цель данного изменения - несоответствие количества часов в «Программе общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы», авторы-составители М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2008 год. (программа рассчитана на 5 часов в неделю) и в учебном плане школы на 2014-2015уч. год ( программа рассчитана на 4 часа)

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г. в содержании развернутого тематического планирования реализованы актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

  • освоение языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций,

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе.

Особое место в системе работы на уроках русского языка по развитию речи занимают межпредметные связи, развивающие языковое мышление учащихся. Изучение русского языка в 6 классе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает личностно - ориентированный подход к ученику, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.









Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,

  • рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор частей речи, изученных в 6 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6-м классе;

  • объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;

  • извлекать информацию из различных источников;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отзыв, выступление);

  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, темой, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии, изученные в 6 кл.;

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее

  • правильности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку;

увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным

предметам и продолжения образования.



























Учебно-методическое обеспечение

Для учащихся

Учебник Русский язык 6 класс под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской., Л.А. Тростенцовой, М. « Просвещение» 2008 года

Тесты по русскому языку 6 класс

Для учителя

Учебник Русский язык под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской., Л.А. Тростенцовой, М. « Просвещение» 2008

« Уроки русского языка в 6 классе» Богданова Г.А. М. « Просвещение», 2007.

Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс, О.В Беляева, О.А. Даценко « Вако» 2009.

Журнал « Русский язык в школе»

Орфографические словари

Толковый словарь русского языка . Даля

Орфоэпический словарь русского языка

Словарь синонимов

Словарь антонимов

Фразеологический словарь русского языка

Интернет сайты:

nsportal.ru› Школа› Русский язык›…-yazyku-v-6-klasse

nashol.com› 2012092867246/uroki-russkogo…6-klass…g…

lingvist.ucoz.ru›publ/28-1-0-98

.Л.Т. Григорян « Язык мой - друг мой» Материалы для внеклассной работы по русскому языку., 2-е издание ,М. « Просвещение», 1988. Л.А. Шкатова « Подумай и ответь», занимательные задачи по русскому языку, М. « Просвещение»», 1989.

В.М. Бурмако. « Русский язык в рисунках» М. « Просвещение», 1991.

В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.З. Розенталь « Занимательно о русском языке», Ленинград « Просвещение», ленинградское отделение, 1990.

Л.Д. Чеснокова, С.Г. Букаренко « На берегах ЛИНГВИНИИ» занимат. задачник по русскому языку, _М., Просвещение: учеб. лит., 1996.

К.П. Алликметс, А.А. Метса . Поговорим… Поспорим… - Л.: Просвещение, Ленингр. Отд-ние. 1991.

Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев. Русское слово., курс « лексика и фразеология» - М, : Просвещение, 1983.

Д.Э. Розенталь. А как лучше сказать?: Кн. Для внеклассного чтения. - М,: Просвещение, 1979.

Э.А. Вартаньян .Путешествие в слово. Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1982

Е.М. Минскин. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1982

Е.В. Муравенко и др. Русский медвежонок - 2007, Киров, ООО « Слово» 2008.


Содержание программы

Содержание программы

Количество часов

Развитие речи

Язык - важнейшее средство общения

1ч.


Повторение пройденного в V классах

10ч.

3ч.

Лексика и фразеология. Культура речи

13ч.

3ч.

Словообразования. Орфография. Культура речи

18ч.

6ч.

Морфология. Орфография. Культура речи

. Имя существительное -

15ч.

2ч.

Имя прилагательное

18ч.

2ч.

Имя числительное

10ч.

1ч.

Местоимение

15ч.

3ч.

Глагол

13ч.

3ч.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

4ч.

Итого :

117ч.

23ч.

Контрольный диктант - 7

Тестирование:- 3



Тематическое планирование.

урока

Тема

урока

Освоение предметных знаний( формирование базовых понятий, умений, навыков)

Кол-во

часов

Тип урока

Вид контроля

Домашнее задание

Сроки

план

план

1

Русский язык - один из развитых языков мира

Знать всё о богатстве русского языка. Уметь самостоятельно работать с материалом учебника

1ч.

Комбинированный

Орфоэпическая работа

Упр 2, прочитать на с. 223 инструктаж по выполнению подобных упражнений

2.09

Повторение пройденного в 5 классе (10+3)13ч

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография

Знать всё о звуках русского языка. Уметь производить фонетический разбор слова

1ч.

Комбинированный

Словарный диктант

Упр. 6 и 7, повторить правописание слов с безударными гласными в корнях, определение морфемы, типы морфем.

3.09

3.

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слова

Знать правила о морфемах

Уметь находить морфемы в словах

1ч.

Комбинированный

Творческий диктант

Упр 13, повторить орфограммы в приставках и в корнях слов

4.09

4.

Части речи. Морфологический разбор слова.

Знать о частях речи

Уметь производить морфологический разбор

1ч.

Комбинированный

Словарный диктант

Упр 20(п) параграф 3.

6.09

5

Орфограммы в окончаниях слов

Знать правила о правописании орфограмм в окончаниях слов

Уметь находить орфограммы в словах

1ч.

Комбинированный

Групповая работа

П. 4 .упр 24(п), подготовиться по

упр 25.

9.09

6

Р.р. Написание обучающего сочинения по теме: «Памятный день летних каникул»

Знать методику написания сочинения на заданную тему

Уметь определять стиль и тип текста

1ч.

Урок развития речи

Работа в парах

Дописать сочинение.

10.09

7

Словосочетание

Знать о словосочетании

Уметь определять вид связи слов в словосочетании

1ч.

Комбинированный

Групповая работа

Упр 28(п),с. 13

11.09

8.

Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения простого предложения

Знать о простом предложении

Уметь ставить знаки препинания в предложении

1ч.

Комбинированный

Творческий диктант

Упр 30(п) с 13

13.09

9

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении

Знать виды сложных предложений

Развивать пунктуационные умения

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

Упр 38(п) с.16

16.09

10

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений

Знать виды сложных предложений

Совершенствовать умения производить синтаксический разбор

1ч.

Комбинированный

Свободный диктант

Упр 39(п) с 17

17.09

11

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Знать способы передачи чужой речи

Уметь пунктуационно оформлять предложения с прямой речью

1ч.

Комбинированный

Графический диктант

П 9, упр. 45(п)

18.09

12

Р.р. Текст. Деление текста на части

Активизировать знания учащихся о тексте

Развивать коммуникативные умения учащихся

1ч.

Развитие речи

Творческое задание

П. 10 , упр 48 (п) исправить ошибки и записать текст

20.09

13

Р.р. Официально-деловой стиль, его языковые особенности

Активизировать знания учащихся о стилях речи

Развивать коммуникативные умения учащихся

1ч.

Развитие речи

Коммуникативное задание

П 11, подготовиться к диктанту

23.09

14

Контрольный диктант по повторению пройденного в 5 классе

Выявить уровень усвоения теоретического материала, сформированность языковых умений школьников

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

диктант

24.09

Лексика. Фразеология. Культура речи (13+3) 16ч

15

Анализ контрольного диктанта.

Повторение пройденного по лексике в 5 классе

Актуализировать знания учащихся

Совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

1ч.

Комбинированный

Групповая работа

Упр.57(п)

25.09

16

Р.р. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы

Развивать коммуникативные умения учащихся

1ч.

Урок развития речи

Словарная работа

Подготовиться к написанию сочинения по картине.

27.09

17

Р.р. Сочинение по картине А.М. Герасимова « После дождя»

Развивать коммуникативные умения учащихся

Урок развития речи

30.09

18

Общеупотребительные слова

Актуализировать знания учащихся

Развивать устную речь учащихся

1ч.

Комбинированный

Свободный диктант

П 14. Прочитать теоретические сведения с. 27,

1.10

19

Профессионализмы

Раскрыть значение термина «профессионализмы»

Развивать устную речь учащихся

1ч.

Комбинированный

Групповая работа

упр. 71(п)

2.10

20

Диалектизмы

Раскрыть значение термина «диалектизмы»

Развивать устную речь учащихся

1ч.

Комбинированный

Распределительный диктант

Выучить правило на стр 31, упр.75(подготовиться к изложению)

4.10

21

Р.р. Написание сжатого изложения по теме «Собиратель русских слов»( по упр 75)

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

1ч.

Урок развития речи

Сжатое изложение

7.10

22

Жаргонизмы

Объяснение значение термина «жаргонизмы»

Развивать речевые и орфографические умения учащихся

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 17 Прочитать теоретические сведения, упр 77(п)

8.10

23

Эмоционально окрашенные слова

Объяснение значение термина «нейтральные и стилистически окрашенные слова»

Развивать речевые и орфографические умения учащихся

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П.18., упр 81,83(п)

9.10

24

Устаревшие слова

Разъяснить содержание понятия «устаревшие слова»

Развивать речь учащихся

1ч.

Комбинированный

Словарный диктант

П.19 Прочитать теоретические сведения, упр. 86(у)

11.10

25

Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка

Разъяснить содержание понятия «неологизмы»

Развивать речь учащихся

1ч.

Комбинированный

Групповая работа

П20 Прочитать теоретические сведения, упр. 89(п)

14.10

26

Исконно русские слова

Дать определение понятию «исконно русские слова»

Совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

1ч..

Комбинированный

Словарный диктант

П21 Прочитать теоретические сведения, упр 93(п)

15.10

27

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов

Дать определение понятию «фразеологизмы»

Совершенствовать орфографические умения

1ч.

Комбинированный

Словарный диктант

П 22выучить правило

Упр.98(п)

16.10

16.10

28

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

Дать представление о двух источниках фразеологизмов в русском языке

Совершенствовать речевые умения учащихся

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 23 Прочитать теоретические сведения, упр.101(п) подобрать 5 фраз-мов с общим словом голова.

18.10

18.10

29

Обобщение и систематизация по теме: «Лексика и фразеология. Культура речи»

Обобщить знания учащихся по теме «Лексика и фразеология»

Совершенствовать речевые и орфографические умения

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

Викторина

.подготовиться к диктанту.

21.10

21.10

30

Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»

Выявить уровень усвоения теоретического материала, сформированность языковых умений школьников

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

Диктант

Вспомнить, что такое словообразование, какие способы образования слов существуют

22.10

Словообразование. Орфография. Культура речи.( 18+6) 24ч.

31

Анализ диктанта.

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе

Актуализировать знания учащихся о составе слова

Развивать орфографические умения

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 24.разобрать по составу слова, данные на доске.

23.10

32

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе

Актуализировать знания учащихся о составе слова

Развивать орфографические умения

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

Упр 115(п), упр 117(п)

25.10

33

Р.р. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности

Совершенствовать устную и письменную речь учащихся

Развивать орфографические умения

1ч.

Урок развития речи

Фронтальная беседа

П25.составить описание своей комнаты, класса или магазина

28.10

34-35

Основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный

Дать представление об основных способах словообразования

Научить строить словообразовательные цепочки

2ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 26 упр 123, 124(п)

П 26, упр 127,128(п)

29.10

30.10

36

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов.

Дать толкование термина «этимология»

Научить производить этимологический разбор слов

1ч.

Комбинированный

Свободный диктант

П 27, упр 131

1.11

37

Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Выборочный пересказ исходного текста

Совершенствовать текстовую деятельность

1ч.

Урок развития речи

Составление сложного плана

Подготовиться к написанию сочинения на тему

« Описание

помещения»

11.11

38

Р.р. Сочинение- описание классной комнаты.

Совершенствовать текстовую деятельность

1ч.

Урок развития речи

Составление сложного плана

Упр.135(п)

12.11

39

Правописание чередующихся гласных о и а в корне -кос- - -кас-

Совершенствование орфографических умений учащихся

1ч.

Комбинированный

Словарный диктант

П28 с 61 упр 138(п)

13.11

40

Правописание чередующихся гласных о и а в корне -гор- - -гар-

Совершенствование орфографических умений учащихся

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

Упр 147. Повторить

Правила п 28-29

15.11

41

Закрепление тем. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -кос- - -кас- и -гар-

- гор-

Совершенствование орфографических умений учащихся

1ч.

Урок закрепления

Словарный диктант

18.11

42

Буквы ы и и после приставок на согласные

Развивать орфографические умения учащихся

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 30 стр 64 выучить правило, упр 152-153(п)

19.11

43

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Совершенствование орфографических умений учащихся

1ч.

Комбинированный

Комментированное письмо

П31 стр 66

Упр 155(п)

20.11

44

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Развивать орфографические умения учащихся

1ч.

Урок-практикум

Творческий диктант

Упр 158, подготовиться к словарному диктанту на слова, расположенные на стр 68-69

22.11

45

Правописание гласных в приставках пре- и при-

Познакомить учащихся с трудными случаями правописания приставок пре- и при-

1ч.

Урок-практикум

Свободный диктант

Упр 166(п)

25.11

46

Тест по теме

« Правописание корней»

Отработка орфографических и пунктуационных умений и навыков

1ч.

Урок проверки уровня усвоения тем.

тест

Прочитать

« Станционный смотритель»

26.11

47

Р.р. Подготовка к написанию выборочного изложения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

1ч.

Урок развития речи

Выборочное изложение

Упр 166 устно

П 32

27.11

48

Р.р. Написание выборочного изложения по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

1ч.

Урок развития речи

Выборочное изложение

29.11

49

Правописание соединительных гласных о и е

Познакомить учащихся со способами образования сложных слов

Совершенствование орфографических умений учащихся

1ч.

Комбинированный

Тест

П33упр 167, индив. задание упр 168(п)

2.12

50

Сложносокращённые слова

Дать представление о способах образования сложных слов

Совершенствование орфографических умений учащихся, развивать речь учащихся

1ч.

Комбинированный

Распределительный диктант

П 34Упр упр 175(п)

3.12

51

Р.р. Написание сочинения по картине Т.Н. Яблонской «Утро»

Совершенствование текстовой деятельности учащихся

Совершенствовать орфографические умения

1ч.

Урок развития речи

Практическая работа

4.12

52

Морфемный и словообразовательный разбор слова

Формировать умение производить морфемный и словообразовательный разбор

Совершенствовать орфографические умения

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 35 выучить порядок морфемного и словообразовательного разбора

6.12

53

Обобщение и систематизация по теме «Словообразование и орфография. Культура речи»

Актуализировать знания учащихся об основных способах словообразования

Совершенствовать орфографические умения

1ч.

Урок-практикум

Творческий диктант

Подготовиться к диктанту , повторить правила п. 29-35

9.12

54

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография. Культура речи»

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Словообразование»

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

Диктант

Повторить сведения об имени существительном,

Полученные в 5 классе.

Морф. разбор сущ.

Кожа, лицо, дочь,

столом.

10.12

10.12

Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное (15+2)17ч.

55-56

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе

Повторить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе

2ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П.36 упр 194(п)

Упр 195(у)

11.12

13.12

11.12

57

Развитие речи. Письмо

Научить учащихся правильному написанию письма

1ч.

Урок развития речи

Практическая работа

16.12

16.12

58

Склонение существительных на -мя

Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными

Формировать умение правильно их писать

1ч..

Комбинированный

Творческий диктант

П 37 упр 206 -207(п)

17.12

17.12

59

Буква Е в суффиксе -ен- существительных на - мя

Формировать умение правильно их писать разносклоняемые существительные

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 38 упр 215(п)

18.12

60

Несклоняемые имена существительные.

Знакомство с несклоняемыми именами существительными и со способами определения рода имён существительных

Комбинированный

Орфографический диктант

П 39с 87 упр 222, составить предложения со сложносокращенными словами вуз, ГЭС,МГУ,завхоз,

Зарплата, Газпром.

20.12

61

Род несклоняемых имен существительных

Знакомство с несклоняемыми именами существительными и со способами определения рода имён существительных

1ч.

Комбинированный

Орфографический диктант

П 40 упр 228(п)

23.12

62

Имена существительные общего рода

Знакомство с существительными общего рода

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 41упр 233, подготовиться к диктанту

24.12

63

Морфологический разбор имени существительного

Сформировать умение определять морфологические признаки имени существительного и делать морфологический разбор имени существительного

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 42

Подготовиться по упр 236( устно)

25.12

64

Развитие речи. « Мое первое знакомство с…..»

Развитие письменной речи учащихся

1ч.

Урок развития речи

сочинение

27.12

65

Не с существительными

Формировать навыки написания не с существительными

1ч.

Комбинированный

Творческое списывание

П 43с 95упр240. Индив. задание упр 241(п)

13.01

66

Не с существительными

Формировать навыки написания не с существительными

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П.43 упр 243(п)

14.01

67

Согласные ч и щ в суффиксе - чик- (-щик-)

Формировать навыки правописания суффиксов - чик (-щик)

1ч.

Комбинированный

Орфографический диктант

П 44 упр 246,248(п)

15.01

68

Правописание гласных в суффиксах существительных-ек-, -ик-

Формировать навыки правильного написания гласных в суффиксах -ек и

-ик

1ч.

Комбинированный

Орфографический диктант

П 45упр252(п)

17.01

69

Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных

Формировать навыки написания гласных о и е в суффиксах существительных

1ч.

Комбинированный

Тест

П 46, упр 256(п), упр 257(п)

20.01

70

Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное»

Повторить изученное об имени существительном, устранить пробелы в знаниях учащихся

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

Подготовиться к диктанту

21.01

71

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя существительное»

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

Диктант

Вспомнить изученное в 5 классе о прилагательном

22.01

Имя прилагательное (18+2) 20ч.

72

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Повторить сведения об имени прилагательном

1ч.

Комбинированный

Диагностические диктанты

П 47упр 271

24.01

73

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Повторить сведения об имени прилагательном

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П.47, упр272(п)

27.01

74

Р.р. Описание природы, структура данного текста, его языковые особенности

Научить детей составлять связный текст описательного характера, углубить знания учащихся о тексте

1ч.

Урок развития речи

Словарно-стилистическая работа

П 48

28.01

75-76

Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения

Познакомить учащихся со степенями сравнения имён прилагательных. Выработать навыки образования простой и составной формы сравнительной степени

2ч.

Комбинированный

Работа с текстом

П 49с111, упр 288(п)

Повт п 49 284(п)

29.01

31.01

77

Качественные прилагательные

Познакомить учащихся с понятием «разряды имён прилагательных»

Сформировать умение отличать качественные имена прилагательные

1ч.

Комбинированный

Орфографический диктант

П 50 упр 291(п)

3.02

78

Относительные прилагательные

Познакомить учащихся с понятием «разряды имён прилагательных»

Сформировать умение отличать относительные имена прилагательные

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 51упр 295 индив задание упр 296

4.02

79

Притяжательные прилагательные

Познакомить с понятием «притяжательные прилагательные», сформировать умение определять притяжательные прилагательные

1ч.

Комбинированный

Выборочный диктант

П 52 упр 299 индив. задание упр 300 Подготовиться к тесту

5.02

80

Контрольное тестирование

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя прилагательное»

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

Контрольное тестирование

7.02

81

Морфологический разбор прилагательного

Сформировать умение проводить морфологический разбор прилагательного, определять его морфологические признаки.

1ч.

Урок проверки знаний

Практическая работа

П53 упр 303(п)

10.02

82

Не с именами прилагательными

Рассмотреть основные случаи правописания не с прилагательными

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 54 упр 306-307(п)

11.02

83

Не с именами прилагательными

Отработать навыки правописания не с именами прилагательными

1ч.

Комбинированный

Предупредительный диктант

Повторить правило п.54 упр 311-.312

12.02

84

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Рассмотреть случаи написания букв о и е после шипящих и ц, сформировать навыки грамотного письма

1ч.

Комбинированный

Тест

П55. Подготовиться к написанию сочинения

14.02

85

Р.р. Описание пейзажа по картине

Подготовить учащихся к описанию пейзажа по картине

1ч.

Урок развития речи

Работа с текстом

17.02

86

Правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных

Рассмотреть основные случаи правописания суффиксов имён прилагательных с н и нн

1ч.

Комбинированный

Работа с текстом

П 56упр 324(п)

18.02

87

Правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных

Сформировать умение различать значение суффиксов -ан, -ян, -ин, -н, -енн, -онн

1ч.

Комбинированный

Работа с текстом

Упр 326(п)

19.02

88

Различение на письме суффиксов -к- и -ск-

Отработать навыки различия на письме суффиксов - к и -ск

1ч.

Комбинированный

Орфографический диктант

П 57 выучить правило, упр 329(п)

21.02

89

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Рассмотреть основные случаи правописания сложных имён прилагательных, формировать умение грамотного написания имён прилагательных

1ч.

Комбинированный

Работа с текстом

П 58упр 33(п)1

24.02

90

Обобщение и систематизация по теме «Имя прилагательное»

Повторить изученное по теме «Имя прилагательное», устранить пробелы в знаниях учащихся

1ч.

Комбинированный

Диктант

Подготовиться к тесту

25.02

91

Контрольное тестирование по теме «Имя прилагательное

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя прилагательное»

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

тест

26.02

Имя числительное (10+1) 11ч.


92

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении

Познакомить учащихся с понятием числительного, разграничить понятие числа и числительного как части речи, формировать умение находить числительные в речи

1ч.

Урок первичного изучения нового материала

Работа с текстом

П 59. Выучить правило, упр 346(п)

28.02

93

Простые и составные числительные

Показать разницу в строении числительных

1ч.

Комбинированный

Работа с текстом

П 60 упр 351 (п) записать в тетрадь 5 пословиц в которых было бы имя числит.

3.03

94

Мягкий знак на конце и в середине числительных

Формировать умение правильно писать имена числительные

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 61 упр 353(п)

4.03

95

Разряды числительных. Количественные числительные, обозначающие целые числа

Познакомить учащихся с количественными числительными

1ч.

Комбинированный

Выборочный диктант

П 62 упр 356(п) в каждый столбец придумать ещё по 6 своих примеров

П63

5.03

96

Выборочное изложение

Уметь правильно писать выборочное изложение

1ч.

Урок развития речи материалы упр 366

изложение

7.03

97

Дробные числительные

Познакомить учащихся с понятием «дробные числительные», формировать навыки склонения дробных числительных

1ч.

Комбинированный

Орфографический диктант

П 64 упр. 368(п)

10.03

98

Собирательные числительные

Познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные», формировать употребления собирательных числительных в речи

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 65 . упр 372(п),

-373(п)

11.03

99

Порядковые числительные

Познакомить учащихся с понятием «порядковые числительные», формировать употребления правописания порядковых числительных

1ч.

Комбинированный

Работа с текстом

П 66 . упр 382(п)

12.03

100

Морфологический разбор числительного

Сформировать умение правильно проводить морфологический разбор имени числительного

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 67. Упр 385(п)

14.03

101

Обобщение и систематизация по теме «Имя числительное»

Повторить изученное по теме «Имя прилагательное», устранить пробелы в знаниях учащихся

1ч.

Комбинированный

Диктант

Подготовиться к диктанту

17.03

102

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Имя прилагательное»

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

Контрольный диктант

18.03

Местоимение (15+3) 18ч

103

Анализ контрольного диктанта

Местоимение как часть речи

Дать представление о местоимении как о части речи

1ч.

Комбинированный

Работа с научным лингвистическим текстом

П 68 выучить правило, упр 390(п)

19.03

104

Разряды местоимений: личные местоимения

Дать учащимся представление о разрядах местоимений

1ч.

Комбинированный

Словарный диктант

П 69 упр 397

21.03

105

Разряды местоимений: возвратное местоимение себя

Дать учащимся представление о возвратном местоимении себя

1ч.

Комбинированный

Выборочный диктант

П 70 упр 402, 403(п)

1.04

106

Развитие речи . Сочинение по картинкам.( по упр. 405)

Развитие письменной речи учащихся.

1ч.

Урок развития речи

сочинение

2.04

107

Разряды местоимений: вопросительные местоимения

Дать учащимся представление о вопросительных местоимениях

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 71 упр. 409(п)

4.04

108

Разряды местоимений: относительные местоимения

Дать учащимся представление об относительных местоимениях

1ч.

Комбинированный

Тест

П 72 упр 413(п)

7.04

109

Разряды местоимений: неопределённые местоимения

Дать учащимся представление о неопределённых местоимениях

1ч.

Комбинированный

Предупредительный диктант

П 73 упр415(п)

8.04

110

Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами - то, - либо, - нибудь и после приставки кое-

Отработка навыка написания дефиса в неопределённых местоимениях

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 73 упр 417(п)

9.04

111

Разряды местоимений: отрицательные местоимения

Дать учащимся представление о возвратном местоимении себя

1ч.

Комбинированный

Работа с текстом

П 74 упр 423

11.04

112

Диктант

1ч.

Урок контроля

диктант

14.04

113

Разряды местоимений: притяжательные местоимения

Дать учащимся представление о притяжательных местоимениях

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 75 упр 434(п)

15.04

114

Развитие речи. Сочинение- рассуждение ( по упр 436)

Углубить знания учащихся о типах текста, о структуре текста-рассуждения

1ч.

Урок развития речи

сочинение

16.04

115

Разряды местоимений: указательные местоимения

Дать учащимся представление об указательных местоимениях

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 77 упр 437(п)

18.04

116

Определительные местоимения

Дать учащимся представление об определительных местоимениях местоимениях

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П78 упр 445(п)

21.04

117

Морфологический разбор местоимения

Сформировать умение правильно проводить морфологический разбор местоимения

1ч.

Комбинированный

Практическая работа

П 79 упр 449(п)

22.04

118

Развитие речи. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой» Первые зрители»( упр 450)

Развитие устной и письменной речи учащихся

1ч.

Урок развития речи

Сочинение по картине

Стр 190 ответы на вопросы

23.04

119

Обобщение и систематизация по теме «Местоимение»

Повторить изученное по теме «Местоимение», устранить пробелы в знаниях учащихся

1ч.

Урок-практикум

Тест

Подготовиться к диктанту

25.04

120

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Местоимение»

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

Контрольное тестирование

28.04

Глагол (13+ 3) 16ч

121

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе

Актуализировать знания учащихся о спряжении глагола, совершенствовать орфографические умения

1ч.

Урок-практикум

Словарный диктант

Стр 195 подготовиться по теме упр 465(п)

29.04

122

Развитие речи. Сочинение - рассказ на тему « Степа дрова колет» ( по упр 465)

Развитие устной и письменной речи учащихся

1ч.

Развитие речи

сочинение

30.04

123

Разноспрягаемые глаголы

Сформировать умение правильно писать разноспрягаемые глаголы, не делать ошибок в окончаниях, употреблять их в речи

1ч.

комбинированный

Практическая работа

П 81 упр 474(п)

2.05

124

Переходные и непереходные глаголы

Раскрыть смысл грамматической категории переходность - непереходность

1ч.

Комбинированный

Групповая работа

П 82 упр 476(п)

5.05

125

Переходные и непереходные глаголы

Закрепить знания учащихся о переходных и непереходных глаголах, дать представление о возвратных глаголах, развивать орфографические умения

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

Повторить весь теоретический материал о глаголе

6.05

126

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола

Дать представление о грамматической категории наклонения, раскрыть особенности глагола в изъявительном наклонении

1ч.

Комбинированный

Творческий диктант

П 83 кпр 484(п)

7.05

127

Условное наклонение глагола

Дать представление об условном наклонении глагола, об образовании глаголов в условном наклонении и об их изменении, совершенствовать речевые и орфографические умения учащихся

1ч.

Комбинированный

Словарный диктант

П 84 кпр 488(п)

12.05

128

Повелительное наклонение глагола

Дать представление о повелительном наклонении, его значении и способах образования, совершенствовать орфографические умения учащихся

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П85упр 492(п)

13.05

129

Употребление наклонений глагола

Ознакомить учащихся с различными формулировками предложений, используя повелительное наклонение глаголов, научить пользоваться этими формулировками.

1ч.

Комбинированный

Объяснительный диктант

П 86упр 506(п)

14.05

130

Р.р. Написание классного обучающего изложения на тему «Витькина гайка»

Совершенствование текстовой деятельности учащихся, развитие орфографических умений

1ч.

Урок развития речи

Написание обучающего изложения

16.05

131

Безличные глаголы

Дать представление о безличных глаголах, научиться употреблять их в речи, развивать орфографические умения учащихся

1ч.

Комбинированный

Выборочный диктант

П87 упр 516(п)

19.05

132

Морфологический разбор глагола

Сформировать умение правильно проводить морфологический разбор местоимения

1ч.

Комбинированный


Практическая работа

П 88упр 518(п)

20.05

133

Р\р Рассказ на основе услышанного

Развитие устной письменной речи учащихся

1ч.

Развитие речи

П 89

21.05

134

Правописание гласных в суффиксах глаголов

Формировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах глаголов

1ч.


23.05

135

Обобщение и систематизация по теме «Глагол»

Повторить изученное по теме «Местоимение», устранить пробелы в знаниях учащихся

1ч.

Комбинированный


Объяснительный диктант

П 90 упр 526 (п)

Подготовиться к диктанту по теме

« Глагол»

26.05

136

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Проверить уровень сформированности орфографических умений и степень овладения теоретическими знаниями по разделу «Глагол»

1ч.

Урок контроля и проверки знаний

Контрольный диктант

27.05

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе 4 ч.

137

Разделы науки о языке

Повторить, обобщить и систематизировать материал о разделах науки о языке

1ч.

Урок обобщающего повторения

Работа с текстом

28.05

138

Орфография. Орфографический разбор

Повторить, обобщить и систематизировать материал о

1ч.

Урок обобщающего повторения

Орфографический диктант

30.05

139

Пунктуация. Пунктуационный разбор Лексика и фразеология

Повторить, обобщить и систематизировать материал о пунктуации

1ч.

Урок обобщающего повторения

Синтаксический разбор предложений

140

Словообразование. Морфология

Повторить, обобщить и систематизировать материал о словообразовании и морфологии.

1ч.

Урок обобщающего повторения

Словообразовательный, морфемный и морфологический разбор слов










Содержание программы учебного курса



  1. Введение. Русский язык - один из развитых языков мира.

  2. Повторение пройденного в 5 классе.

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.


  1. Лексика и фразеология. Культура речи.

Повторение пройденного по лексике в 5 классе. Исконно-русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Фразеология как раздел науки о языке.

Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.


  1. Словообразование. Орфография. Культура речи.

Повторение пройденного по морфемике в 5 классе. Основные способы образования слов в русском языке.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в корнях пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.


  1. Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемы существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек и -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

Различные сферы употребления устной публичной речи.


  1. Имя прилагательное.

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения имён прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Правописание гласных в суффиксах имён прилагательных. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности.

Публичное выступление о произведении народного промысла.


  1. Имя числительное.

Имя числительное как часть речи.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь знак в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.


  1. Местоимение.

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Склонение местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Образование неопределённых местоимений, их дефисное написание.

Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение, языковые особенности.


  1. Глагол.

Повторение пройденного о глаголе в 5 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Наклонения глагола. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Словообразование глаголов.

Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.


  1. Повторение и систематизация пройденного в 6 классе.











Темы контрольных сочинений:


  1. Контрольное сочинение-описание по личным впечатлениям.

  2. Классное контрольное сочинение на тему: «Правда ли, что весна - лучшее время года».



6 класс

Контрольный диктант по повторению изученного в 5 классе


В осеннем лесу

Утро было серенькое. Низкие облака затянули небо. Природа притихла. Здесь и там срывались с веток листья, беспомощно крутились в воздухе и падали на землю.

На лесной опушке высокие рябины склонили свои ветви под грузом тяжелых оранжевых гроздьев. Многих птиц привлекают эти прекрасные ягоды.

Сейчас на рябинах расположились дубоносы.. Этих птиц причисляют к певчим. У них большая голова и преогромный толстый клюв. Таким клювом птица может раскусить даже самую твердую косточку и съесть ядро.

В небе летела стая дроздов. Самые голодные из них увидели корм, опустились на рябины, проглотили по ягодке и поспешили дальше. Стая не прервала полета. Перелетные птицы чуют скорый приход холодов и торопились в теплые края.

(По Н. Минху)

Грамматическое задание

  1. Сделать разбор по составу: 1вариант: низкие; притихла

2вариант: грузом; раскусит.

  1. Сделать словообразовательный разбор. 1 вариант: преогромный ;очистить

2вариант: серенький; съесть.


Тема урока : Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» 6 класс 22.10


Цель урока: Выявить уровень усвоения теоретического материала, сформированность языковых умений школьников


Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология»


День ясный, прозрачный, слегка морозный. Один из тех осенних дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью, и с тяжёлыми калошами. Воздух прозрачен до того, что виден клюв у галки, сидящей на самой высокой колонне. Он весь пропитан запахом осени. Выйдите вы на улицу, и ваши щёки покроются здоровым, широким румянцем, напоминающим хорошее крымское яблоко. Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы. Природа засыпает тихо, смирно. Ни ветра, ни звука. Она, неподвижная и немая, точно утомлённая за весну и лето, нежится под греющими, ласкающими лучами солнца. Глядя на этот начинающийся покой, вам самим хочется успокоиться. (А.П. Чехов)


Грамматические задания

  1. Озаглавить текст.

Вариант 1.

  1. Подобрать однокоренные слова к словам: запах, опавшие.

  2. Сделать синтаксический разбор предложения

Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы.

Вариант 2.

  1. Подобрать однокоренные слова к словам: морозный, покой.

  2. Сделать синтаксический разбор предложения

  3. Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы.

6 класс

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография»


Пирогов говорил негромко, слегка дребезжащим голосом, порою пришёптывая от волнения. Он никогда не был оратором в полном значении этого слова и не знал, что такое говорить красиво или трогательно. Говорил он всегда просто, очень коротко и только самое необходимое.

Но тут как-то так вышло, что говорил он совсем иначе. Косые глаза его вдруг заблистали. Тонкая кожа покрылась красными пятнами. Бледное лицо приняло выражение одержимости. Щёку дёргало. Несколько раз он пустил петуха. Но удивительное дело, это только усилило впечатление от его речи.

Левую руку держал он за спиною, правой облокачивался на изножье кровати улана и говорил он будто бы ему, а не студентам. Только иногда рывком вздёргивал голову и обводил горящими глазами лица своих слушателей. (110 слов)

Грамматические задания


  1. Определите тему и основную мысль текста;

- определите тип и стиль речи. Докажите;

- докажите, что этот текст является не повествованием, а описанием;

- найдите фразеологический оборот и подберите к нему синоним.

Определите его стилистическую окраску. Какие ещё стилистически окрашенные слова употреблены?

- определите значение выделенного слова путём подбора однокоренных слов.

2. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

- выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).









6 класс

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»


Беляк и куница

Проходили по лесу лоси, нашумели.

Услыхал зайчишка-беляк, как шумят близко лоси, выскочил из-под ёлки, прижал уши к спине и помчался со всех заячьих быстрых ног куда глаза глядят, куда ноги несут. Бежит по лесу зайчишка и не оглядывается, ничего не видит. Кажется ему, вот-вот догонят, затопчут его огромные лоси.

А на сосне злая куница сидит. Нацелилась куница, оскалила острые зубы, хочет прыгнуть вниз - поймать зайчишку.

Не видит зайчишка куницы. Прижал к спине уши, мчится со всех ног мимо сосны. Нет, не поймать кунице быстрого зайчишку. Прыгнет с дерева, промахнётся - и прости-прошай!

Далеко-далеко умчится от неё на своих быстрых ногах длинноухий заяц. (И. Соколов-Микитов)

Грамматические задания


  1. Подчеркните существительные как члены предложения, определите их склонение, род, число и падеж.

  2. Выполните морфологический разбор (по вариантам) выделенных существительных.

6 класс

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»


Новый город России Санкт-Петербург стремительно рос. В первые 15 лет население его увеличивалось за счёт присылаемых на строительство из разных губерний людей. Указом от 18 августа 1710 года предписывалось переселить в Петербург около 4720 мастеровых с жёнами и детьми. В том числе: 1900 каменщиков, 48 пильщиков, 41 бочкаря, 10 слесарей, 1174 подростков для выучки разным ремеслам.

Перенос столицы государства на берега Невы повлиял на рост населения. По данным переписи, в 1717 году в Петербурге имелось до 2553 дворов, а в 1722 году их численность доходила до 4163. И это не считая Васильевского острова, где уже было построено 400 домов.

К концу царствования Петра 1 Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи. Он занимал площадь 20 квадратных вёрст, и жило в нём свыше 40000 человек, что составляло одну восьмую часть всего городского населения России.

Грамматические задания


  1. Обозначить простые и составные числительные.

  2. Произвести морфологический разбор числительного (по выбору учащихся).

  3. Сделать синтаксический разбор предложения

К концу царствования Петра 1 Петербург был одним из крупнейших городов Российской империи.

6 класс

Контрольная работа по теме «Местоимение»


Диктант


Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

(По В. Арсеньеву)

Грамматические задания


  1. Над каждым местоимением написать его разряд и падеж.

  2. Выполнить морфологический разбор выделенных местоимений (по вариантам).

6 класс

Контрольный диктант по теме «Глагол»


Страшила

Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди, за которой расстилалось поле спелой пшеницы.

Около изгороди стоял длинный шест, на нём торчало соломенное чучело. Голова чучела была сделана из мешочка с соломой, на котором были нарисованы глаза и рот. Получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потёртая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах - старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и добродушный вид.

Элли внимательно разглядывала смешное разрисованное лицо чучела и удивилась, потому что оно вдруг подмигнуло ей правым глазом. Она решила, что ей почудилось. В Канзасе, откуда она родом, чучела никогда не мигают. Но фигура закивала головой с самым дружеским видом.

(По А. Волкову)

Грамматические задания


  1. Произвести морфологический разбор глагола устала.

  2. Во втором абзаце определить спряжение глаголов.

  3. В третьем абзаце указать вид глаголов.


6 класс

Контрольный тест №1


  1. Имена прилагательные отвечают на вопросы:

А) какой? чей?

Б) кто? что?

В) когда? Как скоро?


  1. Укажите верное утверждение:

Имя прилагательное обозначает

А) признак предмета

Б) предмет

В) действие предмета


  1. Закончите предложение:

Имя прилагательное изменяется по падежам, родам и…


  1. Укажите ряд, в котором все имена прилагательные качественные:

А) золотой, кожаный, хороший

Б) светлый, лисий, мамин

В) красный, тяжёлая, душистая


  1. Укажите ряд, в котором все прилагательные относительные:

А) детские, меховой, золотой

Б) Серёжина (книга), бережливый, добросовестный.

В) послушный, температурный, спортивный.


  1. Укажите ряд, в котором все прилагательные притяжательные:

А) волчьи (следы), папин (доклад), бабушкина (шаль)

Б) малиновое (варенье), малиновое (платье), меховой (тулуп)

В) красивая (девочка), учительский (журнал), деревянный (шкаф)


  1. Краткую форму имеют:

А) все прилагательные

Б) только качественные прилагательные

В) только относительные прилагательные


  1. Укажите прилагательное в простой сравнительной степени:

А) более снежная

Б) сильнее всех

В) дороже (золота)


  1. Укажите прилагательное в составной превосходной степени:

А) страшнее

Б) страшнейший

В) наименее страшный


  1. Укажите прилагательное в составной форме сравнительной степени:

А) более глубокий

Б) самый светлый

В) наиболее светлый


6 класс

Контрольный тест №2


Часть 1


Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1 - А4

А. Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца.

Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран.

В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете.

Г. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1. А, Г, Б, В

  2. А, В, Б, Г

  3. А, Г, Б, В

А2. Найдите предложение, соответствующее характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, с однородными членами.

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г

А3. У какого слова неправильно определены морфологические признаки?

1)Земле - существительное, собственное, 1-го склонения.

2) Летим - глагол, несовершенного вида, 1-го спряжения.

3) Мы - личное местоимение, 1-го лица, множественного числа.

4) (На) огромной - прилагательное, в полной форме, относительное.

А4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

  1. А

  2. Б

  3. В

  4. Г

А5. В каком ряду во всех словах пишется буква о?

  1. к…саться, на…р, Р…стов

  2. неприк…сновенность, сг…ранние, р…стовщик

  3. разг…реться, подр…стающий. к…сательная

  4. дог…рать, к…снуться, р…стение

А6. Найдите слово с орфографической ошибкой.

  1. благословить

  2. безоблачный

  3. предистория

  4. исчезнуть

А7. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

  1. пр…балтика, пр…тензия, пр…чуда

  2. пр…лестный, пр…града, пр…одолевать

  3. пр…вычка, пр…рода, пр…людия

  4. пр…кратить, пр…вязать, пр…готовить

А8. В каком слове пишется буква е?

  1. посв…щение

  2. неув…дающий

  3. увл…кательный

  4. вы…снять

А9. Выберите фразеологизм, имеющий значение «человек с очень плохой памятью».

  1. ветреная голова

  2. голова садовая

  3. дырявая голова

  4. голова соломой набита

А10. Укажите слово с нулевым окончанием.

  1. всегда

  2. дисциплина

  3. байдарка

  4. учился

А11. В каком ряду все слова профессионализмы?

  1. художник, пилотирование, ангар

  2. кризис, финансы, декларация

  3. ландшафт, рельеф, равнина

  4. этимология, лингвистика. Слово

А12. В каком ряду все слова однокоренные?

  1. беседа, бес, беседовать

  2. гора, горевать, гористый

  3. вода, водяной, водянистый

  4. знаменитый, знамя, знаменитость

А13. В каком слове пишется непроизносимая согласная буква?

  1. древес…ный

  2. словес…ный

  3. извес…ный

  4. телес…ный

А14. В каком словосочетании слово употреблено в прямом значении?

  1. широкий кругозор

  2. широкая общественность

  3. широкая улица

  4. широкая известность

А15. В какой строчке во всех словах пишется буква е?

  1. в ярост…, о времен…, завис…шь, узна…шь

  2. в инее…, к свобод…, тян…т, расцвета…т

  3. по тревог…, на машин…, гуля…т, пен…тся

  4. о нежност…, в семен…, обгон…шь, тревож…т

А16. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

  1. Около санатория есть озеро, и из него вытекает ручей.

  2. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна.

  3. Сплеча, да сгоряча ничего не делай.

  4. Солнце тёплое ходит высоко и душистого ландыша ждёт.

А17. Укажите предложение, в котором нужно поставить тире (знаки препинания не расставлены).

  1. Ночь тиха и безлунна.

  2. Хороший вкус это прежде всего чувство меры.

  3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

  4. Кузнец Архип сказал теперь всё ладно, хорошо горит.

А18. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

  1. Я говорил вам что нынче будет непогода.

  2. Вы переведены сюда из города.

  3. Казбич нетерпеливо прервал его где тебе ездить на моём коне.

  4. Паустовский утверждал что в русском языке есть великое множество хороших слов.

Прочитайте текст и выполните задания А19-А21, В1 - В5

(1)Я сидел на террасе и смотрел вниз на голубое море, расстилавшееся до горизонта живой пеленой.

(2) Пышное летнее солнце садилось за горами, но тени ложились только внизу.

(3) Безлюдное море, на котором только изредка медленно проходил чёрный морской пароход, казалось мне безжизненным и пустынным, вечные вздохи прибоя отзывались в сердце надрывной, тоскливой болью.

(4) Над головой высились скалистые, серые, лишённые растительности горы, давили душу каменной тяжестью своей. (5) Мне казалось, что судьба загнала меня на край земли, на котором сижу я, свесив ноги в море, и вот-вот брошусь туда в необъяснимой тоске.

(6) Блёкло золото солнечных красок. (7) Быстрее расползались тени под горой, падая на мерно вздыхающее, опечаленное море, темнела его яркая лазурь. (8) Весь берег охватила мягкими объятиями своими предвечерняя тонкая печаль.

А19. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

  1. Море казалось безжизненным.

  2. Над головой высились чёрные уступы.

  3. Золото красок меркло.

  4. Море мерно вздыхало.

А20. Укажите, чем является словосочетание тонкая печаль (предложение 8).

  1. олицетворение

  2. гипербола

  3. метафора

  4. эпитет

Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словом (-ами)

А21. Определите стиль и тип речи.

  1. публицистический, рассуждение

  2. художественный, рассуждение

  3. художественный, описание

  4. публицистический, описание

Часть 2


Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словом (-ами)

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово блёкло (предложение 6).

В2. Из предложения 5 выпишите относительное местоимение.

В3. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.

Ответы к заданиям В4 - В5 запишите цифрами

В4. Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми

В5. Сколько грамматических основ в предложении 3?









Контрольное изложение


«Ужасная ночная метель»


Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во тьме мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёю. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались; Владимир старался только не потерять настоящено направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал ещё до Жадринской рощи. Прошло ещё около десяти минут; рощи всё было не видать. Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то, что он поминутно был по пояс в снегу.

Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать, и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала. Уже более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начинал сильно беспокоиться.

Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава Богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом: Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашёл он дорогу и въехал во мрак дерев, обнажённых зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.



Контрольное изложение

«Старинные названия братьев-месяцев»


На Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года.

Так январь в Древней Руси назывался сечень, потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или секли, деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название сухий или сухой. Звали его также и лютым - ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

Вмарте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя березозол.

В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зелёной листвой, бескрайние степи - сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя цветень, а мая - травень.

Первый летний месяц - июнь - носил у наших предков название червень, что означало красный, прекрасный. А в некоторых местах июнь называли изюк - кузнечик. В конце июня кузнечики запевают свои первые песенки.

Второй месяц лета - июль - называется липень. В это время на Руси буйно цвели липы, и дикие пчёлы собирали в густых лесах обильные запасы мёда, которым так любили лакомиться наши предки.

В августе наступала пора жатвы. Тяжёлые колосья срезали серпами. Август так и именовался: жнивень или серпень.

Убран богатый урожай. Наступает осень. Деревья одеваются в золотые или багряные уборы, травы на лугах желтеют и сохнут. Это месяц жовтень, или жёлтый.

Октябрь - листопад - или грязник. Ноябрь - грудень. Почему грудень? Потому что ударили уже первые морозы, но снегу ещё мало, а на месте недавней грязи лежат замёрзшие комья земли - грудки.

Последний месяц года и первый месяц зимы - декабрь - носил, как ему и положено, название студень - студёный или снежень - снежный.

Вот такие красивые, а главное выразительные и точные имена были в старину на Руси у двенадцати братьев-месяцев.

(И. Орловская)


Перечень учебно-методических средств обучения

Основная и дополнительная литература:


  1. Учебник русского языка 6 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др, изд. Москва,»Просвещение», 2006 год,

  2. УМК под редакцией М.В. Леонидовой «Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе», издательство «Экзамен», , М.: 2008 год у учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс.» М.: Просвещение,

  3. Книга для учителя «Уроки русского языка в 6 классе», автор Г.А. Богданова.-7-е изд.- Москва.- Просвещение, 2002 год.

  4. Поурочные разработки по русскому языку 6 класс (универсальное издание), авторы О.В. Беляева, О.А. Даценко, Москва. «Вако», 2008 год.

  5. Пособие Т.Я. Фроловой «Мы пишем без ошибок», ч.1, 3-е изд., перераб. И доп.- Симферополь: «Таврида», 2004 год.

  6. Диктанты и изложения для учащихся 5-8 классов, Волгоград, 2007 год.

  7. Школьные олимпиады. Русский язык 5-11 класс. М., 2007 год.











© 2010-2022