Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (электив)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Русский язык (электив) 10 класс Данная рабочая программа составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и  предназначена для расширенного изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 1 час в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащих...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Русский язык (электив)

10 класс

Данная рабочая программа составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для расширенного изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 1 час в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Основная цель - повышение грамотнос­ти учащихся, развитие культуры письменной речи.

Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особеннос­тям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвис­тической интуиции

Задачи:

  1. Усилить внимание к семанти­ческой стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного пра­вила без искажения смысла высказывания.

  2. Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неис­требимую потребность каждого человека разгадать тайну рожде­ния слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.

  3. Система­тизировать и обобщать знания в области правописания и форми­ровать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69)

  • Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Приказ ОУ от 30.08.2014г. №194 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), реализующих ФК ГОС»

  • Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №50 города Липецка на 2014-2015 учебный год

  • Учебный план МБОУ СОШ №50 города Липецка на 2014-2015 учебный год.

Выбор программы мотивирован тем, что она

- в полном объеме соответствует ФК ГОС, образовательным целям МБОУ СОШ №50;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует формированию ключевых компетенций обучающихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10-11 классах соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: программа Гольцовой предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, в данной программе из регионального компонента учебного плана добавлено 2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе на изучение русского языка с целью ликвидации пробелов в знаниях и учетом подготовки учащихся 10-11-ого классов к ЕГЭ по русскому языку. Также в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года», кроме того введён краеведческий компонент

Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи обучающихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане

- Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литература, МХК, история.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа - 35 часов (1 час в неделю).

Формы организации образовательного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Виды и формы контроля:

контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.

Используемый учебно-методический комплект:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.

  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2013.

  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2007

Содержание программы

Особенности письменного общения (2 ч)

Речевое общение как взаимодействие между людьми посред­ством языка. Единство двух сторон общения: передача и воспри­ятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (пере­дача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) - слу­шание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); пись­мо (передача смысла с помощью графических знаков) - чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:

в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвра­щения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (раз­ные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.

Возникновение и развитие письма как средства общения.

Орфография

Орфография как система правил правописания (2 ч)

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разде­лы русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии.

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возмож­ности для более точной передачи смысла речи.

Орфографическое правило как разновидность учебно-научно­го текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алго­ритм и др.

Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каж­дого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единооб­разно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицатель­ные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Правописание морфем (18 ч)

Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий прин­цип русского правописания (морфематический).

Правописание корней. Система правил, регулирующих напи­сание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; сиэв заимствованных словах.

Правила, нарушающие единообразие написания корня и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зави­симость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями .

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности .

Правописание иноязычных словообразовательных элементов .

Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при разли­чении приставок при- и пре-.

Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правиль­ного написания суффиксов.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и - ик--, -ец- и ий- в именах существительных со значением умень­шительности.

Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степе­ни и превосходной степени прилагательных и наречий и написа­ние суффиксов в этих формах слов.

Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах.

Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суф­фикса при образовании причастий прошедшего времени .

Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Различение окончаний и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падеж­ных окончаний полных прилагательных и причастий.

Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ..

Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребле­ние ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов .

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

Использование орфографических, морфемных и словообра­зовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов и его практи­ческая значимость.

Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)

Система правил данного раздела правописания. Роль смысло­вого и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, посколь­ку и др. от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов (имена существи­тельные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматичес­кие отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний .

Употребление дефиса при написании знаменательных и слу­жебных частей речи.

Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

Написание строчных и прописных букв (3 ч)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;

  • признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

  • создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;

  • оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;

  • анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;

  • соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

  • владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);

  • передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;

  • анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка.

Календарно-тематическое планирование

10 класс (электив)

№ уро-ка

Тема урока

К-во ча-

сов

Дата

По плану

Корректировка

1

Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания.

1

2

Особенности письменной речи.

1

3

Русское правописание.

1

4

Разделы русской орфографии.

1

5

Ведущий принцип русского правописания.

1

6

Правописание корней.

1

7

Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями

1

8

Чередование согласных в корне.

1

9

Правописание иноязычных словообразовательных элементов.

1

10

Правописание приставок: 1) приставки на з/с - фонетический принцип.

1

11

Правописание приставок. Морфологический принцип написания.

1

12

Роль смыслового анализа слова при разли¬чении приставок при- и пре-.

1

13

Правописание суффиксов.

1

14

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

1

15

Типичные суффиксы прилагательных и их написание.

1

16

Типичные суффиксы глагола и их написание.

1

17

Правописание суффиксов причастий .

1

18

Правописание н и ни в причастиях и прилагательных.

1

19

Правописание окончаний.

1

20

Правописание гласных после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании.

1

21

Правописание Ь и Ъ.

1

22

Орфографический анализ.

1

23

Прием поморфемной записи слов.

1

24

Слитные, дефисные и раздельные написания

1

25

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

1

26

Грамматико-семантический анализ написании не с разными частями речи.

1

27

Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

1

28

Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.

1

29

Написание приставок в наречиях.

1

30

Особенности написания производных предлогов и союзов. Омонимичность.

1

31

Образование и написание сложных слов.

1

32

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно?»

1

33

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

1

34

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

1

35

Резервный урок

1

Перечень учебно-методических средств

  • Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфо­графия. - М., 1976.

  • Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

  • Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфо­графия. - М., 1983.

  • Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. - Ростов-на-Дону, 2005.

  • Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.

  • Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М., 2000.

  • Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.

  • Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.

  • Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту нагляд­ных пособий. - М., 2004.

  • Мучник Б. С. Культура письменной речи. - М., 1996.

  • Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. - М., 1996.

  • Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правопи­сания. - М., 1970.

  • Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в вось­милетней школе. - М., 1980.

7

© 2010-2022