- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (электив)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (электив)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Егорова М.А. |
Дата | 24.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык (электив)
10 класс
Данная рабочая программа составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для расширенного изучения русского языка в 10 классе на базовом уровне. Составлена из расчета 1 час в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Основная цель - повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции
Задачи:
-
Усилить внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания.
-
Опираться на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков.
-
Систематизировать и обобщать знания в области правописания и формировать умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69)
-
Приказ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Приказ ОУ от 30.08.2014г. №194 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), реализующих ФК ГОС»
-
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №50 города Липецка на 2014-2015 учебный год
-
Учебный план МБОУ СОШ №50 города Липецка на 2014-2015 учебный год.
Выбор программы мотивирован тем, что она
- в полном объеме соответствует ФК ГОС, образовательным целям МБОУ СОШ №50;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует формированию ключевых компетенций обучающихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10-11 классах соответствует программе, однако внесены следующие коррективы: программа Гольцовой предусматривает на изучение курса русского языка 34 часа, в данной программе из регионального компонента учебного плана добавлено 2 часа в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе на изучение русского языка с целью ликвидации пробелов в знаниях и учетом подготовки учащихся 10-11-ого классов к ЕГЭ по русскому языку. Также в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года», кроме того введён краеведческий компонент
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
- Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как литература, МХК, история.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа - 35 часов (1 час в неделю).
Формы организации образовательного процесса:
групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Виды и формы контроля:
контрольные диктанты, тестовые работы, самостоятельные работы, задания дифференцированного характера, изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании.
Используемый учебно-методический комплект:
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.
-
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2013.
-
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2007
Содержание программы
Особенности письменного общения (2 ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) - слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) - чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:
в устной речи от смысла к средствам его выражения в письменной речи
Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т. д. Формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т. п.
Возникновение и развитие письма как средства общения.
Орфография
Орфография как система правил правописания (2 ч)
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии.
Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.
Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.
Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже - через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой - нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).
Правописание морфем (18 ч)
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.
Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; сиэв заимствованных словах.
Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания.
Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас- / / -кос-, -лаг-// -лож-, -бир-//-бер-, тир//-тер-, -стил- // стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса а); 2) раст//-рос-, -скак-// -скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гар- // -гор-, -твар- // -твор-, -клан- // клон-, -зар-// -зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями .
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности .
Правописание иноязычных словообразовательных элементов .
Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с - фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) - морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.
Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.
Типичные суффиксы имен существительных и их написание. Различение суффиксов чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и - ик--, -ец- и ий- в именах существительных со значением уменьшительности.
Типичные суффиксы прилагательных и их написание. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.
Типичные суффиксы глагола и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов ова- (ева) и ыва-(ива-). Написание суффикса е-или -и- в глаголах с приставкой; -ться и -тся в глаголах.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени .
Правописание н и ни в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.
Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний -е и -и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ..
Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов .
Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.
Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.
Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.
Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость.
Слитные, дефисные и раздельные написания (10 ч)
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний .
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Работа со словарем «Слитно или раздельно?»
Написание строчных и прописных букв (3 ч)
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
-
общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;
-
признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.
Учащиеся, применяя полученные знания, должны уметь:
-
создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;
-
оценивать предложенное высказывание на лингвистическую тему;
-
анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;
-
соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;
-
владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т. п.);
-
передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;
-
анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительно-выразительных средств языка.
Календарно-тематическое планирование
10 класс (электив)
№ уро-ка
Тема урока
К-во ча-
сов
Дата
По плану
Корректировка
1
Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания.
1
2
Особенности письменной речи.
1
3
Русское правописание.
1
4
Разделы русской орфографии.
1
5
Ведущий принцип русского правописания.
1
6
Правописание корней.
1
7
Корни с полногласными и неполногласными сочетаниями
1
8
Чередование согласных в корне.
1
9
Правописание иноязычных словообразовательных элементов.
1
10
Правописание приставок: 1) приставки на з/с - фонетический принцип.
1
11
Правописание приставок. Морфологический принцип написания.
1
12
Роль смыслового анализа слова при разли¬чении приставок при- и пре-.
1
13
Правописание суффиксов.
1
14
Типичные суффиксы имен существительных и их написание.
1
15
Типичные суффиксы прилагательных и их написание.
1
16
Типичные суффиксы глагола и их написание.
1
17
Правописание суффиксов причастий .
1
18
Правописание н и ни в причастиях и прилагательных.
1
19
Правописание окончаний.
1
20
Правописание гласных после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании.
1
21
Правописание Ь и Ъ.
1
22
Орфографический анализ.
1
23
Прием поморфемной записи слов.
1
24
Слитные, дефисные и раздельные написания
1
25
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.
1
26
Грамматико-семантический анализ написании не с разными частями речи.
1
27
Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).
1
28
Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога.
1
29
Написание приставок в наречиях.
1
30
Особенности написания производных предлогов и союзов. Омонимичность.
1
31
Образование и написание сложных слов.
1
32
Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно?»
1
33
Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.
1
34
Работа со словарем «Строчная или прописная?»
1
35
Резервный урок
1
Перечень учебно-методических средств
-
Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. - М., 1976.
-
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
-
Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. - М., 1983.
-
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. - Ростов-на-Дону, 2005.
-
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. - М., 2004.
-
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. - М., 2000.
-
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.
-
Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы: Пособие для учителя. - М., 2003.
-
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. - М., 2004.
-
Мучник Б. С. Культура письменной речи. - М., 1996.
-
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии. - М., 1996.
-
Розенталь Д. Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 1970.
-
Селезнева Л. Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
7