Конспект урока по русскому языку на тему Жанры публицистического стиля

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 11 классе.

Жанры публицистического стиля.

Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме:

«Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк».

Форма проведения: урок - размышление

Цели урока:

  1. организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний;

  2. создать условия для осознанного применения знаний;

  3. развивать умение работать в парах;

  4. воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результативность своего труда

Ход урока.


I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

- Какие цели стоят сегодня перед нами?

- Следовательно, мы будем решать определённые задачи. Какие?

1). Закреплять, что такое очерк.

2). Рассматривать разновидности очерка и их особенности.

3). Учиться практически применять полученные знания.

- Начинаем работу с проверки домашнего задания:

I группа работала над орфограммами текста упражнения 411 (№1; -н-, -нн-; приставки на -з, -с; не- с разными частями речи). Повторяем по цепочке с объяснением.

- Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель Александр Иванович Куприн посмотрел на меню и сказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

- Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, выполните тест на орфографическую зоркость.

III. Тест на орфографическую зоркость

Вариант - 1

I.В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1. к.ртина, опт.имизм, взб.раться;

2. разр.дить (ружьё), уд.сятерить, выт.рпеть;

3. ап.лляция, прид.раться, эксп.римент;

4. прик.сновение, дог.нять, ед.ница.

II. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. пре.почтение, о.бросить, пре.чувствие, по.бросить;

2. бе.болезненно, бе.фокусный, бе.страшный, и.чезновение;

3. пр.сечь, непр.хотливо, пр.открыть;

4. дез.нтеграция, мед.нститут, сверх.нтеллигентность.

III. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1. (Не)искренность чувствовалась в его словах и поступках. 1

2. Учёба - дело (не)простое, но увлекательное.

3. (Не)выдуманный рассказ поражал своей оригинальностью.

4. Ещё (не)мытые овощи и фрукты лежали на столе.

IV. Укажите, на месте каких цифр пишется -нн-.

Какая-нибудь расписа(1)ая ярко миска или макитра хвастливо высказывалась из высокого взгромождё(2)ого на возу зелё(3)ого плетня и привлекала умилё(4)ые взгляды покло(5)иков роскоши.

1) 1, 2,3,4 2) 1, 2, 3, 5 3) 2, 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5

V. В каком слове неверно поставлено ударение?

/ /

1. загнутый 3. набок

/ /

2. начали 4. прибывший

Ключ: 1.2; 2.4; 3.4; 4.4; 5.1.

Вариант - 2

I.В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1. олицетв.рение, ар.матно, предл.жение;

2. подп.рать, фест.валь, обн.влённый;

3. сл.боватый, подм.гнуть, отд.ление;

4. к.нонада, ум.реть, обл.нившийся.

II. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1. (Не)смотря на сгущавшиеся на небе тучи, мы всё-таки отправились на прогулку.

2. Рассмотрение этого дела ещё (не)завершено.

3. (Не)объективный и пристрастный подход к делу мешает поиску истины.

4. Склоны оврага поросли (не)проходимым бурьяном.

III. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. и.подтишка, не.группированный, в.бираться;

2. не.тчаявшаяся, п.догреть, над.есть;

3. пр.вычка, пр.возмочь, пр.образование;

4. раз.скивать, пост.ндустриальный, под.тожить.

IV. Укажите слово, написание которого определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется нн».

1. беше.ый; 2. продума.ый; 3. отраже.ы; 4. серебря.ый

V. В каком слове ударение падает на последний слог?

1. весело 3. отняла

2. прислала 4. тотчас

Ключ: 1.3; 2.2; 3.2; 4.2; 5.3.

Взаимопроверка.

2

IV. Следующим этапом обобщения материала является домашняя работа 2, 3, 4 групп.

- К какому стилю речи относятся составленные тексты? (публицистическому).

- Подберите однокоренные слова к названию этого стиля, запишите и объясните их

лексическое значение.

Публика - люди, находящиеся где-нибудь в качестве зрителей, слушателей, а также вообще - люди, общество.

Публицист - писатель, занимающийся публицистической деятельностью.

Публицистика- литература по общественно-политическим вопросам современности.

- Приведите примеры словосочетаний из вашего текста, характерные для публицистики и назовите способ связи в них (устные ответы учащихся).

- Однако ваши тексты можно отнести к определённой разновидности публицистики. Какой? (очерк).

- Что такое очерк?

- Назовите характерные особенности очерка.

На доске появляются записи:

1. ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ

2. ДОСТОВЕРНОСТЬ ФАКТОВ.

3. ПОДЛИННЫЕ ИМЕНА И ФАМИЛИИ.

4. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА СОБЫТИЙ.

5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.

6. ЛОГИЧНОСТЬ.

М. Горький говорил: «Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди, будут ли они одиночки - строители, борцы или творческий коллектив».

1). - Какую разновидность очерка имел ввиду М. Горький? (портретный)

- Назовите характерные особенности этого очерка и сделайте соответствующие записи в тетради.

- Прочитайте эпизоды вашего очерка, в которых ярко проявляется характер героя.

2). - О какой разновидности очерка можно сказать, что этот древний жанр возник из-за стремления человека рассказать об увиденном, поделиться впечатлениями, наблюдениями в пути? (путевой).

- Назовите характерные особенности этого очерка и внесите их в сравнительную таблицу.

- Прочитайте эпизоды из вашего очерка, в которых отражено, что вы видели в пути и какое эмоциональное состояние испытывали.

А.П. Чехов, чтобы написать очерки «Остров Сахалин», побывал в каждом населённом пункте острова, провёл статистическую перепись населения, заполнил около 10 тысяч учётных карточек. Такое глубокое изучение жизни на Сахалине нужно было Чехову для того, чтобы создать сильную и правдивую картину места каторги и ссылки в царской России - этого «кусочка ада», как называли тогда этот остров.

3). - Но путевые, портретные зарисовки могут встретиться и в проблемном очерке.

- Что является особенностью проблемного очерка? (ответы учащихся)

- Прочитайте, какая проблема затронута в вашем очерке? Ваша позиция по данной проблеме.

- Итак, почему эти три разновидности публицистики мы можем отнести к очерку?

- Этих знаний достаточно для понимания данной темы?

V. Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности в парах.

3

Предлагается один и тот же текст, и в течение 10 минут выполняются следующие задания: (задания на листочках для каждой пары).

1). Сформулировать тему.

2). Определить основную мысль.

3). Указать проблему, поставленную автором.

4). Назвать авторскую позицию с аргументацией.

5). Языковые средства, воздействующие на чувства читателя.

6). Объяснить стилевую особенность текста.

«Если бы у меня сейчас спросили, какое моё самое большое желание, я бы ответила: «Хочу путешествовать. Хочу увидеть прекраснейшие места нашей Родины… хочу пройти по дорогам отважных воинов, отдавших жизнь за то, чтобы нам было хорошо, чтобы маленькие дети могли, звонко смеясь, бежать к песочнице, чтобы были открыты двери тысяч школ, чтобы нас ждали прекрасные лагеря, походы, экскурсии».

Едем уже два дня. Осталась позади Латвия и кусочек Литвы. Как богата наша Родина красивыми местами: зеркальные озёра Тракай, древний Вильнюс, Каунас. И всё же самое сильное впечатление осталось после посещения девятого форта.

Низкие мрачные тюремные камеры, куда не пробиться даже солнечному лучу. За этими серыми стенами погибли десятки тысяч людей. Мы не знали их. Известные и безвестные, они не были нашими отцами и братьями. Но почему в сердце такая боль? Кто они? Солдаты, женщины, старики, маленькие смеющиеся дети…

А сейчас звучит здесь траурная музыка, такая торжественная и такая жуткая. Люди идут, останавливаются. Стою и я у стены, где каждый камень, каждая песчинка - вопиющее обвинение.

Какая боль исходит от этих букв, нацарапанных на камне, - «Петрашка 1944!»

Это было на камне. Но больше этого никогда не будет. Клянёмся».

- Проверка работы:

- К какому стилю вы отнесли данный текст и почему?

- Можно ли определить его жанровую принадлежность? Объясните.

- По каким характерным особенностям мы можем определить разновидность данного очерка?

- Проанализируйте данный текст по предложенному плану.

VI. Рефлексия.

- Что у вас получилось на уроке, а что вы бы хотели повторить?

- Проанализируйте карточку ваших достижений, и, исходя из этого, выберите домашнее задание.



4

Карточка личных достижений


Ф.И. ____________________________

Работа по тесту

Разновидности очерка

Работа по тексту

1

2

3

4

5

портретный

путевой

проблемный

1

2

3

4

5

6

7






VII. Д/З по выбору:

По тексту выбранного вами упражнения, относящегося к теме: «Публицистический стиль. Путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк» отработать те задания, выполнение которых для вас было сегодня особенно затруднительным: 1. работа над орфографией;

2. составление своего очерка;

3. анализ текста по плану.


© 2010-2022