Статья Любовь к родной природе

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» - писал К. Паустовский. Формирование чувств  к  Родине и воспитание любви к родной природе как её части - одна из важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учеников. Без всяких сомнений, каждый учитель понимает, что экологическое воспитание на уроках литературы - это...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое воспитание на уроках литературы.

из опыта работы учителя русского языка и литературы Агафоновой Светланы Адамовны

КГУ «Общеобразовательная средняя школа №4»

Город Шемонаиха.

«Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране» - писал К. Паустовский.

Формирование чувств к Родине и воспитание любви к родной природе как её части - одна из важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учеников.

Без всяких сомнений, каждый учитель понимает, что экологическое воспитание на уроках литературы - это составная часть нравственного и эстетического воспитания.

Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.

В программе по литературе главенствующее место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно в нашем понимании жизни: с родной землёй, человеком на ней, с родиной, природой, народом, духовной памятью, преемственностью и традициями-иными словами, с духовностью как способностью человека к осмыслению жизни во всех её проявлениях, к самопознанию, без чего нет любовного бережного отношения к природе. Тем не менее, в практике нашей работы нередко недостаточное внимание к проблемам связи человека с миром природы, «с братьями нашими меньшими». Эти проблемы были и остаются для писателей многих поколений актуальнейшими проблемами времени.

Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность. Богатый мир природы, её гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И.Тургенева, Ф.Тютчева, К.Паустовского, В.Астафьева и многих других писателей, чьё творчество изучается в школе.

Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живём. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, с чем это связано, вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. Если в творчестве писателей 19 века мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты, они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходит до обостренной звенящей высоты в «Царь-рыбе» В.Астафьева, в потрясающем произведении Ч.Айтматова «Плаха», главная мысль которых в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведёт к гибели самого человек; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя.

Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. Природа в художественном произведении помогает лучше понять душевное состояние, внутренний мир героя. Достаточно вспомнить сейчас произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Шолохова и многих других.

Рисуя различные отношения человека и природы, художественные произведения позволяют ученику выявить и характер своих отношений с миром, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную, социальную сущность.

В литературе образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порой принимаем за чистую лирику природы, пейзажные зарисовки оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.

Решая на уроке задачу воспитания бережного отношения к природе, нельзя забывать о специфике воздействия художественного слова на читателя-школьника. Чтобы это воздействие состоялось необходимо:

*Постоянно вызывать сильную, яркую эмоцию на предлагаемый художественный материал - это эмоциональное слово учителя, выразительное чтение учителя или учеников, обращение к ним публицистически заострёнными вопросами.

Примером глубокого личностного обращения учителя к каждому ученику может служить рассчитанное на душевный отклик слово, например, при знакомстве с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой». «Если Земля-территория и только, то отношение к ней соответственное. Землю, родную землю, Родину - освобождают, территорию - захватывают. Хозяин-на земле, на территории - завоеватель, покоритель. Так кто же нам эта земля-земля-кормилица, земля-землица, Родина, вся Земля? Или территория. Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли всё что могли, а там хоть потоп?»

*Воссоздание в воображении учащихся зрительных и слуховых образов природы, раскрывающих её красоту, величие, ценность, влияние на внутренний мир человека. Решению этой задачи служит такой тип вопросов и заданий, который позволяет испытать читателю «эффект присутствия»:

-Каким мы видим в произведении мир (природу, лес, землю, озеро…)

-Вот мы вместе с писателем мысленно прошли по лесу и озеру, Что и благодаря чему мы увидели и услышали? (Например, при знакомстве с произведением М.Пришвина «Кладовая солнца»5 класс.)

Перескажите описание природы, сохраняя авторские эпитеты, сравнения.

-Как меняется картина природы в течение дня?

-Как рождается утро?

-О чём свидетельствуют эти художественные картины?

Важны и задания, предлагающие передать своё восприятие природы (её звуки, краски, движения) и вызванные художественными и реальными картинами природы, чувства (любовь, восхищение, радость, грусть, тревогу, боль).

*Осознать влияние на внутренний мир человека. Этому помогают задания на осмысление высказываний литературных героев, например, героя одной из повестей В. Распутина, который любуется красотой вечера у реки: «Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном и так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?»

Учащимся предлагается передать своё отношение к этому высказыванию, рассказать, испытывали ли они такие моменты, подумать, о чём это говорит.

*Так как художественное произведение - это отражение жизни через призму авторского отношения к ней, необходимо направлять учащихся на оценку экологической ситуации, легшей в основу произведения, на оценку её автором, на сопоставление позиций писателя в его отношении к природе со своим, читательским.

Для осмысления позиции писателей и своего отношения к ней важна постановка перед учащимися такого типа вопросов:

-Каким предстаёт перед вами художник из своих высказываний, произведений о природе? Чем озабочен? Что отстаивает? К чему непримирим? Какие взгляды писателя наиболее близки вам?

-О каких его убеждениях вы могли бы сказать, что это и ваши убеждения.

*Осуществлять перенос «на себя» ситуаций, описанных в произведениях, действий, поступков, мыслей, чувств героев, связанных с восприятием природы и отношением к ней. Это ведёт к глубоко личностному переживанию и осмыслению прочитанного. Здесь уместны, например, задания такого типа:

-Писатель К. Паустовский назвал милые сердцу края обыкновенной землёй.

-Согласны ли вы с ним?

- Любим ли мы свой край? В чём это проявляется?

-Какие поэтические образы родной земли, родной природы наиболее близки вам и почему?

В последнее время экологическая тревога обретает особое общественное звучание в нашей литературе. Наше неравнодушие к этой проблеме поможет нам воспитать активных защитников природы.

Не оставляют равнодушными такие произведения, «Кладовая солнца» и «Всё в тающей дымке». «Здесь нужно всмотреться»- вот девиз совместной работы учителя и учащимися.

-Расскажите о самых дорогих вашему сердцу уголках малой Родины?

-Когда вы уезжаете и думаете о своих родных местах, что вы прежде всего вспоминаете?

-Назовите места в районе, городе, где вам нравиться бывать? Что вы знаете об этих местах? Какими бы вы красками изобразили вечернюю зарю или заходящее солнце?

Вся эта работа приводит к выводу: всмотреться в природу и увидеть в её не броскости, застенчивости «прелесть» - это значит приобрести такую зоркость души и сердца, которая потом позволит по-настоящему всмотреться в себя, в людей, в жизнь, понять её смысл.

Подтверждением этого являются те сочинения, которые пишут наши ученики после знакомства с произведениями, которые уводят в мир родной природы. Эти сочинения - результат того огромного влияния, которое оказывают произведения на формирование лучших начал в человеке.

Ученик 6 класса Кирилл Р. пишет сочинение «На пасеке»

Труд-это жизнь.

Однажды летом к нам приехал мой дядя и пригласил меня на пасеку. Он пчеловод.

Мне очень понравилось на пасеке. Расположена она в лощине. Вокруг пасеки растёт множество деревьев, весело журчит ручей. В зелёной листве деревьев целый день раздаётся весёлое пение птиц, стрекотание сорок. Несколько дней я жил на пасеке и помогал дяде. Работа очень интересная, но сложная. Пчёлы заинтересовали меня своим трудолюбием. С самого восхода солнца до его заката кипит у них работа. Жизнь пчелы очень коротка: после десяти вылетов она погибает от непосильного труда.

Много интересного я узнал о жизни пчёл от дяди в это лето. Но и труд пчеловода похож на жизнь пчел. Он тоже встаёт с первыми лучами солнца и заканчивает работу поздно вечером.

Наблюдая за пчёлами, муравьями, птицами, взрослыми людьми, я пришёл к выводу, что труд - есть смысл всего на земле, труд-это жизнь.

Большое значение в воспитании бережного отношения к природе имеет произведение М.Пришвина «Кладовая солнца». Пришвин смотрит на природу не глазами случайного путешественника, а добрым взглядом рачительного труженика, которому лес в трудные послевоенные годы дал тепло, пищу, жизнь. Знакомясь с произведением, подчёркиваем особо мысль о том, что природа - общенародное достояние, источник красоты и нравственного здоровья. В процессе работы класса над произведением стремлюсь, чтобы эта мысль стала дорога и им.

Вот обращение к Антипычу с вопросом, где, правда. Но Антипыч отвечает:

-Нет, пока жив я сказать не могу, вы сами ищите.

Ставятся проблемные вопросы:

-В чём правда Антипыча? Почему каждый сам должен искать правду?

Эти вопросы-задания придают смысл всей работе над сказкой, определяет роль и назначение каждого факта и эпизода в произведении.

Ответ на первый вопрос пятиклассники находят в самом произведении: «Эта правда есть правда вековечной суровой борьбы за любовь». Учитель поясняет ученикам эти слова и помогает ответить на последний вопрос: человек всю жизнь постигает правду в суровой борьбе за любовь к людям, к окружающему миру, к природе, к этой правде каждый приходит только через собственный опыт, конкретные дела и действия.

-Можно ли считать, что сам Антипыч глубоко знал эту правду? Что понимала Травка и как будто не понимали люди? Очень важен такой вопрос: почему правда Антипыча есть правда суровой борьбы? Борьба чего против чего?

Ответ на него помогает ребятам противопоставить важнейшее качества, определяющие поступки людей: с одной стороны любовь к ним, с другой стороны - эгоизм.

Чтобы ощутить единство природы и человека, неделимость всего живого мира, неразрывную тесную связь всего существующего на земле, необходим серьёзный разговор.

-Могут ли сосны, ели, ветер уподобиться живым существам?

-Почему мы сочувствуем искалеченным деревьям?

-Докажите, что чувства Пришвина к природе согреты живым участием, что для него она имеет живую душу?

-Оправдано ли название сказки «Кладовая солнца»?

-На сколько лет хватит торфа для большой фабрики? А леса? Ягодников? Зверей и птиц, если не беречь и не восполнять?

Цель наша достигнута, если ребята понимают, что для мудрого человека, расчётливого хозяина, который берёт у природы в меру, разумно, отдавая ей свои силы, проявляя о ней заботу, природа-друг, союзник. Если же человек только берёт, он погубит сначала природу, а потом себя.

Показывая взаимосвязь человека и природы мы «правду» человека раскрываем через природу.

-Для чего открыта «Кладовая солнца»?

Выслушивая рассуждения учащихся, обращаю их внимание на мысль о том, что воспользоваться богатством, кладом природы может тот, кто её знает и любит, кто по-настоящему умеет трудиться. В связи с этим мы говорим о Насте и Митраше.

Подчёркиваем трудолюбие детей, любовь ко всему живому, чуткое отношение к природе, близость к ней, их бескорыстие. Настя отдала больным детям собранную с большими опасностями и трудом, целебную ягоду, которая им с Митрашей тоже была нужна.

Размышляя с учащимися о названии сказки, говорим о роли солнца в жизни природы и человека, как неиссякаемого источника тепла под благотворным влиянием которого развивается жизнь, мир добреет, оживает, наполняется красками и светом.

-Покажите, как природа бережно хранит и использует солнечное тепло, отданное днём.

Учащиеся читают, как на чёрный большой пень, хранивший тепло солнца, «выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящерий» ,а «четыре бабочки-лимонницы ,сложив крылышки ,припали усиками» ,большие чёрные мухи прилетели ночевать».

В заключение читаем слова Пришвина о роли солнца в жизни природы:«…горячее солнце было матерью каждой травинки ,каждого цветочка ,каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало тепло».

-Не находите ли вы правду Антипыча у солнца или, наоборот, правду солнца у Антипыча?

Обобщая наблюдения, отмечаем, что правда солнца-та же правда Антипыча. Суть её в то же: любовь, добро, тепло и свет преобразуют жизнь, а ненависть, зло, холод её омрачают и угнетают. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Антипыч дарит добро лесу, людям, Травке.

Овладеть правдой Антипыча-это значит проникнуться любовью к окружающей природе, слиться с нею, достичь подлинной человеческой красоты.

В ходе совместной работы пятиклассники убедились, что богатство природы и её красоту надо охранять и беречь, так как, по мнению Пришвина, «охранять природу - значить охранять Родину».

Как при чтении произведений писателей-классиков, так и при чтении произведений современных писателей ведётся большой разговор о природе, о бережном отношении к ней, частице нашей жизни, решаются вечные проблемы-добра и зла.

Предлагаются для самостоятельного чтения произведения, которые заставят многое увидеть, понять в жизни природы, серьёзно задуматься о своём участии в её судьбе. Особый интерес подростки проявляют к произведениям, в которых появляется четвероногий друг человека - собака. Это и «Белый Бим Чёрное ухо» Троепольского, «Царь-рыба» Астафьева, «Потомок Джима» Абрамова, рассказы Бианки и другие.

В старших классах были прочитаны учащимися самостоятельно и проведены уроки, посвящённые произведениям в основе которых лежит тема защиты окружающей среды (это Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», Васильев «Не стреляйте в белых лебедей», Айтматов «Белый пароход», «Плаха» и другие). После обсуждения прочитанного писали сочинение. Например, было предложено сочинение - миниатюра «Человек и природа» Вот одно из них.

«Счастье-это быть с природой, видеть её, говорить с ней», - так писал более ста лет назад Лев Николаевич Толстой. Вот только природа во времена Толстого и даже гораздо позже, когда детьми были наши бабушки и дедушки, окружала людей совсем иная, чем та, среди которой мы живём сейчас. Реки тогда спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях запутывались сказки, а в голубом небе, ничто кроме птичьих песен, не нарушало тишину.

А совсем недавно мы поняли, что всего этого : чистых рек и озёр, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц становится всё меньше и меньше. Безумный двадцать первый век принёс человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем.

Среди них очень и очень важная - охрана окружающей среды. Отдельным людям, занятым своей работой, заметить, как беднеет природа, как трудно было когда-то догадаться, что Земля круглая. те, кто постоянно связан с природой, люди, которые наблюдают и изучают, - учёные, писатели, работники заповедников, многие другие, а в последнее время и космонавты обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, задумались и забеспокоились люди на земле.

О природе писали и пишут многие художники слова. В детстве мы читали Аксакова, Бианки, Паустовского и многих других писателей, отражающих в своих произведениях природу, её растительный и животный мир.

О взаимоотношениях между человеком и природой с душевной болью пишут Б. Васильев, В.Распутин Ч.Айтматов .Им удаётся глубже раскрыть нравственные страдания героев через образы природы.

Ничто не может заменить нам живой переменчивой природы, значит, пора спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливее чем прежде относиться к ней, ведь мы сами - тоже её частица, несмотря на то, что отгородились от неё каменными стенами городов. И если природе будет плохо, непременно плохо будет и нам».

Вся наша сегодняшняя боль за нашу землю, за уничтожение травы, животного мира звучит в этих произведениях и раздаётся призыв опомниться, сохранить нашу планету Земля, оставить её для потомков.

Тема войны и экологии звучит и не перестаёт звучать в нашей литературе, пока она будет существовать. Поэтому не случайно, что именно такие произведения с интересом читаются юным поколением, вызывая столько раздумий, формируя лучшее, человеческое.



© 2010-2022