Рабочая программа по литературе для 7 класса

Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать... Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе для 7 класса

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

-обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

-развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 68 часов. В соответствии с этим реализуется модифицированная программа, исходным материалом для которой явились программа и учебник под редакцией В.Я.Коровиной. На основании этих документов, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, в 7 классе реализуется программа продвинутого уровня. С учётом специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Классы - 7

Количество часов:

Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС ЛИТЕРАТУРЫ 7 КЛАССА.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебно - тематический план

п/п

Наименование раздела

Общее

количество

часов

В том числе на контрольные работы

1

Введение. Литература как искусство слова.

1

2

Устное народное творчество

5

-

Развитие речи - 1

3

Древнерусская литература

3

-

4

Из русской литературы XVIII века.

3

Контрольный тест - 1

Развитие речи -

5

Из русской литературы XIX века.

29

Контрольный тест - 2

Развитие речи - 3

6

Произведения русских писателей XX века.

20

Контрольный тест - 1

Развитие речи - 1

7

Из литературы народов России

1

-

-

8

Из зарубежной литературы

6

-

-

Всего

68

4

5

Основное содержание курса

Тема 1.Введение. Литература как искусство слова.(1)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Тема 2. Устное народное творчество (5)

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных критериев русского народа. Микула - носитель лучших человеческих качеств. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Тема 3. Древнерусская литература (3)

«Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

«Повесть временных лет». Формирование традиций уважительного отношения к книге.

Тема 4. Из русской литературы XVIII века (3)

Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого».

Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.

Тема 5. Из русской литературы XIX века (29)

Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета. Картины быта XVI века. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Особенности жанра повести, изображение героев. Законы и обычаи Запорожской Сечи, особенности сознания запорожцев, их единство. Судьба двух братьев. Трагедия Тараса Бульбы. Классное сочинение.

Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк». Художественные особенности рассказа. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Стихотворения в прозе. Особенности жанра.

Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом...». Некрасовская муза.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

Лев Николаевич Толстой. «Детство». Самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.

Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.

«Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.

Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Картина нравов. Смысл названия.

«Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе.

«Край ты мой, родимый край». Стихотворения о родной природе. Чтение и анализ стихотворений И.А.Бунина, В.А.Жуковского, А.К.Толстого

Тема 6. Произведения русских писателей XX века (20)

Максим Горький. «Детство». Первые детские впечатления. Путешествие на пароходе. Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба - основы вражды.

Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа. Сочинение-характеристика литературного героя.

Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости.

На дорогах войны... Стихотворения поэтов - участников войны (К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова).

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа.

Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.

«Тихая моя Родина». Стихотворения о родине, родной природе (С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого).

Александр Трифонович Твардовский. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений «Снега потемнеют синие...», «Июль - макушка лета...», «Братья».

Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

Тема 7. Из литературы народов России (1)

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

Тема 8. Из зарубежной литературы (8)

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины

Японские хокку. Особенности жанра.

О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.

Р.Д. Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-

во

часов

Основные знания, умения, навыки

Оборудование

Домашнее задание

Дата

по

плану

по

факту

1

Введение. Литература как искусство слова.

1

Знать цели, задачи обучения литературе в 7 кл.;

Уметь составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Выставка различных изданий авторов, которые будут изучаться в 7 классе

Подготовить презентацию книги, прочитанной летом.

Устное народное творчество

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

1

Знать определение термина «предание», отличительные особенности предания, ИВС, используемые в преданиях;

Уметь определять, исторический контекст предания;

Презентация «Предания как поэтическая автобиография народа»;

Подготовить сообщение о А.Ф. Гильфердинге - известном собирателе былин.

3

Киевский и новгородский циклы былин.

1

Знать определение «былина», классификацию былин;

Уметь относить былину к определенному циклу

Различные издания былин

Пересказ ст. «О собирании, исполнении, значении былин»; Ответить на вопросы по теме «Былина «Вольга и Микула Селянинович»;

4

Былины как героические песни эпического характера. «Вольга и Микула Селянинович».

1

Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических

Уроки Кирилла и Мефодия

Составить словарик «Так говорили былинные герои»


песен эпического характера; Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия былин;


5

Героический эпос в мировой культуре. Карелофинский мифологический эпос «Калевала» (фрагмент).

1

Знать сведения о собирателе народных песен-рун Элеассе Ленротте; своеобразие карело-финского мифологического эпоса. Уметь воспринимать и анализировать поэтику героического эпоса народа;

Презентация

«Карело-финский

мифологический

эпос»

Создать памятник былинному герою (рисунки или электронный вариант) + защитная речь

6

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Р/р Урок - конкурс «В мире пословиц»

1

Знать определения терминов «пословица», «поговорка», отличительные особенности; тематические группы; пословицы и поговорки народов мира; Уметь отличать пословицу от поговорки; определять тематическую группу;

Презентация «Пословицы и народные приметы»; словарь Даля

«Предсказания явлений природы в пословицах» с.26

Древнерусская литература

7

«Повесть временных лет» - памятник древнерусской литературы.

1

Знать понятие древнерусская литература, жанры древнерусской

Фотографии древних книг, карта Византийской

Письменный ответ на вопрос:

«В чём значение


литературы; отличительные особенности летописи; причины появления древнерусской литературы. Уметь определять жанровую принадлежность произведения;составлять план рассказа учителя; выразительно читать текст; определять проблематику произведения,

империи

древнерусской литературы для современного читателя?»

8

Основы христианской морали в «Поучении» Владимира Мономаха.

1

Знать особенности поучения как жанра литературы; основы христианской морали. Уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, самостоятельно делать выводы.

Уроки Кирилла и Мефодия

Написать Поучение младшему брату или сестре (с учетом стилистических особенностей)с.35

9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

Знать канонические черты житийной литературы, понятие «легенда»; содержание повести, нравственные законы, которым следуют главные герои.

Уметь определять сказочные элементы в повести, объяснять цель их использования

Презентация «Петр и Феврония - символ вечной любви»

Подготовить выборочный пересказ «История Февронии»; пересказ от лица одного из героев.

Из русской литературы XVIII века.

10

М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день....»

1

Знать факты биографии и творческого пути М.В.Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, теорию «трех штилей»;

Уметь выразительно читать текст, определять тематику и проблематику произведения.

Презентация «М.В. Ломоносов»

Выписать из отрывка «К статуе...» слова, относящиеся к «высокому штилю».

11

Г.Р. Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, понятие «философская лирика», содержание стихотворений; Уметь выразительно читать текст; определять тематику и проблематику произведения; позицию автора;

Презентация «Г.Р. Державин»

Ответить на вопрос: в чем «забавный русский слог» Державина способствовал обновлению поэзии?

12

Тест по теме

«Древнерусская литература. Произведения русских писателей XVIII века»

1

Знать материал по теме «Древнерусская литература. Произведения русских писателей XVIII века»; Уметь работать с тестом

Раздаточный

материал

Из русской литературы XIX века.

13

А.С. Пушкин. «Полтава» (отрывок)

1

Знать содержание произведения; историческую основу

Презентация «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Сравнительная характеристика Петра I и Карла XII


произведения; ИВС, используемые в произведении.

Уметь выразительно читать текст; находить и определять цель использования ИВС;


14

А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок)

1

Знать историческую основу создания поэмы; ИВС, используемые в поэме Уметь выразительно читать текст.

Фонохрестоматия

Отрывок из поэмы наизусть

15

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

1

Знать историческую основу «Песни...», определение понятия «баллада», об использовании фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий; Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст;

самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

Фонохрестоматия

Подготовить балладу к выразительному чтению;

16

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

1

Знать понятие «трагедия», «образ летописца»; историческую основу трагедии;

Музыкальная иллюстрация: опера «Борис Годунов» Мусорского

Подобрать цитаты из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского


Уметь аргументировано отвечать на вопросы; сопоставлять исторические факты и эпизоды трагедии

писателя»

17

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».

1

Знать содержание повести; определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе; Уметь самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;

Фонохрестоматия, иллюстрации к повестям Белкина

Ответить на вопросы:

  1. 1.Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми людьми привилегированного сословия»?

  2. 2.Какова позиция отца в притче о блудном сыне и позиция Самсона Вырина? Кто оказался счастливее: блудный сын или Дуня?

18

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» . Образ повествователя.

1

Знать содержание понятия «образ повествователя». Уметь выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выявлять авторскую позицию.

Репродукция Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Ответить на вопрос: что побудило Ивана Петровича Белкина рассказать эту историю?

19

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича...»

1

Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы;

Портрет Лермонтова; Фонохрестоматия

Рассуждение на темы: «Авторское отношение к героям», «Отношение народа к героям поэмы» с.66


нравственную проблематику поэмы; Уметь анализировать язык поэмы, устанавливать её связь с устным народным творчеством.


20

Сюжет поэмы. Фольклорные основы «Песни...». Картины быта XVI века в поэме.

1

Знать историческую основу поэмы, сюжетную линию поэмы; ИВС, используемые в поэме Уметь выразительно читать поэму, аргументированно отвечать на вопросы,

характеризовать главных героев поэмы

Уроки Кирилла и Мефодия

Ответить на вопрос:

Как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни,за которыми по традиции должен наблюдать царь. Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?

21

Бой на Москве-реке. Оценка персонажей с позиции народа (гусляры). Язык поэмы.

1

Знать нравственную проблематику поэмы, жанровое своеобразие «Песни...», языковые особенности поэмы;

Уметь выразительно читать отрывки поэмы, аргументированно отвечать на вопросы, находить языковые особенности.

Иллюстрации

Ответить на вопросы:

  1. 1.Зачем выходит на кулачный бой Кирибеевич?

  2. 2.Почему бросает ему вызов купец Калашников?

  3. 3.Почему Иван Грозный казнил купца Калашникова?

22

Р/р М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Выразительное чтение наизусть.

1

Знать тематику произведений, основные мотивы лирики;

Уметь выразительно читать стихотворения; определять

Фонохрестоматия

Стихотворение наизусть (по выбору обучающегося)


тематику стихотворения, основные мотивы стихотворения,


23

Тест по теме «Творчество Пушкина и Лермонтова»

1

Знать материал по теме «Творчество Пушкина и Лермонтова»;

Уметь работать с тестом

Раздаточный

материал

Подготовить выразительное чтение стих. Пушкина

24

Н. В. Гоголь: работа над повестью «Тарас Бульба».

1

Знать факты жизни и творческой деятельности Н.В.Гоголя, место повести в творчестве Н.В.Гоголя, замысел писателя; содержание повести; Уметь самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Презентация

«Н. В. Гоголь. «Тарас

Бульба»

Подготовить сообщение на тему «Историческая основа повести «Тарас Бульба».

25

Р/р. Повесть "Тарас Бульба". Остап и Андрий: характеристика героев. Образ матери. Картины степи.

1

Знать нравственную проблематику повести; Уметь владеть монологической и диалогической речью; составлять сравнительную характеристику героев.

Иллюстрации к повести

Дать сравнительную характеристикау героям (Остап, Андрий, казачество) с.72 Ответ на вопрос:

Зачем в повести противопоставлены образы Остапа и Андрия?

26

Образ Запорожской степи, её нравы и обычаи.

1

Знать основное содержание произведения, значение понятия "деталь" произведения; какую функцию играет пейзаж в данном отрывке; в чём особенности сознания запорожцев, средства

Слайды из презентации «Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Подготовить сообщение по теме «Нравы и обычаи Запорожской Сечи»


изображения сознания запорожцев;

Уметь выделять смысловые части художественного текста.


27

Боевое товарищество казаков. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев.

1

Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям;

понимать идейную направленность заключительной главы и повести в целом.

Уметь сопоставлять эпизоды и сравнивать героев; самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Слайды из презентации «Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по I главе; Подготовить выборочный пересказ «Как сражались и погибали казаки»

28

Р/р Классное сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» «Тарас Бульба- народный герой»

1

Знать содержание повести, идею, проблему;

Уметь работать над сочинением.

Иллюстрации к повести

Перечитать повесть

29

И. С. Тургенев. Рассказ "Бирюк".

1

Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк», проблематику рассказа, значение понятия

Презентация «И. С. Тургенев. Жизнь и творчество»

Ответить на вопросы по теме «И.С.Тургенев. «Бирюк»

Зад. №1 - с.67


пейзаж и его роль в литературе.

Уметь составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа;


30

И. С. Тургенев "Стихотворения в прозе" Жанровые особенности стихотворений в прозе.

1

Знать определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности; Уметь воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе;

Презентация "Стихотворения в прозе" Тургенева»

Стихотворение в прозе «Русский язык» наизусть.

31

Н.А .Некрасов. Поэма «Русские женщины»

1

Знать факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины», тематику и проблематику произведения.

Уметь выразительно читать произведение; анализировать текст, опираясь на историческую справку.

Отрывок из фильма

«Звезда

пленительного

счастья»

Отрывок из поэмы наизусть

32

Величие духа русской женщины в поэме Н.А .Некрасова «Русские женщины»

1

Знать жанровые особенности поэмы; приемы раскрытия характера литературного героя в драматическом

Слайды из презентации; Ролик «Декабристы в России»

Характеристика героини (по плану);

Зад. №2 - с.76


произведении; Уметь делать

аргументированные

выводы.


33

Внеклассное чтение. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом...» Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.

1

Знать понятия «антитеза», «сатира», «колоритный образ», «художественный образ»; рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности;

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Фонохрестоматия

Наизусть одно из стихотворений Н.А.Некрасова

34

Тест по творчеству Тургенева и Некрасова.

1

Знать стихотворения Тургенева и Некрасова; Уметь обобщать полученные знания.

Раздаточный

материал

Подготовить выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова

35

Внеклассное чтение. А. К. Толстой. Баллада "Василий Шибанов", «Князь Михайло Репнин». Нравственная проблематика баллады.

1

Знать факты жизни и творческой деятельности А.К.Толстого, содержание баллады, определение жанра баллады, образную природу баллады;

Уметь выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику особенностям сюжета.

Фонохрестоматия

Зад. №5 - с.79 Зад. №1 - с.80 Зад. №2 - с.81

36

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".

1

Знать сведения о жизни и творческой деятельности автора, содержание сказки, определение понятий «сатира», «сатирическая сказка», «гротеск», «аллегория», «фантастика»; Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

Презентация «М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизненный и творческий путь»

Ответить на вопрос: Какие пороки обличает С.-Щедрин в «Повести, как...»?

Кроссворд «Повесть о том, как ...» с. 108

37

Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь в сказке Щедрина «Повесть...»

1

Знать определение понятий «сатира», «сатирическая сказка», «гротеск», «аллегория», «фантастика»;

Уметь выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках.

Презентация по теме «М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть ...»

Сочинить сатирическую сказку на какой-нибудь сюжет из школьной жизни (вместо людей могут действовать животные)

38

Jl. Н. Толстой. Повесть "Детство".

1

Знать понятие «автобиографическая повесть», содержание повести; нравственную проблематику повести; Уметь самостоятельно

Презентация «JI. Н. Толстой. Жизнь и творчество»

Характеристика Николеньки, Карла Ивановича, Натальи Саввишны - с.113





делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.


39

Тема детской открытости миру в повести Л.H. Толстого "Детство".

1

Знать нравственную проблематику повести; Уметь самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

Слайды из презентации

Подготовить творческий пересказ одной из глав повести

40

А.П.Чехов. Рассказ "Хамелеон". Сатирический пафос произведения.

1

Знать оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; сюжетное своеобразие рассказов А. II. Чехова; Уметь давать оценку действиям героев; самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа.

Презентация

«А.П.Чехов.»

Ответить на вопросы по теме «А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон» - с.93

41

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.

1

Знать содержание изучаемых произведений, ИВС, используемые в стихотворениях ;

Уметь выразительно читать стихотворения, находить ИВС, используемые в стихотворении.

Иллюстрации с изображением родной природы

Подготовить одно из стихотворений наизусть

Произведения русских писателей XX века.

42

И.А. Бунин. Рассказ «Цифры».

1

Знать понятия

Портрет Бунина,

Дать характеристику




«психологический рассказ», «герой - повествователь»; факты из биографии автора; содержание рассказа; понятие

«олицетворение»;

Уметь работать со статьей в учебнике;

аргументировано отвечать на вопросы; пересказывать текст.

фотографии имения в Орле

главным персонажам (по плану)

43

Подготовка к домашнему сочинению по теме «Золотая пора детства» в произведениях JI.H. Толстого и И.А. Бунина»

1

Знать произведения JI.H. Толстого и И.А. Бунина, нравственную проблематику; Уметь работать над сочинением.

Написать сочинение «Золотая пора детства» в произведениях JI.H. Толстого и И.А. Бунина»

44

М. Горький. Повесть "Детство". Изображение внутреннего мира подростка.

1

Знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа; Уметь самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции; владеть монологической и диалогической речью.

Презентация «М. Горький. Жизненный путь писателя»

Художественный пересказ, близкий к тексту, с сохранением художественных особенностей («Пляска бабушки», «Пожар», «Учеба») с. 128

45

"Свинцовые мерзости жизни" и живая душа русского человека в повести М.Горького «Детство»

1

Знать нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа;

Презентация "Свинцовые мерзости жизни" и живая душа

Ответить на вопрос: «Кто помог Алеше пережить его детские обиды, помог ему в постижении любви


Уметь самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции.

русского человека в повести М.Г орького «Детство»

и добра»?

46

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1

Знать содержание легенды, жанровое своеобразие произведения; ОМ «Легенды...», авторскую позицию;

Уметь давать характеристику главному герою, формулировать авторскую позицию, собственную позицию, аргументировать её.

Фонохрестоматия

Подготовить отрывок из «Легенды ...» наизусть

47

Л.Н. Андреев. «Кусака». Проблема одиночества, способность к состраданию.

1

Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, тему, идею произведения, проблематику произведения;

Уметь выразительно читать отрывки из текста; характеризовать поведение героев произведения.

Портрет Андреева, выставка книг

Написать рассказ о животном (своем, бездомном) «Имя моего любимца»

48

В. В. Маяковский.

Стихотворения:

"Необычайное

1

Знать факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие

Альбом Маяковского

Зад. №3-с. 129; подготовить выразительное чтение стихотворения


приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче".

художественной формы

стихотворения,

содержание

стихотворения, значение понятия «сатира»; «метафора»; Уметь выделять смысловые части художественного текста; делать выводы


49

Внеклассное чтение. В. В. Маяковский.

Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям".

Гуманистический смысл стихотворения.

1

Знать понятие «лирический герой», « метафора», «афоризмы», «лесенка»; содержание стихотворения; тему, идею стихотворения; Уметь воспринимать художественное новаторство поэзии В. Маяковского.

Слайды из презентации

Стихотворение "Хорошее отношение к лошадям» наизусть

50

А.П.Платонов. «Юшка».

1

Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его тему, идею, композицию произведения, проблематику произведения;

Уметь выразительно читать отрывки из текста.

Портрет Платонова, различные издания его книг

Подготовить пересказ «Дети и Юшка», «Отношение взрослых к Юшке», «Бескорыстие», «Смерть», «Наедине с природой» (на выбор)

51

А.П.Платонов. Автобиографичность рассказа «В прекрасном и

1

Знать значение профессиональных слов, основные факты

Презентация

«А.П.Платонов.

Автобиографичность

«Как объясняется название рассказа?» (письменный ответ на

яростном мире».

биографии писателя; понятие «образ», образную систему рассказа, авторское отношение к

изображаемым событиям; Уметь выразительно читать текст,

аргументировано отвечать на вопросы

рассказа «В прекрасном и яростном мире».

вопрос)

52

Талант мастера и человека в рассказе А.Платонова «В прекрасном и яростном мире»

1

Знать содержание рассказа, авторскую позицию рассказа; Уметь аргументировано отвечать на вопросы, формулировать авторскую позицию и собственную позицию.

Слайды из презентации

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Пастернака.

53

Б.Л.Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике поэта.

1

Знать содержание стихотворений, ИВС, основные факты' биографии поэта; Уметь выразительно читать стихотворения; анализировать стихотворения, определяя роль ИВС.

Презентация «Б.Л.Пастернак. Картины природы в лирике поэта»

Подготовить выразительное чтение стихотворений Б.Л.Пастернака

54

А. Т. Т вардовский. Философские проблемы в лирике поэта.

1

Знать содержание стихотворений, основные факты биографии поэта, темы стихотворений; Уметь выразительно

Иллюстрации Верейского к стихам и поэмам Твардовского

Написать короткий рассказ «В лесу весной», включив в него слова из стихотворения «Снега темнеют синие ...»


читать стихотворения, формулировать авторскую позицию, анализировать стихотворения.


55

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

1

Знать факты жизни и творческой биографии писателя, содержание рассказа, тематику, проблематику произведения; Уметь анализировать небольшое эпическое произведение.

Выставка книг и журнальных публикаций Абрамова

Подготовить пересказ текста от лица Рыжухи, от лица других лошадей

56

Е.И.Ноеов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

Знать сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема», «идея», план анализа эпического произведения; Уметь аргументировано отвечать на вопросы, выразительно читать отрывки текста, отбирать материал по проблемным вопросам.

Выставка книг и журнальных публикаций Носова, его портрет

Подготовить ответ на проблемный вопрос: 1. «Есть ли связь между стихотворением К.Случевского «Кукла» и рассказом Е.И.Носова. В чем она?»

2. «Как можно объяснить различные названия произведения: «Кукла», «Акимыч». Какое из них кажется вам наиболее удачным?»

57

Е.И.Ноеов. Рассказ «Живое пламя».

1

Знать содержание рассказа, тему и проблему, авторскую позицию;

Уметь аргументировано

Презентация «Е.И.Ноеов. «Живое пламя».

Подготовить краткий пересказ с. 157


отвечать на вопросы, опираясь на текст.


58

Внеклассное чтение. Ю.П.Казаков. «Тихо утро». Герои рассказа и их поступки.

1

Знать основные факты биографии писателя, содержание рассказа, тематику;

Уметь аргументировано отвечать на вопросы; характеризовать героев; составлять план рассказа; выразительно читать диалоги героев.

Выставка различных изданий книг Ю. Казакова.

Опишите Яшку и Володю по плану; подготовить пересказ («Момент спасения Володи от лица Яшки», «По дороге на речку») с. 157

59

Д.С.Лихачев. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

1

Знать биографические сведения об авторе, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление);

Уметь выстраивать устный ответ (рассуждать) на поставленные вопросы.

Фонохрестоматия

Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края» (используя советы Д. С.Лихачева)

60

М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

Знать сведения о биографии и творчестве автора; содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев;

Уметь видеть смешное и грустное в произведении.

Презентация «М.М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказах писателя»

Зад. №3-с. 161; прочитать рассказ


«сочетание иронии и правды чувств».


61

«Тихая моя Родина...» Стихотворения русских поэтов о природе. Контрольный тест по теме «Произведения русских писателей XX века»

1

Знать содержание стихотворений, основные факты биографии поэтов; ИВС, встречающиеся в стихотворениях; план анализа лирического героя;

Уметь выразительно читать стихотворения, находить ИВС, используемые в стихотворении.

Фонохрестоматия

Стихотворение наизусть (на выбор)

Из литературы народов России

62

Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

1

Знать факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения;

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.

Презентация «Расул Г амзатов»

Зад. №1 - с. 164 Зад. №4 - с. 165

Из зарубежной литературы

63

Р.Бернс. «Честная бедность». Представления поэта о честности и справедливости

1

Знать сведения о жизни и творчестве автора; понятия «лирика», «лирический герой», «рефрен»; темы творчества Р.Бернса:

Портрет Бернса, различные издания его книг.

Ответить на вопрос:

  1. 1.Как вы понимаете слова Р.Бернса: «Душа человека - его королевство»?

  2. 2.Какие русские





честность,

справедливость, честь, совесть; содержание стихотворения;

Уметь выразительно читать стихотворение; работать с текстом по предложенному кроссворду.

афоризмы совпадают по мысли с афоризмами Р. Бернса?

64

Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь герой...» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

Знать факты жизненного и творческого пути Дж.Г.Байрона, гуманистический смысл творчества автора;

Уметь выразительно читать стихотворения, высказывать собственную точку зрения.

Портрет Байрона, различные издания его книг.

Ответить на вопросы по теме «Поэзия Дж.Г.Байрона» - с. 167

65

Ожидание чуда. Японские трехстишия -хокку (хайку) и их создатели.

1

Знать понятие «хокку»; особенности хокку, тематику произведений; Уметь выразительно читать стихотворения; определять используемые образы; сочинять собственные хокку.

Репродукции с японских миниатюр

Создать хокку (хайку) на русском языке на темы: «Воспоминания детства», «Цветок под окном», «Бабушкины сказки», «Мне радостно летом в лесу») с. 180

66

О.Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

Знать понятие «новелла», содержание новеллы; тематику новеллы, систему образов новеллы; Уметь комментировать прочитанное;

Репродукции библейских сюжетов «Поклонения Волхвов» Рубенса

Составить синквейн по теме «Любовь».


анализировать душевное состояние героев новеллы;


67

Р.Д. Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение.

1

Знать содержание

рассказа, понятие

«фантастика»,

особенности

фантастических

произведений;

Уметь работать с текстом (находить ответы на вопросы); аргументировано формулировать собственную позицию.

Портрет Бредбери, различные издания его книг.

Письменный ответ на вопрос : «О чём писатель предупреждает человечество в рассказе «Каникулы»?

68

Итоговый урок. Рекомендации на лето.

1


Программно-методическое обеспечение

Литература для обучающихся

1. Литература. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В .Я. Коровина и др. В 2-х ч. - М.:Просвещение, 2012.

2.Читаем, думаем, спорим...Дидактические материалы по литературе. 7 класс/ В.Я.Коровина. -М. : Просвещение, 2010.

  1. 3.Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» - М.: Просвещение, 2012.

  2. 4.Черных О.Г. Практикум по литературе: 7 класс. - М.: ВАКО, 2010.

Литература для учителя

1.Литература. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Я. Коровина и др. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2012.

2.Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы.5-9 кл. - М.: Просвещение, 2011.

3.Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

4.Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» - М.: Просвещение, 2012.

5.Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе: 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.



© 2010-2022