Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Парушкина Е.Н.

учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназия №45 им. Л.И. Мильграма

« Когда происходит чудо и обычные, не обязательно талантливые

ученики начинают творить, учитель испытывает истинное счастье».

Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование такой личности приобретает, сегодня не только теоретический, но практический смысл.

Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку инициативному легче не только сменить профессию, но и найти "изюминку" в любом деле, достичь высоких результатов.

Поэтому перед школой, учителем встаёт задача чрезвычайной важности: вырастить не только крепкого здорового, но и - обязательно! - думающего человека, способного на творческий подход к любому делу. Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие познавательных способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к общественно-трудовой деятельности.

Развитие воображения и творческих способностей учащихся является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения - это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Русский язык - это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он создаёт возможности

для духовного обогащения. Весь поток познания идёт по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь, в свою очередь является каналом развития интеллекта. Задача педагога, особенно словесника, заключается в развитии творческой индивидуальности ребенка.

От природы все дети талантливы, обидно, когда их способности остаются незамеченными и нераскрытыми. В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя.

Развивать у детей творческие способности - задача сложная и трудная. С чего же надо начинать? Конечно, с внимания к языку художественного произведения.

Этому способствуют задания:

- подобрать слова, сходные и противоположные по смыслу;

- придумать слова на тему словосочетания;

- составить предложения с заданным словом;

- составить предложения с предложенным словосочетанием.

Включение в уроки подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности и в постановке целей, и в достижении нового результата.

Довольно большая свобода действий открывается перед учеником при выполнении заданий, требующих изменить и преобразовать рассказ, кратко передать содержание текста, изменить слова в тексте.

Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка». Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Именно сочинение - высшая форма проявления познавательных способностей детей. «Ребёнок должен жить в мире творчества. Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок».

На уроках литературы и русского языка учитель, безусловно, должен учить детей понимать художественный текст, определять авторскую позицию, уметь анализировать произведение. Но очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве, - это увлекает детей.

Уже первые литературные опыты моих учеников, позволили судить о том, что ребята постепенно овладевают языковой материей; они учатся употреблять сравнения, метафоры, эпитеты, широко используют обращения, восклицательные и вопросительные предложения, что придает их работам эмоциональность, выразительность.

Большое место в нашей совместной работе занимают упражнения по анализу собственных детских произведений. Ученики получают задания: найти риторические вопросы, указать метафоры, эпитеты, их роль в тексте. Кроме того, подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают индивидуальные способности ребенка.

Развитию умения рассуждать, дискутировать, облекать свои мысли в хорошую словесную форму очень помогают небольшие сочинения на свободные темы, это даёт возможность проявить творческие способности. В программных произведениях я пытаюсь найти ключевые выражения, которые могут подтолкнуть учеников к рассуждению, вызвать работу мыслей и чувств.

Например, при изучении «Мцыри» обращаю внимание на строки поэмы, которые послужат темой для будущей письменной работы:

«...для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы?»

Заканчивая работу над повестью И.С.Тургенева «Ася», предлагаю тему:

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем;у него есть настоящее - и не день, а мгновенье».И ребята пишут миниатюры на эти темы, достигая довольно интересных результатов.

В начале учебного года предлагается тема «Лето - это маленькая жизнь» (строчка из песни О. Митяева), которая предполагает рассказ не только о проведенных где-то каникулах, но и о лете как совершенно особой, прекрасной для всех поре.

Мои ученики любят викторины под общим названием «Внимательный читатель».

Вот примерные задания для викторин:

Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:

Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

«Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.

Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.

Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

· Грушницкий

· Княжна Мери

· Максим Максимыч

· Доктор Вернер

· Бэла

О ком из героев романа идет рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут - а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один. Бывало, по целым часам-- слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... Да-с, с большими был странностями..

Грушницкий.

Печорин.

Максим Максимыч.

Доктор Вернер.

На примерах собственного творчества детьми легче усваивается теория стихосложения, законы жанра, литературные приемы. Ученики сочиняют былины, с элементами устного народного творчества, поучения, которые они пытаются писать, используя старославянскую лексику.

В заключение хотелось бы отметить, что русский язык и литература предоставляют большие возможности для развития способностей детей. Результатами работы в этой области являются интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову, совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Приложение.

Работы учащихся.

Что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью?

Что значит быть хорошей дочерью? Все люди в своей жизни совершают как хорошие, так и плохие поступки. Конечно, родители нас воспитывают, показывая на личном примере, что такое хорошо, а что такое плохо. К сожалению, это не всегда получается. А сейчас я вам расскажу, что нужно делать, чтобы быть хорошей дочерью.

Надо всегда помнить, что родители переживают за тебя. Им всегда важно знать: где ты, с кем ты, как ты себя чувствуешь, все ли у тебя в порядке. Поэтому нужно всегда держать родителей в курсе своих дел!

Очень хорошо, когда между родителями и ребенком сохраняются теплые и доверительные отношения. Всегда можно посоветоваться, рассказать о своих достижениях или проблемах. Мы ведь знаем, что мама и папа никогда плохого не подскажут, потому что они хотят, чтобы их дочь была счастлива. Поэтому, наверное, стоит почаще прислушиваться к их советам и просьбам!

Быть хорошим ребенком - значит: любить близких, быть добрым, понимающим и отзывчивым, хорошо учиться, помогать родителям, ухаживать за ними, когда они болеют, почаще звонить и не забывать о них.

Конечно каждая девочка мечтает быть примерной дочерью, хочет, чтобы родители гордились ею. Но это не так просто, как кажется! Ведь иногда так хочется не делать уроки, не слушать добрых советов, а сделать что-нибудь «неправильное»…

Печенкина Арина 9 класс



«Человек создан для счастья, как птица для полета»

В.Г.Короленко



Каждый человек понимает слово счастье по-своему. Для кого-то достаточно большой суммы денег, чтобы стать счастливым, для других счастье, когда постоянно сопутствует с этим человеком удача, у других счастье появляется при достижении цели ,а лично для меня счастье-это когда моя семья не болеет, не нуждается ни в чем, когда есть честные друзья, готовые помочь в трудную минуту, когда я могу прийти к родным и близким, почувствовать, как от них исходит любовь и забота, и я могу поделиться с ними всем, что лежит на душе.

Конечно, счастье еще заключается в любви, естественно, если любовь взаимная. Когда находишь человека и живешь этой любовью, любовь окрыляет влюбленных, начинаешь жить не только ради себя, когда разделяешь все победы и промахи с влюбленным. Как-то я услышала от человека, хочешь понять, счастлив ты или нет, надо представить, что через 5 минут жизнь твоя кончится, и представить надо реалистично и этого будет достаточно, чтобы понять цену жизни. А поняв, как дорога твоя жизнь, ты обретаешь счастье ,ведь сейчас твоя жизнь продолжается.

Счастье еще заключается в здоровье, когда видишь перед собой нетрудоспособного человека, то понимаешь, что тебе повезло в жизни, ведь ты здоров, можешь радоваться. У тебя нет ограничений.

Затрону еще тему, которая мучает всех людей - Конец Света. Думаю, когда мы проснемся однажды и поймем, что все живы, то это тоже своеобразное счастье.

В заключение хочу сказать, что каждый человек понимает слово «счастье» по-своему.

Царёва Анастасия 11 класс

Как стать человеком слова и дела?

Слова человека - это отражение его мыслей. Значит, человек слова и дела - это такой человек, у которого мысли рождают дела и одно не расходится с другим. Это качество всегда ценилось в людях. С древних времен мы находим этому подтверждения. Со времен древней Спарты и Римской империи неразрывность слова и дела служила признаком чести и благородства. Таких людей всегда уважали и ставили в пример.

Недавно мы проходили повесть Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой, Петруша Гринев, несмотря на молодость, был верен своему слову и подкреплял это делами даже под угрозой смерти. И в его поведении мы видим для себя пример для подражания. Даже в эпиграф к повести вынесены слова «береги честь смолоду».

Как же стать человеком слова и дела? Чтобы стать таким человеком, нужно воспитывать в себе характер, не давать невыполнимых обещаний, но всегда выполнять то, что пообещал. А для этого нужно воспитывать в себе дисциплину, строгость по отношению к себе и умение выражать свои мысли. Только тогда себя можно будет назвать человеком слова и дела.

Куренков Виталий 8 класс






© 2010-2022