Урок литературы на тему Народные характеры и народный быт в повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством

Урок литературы в 5 классе на тему "Народные характеры и народный быт в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" необычен тем ,что проходил не в классе ,а в школьной музейной комнате "Светлица" ,где собраны предметы быта украинского народа.Уроку предшествовало домашнее задание:составить словарик предметов украинского быта, ( по тексту повести) , собрать материал для характеристики по данному плану Оксаны,Вакулы(по вариантам), также индивидуальные задания -выразительное чтение эпизодов (в том...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ «Народные характеры и народный быт в повести Н.В.Гоголя « Ночь перед Рождеством».

До урока учащиеся выполняли домашнее задание:

1)собирали материал для характеристики Оксаны (1 вариант) , Вакулы (2 вариант) по плану:

1.Портрет героя.

2.Черты его характера. В каких поступках они проявляются?

3.Речь героя.

4.Отношение автора к нему.

5.Моё отношение к герою.

2)выполняли индивидуальные задания:

а) сообщение о колядовании;

б) разучивание колядки;

в) выразительное чтение начала повести;

г)инсценировка эпизодов «Оксана у зеркала» , «Чуб с кумом по дороге к дьяку».

Цели : 1) выяснить, как изображены народные характеры в повести , каким предстаёт в ней народный быт;

2) развивать умение учащихся характеризовать героев произведения, отмечая их национальные черты, выявляя авторское отношение к

ним, способы его выражения;

3) воспитывать уважительное отношение к обычаям, традициям украинского народа.

Оборудование: этнокультуроведческий словарь, предметы украинского быта :сундук, украинские рушники, кунтуш, жупан, глечики, миски, макитры, чарки, люльки, украинская национальная одежда (сорочки, шаровары, плахты, запаски, веночки) ,зеркало.

Урок проходил в школьной музейной комнате украинского быта «Светлица»

Ход урока

1 .Вступительное слово учителя. Постановка целей и задач урока.

2. Работа над темой урока.

1.Выразительное чтение учащимся начала повести « Ночь перед Рождеством».

2.Беседа:

-Когда происходят события повести? (Ночь накануне Рождества.)

-Какой украинский обычай лёг в основу повести? Кратко расскажите о нём.

-А знаете ли вы колядки?

Дети поют колядку:

По всьому свiту стала новина:

Дiва Марiя сина родила.

Сина народила,

В ясля положила

Господнього Сина.

-Как этот обычай отражён в повести? Зачитать. (Чуб думает, что » …хорошо бы теперь лежать …на лежанке и слушать сквозь упоительную дремоту колядки и песни весёлых парубков и девушек, толпящихся кучами под окнами»)

3.Инсценировка эпизода « Чуб с кумом по дороге к дьяку»

4.Викторина. (Её проводят казак Чуб и его кум ) :

-Мы не просто так зашли к вам, а хотим проверить , внимательно ли вы читали повесть Н. В. Гоголя? Куда мы собрались с кумом? (К дьяку на кутью, » где , кроме кутьи . будет варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного»)

-Что такое голодная кутья? (Кутья-каша из ячменных или пшеничных зёрен, употребляемая со сладкой подливкой накануне Рождества или Водокрещения. Кутья- символ семьи, единения с Богом, с миром умерших. Голодная кутья- запрет употреблять мясо, -

масло, молоко, яйца. )

-Почему Солоха была приветливее всех со мною, казаком Чубом?

Что водилось в моих сундуках?

(Из большого сундука достаёт полотно, жупан, кунтуш.)

-Используя этнокультуроведческий словарь, объясните значение слов жупан, кунтуш, галун.

-Какие предметы быта, встретившиеся в повести, вы видите в « Светлице»? Кого из героев повести они вам напоминают?

(Задавая вопрос , Чуб и его кум демонстрируют этот предмет.)

-Кто размалевал « все миски, из которых диканьские казаки хлебали борщ» ?

- « Как бы хорошо теперь лежать , поджавши под себя ноги, на лежанке, курить спокойно люльку…»Чьи это мысли и как они характеризуют героя?

- Кто расписал этот сундук, - « горит , как жар»- и для кого?

-Чьи это « шаровары… так широки, что какой бы большой ни сделал он шаг,

ног было совершенно не заметно…»? Почему? (Пузатый Пацюк, «несмотря на свой небольшой рост, в ширину был довольно увесист» , « казалось - винокуренная кадь двигалась по улице».)

-Кто ходил в сорочке, шитой красным шёлком, носил плахту и запаску?

Чем плахта от запаски отличается?

- А вот и сама Оксана!

5.Инсценировка эпизода » Разговор Вакулы с Оксаной».

6.Беседа:

--Какие черты присущи Оксане? Как они проявляются в её речи?

-Каких героев повести можно охарактеризовать с помощью этих пословиц и поговорок и почему :

а) « силач и детина хоть куда» (Вакула сгибает в руке пятаки и подковы, как гречневые блины» , «бодро взвалил на плечи мешки, которых не понесли бы два дюжих человека» )

б) « рожа мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!»

-Какие художественные детали помогают понять отношение автора к этим героям? (Оценочные слова рожа, детина)

-О ком из героев и почему можно сказать: «мастер на все руки» , « мастерство везде в почёте» ? ( О Вакуле. Он лучший кузнец, лучший живописец в околотке. Сам сотник вызывал его в Полтаву выкрасить дощатый забор около дома. Архиерей о хате Вакулы говорит: « Славная работа! )

-Какая из работ кузнеца стала вершиной его искусства?

Слово учителя: Едва ли не самой большой добродетелью украинцы испокон веков считали трудолюбие. По отношению к работе оценивали человека. Вакула трудолюбивый: у него самая добротная хата на селе и самая счастливая жена. Украинскому народу с деда прадеда присущи почтительное отношение к другим, доброжелательность. Как это проявляется в речи Вакулы? (Он ласков и нежен с Оксаной: «моё серденько, моя красавица» , уважителен с Чубом ,называет его батьком.)

-О ком и почему можно сказать:» умел и смел- пятерых одолел» или «чья отвага- того и победа» ?

-Кузнец упорно борется за свою любовь. Много трудностей на его пути.Ему препятствует мать Солоха, упрямый казак Чуб и ничтожный чёрт.Но самым трудным препятствием было гордое сердце Оксаны. Кузнец победил всех: мать, Чуба, чёрта- ловкостью, мужеством,О ксану- преданной любовью.

-Почему Оксана, первая красавица на селе , капризная, гордая, своенравная, полюбила кузнеца?

7.Рефлексия: 1.Какие черты украинского характера показал Гоголь в образах главных героев повести? 2.Закончить предложение: Характеры гоголевских героев мы называем народными, потому что…

Итог урока: Парубки удалые, сильные, бесстрашные, трудолюбивые. Девушки красивые, гордые, любят песни, шутки. Их родители грубоватые, но добрые, живут просто, естественно, красиво .В их мире добро

торжествует над злом, любовь над ненавистью, красивое над безобразным Желаю и вам жить так же, сохраняя лучшие традиции своего народа.

© 2010-2022