- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План - конспект русский язык
План - конспект русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Юсупова Д.Г. |
Дата | 16.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План-конспект коррекционного занятия по теме
«Слова со звонкими и глухими согласными»
(дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография, 4-5 класс)
Задачи:
Закрепить правописание слов со звонкими и глухими согласными
Совершенствовать звукобуквенный, слоговой анализ и синтез, фонематический слух, графическую зоркость.
Оборудование: информационные карточки, карточки с текстами, карточка с тестовым заданием
Этапы
занятия
Содержание коррекционной работы
Дата
Вводная часть. Рефлексия.
1.Взаимное приветствие.
2.Эмоциональный настрой на занятие.
3. Сообщение темы, задач и плана занятия.
- Сегодня на занятии мы повторим звонкие и глухие согласные, потренируемся писать слова и предложения с этими звуками, определять на слух тот или иной пропущенный звук, который необходимо вставить в слово.
На доске вывешивается краткий план занятия
+
+
+
+
+
+
Основная часть
I.Орфографическая минутка
Объясни написание выделенных букв в словах на конце и в середине слова. Запиши слова, подбери проверочные. Звукобуквенный анализ слов зарядка, лев. Определить количество слогов в словах леопард, лавка.
- Лоб, флаг, нож, лев, приз, леопард.
- Зарядка, книжка, коробка, лавка, сказка
+
+
II. Работа по вопросам
- Какие звуки называются согласными? ( Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду)
- Какие бывают согласные звуки? ( Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие)
- Поговорим о звонких и глухих согласных.
- Какой согласный звук называется звонким? (Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким)
- Какой согласный звук называется глухим? ( Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим)
- Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук? (Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой)
- Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков
+
+
III. Работа с информационными таблицами.
1
-
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
[б] [в] [щ] [г] [д] [ж] [з]
[п] [ф] [ш] [к] [т] [ш] [с]
НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ
Согласные м, н, р, л, ц, ч, щ, х не имеют пар по звонкости и глухости. Они произносятся (слышатся) и обозначаются на письме одинаково, поэтому не нуждаются в проверке.
+
+
2. Выполнение задания с помощью информационной карточки. Выписать слова, в которых парные (звонкие - глухие) согласные стоят в слабой позиции. Составление предложений с данными словами.
- Алфавит, стол, нос, лупа, кулак.
- Рукав, сторожа, лесорубы, геолог, садоводы
+
+
IY. Работа с текстом
1.Запись четверостишья наизусть
Дуб качает головою,
Сосны ветками шумят,
и осыпан мокрой хвоей
по утрам осенний сад.
+
2. Списать. Подчеркнуть согласные на конце слов, которые нужно проверять.
На море
Автобус привёз ребят на морской берег. На волнах белеет парус яхты. На берегу большой пляж. Ребята сняли обувь и одежду. Скорей в воду!
+
Y. Работа с предложением
1. Списать. Вставить пропущенные буквы. В скобках напишите проверочное слово.
Сне… (…) укутал деревья. Ду… (…) в мохнатой шапке. На ветках берё... (…) белый шар… (…). Молодая ёлочка спряталась в сугро… (…). Не страшен деревьям холо… (…) и моро… ()
+
2. Составьте со словами предложения.
- листопад, начнётся, скоро;
- наряд, дуб, осенний, надел;
- полетели, монетки, с берёз, жёлтые.
+
VI. Работа со словом.
1.Работа с загадками. Вставить пропущенные буквы, выбирая букву из двух предложенных.
-
Что за стол среди бере… (з,с)
под открытым небом?
Угощает он моро… (з, с)
птиц зерном и хлебом.
-
Железная сестрица
зубаста и остра:
её и клён боится
и тополь, и сосна.
И даже ду… (б, п) боится
попасть на зу…(б, п).сестрице.
+
2.Работа с рядами слов. Определение лишнего слова в каждом ряду, определение ряда слов в котором согласные обозначают только звонкие согласные звуки, в каком - только глухие, в каком звонкие и глухие.
- Вода, рябина, вьюга, ливень.
- Чайка, петух, кукушка, потоп.
- Шкаф, стул, кровать, халат.
+
Заключительная часть.
Рефлексия
1. Тестовый контроль
- Найти и подчеркнуть слова, в которых нет звонких согласных.
А
Б
В
Яша
Юра
книга
земля
роща
чаща
Саша
щека
Паша
птица
лес
человек
2. Подведение итогов занятия по вопросам.
3. Заключительная рефлексия (что запомнилось, что понравилось).
- Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.
+
+
+