План - конспект русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект коррекционного занятия по теме

«Слова со звонкими и глухими согласными»

(дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза, дизорфография, 4-5 класс)

Задачи:

Закрепить правописание слов со звонкими и глухими согласными

Совершенствовать звукобуквенный, слоговой анализ и синтез, фонематический слух, графическую зоркость.

Оборудование: информационные карточки, карточки с текстами, карточка с тестовым заданием

Этапы

занятия

Содержание коррекционной работы

Дата





Вводная часть. Рефлексия.

1.Взаимное приветствие.

2.Эмоциональный настрой на занятие.

3. Сообщение темы, задач и плана занятия.

- Сегодня на занятии мы повторим звонкие и глухие согласные, потренируемся писать слова и предложения с этими звуками, определять на слух тот или иной пропущенный звук, который необходимо вставить в слово.

На доске вывешивается краткий план занятия

+


+


+




+


+


+


















Основная часть



























I.Орфографическая минутка

Объясни написание выделенных букв в словах на конце и в середине слова. Запиши слова, подбери проверочные. Звукобуквенный анализ слов зарядка, лев. Определить количество слогов в словах леопард, лавка.

- Лоб, флаг, нож, лев, приз, леопард.

- Зарядка, книжка, коробка, лавка, сказка




+





+

II. Работа по вопросам

- Какие звуки называются согласными? ( Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду)

- Какие бывают согласные звуки? ( Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие)

- Поговорим о звонких и глухих согласных.

- Какой согласный звук называется звонким? (Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким)

- Какой согласный звук называется глухим? ( Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим)

- Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук? (Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой)

- Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков



+












+

III. Работа с информационными таблицами.

1

ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

[б] [в] [щ] [г] [д] [ж] [з]

[п] [ф] [ш] [к] [т] [ш] [с]


НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Согласные м, н, р, л, ц, ч, щ, х не имеют пар по звонкости и глухости. Они произносятся (слышатся) и обозначаются на письме одинаково, поэтому не нуждаются в проверке.



+

+

2. Выполнение задания с помощью информационной карточки. Выписать слова, в которых парные (звонкие - глухие) согласные стоят в слабой позиции. Составление предложений с данными словами.

- Алфавит, стол, нос, лупа, кулак.

- Рукав, сторожа, лесорубы, геолог, садоводы




+





+

IY. Работа с текстом

1.Запись четверостишья наизусть

Дуб качает головою,

Сосны ветками шумят,

и осыпан мокрой хвоей

по утрам осенний сад.



+




2. Списать. Подчеркнуть согласные на конце слов, которые нужно проверять.

На море

Автобус привёз ребят на морской берег. На волнах белеет парус яхты. На берегу большой пляж. Ребята сняли обувь и одежду. Скорей в воду!


+

Y. Работа с предложением

1. Списать. Вставить пропущенные буквы. В скобках напишите проверочное слово.

Сне… (…) укутал деревья. Ду… (…) в мохнатой шапке. На ветках берё... (…) белый шар… (…). Молодая ёлочка спряталась в сугро… (…). Не страшен деревьям холо… (…) и моро… ()

+


2. Составьте со словами предложения.

- листопад, начнётся, скоро;

- наряд, дуб, осенний, надел;

- полетели, монетки, с берёз, жёлтые.


+

VI. Работа со словом.

1.Работа с загадками. Вставить пропущенные буквы, выбирая букву из двух предложенных.

  • Что за стол среди бере… (з,с)

под открытым небом?

Угощает он моро… (з, с)

птиц зерном и хлебом.

  • Железная сестрица

зубаста и остра:

её и клён боится

и тополь, и сосна.

И даже ду… (б, п) боится

попасть на зу…(б, п).сестрице.


+


2.Работа с рядами слов. Определение лишнего слова в каждом ряду, определение ряда слов в котором согласные обозначают только звонкие согласные звуки, в каком - только глухие, в каком звонкие и глухие.

- Вода, рябина, вьюга, ливень.

- Чайка, петух, кукушка, потоп.

- Шкаф, стул, кровать, халат.


+

Заключительная часть.

Рефлексия

1. Тестовый контроль

- Найти и подчеркнуть слова, в которых нет звонких согласных.

А

Б

В

Яша

Юра

книга

земля

роща

чаща

Саша

щека

Паша

птица

лес

человек

2. Подведение итогов занятия по вопросам.

3. Заключительная рефлексия (что запомнилось, что понравилось).

- Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Вы такие ошибки делать не будете, потому что научились различать звонкие и глухие согласные звуки. Вы хорошо потрудились. Молодцы.









+




+








+





© 2010-2022