Тематическое планирование по русскому языку 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тематическое планирование по русскому языку

9 класс


п/п

Система уроков

Дидакти-
ческая

модель

обучения

Педаго-

гические

средства

Вид

деятель-

ности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень освоения

Информационно-
методическое

обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационная

Базовый уровень

Продвинутый

уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Вводный урок о русском языке.

Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа

с книгой, беседа

Индивидуальная, групповая

Знать основные средства художественной изобразительности, находить их в тексте.
(К)

Продуктивный

Уметь использовать ИВС в текстах собственного сочинения.
(К)

Творческий

Анализ, выбор, использование выразительных средств языка

Горшков, А. И.

Русская словесность. - М.: Про-свещение, 1996

2

Повторение изученного в 5 - 7 классах. Фонетика, орфоэпия, графика.

Цель: повторить основные темы данных разделов для подготовки к экзаменационному тестированию.

Репродуктивная

Работа с книгой, комментированная работа

Групповая

Знать различные виды лингвистического разбора.

Уметь работать с текстом

(Я), (К)

Продуктивный

Уметь комплексно анализировать текст

Исследовательский

Использование для решения дополнительных заданий для подготовке к ЕГЭ

Методический комплекс к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова.

3

р/р Повторение. Типы и стили речи

Репродуктивная

Работа с книгой, комментированная работа

Парная,

Знать типы и стили речи, языковые средства этих стилей

Уметь стилистически и типологически анализировать текст

Уметь составлять устный лингвистический текст по обобщающим таблицам

Анализ языковых средств языка разного рода текстов

4

р/р Сжатый пересказ

Объяснительно-иллюстративная

работа

с книгой, беседа

Групповая

Знать основные типы речи и их разновидности

Уметь сокращать текст на основе стил. и тип. Анализа

Продуктивный

Уметь создавать свой оригинальный текст по заданию

Использование полученных знаний на экзамене

5


Повторение материала, изученного в 5- 8 классах.

Лексика, морфемика, словообразование.

Репродуктивная

Тренинг, прохождение материала быстрым темпом

Парная, групповая

Знать основные лексические группы слов, многозначность, морфемный состав слова, основные способы образования слов

Уметь разбирать слова по составу, учитывая их происхождение, отличать омонимичные части речи

. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь исследовать языковой материал, анализировать трудные случаи омонимии(Я), (К)

Продуктивный.

Творческий

Анализ, решение тестовых заданий

М.М. Разумовская

Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку:

8-9 классы - М.: Дрофа. 2007.

6

Морфология и синтаксис

Репродуктивная

Тренинг

Парная, Групповая

Знать части речи, словосочетания и простое предложение

Уметь давать характеристику части речи, выделять словосочетания из предложения

Уметь комплексно анализировать текст

Решение тестовых заданий

7,8,9

Орфография и пунктуация

Репродуктивная

Тренинг, комментированная работа

Парная, групповая

Знать основные изученные орфограммы и пунктограммы

Уметь применять знания на практике и в анализе языкового явления

Уметь проводить орфографический и пунктуационный анализ текста

Анализ, выбор, использование выразительных средств языка

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах.

10

Развитие речи: повторение и углубление знаний о тексте. Способы и средства связи

Иллюстративная, частично поисковая-

Работа

с книгой, проблемные задания

Индивидуальная, парная

Знать отличительные черты текста, способы связи и средства связи предложений в тексте

Уметь подбирать примеры из текстов худ/литературы на основные виды связи: синтаксический параллелизм, парцелляция и т.д. (К)



Уметь использовать средства связи как стилистический приём, усиливающий выразительность речи

(К)

Творческий

Творческий

11,12,

13

Обобщающий урок по теме «Повторение изученного»

Контрольная работа с грамматическим заданием.

Анализ к/работы

Репродуктивная

Контроль

Фронтальная

Овладеть основными орфографическими и пунктуационными знаниями

Уметь осуществлять самоконтроль и самоанализ языковых явлений

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Малюшкин, А. Б. Диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями: 9 кл. - М., 2001

14,15,16

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

Цель: научить отличать сложное предложение от простого, различать основные виды сложных предложений, закрепить умение ставить знаки препинания в сложном предложении

Проблемное изложение

Проблемные задания, в\ф "Синтаксис и пунктуация", ч. 2

Индивидуальная, парная

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.
(Я)

Продуктивный

Уметь создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи. (К)

Исследовательский

Использование для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку

Широковский,

Ю. С. Уроки

русского языка

в 9 классе. -

С. 17-18

17

р/р Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементом сочинения

Объяснительно-иллюстративная

комментированная работа

Групповая

Знать отличительные черты публицистики

Уметь проводить композиционно-содержательный анализ текста и отбор материала для выборочного изложения

Продуктивный

Уметь характеризовать стилевые особенности данного жанра

Анализ, выбор, использование выразительных средств языка

18,19

Контрольная работа по р/р

Репродуктивная

Контроль

Фронтальная

Проверить речевые навыки

Уметь осуществлять самоконтроль

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку для 9 классов. М. - Дрофа. 2007

20

Союзные сложные предложения. Сложносочиненное предложение (ССП). (7 ч )

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Цель: расширить знания учащихся о сложносочиненном предложении (о союзах и их значениях в этих предложениях)

Поиско-
вая

Проблемные задания

Групповая

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.
(Я)

Продуктивный

Уметь создавать тексты-повество-вания с использованием в них ССП различных групп. (К)

Творческий

Создание текста определенного функциенально-смыслового типа

Пичугов, Ю. С. Методические рекомендации:

8-9 кл. - С. 82-84

21

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Цель: расширить знания о сложносочиненном предложении, совершенствовать пунктуационные навыки, навык синтаксического разбора ССП

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Практикумы, тренинги

Групповая

Уметь вычленять из текста ССП, производить их пунктуационный и синтаксический разбор, правильно строить и употреблять в речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь анализировать текст с точки зрения выразительных возможностей ССП. (К)

Исследовательский

Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. - С. 104

22

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом.

Цель: сформировать понятия

об особенностях структуры ССП

с общим второстепенным членом

Объяснительно-иллюстративная

Практикумы, тренинги

Групповая

Уметь находить в тексте ССП с общим второстепенным членом, производить их пунктуационный и синтаксический разбор. (Я)

Продуктивный

Уметь видеть выразительные возможности ССП с общим второстепенным членом и употреблять их

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

23

Знаки препинания в ССП.

Цель: обобщить и систематизировать материал о ССП, совершенствовать навыки лингвистического анализа и пунктуационные навыки

Поисковая

Проблемные задания.

Компьютерная программа "Фраза"

Групповая

Уметь производить лингвистический анализ текста с точки зрения синтаксиса ССП.
(Я)

Продуктивный

Уметь определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в ССП, при анализе давать интерпретацию языковых явлений

Использование для решения познавательных задач справочных пособий по русскому языку, в том числе в электронном варианте

Справочник по русскому языку - М., 2002

24,25

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Сложносочиненное предложение".

Цель: выявить уровень усвоения темы, сформированность навыков в постановке знаков препинания, пунктуационного и синтаксического разбора.

Анализ работы

Репродуктивная

Контроль

Фронтальная

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ языковых явлений

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Малюшкин, А. Б. Диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями: 9 кл. - М., 2001

26

Развитие речи: портретный очерк. Подготовка к домашнему сочинению (портретный очерк).

Цель: дать понятие об элементах портретного очерка, о связи между частями текста портретного очерка, формировать навык редактирования

Объяснительно-иллюстративная , поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

Индивидуальная, парная

Знать основные элементы портретного очерка.

Уметь создавать текст публицистического стиля.
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь редактировать написанное. (К)

Творческий

Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

27

Сложноподчиненное предложение (15 ч).

Строение сложноподчиненных предложений (СПП).

Цель: углубить понятие о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, упражняться в расстановке знаков препина-

Частично

поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

В\ф "Синтаксис и пунктуация"

Индивидуальная, парная

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.

Уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы СПП. (Я)

Продуктивный

Уметь составлять мини-тексты (рассуждения), используя в них СПП. (К)

Творческий

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

Широковский,

Ю. С. Уроки

русского языка

в 9 классе. -

С. 35-39;

Гольдин, З. Д. Русский язык в таблицах. - С. 106-108

ния, в составлении схем СПП, употреблении в речи


28

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Цель: упражняться в различении союзов и союзных слов, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора СПП

Частично

поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания.

В\ф "Синтаксис и пунктуация"

Индивидуальная, парная

Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи.
(Я), (К)

Продуктивный

Уметь составлять мини-тексты (рассуждения), используя в них СПП.
(К)

Творческий

Создание текста определенного функциенально- смыслового типа

Широковский Ю. С. Уроки русского языка в 9 классе, с. 31-34

29,


30,31

Развитие речи: эссе, понятие о жанре.

Сочинение в жанре эссе.

Объясни-

тельно-иллюстративная, поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

Индивидуальная

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. (К), (ЛС)

Творческий

План как вид информационной переработки текста. Написание сочинения

Лидман-Орлова,

Г. К. Учимся писать изложения и сочинения - М., 2003

32

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Цель: учить находить в предложении указательные слова, определять, ко всему предложению или к слову относятся придаточные предложения

Частично

поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

Индивидуальная, парная

Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии

с этим видом придаточного, находить слово, к которому относится придаточное предложение и задавать от него вопрос. (Я)

Продуктивный

Уметь выделять (находить) средства связи в ССП, анализировать языковые явления, определять тип связи между предложениями

Приведение примеров, подбор аргументов

Космарская, И. А. Синтаксис и пунктуация в тестах. - М., 2000

33

34

СПП с несколькими придаточными.

Цель: дать понятие о последовательном, однородном и параллельном подчинении, упражняться в составлении схем, синтаксическом разборе, формировать умение использовать в речи данных СПП

Объяснительно-иллюстративная, поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания. Опорные схемы

Групповая

Уметь различать СПП с однородным, параллельным и последовательным подчинением, составлять схемы, производить синтаксический разбор. (Я)

Продуктивная

Уметь создавать мини-тексты описательного характера с употреблением в них СПП с несколькими придаточными.
(К)

Творческая

Создание текста определенного функциенально-смыслового типа

Широковский,

Ю. С. Уроки

русского языка

в 9 классе. -

С. 75-79

35


Развитие речи: рецензия на книгу. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии.

Цель: дать понятие о рецензии, подготовить к домашнему сочинению-рецензии

Объясни-

тельно-иллюстративная, поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

Индивидуальная, парная

Знать отличительные особен-ности рецензии как жанра.

Уметь отбирать литературный материал в соответствии с учебной задачей, создавать текст в жанре рецензии.
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. (К), (ЛС)

Творческий

Создание письменных высказываний. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Мещерякова,

М. И. Сочинение. Секреты успеха. - М., 2001

36,37

Виды придаточных предложений. Определительные придаточные.

Цель: дать понятие о видах придаточных предложений и отличительных особенностях придаточных определительных; совершенствовать пунктуационные навыки, умение использовать в речи СПП

с придаточными определительными

Объясни-

тельно-иллюстративная, частично поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

Групповая

Знать виды придаточных предложений, отличительные особенности СПП с придаточными определительными.

Уметь объяснить постановку знаков препинания в СПП с придаточными определительными, вычленять их из текста и правильно употреблять в речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь производить анализ изучаемых, синтаксических единиц с т. з. уместности их употребления в тексте, употреблять в собственном высказывании синонимичные данным синтаксические конструкции.
(Я), (К)

Исследовательский

Выбор, анализ

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

38

Придаточные изъяснительные

Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки разбора по членам предложения, умение использовать их в речи

Объясни-

тельно-иллюстративная,

Работа

с книгой, проблемные задания

Парная

Знать особенности структуры СПП с придаточными изъяснительными.

Уметь создавать мини-рассуждения с использованием

в них СПП с изучаемыми придаточными

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных


частично поисковая

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. (Я), (К)

Продуктивный

. (К), (ЛС)

Творческий

средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

39

Придаточные изъяснительные.

Объясни-

тельно-иллюстративная, частично поисковая

Работа

с книгой, проблем-

ные задания

Групповая

Знать особенности структуры СПП с придаточными дополнительными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь создавать мини-повествова-ния с использованием в них СПП

с придаточными дополнительными. (К)

Творческий

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

40

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Цель: выявить уровень усвоения темы, сформированность навыков постановки знаков препинания и навыков синтаксического разбора

Репродуктивная

Контроль

Фронтальная

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Малюшкин, А. Б. Диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями. 9 кл. - М., 2001

41

Развитие речи. Путевые заметки

Цель: познакомить с отличительными особенностями жанра и использованием его в речи

Поисковая

Проблемные задания;

Парная

Знать отличительные особенности путевых заметок

Уметь создавать тексты данного жанра(К)

Творческий

Уметь понимать и анализировать путевые заметки в художественной литературе. (К), (Р)

Исследовательский

Владение монологической и диалогической речью.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

42-56

Придаточные обстоятельственные.

Цель: показать особенности структуры этих предложений, совершенствовать пунктуационные навыки и навыки синтаксического разбора

Объясни

тельно-иллюстративная, частично поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

Групповая

Знать особенности структуры СПП с придаточными обстоятельственными.

Уметь производить пунктуационный разбор, использовать в речи. (Я), (К)

Уметь создавать мини-повествова-ния с использование в них СПП с придаточными обстоятельственными. (К)

Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии



Продуктивный

Творческий

с коммуникативной задачей

57-58

Обобщение изученного по теме "Сложноподчиненное предложение" (КСО, технология

В. К. Дьяченко).

Цель: обобщить изученное, совершенствовать навыки пунктуационного и синтаксического разбора, употребления в речи СПП

Репродуктивная частично

поисковая

Организация совместной учеб-ной деятельности. Проблемные задания. Лист взаимоконтроля, контрольные карточки.

Сводная ведомость

Взаимообмен заданиями в парах сменного состава

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. з. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка. (Я)

Продуктивный

Уметь создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические темы

с использованием СПП. (К), (ЛС)

Творческий

Отражение в пись-менной форме результатов своей деятельности. Создание письменных и устных высказываний. Выбор и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

59-60

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Сложноподчиненное предложение".

Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания в СПП, синтаксического разбора СПП

Репродуктивная

Контроль

Фронтальная

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценку выполненной работы

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Малюшкин, А. Б. Диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями. 9 кл. - М., 2001

61-62

Развитие речи: изложение с элементами сочинения текста № 50 "Рождение музыки" (2-й вариант).

Цель: совершенствовать навык сжатого изложения текста и рассуждения на тему

Поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

Индивидуальная

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. (К), (ЛС)

Творческий

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в сжатом виде в соответствии с целью учебного

Лидман-Орлова,

Г. К. Учимся писать изложения. - М., 2003



задания. Написание сочинения

63-64

Бессоюзное сложное предложение (13 часов)

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП.

Цель: повторить основные признаки БСП, отработать прием сравнения БСП с синонимичными ССП и СПП; отработать пунктуационные навыки, навыки синтаксического разбора

Частично поисковая

Проблемные задания.

В\ф "Синтаксис и пунктуация"

Парная, групповая

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. (Я)

Продуктивный

Уметь находить

в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности.

(Я), (Р)

Исследовательский

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

65-66

Двоеточие в БСП.

Цель: изучить правила постановки двоеточия в БСП и сформировать соответствующий пунктуационный навык

Частично поисковая

Проблемные задания

Парная, групповая

Знать правила постановки двоеточия, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. (Я)

Продуктивный

Уметь находить

в тексте БСП и определять их художественную роль, выразительные возможности. (Я), (Р)

Исследовательский

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

67-68

Тире в БСП.

Цель: изучить правила постановки тире в БСП, сформировать соответствующий пунктуационный навык, навык синтаксического разбора

Частично поисковая

Проблемные задания

Парная, групповая

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. (Я)

Продуктивный

Уметь создавать мини-тексты художественного стиля с использованием выразительных возможностей БСП.
(К)

Творческий

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Создание письменных высказываний. Выбор

и использование выразительных средств синтаксиса в соответствии с коммуникативной задачей

69-70

Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП.

Цель: упражняться в постановке знаков препинания в БСП

Репродуктивная

Тренинг

Индивидуальная

Уметь соблюдать нормы постановки запятой, точки

с запятой, двоеточия и тире в БСП. (Я)

Продуктивный

Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые единицы, явления, средства связи; систематизировать и обобщать изученное.

Уметь осуществлять самоконтроль, самоанализ, самооценку выполненной работы

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

71

Зачет по теме "Бессоюзное сложное предложение".

Цель: выявить уровень усвоения темы с точки зрения знания теории, приобретения пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора, употребления

в речи

Репродуктивная

Частично поисковая

Текущий контроль.

Индивидуальная

Знать правила постановки тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи. (Я)

Продуктивный

Подбор аргументов, формулирование выводов, применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания и культуры речи

71-72

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "БСП".

Цель: выявить уровень сформированности навыков постановки знаков препинания, синтаксического разбора

Репродуктивная

Контроль

Фронтальная

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь производить самоанализ ошибок, осуществлять самостоятельную работу по их исправлению

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Малюшкин, А. Б. Диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями. 9 кл. - М., 2001

73-74

Развитие речи: научный и официально-деловой стили речи.

Цель: познакомить с отличительными особенностями стилей; упражняться в написании деловых бумаг

Поисковая

Проблемные задания; работа на компьютере

Парная

Знать отличительные особенности научного и официально-делового стилей речи, их основные жанры (отзыв, реферат, выступление; расписка, заявление).

Уметь создавать тексты этих стилей и жанров. (К)

Творческий

Уметь создавать доклад, статью (научный стиль речи), доверенность, резюме (официально-деловой стиль речи).
(К)

Творческий

Анализ текста

с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров

75-76

СПП с несколькими придаточными.

См. урок № 33,34 продолжение


77-78

Сложные предложения (СП)

с разными видами связи (7 ч).

Цель: дать понятие о сложных предложениях с разными видами

Поисковая

Проблемные задания

Парная,

групповая

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Знать средства, подкрепляющие смысловые отношения, объединяющие СП.

Подбор аргументов, формулирование выводов, применение знаний и умений по

Широковский,

Ю. С. Уроки

русского языка

в 9 классе. -

С. .94-96


связи; начать отработку пунктуационных навыков

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях. (Я)

Продуктивный

Уметь анализировать трудные случаи языковых явлений

синтаксису в практике правописания

79-80

Сложные предложения с разными видами связи.

Цель: познакомить учащегося

с особенностями пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение; закрепить правила постановки знаков препинания, синтаксического разбора, употребления в речи

Поиско-
вая

Проблемные задания

Парная,

групповая

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи.
(Я)

Продуктивный

Уметь производить лингвистический анализ текста, в т. ч. с т. з. синтаксиса сложного предложения с разными видами связи, создавать мини-тексты повествовательного характера с элементами описания, употребляя в них сложные предложения с разными видами связи.
(Я), (К), (ЛС)

Поисковый.

Творческий

Подбор аргументов, анализ, формулирование выводов, применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания и употребления в речи

81-82

Урок-зачет по теме "Сложное предложение".

Цель: выявить уровень усвоения темы "Сложное предложение" с точки зрения знания теории, приобретения пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора, лингвистического анализа текста, правильного употребления в речи

Поисковая

Контроль.

Компьютерная программа "Фраза"

Индивидуальная

Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений

с разными видами связей.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор. (Я)

Продуктивный

Уметь производить лингвистический анализ текста, создавать тексты разных стилей и жанров с употреблением в них разных видов сложных предложений.
(Я) (К)

Исследовательский.

Творческий

83- 84

Развитие речи: изложение с элементами сочинения по тексту

№ 20.

Цель: совершенствовать навык подробного изложения и рассуждения на тему

Поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

Индивидуальная

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. (К), (ЛС)

Творческий

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в подробном виде в соответствии с целью учебного задания. Написание сочинения

Лидман-Орлова, Г. К. Учимся писать изложения. - М., 2003. - Текст № 20

85-86

Развитие речи: публицистический и художественный стили речи.

Цель: познакомиться с отличительными особенностями стилей;

с жанрами публицистики, с изобразительно-выразительными средствами художественного стиля

Поисковая

Проблемные задания; работа на компьютере

Парная

Знать отличительные особенности публицистического и художественного стилей речи, основные жанры публицистического стиля (выступление, очерк).

Уметь создавать тексты этих стилей и жанров, используя ИВС, осуществлять речевой самоконтроль, участвовать в речевом общении. (К)

Творческий

Уметь создавать статью, интервью, участвовать в дискуссии (публицистический стиль), осуществлять речевой самоконтроль, анализировать художественный текст с т. з. роли ИВС в идейно-художественном содержании произведения.
(К)

Творческий

Анализ текста

с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных стилей и жанров.

Умение вступать в речевое общение

87

Общие сведения о языке (3 ч).

Роль языка в жизни человека

и общества.

Цель: помочь осознать основные функции языка в обществе, научить составлять конспект, пользо ваться дополнительными источниками информации

Объясни-

тельно-иллюстративная, частично поисковая

Работа

с книгой

Проблемные задания

Парная

Знать основные функции языка в обществе.

Уметь составлять конспект текста о роли языка в жизни человека и общества. (Я)

Продуктивный

Уметь отбирать нужный по теме материал, используя дополнительные источники информации, делать сообщения.
(Я), (К), (Р)

Исследовательский

Составление конспекта.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Энциклопедия. Русский язык. - М., 2001;

Справочник по русскому язы-
ку - М., 2002

88

Язык как развивающееся

явление.

Цель: помочь увидеть и вспомнить конкретные примеры тесной взаимосвязи развития общества

и языка

Объясни-

тельно-иллюстративная, частично поисковая

Работа

с книгой

Проблемные задания

Парная

Знать: русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари

Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию.

(Я), (К)

Исследовательский

Знать о лексических и фразеологических новациях последних лет

Уметь, пользуясь справочной литературой, готовить доклад, статью.

(Я), (К)

Исследовательский

Составление доклада, статьи.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

89

Русский язык в современном мире.

Цель: дать понятие о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка

Объясни-

тельно-иллюстративная

Работа с книгой

Беседа

Рассказ

Индивидуальная

Парная

Знать о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке межнационального общения, о величии и общепризнанности русского языка. (К)

Продуктивный

Знать краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах, лингвистические новации последних лет; понимать необходимость бережного, сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности

Составление конспекта.

Использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Энциклопедия. Русский язык. - М., 2001;

Справочник по русскому языку. - М., 2002

90-91

Развитие речи: изложение с элементами сочинения текста № 24

(о милосердии).

Цель: совершенствовать навыки сжатого изложения и рассуждения на тему о милосердии

Поисковая

Работа

с книгой, проблемные задания

Индивидуальная

Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, отвечать на вопрос задания (элемент сочинения).
(К), (ЛС)

Творческий

Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. (К), (ЛС)

Творческий

План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в сжатом виде в соответствии с целью учебного задания. Написание сочинения

Лидман-Орлова,

Г. К. Учимся писать изложения. - М., 2003;

текст № 24

92

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах (10 ч).

Фонетика. Орфография.

Цель: систематизировать знания по фонетике, повторить орфографию

Реподуктивная

Прохождение материала быстрым темпом

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы.

Уметь применять знания

по фонетике в практике правописания и говорения.
(К)

Продуктивный

Знать основные выразительные средства фонетики.

Уметь применять их в собственной речевой практике, оценивать собственную и чужую речь с т. з. орфоэпических норм. (К)

Продуктивный

Анализ текста и устного высказывания.

Умение вступать в речевое общение

93

Морфемика. Словообразование. Орфография.

Цель: систематизировать знания по морфемике и словообразованию, повторить орфограммы этих разделов

Реподуктивная

Прохождение материала быстрым темпом

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать виды морфем: корень, приставку, суффикс, окончание, основу слова, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания. (Я)

Продуктивный

Знать основные выразительные средства словообразования.

Уметь применять их на письме и в собственной речевой практике. (К)

Продуктивный

Анализировать текст с т. з. морфемики и словообразования

Умение вступать в речевое общение

94

Морфология. Местоимение.

Цель: систематизировать знания о местоимении, повторить орфографию

Реподуктивная

Прохождение материала быстрым темпом

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимения, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания

по морфологии в практике правописания.

Продуктивный

Знать основные выразительные средства морфологии

Уметь применять их на письме и в собственной речевой практике. (К)

Продуктивный

Анализировать текст с т. з. морфологических норм русского литературного языка.

Умение вступать в речевое общение

95

Морфология. Наречие.

Цель: систематизировать знания о наречии, повторить орфографию

Реподуктивная

Прохождение материала быстрым темпом

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания по морфологии в практике правописания.

Продуктивный

Знать основные выразительные средства морфологии.

Уметь применять их на письме и в собственной речевой практике. (К)

Продуктивный

Анализировать текст с т. з. морфологических норм русского литературного языка.

Умение вступать в речевое общение

96

Морфология. Глагол.

Цель: систематизировать знания о глаголе, повторить орфографию

Реподуктивная

Прохождение материала быстрым темпом

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания

по морфологии в практике правописания.

Продуктивный

Знать основные выразительные средства морфологии.

Уметь применять их на письме и в собственной речевой практике. (К)

Продуктивный

Анализировать текст с т. з. морфологических норм русского литературного языка.

Умение вступать в речевое общение

97

Морфология. Причастие. Деепричастие.

Цель: систематизировать знания о причастии, деепричастии; повторить орфографию

Реподуктивная

Прохождение материала быстрым темпом

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия и деепричастия, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания

по морфологии в практике правописания.

Продуктивный

Знать основные выразительные средства морфологии.

Уметь применять их на письме и в собственной речевой практике. (К)

Продуктивный

Анализировать текст с т. з. морфологических норм русского литературного языка.

Умение вступать в речевое общение

98

Морфология. Предлог. Союз. Частица. Междометие.

Цель: систематизировать знания о служебных частях речи, междометии; повторить орфографию

Реподуктивная

Прохождение материала быстрым темпом

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать морфологические признаки служебных частей речи и междометия.

Уметь применять знания

по морфологии в практике правописания.

Продуктивный

Знать основные вы-разительные средства морфологии.

Уметь применять их на письме и в собственной речевой практике. (К)

Продуктивный

Анализировать текст с т. з. морфологических норм русского литературного языка.

Умение вступать в речевое общение

99

Синтаксис простого предложения. Пунктуация.

Цель: систематизировать знания о простом предложении, повторить пунктуацию

Реподуктивная

Прохождение материала быстрым темпом

Индивидуальная,

парная,

групповая

Знать опознавательные признаки простого предложения, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены

предложения, обращения

и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления

в речи. (Я), (К)

Продуктивный

Уметь производить синтаксический разбор простых предложений, использовать в речи основные выразительные средства синтаксиса.
(Я), (К)

Продуктивный

Творческий

Анализ, выбор, использование выразительных средств синтаксиса

Пичугов, Ю. С., Пахнова, Т. М.

Методические рекомендации

к учебному комплексу по русскому языку:

8-9 классы. - М.: Просвещение, 1996

100

101

Итоговый диктант по темам: "Обобщение изученного", "Сложное предложение".

Цель: выявить уровень орфографической и пунктуационной грамотности

Анализ диктанта

Реподуктивная

Контроль

Фронтальная

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. (Я)

Продуктивный

Уметь осуществлять речевой самоконтроль, оценивать выполненную письменную работу с т. з. ее правильности, находить грам-матические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Малюшкин, А. Б. Диктанты по русскому языку с грамматическими заданиями:

9 класс. - М., 2001

101

102

Резервные уроки: повторение




© 2010-2022