- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок. Развитие речи. Общение. Различные ситуации общения (урок-тренинг)
Урок. Развитие речи. Общение. Различные ситуации общения (урок-тренинг)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Никулина Т.Г. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема. Развитие речи. Общение. Различные ситуации общения (урок-тренинг)
Вернейший способ узнать человека -
его умственное развитие, его моральный облик,
его характер - прислушаться к тому, как он говорит.
Д. Лихачёв
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
III. Постановка целей и задач урока.
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Вступительное слово учителя
2. Коммуникативно-психологический тренинг на активизацию умственной деятельности:
«Хорошо ли мы знаем друг друга?»
а) «О чём «говорят» глаза» (Посмотрите на своего соседа по парте. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чём думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами. Соответствуют ли они действительному состоянию товарища?)
б) «Сопереживание» (Двум ученикам предлагается инсценировать ситуацию: первый ученик делится своей радостью (или огорчением) по случаю, например, получения хорошей отметки по языку. Второй ученик должен соответствующим образом отреагировать на это сообщение. (Одна и та же ситуация инсценируется разными парами школьников, после чего проходит обсуждение наилучшего способа взаимодействия партнёров.)
в) «Прогнозируем поступок» (Двум-трём ученикам класса, назовём их «испытуемыми», предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитывается и обговаривается ситуация. Каковы будут ваши действия?» Предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Эксперимент можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.
3. Чтение-понимание (молча) научно-популярного текста о законах общения (тексты разложены на каждой парте)
4. Коммуникативно-игровой тренинг «Я говорю, мы говорим»
5. Выполнение ситуативных упражнений с реализацией различных типов речевого намерения (работа в парах)
6. Слушание-понимание художественного текста о культуре общения
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание