- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материалы к урокам по теме Состав слова
Материалы к урокам по теме Состав слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калякина Г.В. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Приложение 1
Материалы к урокам .
Словарные задания к разделу « Состав слова».
( по учебнику : Русский язык . Учебник для 5класса специальных ( коррекционных ) образовательных учреждений 8 вида. -М . : Просвещение , 2006)
Корень и однокоренные слова
К упр.54.
1. Выделите в слове Родина корень . Выпишите из текста упражнения родственные слова ( родились , родным ) . Назовите другие слова с данным корнем ( родник , родит , родня , народ , зарождается ). Объясните значение каждого слова . Как образованны данные слова ? Объясните смысл предложения Родник родит реку .
2. Замените словосочетание родной язык синонимичным , близким по значению сочетанием слов .
К упр.55.
1. Прочитайте группы родственных слов и скажите , чем похожи слова одной группы ? Выделите в них корень . Чем отличаются слова одной из групп : рыба , рыбка , рыбный , рыбак ? Составьте с данными словами словосочетания .
2. Назовите слова - синонимы , имеющие значения : « любитель книг» ( книголюб) , « страстный любитель чтения» ( книжник ) .
К упр.58.
1. Прочитайте текст . Объясните смысл предложения Вода вышла из берегов .
2. Объясните значение словосочетания водная стихия .
К упр. 61.
Найдите в предложении Мой сад с каждым днём увядает слово , с помощью которого автору удалось создать образ сада ?
Окончание.
К упр. 68.
Установите по Словарю Ожегова значение слова верстак . Найдите выделенные слова в тексте упражнения . Установите их значение по Школьному толковому словарю .
К упр.69.
Прочитайте текст . Как вы понимаете значение предложения Раскинулась тайга ? Подберите к слову раскинулась близкие по значению слова.
К упр.70.
Измените по смыслу слова , стоящие в скобках . Каково их значение .
Приставка
К упр.78.
Образуйте при помощи приставок у - и при- слова с противоположным значением . С полученными словами составьте и запишите предложения .
К упр.80.
Найдите в первом предложении «образные» слова . В выделенном слове обозначьте приставку . Объясните значение выделенных слов в предложениях .
К упр.82.
Подберите однокоренные слова к слову невежа . Объясните значение данного слова . В случае затруднения установите значение слова по Школьному толковому словарю . Составьте с данным словом предложение .
Суффикс
К упр.85.
Прочитайте однокоренные слова . ( дом -домик , стол-столик , лес-лесник , камень-каменщик ) . Что обозначает каждое слово ? Какая часть слова показывает на их разное значение ?
К упр.87.
Составьте словосочетания с однокоренными словами ( дуб-дубок , дубина, дубовый ) . Объясните значение каждого слова .
К упр.91.
Ответьте на вопросы , данные к упражнению . Определите значение слов , образованных с помощью суффиксов Кто строит дома ? ( строитель ). Кто пишет книги? (писатель ) . Кто охраняет лес ?( лесник). Составьте предложение со словом писатель.
К упр.92.
Объясните выражение золотые руки . составьте с данным сочетанием слов предложение .
Безударные гласные в корне слова .
К упр.99.
Подберите однокоренные проверочные слова к словам вредить , вредитель , ленивый , лентяй . Объясните значения данных слов .
К упр.111.
Вставьте пропущенные буквы в словах Поб…дить , нагр…дить . Подберите к данным словам проверочные . Составьте словосочетания с проверочными словами таким образом , чтобы стали понятными значения слов победить , наградить.
К упр.120.
Найдите в тексте «образные» слова и выражения . Объясните значение образного выражения бархатный листок. Найдите выделенные слова с безударной гласной в корне , подберите к ним однокоренные проверочные слова. Объясните их значения .
Задание. Подберите к данным словам одинаково произносимые слова : посвятить ( посветить ) , примирять ( примерять ) . Составьте с данными словами словосочетания .
Задание . Объясните , в чём вы видите сходство между словами новинка и новость , удивительный и удивлённый . Составьте словосочетания с данными словами .
Правописание согласных в корне слова .
К упр.150.
Объясните , пользуясь Словарём Ожегова, значение выделенных слов бескорыстный , добросовестный . Подберите к данным словам проверочные слова . Составьте с данными словами словосочетания .
К упр.154.
Выпишите слова на правило правописания непроизносимых согласных из текста упражнения . Составьте и запишите небольшой рассказ на тему « Поздняя осень» , используя данные слова .
К упр.158.
Спишите , вставляя подходящие по смыслу слова ( программист , внеклассное , коллекция ) в предложения : У Коли большая и интересная … марок. Мой папа - .. з списка . акончите руд синонимов в корне . Объясните их анных словл данных слов .нтяй . ому толковому словарю .
У нас завтра будет урок … чтения. Объясните значение слова программист .