Нестандартные уроки по русскому языку

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Сложное предложение. Повторение»   Цель: обобщить знания, полученные на уроках при изучении темы: «Сложное предложение» в 11 классе и применить их при работе  с заданиями ЕГЭ (А10,А24,25, В6)   Тип урока: Повторительно-обобщающий Вид урока: практикум Формы организации учебной деятельности на уроке:  индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.   Задачи урока:   научиться различать сложные предложения, объяснять выбор нужного знака препинания, нах...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка в 11 классе по теме:

«Сложное предложение. Повторение»


Цель: обобщить знания, полученные на уроках при изучении темы:

«Сложное предложение» в 11 классе и применить их при работе

с заданиями ЕГЭ (А10,А24,25, В6)

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке:

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.


Задачи урока:

научиться различать сложные предложения, объяснять выбор нужного знака препинания, находить придаточные предложения и объяснять их вид, находить заданный тип предложения в тексте, актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по орфографии, словообразованию и использовать полученные знания при работе над заданиями ЕГЭ

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный материал по теме: «Сложное предложение», проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с разными видами придаточных предложений, с помощью электронного тренажера закрепить пунктуационные навыки учащихся при работе со сложноподчиненным предложением, а также провести сопутствующее повторение орфографии: « Н-НН в разных частях речи», «Правописание суффиксов причастий», «Личные окончания глаголов» (В ЕГЭ задания А13,А16). Сопутствующее повторение тем: «Способы словообразования», «Виды подчинительной связи в словосочетании», «Односоставные предложения» (В ЕГЭ задания В1, В3, В4), элементы части С.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции: речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.

Методические цели: индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности; осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Развитие компетентностей:

Коммуникативная компетенция: (индивидуальное задание на уроке)

понимать читаемый текст, определять тему и основную мысль текста, формулировать проблемы, которые поднимает автор текста, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения, строить композицию устного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,

Лингвистическая компетенция: умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

Языковая компетенция: практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

Интеллектуальная компетентность: умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Информационная компетенция учащихся проявляется при работе на компьютере, работе со слайдовой презентацией по теме урока.

Методы работы:

  • по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

  • по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;

  • по источнику знаний: словесные, практические;

  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

  • контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;

  • по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости употребления сложных предложений в письменной речи, формирование пунктуационной грамотности, формирование коммуникативных навыков при анализе текста, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование:

Рабочий лист урока (Приложение 1), слайдовые презентации, текст , медиапроектор для демонстрации, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал, компьютер.

Здоровьесберегающие технологи, используемые на этом уроке

Создание у детей положительной эмоциональной настроенности, отсутствие назидательности и авторитарности, элементы индивидуализации обучения, учет возрастно-половых особенностей, учет состояния здоровья ученика, его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения, оптимальная плотность урока, чередование видов учебной деятельности, количество видов учебной деятельности от 4-7, наличие эмоциональных разрядок.


ХОД УРОКА


1.Организационный момент. Введение в тему.

Постановка учебной задачи. Название типа урока, цели. (2 минуты)

«Сложное предложение. Повторение»

2. Орфографическая разминка.

Повторение правописания Н-НН в разных частях речи (А13). Правописание личных окончаний глаголов, суффиксов причастий (А16). (3-4 минуты)

Нестандартные уроки по русскому языкуСлайд1. Задание1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните изученные орфограммы. ( Проверяем, комментирует один ученик А13, другой -А16. Оцениваем.)

Дополнительные вопросы. Какими способами словообразования образованы слова: взволнованно, вкачанный? (В1.)

3. Закрепление темы.

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.

(Комментируемое чтение). Задание 2. Назовите главную и придаточную основы предложения. Как называется придаточное предложение? (2 минуты)

Нестандартные уроки по русскому языкуСлайд №2.Учащиеся комментируют -5 человек

Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными предложениями.

Задание 3. Расставьте знаки препинания. Обозначьте главные и придаточные основы. Объясните типы сцепления придаточных предложений. (3минуты)

Нестандартные уроки по русскому языкуСлайд №3.Учащиеся сначала работают письменно в своих листах контроля, а затем комментируют.

Сложное предложение с разными видами связи.

Задание 4. Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения. Объясните пунктуацию. Прокомментируйте основы предложения.

Назовите словосочетания по типу связи примыкание (В3). (4 минуты)

Нестандартные уроки по русскому языку

Нестандартные уроки по русскому языку

4. Самостоятельное закрепление темы.

Задание 5. Взаимообучение (работа в паре на компьютере).

(7-8 минут)

Нестандартные уроки по русскому языкуНестандартные уроки по русскому языкуВсего10заданий

Нестандартные уроки по русскому языкуНестандартные уроки по русскому языку

Нестандартные уроки по русскому языкуНестандартные уроки по русскому языку

Нестандартные уроки по русскому языкуНестандартные уроки по русскому языкуНестандартные уроки по русскому языкуНестандартные уроки по русскому языку

5. Работа в группах. Применение темы с использованием текста. ( 8-10минут)

Чтение текста.

Задание№6. Для 1-3 групп уч-ся. Используя предложенный текст, придумайте одно задание В6 ( по типу ЕГЭ ) для другой группы учащихся.

Задание №7. Для 4 группы уч-ся. Подготовьте устное высказывание по заданному тексту, в котором будет прослеживаться структура написания эссе: вступление, проблема, авторский комментарий, ваша позиция, один литературный аргумент.Нестандартные уроки по русскому языку

Для решения этой задачи предлагаю разделиться на 4 группы. Задание для трех групп одинаковое. Необходимо учащимся 1-3 групп, используя предложенный текст, придумать одно задание В6( по типу ЕГЭ ) для другой группы учащихся. Учащиеся 4 группы должны подготовить устное сочинение по заданному тексту, учитывая структуру написания эссе (вступление, проблема текста, авторский комментарий к этой проблеме, один литературный аргумент).

6. Мозговой штурм. (3минуты)

Задание 8. О каких сложных предложениях мы сегодня не говорили? (или почти не говорили?). К доске приглашается один ученик, который, не комментируя, отвечает однозначно «да-нет» на вопросы, которые с помощью проектора учитель вывел на экран. Другие учащиеся участвуют в процессе опроса пассивно, сигнализируя красной ручкой, если ответ на вопрос отрицательный. Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу с помощью +,-

Нестандартные уроки по русскому языкуНестандартные уроки по русскому языку

(из двух слайдов)

Вывод: Когда ставится тире и двоеточие в СБП? (ответ уч-ся)

7. Контроль. Задание В 6. На компьютере. (5-6 минут)

8. Подведение итогов. Задание на дом. (2-3 минуты)

Оценку получит каждый учащийся, исходя из критериев оценки отдельного этапа урока.

Домашнее задание по группам:

По данному тексту написать сочинение-эссе (для 1-3 групп уч-ся), для уч-ся 4 группы по этому же тексту придумать задания В1-В7 (по типу ЕГЭ).

Приложение№1.

Индивидуальный лист контроля______________________________(ФИ)

1.Организационный момент урока

2.Орфографическая разминка.

Задание1.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните изученные орфограммы.

Нестандартные уроки по русскому языку

+,-

оценка

3.

2. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.

(Комментируемое чтение).

Задание 2.

Назовите главную и придаточную основы.

Как называется придаточное предложение?

Нестандартные уроки по русскому языку



3. Сложноподчиненное предложение с двумя придаточными предложениями.

Задание 3.

Расставьте знаки препинания.

Обозначьте главные и придаточные основы. Объясните типы сцепления придаточных предложений.

Нестандартные уроки по русскому языку



4. Сложное предложение с разными видами связи.

Задание 4.

Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения. Объясните пунктуацию. Прокомментируйте основы предложения.

Назовите словосочетания по типу связи примыкание.

Нестандартные уроки по русскому языку



4.

5. Взаимообучение

(работа в паре на компьютере)

Задание 5. самоконтроль и взаимоконтроль

Нестандартные уроки по русскому языку



5.

6. Работа в группах

Задание 6. Для 1-3 групп уч-ся.

Используя предложенный текст, придумайте одно задание В6( по типу ЕГЭ ) для другой группы учащихся.

Задание 7. для 4 группы уч-ся.

Подготовьте устное высказывание по заданному тексту, в котором будет прослеживаться структура написания эссе на экзамене: вступление, проблема, авторский комментарий,

ваша позиция, один литературный аргумент.

Нестандартные уроки по русскому языку


Запишите своё задание.



6.

8. Мозговой штурм.

Задание 8.

О каких сложных предложениях мы сегодня не говорили?



7.

9. Тест на компьютере

(6 вопросов, задание из ЕГЭ-В6)

Задание 9.

Не забудьте записать свой результат в таблицу!


Мой результат:



Итоги урока

Как бы я оценил свои знания и умения в структуре этого урока?

(от1 до 5 баллов)



Примечание

Оценка +,- (оценивает себя учащийся за каждый этап урока), другую оценку ставит учитель, в зависимости от качества выполненных заданий на определенном этапе работы.




9

© 2010-2022