- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Душа слова
Душа слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеева О.Е. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разработка
внеклассного мероприятия по русскому языку
Душа слова
Выполнила: Гонцова Наталья Степановна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Тема: Душа слова
Актуальность:
Актуальность данного внеклассного мероприятия заключается в том, что используется метод учебного проекта, а это одна из личностно ориентированных технологий, способствующая организации самостоятельной деятельности учащихся, носящая практический характер. Внеклассное мероприятие по русскому языку способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Цель:
-
способствовать развитию речи учащихся и обогащению их словарного запаса;
-
формировать умение работать в группе;
-
воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Задачи: стимулировать интерес к изучению русского языка.
Целевая аудитория: 9 класс
Условия проведения: внеурочное время, классная комната (или кабинет информатики)
Оборудование:
-
стойки с названиями команды;
-
компьютеры, калькуляторы;
-
карточки с заданиями;
-
выставка словарей;
-
мультимедийный комплекс;
-
презентация к уроку
Этапы внеклассного мероприятия:
-
Вступительное слово учителя.
-
Исследование (работа в группах)
-
Оформление лингвистического эксперимента.
-
Поиск слов-рекордсменов
-
Орфографический вопрос.
-
Необычные числительные.
-
Лингвистические раскопки
-
Подведение итогов.
Методики, применяемые при проведении внеклассного мероприятия:
Технология проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы. В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые.
Учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетентности учащихся:
-
Анализа проблемного поля, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
-
Целеполагание и планирование деятельности;
-
Презентация (самопредъявления) деятельности и ее результатов; готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;
-
Поиска необходимой информации, ее систематизации
-
Применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе нестандартных ситуациях
Ход внеклассного мероприятия
-
Вступительное слово учителя.
Чтение учителем отрывка из стихотворения калмыцкого поэта Давида Кугультинова «Душа слова»
Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одежа…
У каждого из слов душа своя;
На душу говорящего похожа.
- Ребята, представьте слово как живое существо, которое, подобно человеку, может радоваться, обижаться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер. И сегодня мы с вами в этом убедимся.
2. Исследование (учащиеся заранее поделены на группы, количество творческих групп зависит от общего количества учащихся).
- Ребята, слов в русском языке несметное количество! Среди них попадаются и слова-малютки, и слова-гиганты.
- Сегодня мы будем искать такие слова, которые состоят из большого количества букв. Побеждает в этой игре тот, кто придумает или выпишет из словаря самое длинное слово. Но для начала проведем небольшую исследовательскую работу.
- Чтобы установить самые длинные слова русского языка, нужно, прежде всего, выяснить среднюю величину слова.
- Итак, откройте текст на своем компьютере и подсчитайте сначала количество букв, например, в одном абзаце, а затем количество слов в нем. После этого первое число (буквенные знаки) разделите на число слов, и вы получите среднюю длину слова. Если под руками калькулятор, то не составит особого труда проделать такой эксперимент. А выполнять такую интересную работу мы будем на компьютерах (каждая группа учащихся работает со своим текстом).
- Конечно, выводы во многом будут зависеть от того, какой текст взят для анализа (много ли в нем сложных слов или они совсем не попадаются; научный текст или, к примеру, отрывок из детского художественного произведения), но в среднем результаты будут приблизительно равноценные.
3. Оформление лингвистического эксперимента (на компьютере составляется таблица результатов и распечатывается; лидер каждой творческой группы представляет результаты своего исследования.)
4. Поиск слов-рекордсменов.
- А теперь можно начать поиски таких слов, длина которых больше средней величины. Конечно, их лучше всего искать среди сложных слов. Количество букв в них может достигать 20, 30, а иногда и больше, например: причинно-следственный (20 букв), железнодорожно-автотранспортный (30), литературоведческо- лингвистический (33), токарно-фрезерно-сверлильно-строгальный (36).
- Длинными словами чаще всего бывают термины из различных областей науки и техники. Но неиссякаемым источником появления слов-рекордсменов по длине считается современная химия. Слова в 20 - 30 и даже 40 букв не такое уж необычное явление в научном тексте по химии:
Циклопентадиеноциклогептатриен (30), аллилдиазолдиметиламмонийбромид (31), метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганец (40).
- А вот еще одно слово-гигант из области химии:
Метаноксидэтилдиамидофенилдитолилкарбинолдисульфоническая
- Подсчитайте количество букв в этом слове
- А теперь попытайтесь самостоятельно составить список слов-гигантов (работа со словарями; затем учащиеся представляют результаты своих «поисков»)
5. Орфографический вопрос.
- А какое же слово является самым длинным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно правильно (слитно, через дефис или раздельно) написать перечисленные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание и почему? Проверьте себя по словарю. (Учащиеся работают с карточками, а затем представляют свои результаты). («Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка; сост. В. В. Бурцева. - М.: Медиа; Дрофа, 2008.)
Карточка 1
1 группа: шерсте?заготовительная контора, вечно?синее небо Флоренции, вера в высоко?даровитого художника;
Карточка 2
2 группа: желтовато?пыльные волосы, густо?исписанные стихами листы, все?побеждающие слова;
Карточка 3
3 группа: женски?проницательные замечания, мало?осведомленный читатель, вызывающе?развязный тон, микроскопически?малая величина.
6. Необычные числительные.
- А вам известно, что числительные также способны образовывать слова-гиганты?
- Предлагаю вам записать словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова. Вспомните правила написания числительных!
Карточка 1
1 группа:1 678 000- е население, 245-метровый путь, на 385-й день;
Карточка 2
2 группа: 1490-метровый, 86-копеечный, 56-процентный;
Карточка 3
3 группа: 890-километровый, 30-тонка, 2500-летие, 250-летие.
7. Лингвистические раскопки.
- Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему сметана называется сметаной, капуста - капустой? Знаете ли вы, какая связь между хамелеоном и львом? (ХАМЕЛЕОН. Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где chamaeleon < греч. chamaileōn - сложения chamai "на земле" и leōn "лев". Хамелеон буквально - "наземный лев")
На эти вопросы отвечает этимология. Предлагаю и вам побывать в роли исследователя-лингвиста, изучающего особенности образования исконно русских слов, а также историю происхождения заимствованных слов.
- Приведите хотя бы по одному слову, которое образовано от указанных исчезнувших слов (учащиеся работают с карточками и затем представляют свои результаты)
Карточка 1
1 группа: близный «близкий», борти «колоть», «резать», вежа (от ведать «знать») «знаток», «сведущий человек», вель «большой»;
(ответы: близнец, борона, вежливый, невежа, великан)
Карточка 2
2 группа: верень «связка», «соединение», запа «ожидание», вор «ограда», «забор», гость «приезжий купец», лука «судьба, случай»;
(ответы: вереница, внезапный, ворота, гостинец, разлука, злополучный)
Карточка 3
3 группа: пека «жар, зной», ратник «воин», увага «внимание, уважение», перст «палец», махра «кисть», «бахрома»;
(ответы: печаль - то, что «жжет», соратник, уважать, важный, перстень, махровый)
8.Подведение итогов.
- Итак, ребята, пора подвести итоги нашей работы. Я предлагаю вам заполнить следующую таблицу
-
Что я знал
Что узнал нового
Что еще хочу узнать
Практическая значимость материала
Приложение
Текст №1 (группа1)
Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины 20 века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература.
Русский язык - один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам. Многие слова русского языка вошли в языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка или через него наблюдались с давних пор.
Текст №2 (группа 2)
Богатство русского языка и созданной на нем литературы вызывает интерес к нему во всем мире. Его изучают не только студенты, школьники, но и взрослые люди. С целью оказания помощи в обучении русскому языку за пределами нашей страны еще в 1967 году в Париже была создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литератруры (МАПРЯЛ).
МАПРЯЛ издает в нашей стране для зарубежных преподавателей русского языка и литературы журналы, методическую литературу, проводит среди школьников разных стран международные олимпиады по русскому языку (наприер «Русский медвежонок»).
Текст №3 (группа 3)
Когда заходит разговор о русском языке и его богатстве, вспоминаются размышления Гоголя в одном из лирических отступлений поэмы «Мертвые души»:
«Как несметное множество церквей, монастырей, с куполами, главами, крестами рассыпано на святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного характера. … но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
Результаты исследования
Группа 1 (текст № 1)
Количество буквенных знаков в тексте
Количество слов
Средняя длина слова в исследуемом тексте
387
61
5 букв
Группа 2 (текст № 2)
Количество буквенных знаков в тексте
Количество слов
Средняя длина слова в исследуемом тексте
385
80
5 букв
Группа 3 (текст № 3)
Количество буквенных знаков в тексте
Количество слов
Средняя длина слова в исследуемом тексте
512
112
5 букв
Карточка 1
1 группа: шерсте?заготовительная контора, вечно?синее небо Флоренции, вера в высоко?даровитого художника;
Карточка 2
2 группа: желтовато?пыльные волосы, густо?исписанные стихами листы, все?побеждающие слова;
Карточка 3
3 группа: женски?проницательные замечания, мало?осведомленный читатель, вызывающе?развязный тон, микроскопически?малая величина
Карточка 1
1 группа:1 678 000- е население, 245-метровый путь, на 385-й день;
Карточка 2
2 группа: 1490-метровый, 86-копеечный, 56-процентный;
Карточка 3
3 группа: 890-километровый, 30-тонка, 2500-летие, 250-летие.
Карточка 1
1 группа: близный «близкий», борти «колоть», «резать», вежа (от ведать «знать») «знаток», «сведущий человек», вель «большой»;
(ответы: близнец, борона, вежливый, невежа, великан)
Карточка 2
2 группа: верень «связка», «соединение», запа «ожидание», вор «ограда», «забор», гость «приезжий купец», лука «судьба, случай»;
(ответы: вереница, внезапный, ворота, гостинец, разлука, злополучный)
Карточка 3
3 группа: пека «жар, зной», ратник «воин», увага «внимание, уважение», перст «палец», махра «кисть», «бахрома»;
(ответы: печаль - то, что «жжет», соратник, уважать, важный, перстень, махровый)