Тесты по русскому языку на тему Глагол (кейс-технология)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Кейс-технология


Тема: Глагол


Урок закрепления, обобщения




Конспект подготовила: Никифорова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы.



Новосибирск-2015

Как работать с кейс-технологией?

Ученики делятся на команды по 4 человека.

Им раздаются так называемые кейсы с заданиями по числу участников. Дети сами определяют, кто с каким заданием будет работать. По истечении времени члены команды представляют отчет о проделанной работе. Учитель их оценивает, исходя из критериев.









Задание 1.

Подготовьте развернутый устный ответ.

Какие непостоянные морфологические признаки имеет глагол?

Задание 1.

Подготовьте развернутый устный ответ.

Что обозначает глагол как часть речи?

Задание 1.

Подготовьте развернутый устный ответ.

Какие постоянные морфологические признаки имеет глагол?

Задание 1.

Подготовьте развернутый устный ответ.

Как изменяется глагол?

Задание 1.

Подготовьте развернутый устный ответ.

На какие вопросы может отвечать глагол?

Каким членом предложения обычно бывает?









Задание 2.

Прочитайте текст. Готовьтесь его прокомментировать по заданию учителя.

Около каждого пункта текста поставьте необходимый условный знак.

" ! " - Я это знал(а)

" + " - Новое для меня

" - " - Вызывает у меня сомнение

"?" - Вопрос. Я этого не знал(а)

Текст.

1. Название "Глагол" происходит от старославянского слова "глаголить", что значит "говорить".

2. Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие.

4. Глаголы имеют общее грамматическое значение "действие".

5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:

1) Постоянные признаки:

а) вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?)

б) переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения);

в) возвратность и невозвратность (возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса -СЯ-СЬ;

г) спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение определяется по личным ударным окончаниям глагола. Если личные окончания глаголов безударные, то необходимо опираться на неопределенную форму глагола. (Ко второму спряжению относятся все глаголы на - ить, кроме брить, стелить; 7 глаголов на - еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, обидеть, терпеть, вертеть); 4 глагола на - ать (слышать, дышать, держать, гнать).

2) Непостоянные признаки

а) наклонение: изъявительное (глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили в прошлом, происходят в настоящем или будут происходить в будущем), условное (Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л - и частицы бы; например, сделал бы, хотел бы…), повелительное (глаголы в повелительном наклонении, которые кто-то приказывает или просит выполнить; например, пиши, читай, учись…).;

б) время (по временам изменяются только глаголы в изъявительном наклонении): настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;

в) число: единственное и множественное;

г) лицо: 1-е (Я - МЫ); 2 - е (ТЫ - ВЫ); 3 - е (ОН - ОНА - ОНО); однако, есть глаголы, для которых несвойственно изменение по лицам, и связано это с особенностями лексического значения этих глаголов. Такие глаголы называют действия, которые происходят сами по себе и называются безличными, то есть без лица. Они выражают: явления природы (морозит, вечереет); физические или психические состояния человека (лихорадит, знобит, нездоровится). Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемыми, при них нет и не может быть подлежащего. (Смеркалось. Уж вечереет.)

д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)

6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего ("Учиться - всегда пригодится"), входит в грамматическую основу предложения.

7) Частица -НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без "не" не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.

8) В художественном тексте глаголы чаще всего выступают в роли олицетворений (перенос свойств человека на неживой предмет). Например: ветер воет, свистит, играет; туман дышит…

9) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….

" ! " - Я это знал.

" + " - Новое для меня.

" - " - Вызывает у меня сомнение.

"?" - Вопрос.

Задание 3.

Выполни тест (на отдельном листочке).

1. Глагол в предложении чаще всего бывает

1) подлежащим

2) сказуемым

3) дополнением

4) обстоятельством

А2. В каком случае НЕ пишется ОТДЕЛЬНО

1) не\навидеть

2) не\здоровится

3) не\выучить

4) не\годовать

А3. Найдите ИНФИНИТИВ

1) смеюсь

2) смеяться

3) смеются

4) смеялись

А4. В каком случае нужно поставить букву И

1) завис…л

2) та…л

3) кле…л

4) раска…лся

А5. В каком случае НЕ НУЖЕН Ь

1) начинат…ся

2) купаеш…ся

3) обжеч…ся

4) смеёт…ся

А6. В каком случае нужно поставить букву Е

1) бл…стать

2) расст…лить

3) выж…гать

4) подп…рать

А7. Найдите глагол, стоящий в форме БУДУЩЕГО времени:

1) разорву

2) писать

3) читаю

4) засмотрелся

А8. В каком случае нужно поставить букву Ы

1) волн…ваться

2) танц…вать

3) совет…вать

4) загляд…вать

А9. Укажите ряд, в котором все глаголы ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО наклонения:

1) рисую, пошёл бы, купить

2) давайте играть, принеси, запишите

3) спою, смотреть, выучил бы

4) посмотри, буду шить, блестишь

А10. Укажите глагол II спряжения

1) смотр…т 3) стел…т

2) ве…т 4) шага…шь

Задание 4. (выполняется на отдельном листочке.)

В заданиях «В» необходимо коротко записать правильный ответ. Задание «С1» требует развернутого ответа.

В1. Из данных предложений выпишите глагол НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

Света утром чай пила.

Села, с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.

В2. Укажите способ образования глагола КАМЕНЕТЬ. Ответ запишите словом.

В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении. Ответ запишите словами.

Царь Гвидон зовёт их в гости, их он кормит и поит.

В4. Выпишите НЕВОЗВРАТНЫЙ глагол.

Солнце показывается из-за облаков. В низинах поднимается туман и быстро рассеивается. Ласточки с весёлым криком высоко летают в небе.

В5. Разберите по составу глагол ПРОНОСИЛСЯ.

С1. Объясните, используя тип речи - рассуждение, почему однокоренные глаголы СОБЕРУ и СОБИРАТЬ пишутся по-разному.

Задание 4. (выполняется на отдельном листочке.)

В заданиях «В» необходимо коротко записать правильный ответ. Задание «С1» требует развернутого ответа.

В1. Из данных предложений выпишите глагол НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА

Света утром чай пила.

Села, с мамой посидела, встала, к бабушке пошла.

В2. Укажите способ образования глагола КАМЕНЕТЬ. Ответ запишите словом.

В3. Укажите, в каком времени употреблены глаголы в предложении. Ответ запишите словами.

Царь Гвидон зовёт их в гости, их он кормит и поит.

В4. Выпишите НЕВОЗВРАТНЫЙ глагол.

Солнце показывается из-за облаков. В низинах поднимается туман и быстро рассеивается. Ласточки с весёлым криком высоко летают в небе.

В5. Разберите по составу глагол ПРОНОСИЛСЯ.

С1. Объясните, используя тип речи - рассуждение, почему однокоренные глаголы СОБЕРУ и СОБИРАТЬ пишутся по-разному.




ОТВЕТЫ на задание 3 и задание 4.

А1. 2)

А2. 3)

А3. 2)

А4. 3)

А5. 4)

А6. 2)

А7. 1)

А8. 4)

А9. 2)

А10. 1)

В1. Пила

В2. Суффиксальный

В3. Настоящее

В4. Летают

В5. Проносился

С1. Критерии оценивания:

КРИТЕРИИ

БАЛЛЫ

Ответ правильный

1

Ответ полный

1

Использован тип речи рассуждение: есть тезис и аргументы

2

Отсутствует тезис, даны только аргументы

1

Орфографических ошибок на изученные правила нет

2

Допущены 1-2 орфографических ошибки на изученные правила

1

Допущено более 2 орфографических ошибок на изученные правила

0

Пунктуационных ошибок на изученные правила нет

2

Допущены 1-2 пунктуационные ошибки на изученные правила

1

Допущено более 2 пунктуационных ошибок на изученные правила

0

В работе нет грамматических ошибок

1

В работе нет речевых ошибок

1

Максимально за задание С1

10

Максимально за работу - 25 баллов

Норма оценки:

«5» - 25-23 баллов

«4» - 18-22 балла

«3» - 12-17 баллов

«2» - менее 12 баллов




© 2010-2022