Рабочая программа по русскому языку 9 класс

          Рабочая программа  по русскому языку 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных  образовательных стандартов основного общего образования по русскому языку (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"),  с учетом авторской программы по русскому языку для обучающихся 5–9 классов п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классРабочая программа по русскому языку 9 классМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Карасульская средняя общеобразовательная школа

п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область


РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

Руководитель________ Бохан М.И.

____2014г.Протокол №___

ПРИНЯТО

Методическим Советом

Председатель ___________

З.А. Изулина

____2014г. Протокол №___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Карасульская СОШ____________ Т.В. Гинтер

____2014г. Приказ №___


Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык» 9 класс

на 2014-2015 учебный год

Составитель: учитель Волосянко В.В.





п.Октябрьский

2014


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования по русскому языку (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"), с учетом авторской программы по русскому языку для обучающихся 5-9 классов под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Общая характеристика учебного предмета

Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 735 часов для обязательного изучения русского языка на ступени основного общего образования. Согласно базисному учебному плану 2014-2015 учебного года МАОУ Карасульской СОШ на изучение русского языка в 9 классе отводится 2 ч в неделю (70 часов в год). В том числе 16 часов на развитие речи, 6 часов контрольных работ.

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;

  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о языке (его устройстве и функционировании), развитее языкового эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи);

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Учебно-методический комплект утвержден приказом директора МАОУ Карасульской СОШ от 29.05.2014 года №46/1

1. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский «Программа по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения», Москва, «Просвещение», 2009г.

2. С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов «Русский язык 9 класс», Москва, «Просвещение», 2010г.

3. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе: 4-е изд. Москва, «Просвещение», 2007.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

В том числе

р/р

к/р

1

Коммуникативная компетенция.

18

16

0

2

Языковая и лингвистическая компетенции

  • Общие сведения о языке- 2 часа

  • Фонетика. Орфоэпия-1 час

  • Состав слова (морфемика) и словообразование - 1 час

  • Лексика и фразеология -1 час

  • Морфология - 4 часа

  • Синтаксис- 41 час

50

6

3

Правописание: орфография и пунктуация

На всех уроках в течение года

4

Культуроведческая компетенция

2

Итого

70

16

6

Содержание тем учебного курса

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - 18 часов

Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Сферы речевого общения1. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности.

Ситуации речевого общения.

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи.

Культура речи. Критерии культуры речи.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация.

языковая и Лингвистическая
(языковедческая) компетенции - 50 часов

Общие сведения о языке - 2 часа

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Система языка

Фонетика. Орфоэпия - 1 час

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.

Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Основные выразительные средства фонетики.

Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Состав слова (Морфемика) и словообразование - 1 час

Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова.

Основные способы образования слов.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексика и фразеология - 1 час

Слово - основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы.

Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология - 4 часа

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии.

Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Синтаксис - 41 час

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.

Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Сложные предложения с различными видами связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства синтаксиса.

Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка.

Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

Употребление пунктуационных знаков.

КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ - 2 часа

Отражение в языке культуры и истории народа.

В результате изучения русского языка ученик 9 класса должен

знать

  • изученные разделы науки о языке;

  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения;

  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Список дополнительной литературы

1. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс. М.: Экзамен, 2007

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000

3. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М.: ТЦ Сфера, 2005

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2004

Цифровые Образовательные Ресурсы

1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.

Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме

Фраза. Лингвистический тренажёр.

Темы сочинений и изложений

№п/п

Тема

Количество часов

1

Сжатое изложение

2

2

Сочинение на лингвистическую тему.

2

3

Сжатое изложение.

2

4

Сочинение на лингвистическую тему

2

5

Сжатое изложение

2

6

Сжатое изложение.

2

7

Сочинение на лингвистическую тему.

2

8

Сжатое изложение

2

График контрольных работ

№п/п

Дата

Тема

1

11.09

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»

2

02.10

Контрольный тест по теме: « Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

3

22.01

Контрольный тест по теме «Виды придаточных предложений»

4

26.02

Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

5

19.03

Контрольный тест по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

6

21.05

Итоговый контрольный тест.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Стандарт

Кодиф

ОГЭ

Основные понятия

Виды деятельности учащихся

план

кор

Общие сведения о языке- 1 час

02.09

Русский язык - государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Знать: о функциях русского языка в современном мире.

Уметь: объяснять роль языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;

10.1-10.4

Государственный язык

Фронтальный опрос. составление устных кратких и развёрнутых ответов.

Повторение изученного в 5-8 классе- 3часа + 2 ч. р/р

04.09

Повторение. Синтаксис словосочетания.

Знать: теоретический материал по данным разделам и теме.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике,

5.1-5.15

Мировоззрение

миропонимание

Выполнение упражнений словарная работа, составление схем.

09.09

Повторение. Синтаксис простого предложения.

Знать: пунктуационные нормы русского литературного языка

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.1-5.15

Реванш, президиум,

приоритет,

привилегия,

президент, морфема,

морфемный разбор

Запись и анализ сложных предл. и возможных запятых в них. Работа парами.

11.09

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

Написание диктанта

11.09

Урок развития речи

Основные правила работы над сжатым изложением. Подготовка к сжатому изложению

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Интерпретация

Прослушивание и осознание текста, составление плана, сжатие текста

16.09

Урок развития речи

Сжатое изложение

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Написание изложения

Сложносочинённые предложения - 6 часов + 2 часа по р/р

18.09

Сложное предложение.

Основные виды сложных предложений.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.9 -5.11

Гигант

Гигантский

Колосс

колоссальный

Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов.

23.09

Основные группы СС предложений по значению и союзам.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.9

Асфальт

Бетон

Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов.

25.09

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.9

7.5

Прогресс

прогрессивный

Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов.

30.09

Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом предложения.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.9

7.5

Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов.

02.10

Контрольный тест по теме: « Знаки препинания в сложносочиненном предложении»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.9

7.5

Гуманный

человечный

Выполнение теста

07.10

Работа над ошибками

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Анализ, классификация и устранение допущенных ошибок.

.

09.10

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

Знать: смысл понятий речь устная и письменная; сферу и ситуацию речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

Уметь: писать сочинение данного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи

8.10

Лингвистический

Анализ собранного материала (из дополнительных источников), составление плана

14.10

Урок развития речи.

Сочинение на лингвистическую тему.

Знать: смысл понятий речь устная и письменная; сферу и ситуацию речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

Уметь: писать сочинение данного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи

8.10

Написание сочинения

Сложноподчинённое предложение - 20 часов + 6 часов по р/р

16.10

Строение сложноподчиненного предложения

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

5.10

7.6

Комментарий

Комментатор

популярный

Составление предложений по теме. Работа в парах.

21.10

Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

извлекать информацию из различных источников;

5.10

7.6

Интенсивный

Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов.

23.10

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

5.10

7.6

Гостиная

Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов.

28.10

Виды придаточных предложений.

Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

5.10

7.6

Аккомпанемент

аккомпанировать

Работа с упражнениями учебника. Составление устных развёрнутых ответов.

30.10

Урок развития речи

Подготовка к сжатому изложению

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Прослушивание и осознание текста, составление плана, сжатие текста

11.11

Урок развития речи.

Сжатое изложение.

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Написание изложения

13.11

Сложноподчинённое предложение с придаточными определительными и местоимённо-определительными.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно пользоваться справочной литературой,

5.10

7.6

Активный

Деятельный

Идеология

Идеологический

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

18.11

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

Знать: смысл понятий речь устная и письменная; сферу и ситуацию речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

Уметь: писать сочинение данного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи

8.10

Анализ собранного материала (из дополнительных источников), составление плана

20.11

Урок развития речи.

Сочинение на лингвистическую тему

Знать: смысл понятий речь устная и письменная; сферу и ситуацию речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

Уметь: писать сочинение данного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи

8.10

Написание сочинения

25.11

Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

5.10

7.6

Мозаика

Результат

Эффект

Оптимист

пессимист

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

27.11

Сложноподчинённое предложение с придаточными обстоятельственными

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

5.10

7.6

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

02.12

Сложноподчинённое предложение с придаточными образа действия и степени.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.10

7.6

Традиция

Чествовать

Оранжерея

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

04.12

Сложноподчинённое предложение с придаточными места.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.10

7.6

канонада

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

09.12

Сложноподчинённое предложение с придаточными времени

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

5.10

7.6

Балет

Опера

Экология

Экологический

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

11.12

Сложноподчинённое предложение с придаточными условными.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

извлекать информацию из различных источников;

5.10

7.6

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

16.12

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

5.10

7.6

Беседа, работа с учебником

18.12

Урок развития речи

Подготовка к сжатому изложению

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Прослушивание и осознание текста, составление плана, сжатие текста

23.12

Урок развития речи.

Сжатое изложение

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Написание изложения

25.12

Сложноподчинённое предложение с придаточными цели.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

5.10

7.6

Резервы

Ресурсы

Радиофикация

Электрофикация

газификация

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

13.01

Сложноподчинённое предложение с придаточными сравнительными.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.10

7.6

Устные ответы по теории, выполнение упражнений из тестового материала.

15.01

Сложноподчинённое предложение с придаточными уступительными.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

5.10

7.6

Доклад

Тезис

Конспект

Реферат

Работа с учебником, анализ текста


20.01

Сложноподчинённое предложение с придаточными следствия и придаточными присоединительными.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

извлекать информацию из различных источников;

5.10

7.6

Будущее

Составление предложений по теме урока, работа с текстом худ. произведения

22.01

Контрольный тест по теме «Виды придаточных предложений»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.10

7.6

Выполнение теста

22.01

Работа над ошибками

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

5.10

7.6

Анализ, классификация и устранение допущенных ошибок.



27.01

СПП с несколькими придаточными.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.10

7.6

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

29.01

Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчиненное предложение»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.10

7.6

Ориентир

ориентироваться

Письм. работа по теории. Анализ текста, сравнение предложений.

Бессоюзное сложное предложение - 7 часов + 2 часа по р/р

03.02

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

5.11

7.7

Бессоюзное

Устный опрос,

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

05.02

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.11

7.7

Работа с текстами, проблемные задания;

10.02

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.11

7.7

Амфитеатр

Палисадник

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

12.02

Тире в бессоюзном сложном предложении

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.11

7.7

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

17.02

Обобщение и систематизация изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

5.11

7.7

Самостоятельная работа по изученному материалу.

Словарный диктант.

19.02

Урок развития речи.

Подготовка к сжатому изложению.

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Прослушивание и осознание текста, составление плана, сжатие текста

24.02

Урок развития речи.

Сжатое изложение.

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Написание изложения

26.02

Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.11

7.7

Выполнение теста

03.03

Работа над ошибками.

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

5.11

7.7

Анализ, классификация и устранение допущенных ошибок.

Сложные предложения с различными видами связи - 6 часов + 2 часа по р/р

05.03

Структура сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

5.12

7.8

Систематически

Регулярно

правомерно

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

10.03


Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

5.12

7.8

Прогнозирование

Устный опрос,

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений


12.03

Закрепление темы: «Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи»

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

5.12

7.8

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

17.03

Повторение изученного по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять изученные правила в практике правописания;

5.12

7.8

выполнение упражнений

19.03

Контрольный тест по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изученные правила в практике правописания;

5.12

7.8

Выполнение теста

31.03

Работа над ошибками

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

5.12

7.8

Анализ, классификация и устранение допущенных ошибок.


02.04

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению на лингвистическую тему.

Знать: смысл понятий речь устная и письменная; сферу и ситуацию речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

Уметь: писать сочинение данного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи

8.10

Анализ собранного материала (из дополнительных источников), составление плана

07.04

Урок развития речи.

Сочинение на лингвистическую тему.

Знать: основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

Уметь: писать сочинение данного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи

8.10


Написание сочинения

Сведения о языке - 1 час + КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ (2 часа) + 2 часа по р/р

09.04

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление.

Знать: изученный материал по данному разделу.

Уметь: объяснять роль языка в жизни человека и общества; развивать способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

Устный опрос по теории, выполнение самостоятельной работы.

Комментированное письмо

14.04

Русский литературный язык и его стили.

Знать: функциональные разновидности языка, их основные признаки

Уметь определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

8.1

Трагедия

комедия

фарс

Работа с текстами разных стилей

16.04

Применение официально-делового стиля речи на практике.

Знать: функциональные разновидности языка, их основные признаки

Уметь: определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

Официально-деловой

Работа с текстами

21.04

Урок развития речи.

Подготовка к сжатому изложению

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Прослушивание и осознание текста, составление плана, сжатие текста

23.04

Урок развития речи.

Сжатое изложение

Знать: Функционально смысловые особенности текста

Уметь: строить связное монологическое письменное высказывание заданного типа;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости

8.9

Написание изложения

Повторение изученного в 5-9 классах. - 8 часов

28.04

Фонетика. Графика. Орфография..

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно пользоваться лингвистическими словарями

Чтение текстов с различной интонацией, выполнение упражнений

30.04

Лексика. Фразеология. Орфография.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно пользоваться лингвистическими словарями

Работа с текстом худ.лит-ры, анализ материала учебника, составление устных ответов.

05.05

Состав слова и словообразование. Орфография.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно пользоваться лингвистическими словарями

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

07.05

Морфология и орфография. Существительное, прилагательное, наречие, местоимение, числительное.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

Систематизировать

упорядочить

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

12.05

Морфология. Глагол

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

Анализ теоретического материала из учебника, выполнение упражнений

14.05

Морфология. Предлог. Союз. Частица.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

соблюдать в практике речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка;

Работа с текстом худ.лит-ры, анализ материала учебника, составление устных ответов.

Работа со словарем

19.05

Синтаксис простого и сложного предложения. Пунктуация.

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

Работа по упражнениям учебника, по карточкам.

21.05

Итоговый контрольный тест

Знать: основные нормы русского литературного языка

Уметь: применять данный теоретический материал на практике;

Выполнение теста

Приложение

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе»

Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.

На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.

Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.

Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)
(По В. Солоухину)


Контрольный тест по теме: « Знаки препинания в сложносочиненном предложении»


1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?

1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?

1) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
4) Тишина и безлюдье.

3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?

1) Солнце зашло и начало смеркаться.
2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
4) Из окна дует холодом и сыплет снег.

4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?

А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.
Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.
В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.
Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.

1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б

5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?

А. Следовало помнить о безопасности экипажа и пассажиров, и свести к минимуму неудобства от перегрузок.
Б. Сгустились сумерки, и на чистом тёмно-фиолетовом небе зажглись первые звёзды.
В. Через несколько минут мы вышли к вершине, и по противоположному склону приблизились к обвалу.
Г. Небо расчистилось, и закурлыкал в поднебесье журавлиный клин, покидающий родину.

1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

6. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

Картошка жарилась на сковородке, от неё шёл острый, вкусный запах и зверь очевидно прибежал на этот запах.

1) … запах, и зверь очевидно …
2) … запах, и зверь очевидно, …
3) … запах и зверь, очевидно …
4) … запах, и зверь, очевидно, …

7. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?

С криком носятся над морем чайки и это очевидно ещё одна прелесть морского пейзажа.

1) … чайки, и это очевидно …
2) … чайки, и это, очевидно …
3) … чайки и это, очевидно …
4) … чайки, и это, очевидно, …

8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 6 4) 3, 4, 5

9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.

1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

10. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.
Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.
В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.
Г. А кругом бушует пламя да пули свистят.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В

11. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Земля была в ледяной коре и из блестящей этой коры торчала тёмная прошлогодняя трава.
Б. Внутри было уютно и царило оживление.
В. Сквозь занавес слышалось гудение толпы и доносились торжественные звуки оркестра.
Г. На сердце у него потеплело и слегка увлажнились всегда непримиримо-стальные глаза.

1) А, Б 2) В, Г 3) Б, В 4) А, Г

12. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
2) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
3) Метет и нет конца метели.
4) Снега сошли и смыли след.

13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?

1) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
2) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
3) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
4) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.

14. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. В такой момент лицо его расслаблялось (…) и он походил на обычного доброго дедушку пенсионера.
Б. Из за неровной гряды скал выкатилось красное солнце (…) и каждая снежинка приветствовала его нестерпимым сверканием.
В. Кругом сверкала сталь (…) и мелькали солдатские куртки.
Г. Было совсем темно (…) и лишь слабые отблески уличных фонарей ложились на стены комнаты.

1) А, В 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г

15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?

А. На этом пустыре всегда было солнечно (…) и лежали собаки.
Б. Небо на востоке уже розовело (…) и в зарослях вовсю стрекотали какие-то птицы.
В. На улице было темно (…) и пахло молодой зеленью.
Г. Тугой звук выстрела ударил в склоны ущелья (…) и сотни камней сорвались с места.

1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В

16. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [двусоставное], союз [безличное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Попутный ветер наполнял паруса и судно весело шло по волнам.
Б. Синички перелетали с ветки на ветку висели вниз головами на тонких ветвях берёзы и им было очень весело.
В. Днём столбик термометра подскакивал до тридцати пяти градусов в тени и ночь не приносила прохлады.
Г. Мотор тянул бесшумно и машину лишь изредка покачивало на колдобинах.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г

17. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [безличное], союз[двусоставное]? (Знаки препинания не расставлены.)

А. Штукатурка на стенах и потолке потрескалась и все предметы в домике покрывал толстый слой пыли.
Б. Почти совсем рассвело и птицы вовсю выводили свои утренние трели.
В. Бегу открывать и неожиданно влетает ко мне весёлая и шумная компания.
Г. За окном было почти по-летнему тепло и почки на деревьях лопались чуть ли не на глазах.

1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
Контрольный тест по теме «Виды придаточных предложений»

  1. Укажите вид придаточного предложения.

Женя зажгла спичку, чтобы посмотреть, скоро ли будет светать.

  1. цели, изъяснительное

  2. причины, образа действия

  3. цели, образа действия

  4. причины, изъяснительное

  1. Укажите вид придаточного предложения.
    В горах, если столкнуть с высоты камень, целая лавина каменьев, глыб и коменьев земли рушится в пропасть с нарастающим устремлением.
    1) места
    2) условия
    3) следствия
    4) причины

  2. Укажите вид придаточного предложения.
    Из частого леса, где оставался ещё снег, чуть слышно текла, извиваясь ручейками, вода.

  1. места

  2. причины

  3. определительное

  4. следствия

4. Укажите вид придаточного предложения.
Мне стало совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали.
1) изъяснительное, причины, определительное
2) образа действия, причины, определительное
3) определительное, причины, определительное
4) изъяснительное, уступительное, определительное
5. Укажите вид придаточного предложения.
Как ни старались охотники, они не смогли найти раненого оленя.

  1. цели

  2. уступительное

  3. образа действия

  4. причины

6. Укажите вид придаточного предложения.
Вишнёвые деревья были низкорослые, так что для сбора ягод не требовалось лестницы.

  1. определительное

  2. следствия

  3. степени

  4. причины
    7. Укажите вид придаточного предложения.
    Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить неприятеля, потому что он знал, что враг побеждён.

  1. определительное, причины, изъяснительное

  2. цели, причины, изъяснительное

  3. изъяснительное, причины, изъяснительное

  4. цели, причины, следствия
    8. Укажите вид подчинения.
    Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что с кустов посыплется роса.

  1. однородное соподчинение

  2. последовательное подчинение

  3. неоднородное соподчинение

Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»


1. Какое утверждение не верно?

В сложном бессоюзном предложении ставится двоеточие, если:

1) перечисляются какие-то факты

2) вторая часть дополняет смысл первой

3) вторая часть раскрывает содержание первой

4) вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой.

2. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Будет завтра хорошая погода () пойдем в лес.

1) двоеточие

2) тире

3) запятая

4) точка с запятой

3. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Никогда я не видел такой осени () ни ветерка, ни облака не было на прозрачном небе.

1) двоеточие

2) тире

3) запятая

4) точка с запятой

4. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь теплу и солнцу ()капли, падая с них, ударялись о лед.

1) двоеточие

2) тире

3) запятая

4) точка с запятой

5. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Я убежден в одном () вдохновение приходит во время работы.

1) двоеточие

2) тире

3) запятая

4) точка с запятой

6. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Лук царевич опустил, смотрит() коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.

1) двоеточие

2) тире

3) запятая

4) точка с запятой

7. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Дневные звезды никогда не видны в небе () их затмевает солнце.

1) двоеточие

2) тире

3) запятая

4) точка с запятой

8. Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?

Василий резко нажимал на тормоз() скорость не уменьшилась.

1) двоеточие

2) тире

3) запятая

4) точка с запятой





Контрольный тест по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)


2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, - три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий - высокий, тучный, в просторном пальто - смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)


3. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дождь ушел на запад, но в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)


4. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. (2) Серёже Колтовому посчастливилось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лед, снега. (3) Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. (4) Лазить по скалам при штормовом ветре было опасно. (5) Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. (6) Она ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед. (Вурдов Н.)


5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге! (Федосеев Г.)


6. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее. (Астафьев В.)


7. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Когда Сергей Николаевич открыл глаза, солнце уже заливало хату горячим светом. (2) Крашеные половицы блестели, в раскрытое окно с жужжанием влетали пчелы, на занавеске билась пёстрая бабочка. (3) Николай Григорьевич еще крепко спал, свесив с кровати руку. (4) В кухне было пусто. (5) Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня Матвеича.

(6) Сергей Николаевич сладко потянулся и зажмурил глаза. (7) Что-то снова напомнило ему далёкое детство, ночёвки у дядьки Матвеича, быструю речку под горкой и серебряную плотву, которую он ловил зелёной ивовой корзинкой. (8) Даже сон в эту ночь у него был крепкий, непробудный, как в детстве. (9) И только на рассвете приснилось ему, что на реке встают громадные валы и с гулким шумом обрушивается на берег вода... (Осеева В.)


8. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Наступала любимая всеми архангелогородцами белая ночь. (2) Солнце опустилось за горизонт, оставив над собой широкую полосу заката. (3) Было светло как днём, но это был какой-то особый, не дневной свет. (4) С одного из пароходов доносилась тихая музыка...

(5) Раньше в эту пору набережная была заполнена молодёжью, много было и пожилых людей, которым не давала спать белая ночь. (6) Теперь только несколько парочек гуляло вдоль крутого берегового откоса, да иногда проходили патрульные солдаты и краснофлотцы. (Вурдов Н.)


9. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. (2) С напряженными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. (3) Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолет. (4) Собранность моряков передалась ребятам: все стали сдержаннее, серьёзнее. (5) Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками. (Вурдов Н.)



Итоговый контрольный тест

1 вариант

1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:

а) ямщик б) понять в) трёхъярусный г) конъюнктурный

2.Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог:

а) сироты б) фигляр в) шофёр г) дочиста

3.Выберите слово, в котором после шипящих пишется Ё:

а) трещ…тка б) ч…порный в) ноч…вка г) облиц…вка

4.Найдите слово, в котором пишется А:

а) б…рдюр б)разг…раться в) пром…кашка г) п…лисадник

5. Укажите причастие, в суффиксах которого пишется У:

а) слыш…щий б) дыш…щий в) пряч…щийся г) знач…щийся

6.Выберите слово, в котором пишется Ъ :

а) ад…ютант… б) в…юк в) под…ячий г) п…едестал

7.Найдите существительное 1 скл., ед. ч. ж. р., имеющее абстрактное значение:

а) фамилия б) листва в) лестница г) судьба

8. Укажите существительное, образованное при помощи суффикса НОСТЬ:

а) человечность б) достоверность в) готовность г) ценность

9. Подберите слово, соответствующее схеме:

а) выполняющий б) умирали в) проводка г) наводнение

10.Выберите предложение с составным именным сказуемым:

А) Квадрат есть равносторонний прямоугольник.

Б) Вокруг каждой чашки садилось десять человек.

В) Большая и тяжёлая гора свалилась с плеч.

Г) Песню дружбы запевает молодёжь.

11. Найдите предложение, в котором числительное употреблено с ошибкой:

А) Он пришёл с пятьюдесятью пятью рублями.

Б) По сравнению с тысяча девятьсот тринадцатым годом.

В) К девятистам шестидесяти восьми прибавить один.

Г) Обратился к сорокам ученикам.

12. С какой частью речи не употребляется предлог?

а) существительным б) деепричастием в) числительным г) местоимением

13.Укажите качественное прилагательное:

а) медвежья шубка б) медвежья услуга в) медвежья лапа г) медвежья кровь

14.Найдите предложение с ошибкой:

А) В усадьбе вероятно все ещё спали.

Б) Вы, я вижу, любите природу.

В) Одним словом, жизнь расцветает.

Г) Упражнение должно быть выполнено.

15.В каком предложении есть обращение ( знаки препинания не расставлены):

А) Я видел вас всегда.

Б) Как ты чудесен и хорош!

В) Москва Как много в этом звуке…

Г) Читатель я не нарушу условий.

16. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

А) Шелестят берёзы, колеблемые ветром.

Б) Поднявшись на гору, мы увидели всё.

В) Лицо, пышущее здоровьем, покрылось бледностью.

Г) Я смотрю на камни, свалившиеся с берега.

17.Укажите сложносочинённое предложение:

А) Она вышла, перебралась через забор.

Б) Мы сдвигаем и горы, и реки , несущие свои воды мимо.

В) Несмотря на позднее время, в лесу слышно пение.

Г) Старик заговорил протяжно, звук голоса также поразил меня.

18. Определите антонимичную пару:

а) сияло- блестело б) багряным- багровым в) потерянный- найденный г) вечный- незыблемый

19. Выберите сложноподчинённое предложение:

А) Нужно только чтоб сердце не стыдилось.

Б) Лес словно терем расписной.

В) По радио сообщили будет дождь

Г) Вследствие дождей дорога стала непроходима.

20. Определите стиль текста:

В крупинке хлорофилла содержится крахмал, который продолжает расти в точках соприкосновения. Образование крахмала является результатом разложения углекислоты.

а) официально-деловой б) художественный в) научный г) публицистический.

2 ВАРИАНТ

1.Количество букв и звуков совпадает в слове:

а) намерение б) иллюзия в) увлечься г) услышишь

2.Ударение падает на первый слог:

а) приданое (невесты) б) добыча в) партер г) похороны

3.Буква Ё пишется в слове:

а) свеч…й б) парч…вый в) стаж…р г) обж…ра

4.Буква Е пишется в слове:

а) ижд…венец б) инт…ллигент в) в…негрет г) вест…бюль

5.В суффиксах причастий пишется А:

а) дыш…щий б) меч…щийся в) маш…щий г) колыш…щий

6.Слово пишется с Ъ:

а)в…ются б) комп…ютер в) двух…ярусный г) сверх…экономный

7.Указательным местоимением является:

а) ему б) самый в) всех г) этого

8.Слово УДИВЛЁННО образовано следующим способом:

а) суффиксальным б) приставочным в) приставочно-суффиксальным г) переход из одной части речи в другую

9.Подберите слово, соответствующее схеме :

а) задыхаясь б) занимательный в) отправились г) расплывчатость

10.Укажите составное именное сказуемое:

А) Заморосил дождь и начал тоскливо шуметь.

Б) Я вышел на берег насладиться ароматом.

В) День был чудный, свежий.

Г) Они не торопились, тянули волынку.

11.Числительное употреблено в предложении с ошибкой:

А) Встретился с тремястами сорока пятью делегатами.

Б) Появился в тысяча двести сороковом году.

В) К пятисот ученикам добавили сорок.

Г) Не пришли около девяноста человек.

12.Частицей является следующее слово :

А) или Б) лишь В) своей Г) через

13.Укажите относительное прилагательное:

а) лисья хитрость б) лисья нора в) лисьи шапки г) лисий характер

14. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:

А) Вдруг дверь подъезда отворилась, выбежали дети.

Б) Он, как будто, стал взрослее и серьёзнее.

В) Следовательно, рано ещё делать выводы.

Г) Здесь, как гласит предание, жили монахи.

15. Найдите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены) :

А) Жизнь увы не вечный дар.

Б) Нет русской земли нельзя не любить.

В) Осень как я люблю тебя.

Г) Ведь были ж схватки боевые.

16. Найдите предложение с причастным оборотом ( знаки не расставлены).

А) Первые лучи солнца пробив тучу блеснули в небе.

Б) Из земли освободившейся от снега выглянула зелень.

В) Видя детей голубь пролетел мимо.

Г) Самолёт развернулся и набрав высоту сделал круг.

17. Укажите сложноподчинённое предложение:

А) Вдохновлённый успехом, он обдумывал положение,

Б) Бетонщики, несмотря на стужу, перевыполнили план.

В) Где-то внизу, в тайге, идёт маленький отряд.

Г) История дома, где вы живёте, полна тайн.

18. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются с

а) с винит. б) с творит. в) с дательн. г) с предложн.

19. Чужая речь оформлена неверно:

А) Чехов признавался, что «умеет коротко говорить о длинных вещах».

Б) По словам Белинского, « русский народ смышлён и понятлив».

В) « Что виднеется вдали?»- спрашивали мы.-«Неужели станция?»

Г) «Возле города была роща,»- вспоминал друг.

20 Нормы сочетаемости слов нарушены:

А) красивый тюль б) по выздоровлении сына в) разочароваться спектаклем г) ласковый шимпанзе


1

9


© 2010-2022