Урок русского языка 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка для 5 класса по теме «Правописание букв е-и в корнях с чередованием»


Зиберова Н.Г., учитель русского языка

и литературы первой категории

Урок русского языка 5 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цели урока:

Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.

Содержательные: познакомить учащихся с условиями выбора букв е - и в корнях с чередованием.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.

Содержание и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Включение в деловой ритм.

Предлагает пословицу:
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК

Как вы понимаете смысл данной пословицы и какое отношение она имеет к нашим урокам русского языка?

Прямое. Ягодка - это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. Из урока в урок мы овладеваем громадой - русским языком, изучая его составные части, ягодки.

Читают пословицу.

Высказывают своё мнение.

Самоопределение, смыслообразование

Целеполагание

Планирование учебного сотрудничества

Актуализация

знаний и пробное учебное действие

А какую ягодку мы сегодня с вами найдем, вы должны отгадать.

1. Работа с текстом.

О чем пойдет речь на нашем уроке? Прочитайте текст.

Даны в языке два слова. И у них корни - с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но - разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.

Бывает в квартире - все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.

(М. Панов)

О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?

2. Проверка домашнего задания.

Выступите в роли учителя. (У доски 1 ученик, остальные называют слова и контролируют ответ)

Читают текст. Отвечают на вопросы. Выделяют главное.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию. Возврат к пословице.

Учитель: выберите из этой пословицы однокоренные слова

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?

Ученики: Чередование звуков Е-И.

Формулирует тему урока.

Правописание букв е-и в корнях с чередованием.

-Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны сделать, чтобы разобраться в данной проблеме?

Анализируют слова, данные учителем

Определяют место и причину затруднения.

Формулируют проблемный вопрос, цели урока.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Построение проекта выхода из затруднения

На столах - слова в 2 столбика. Обсудите с соседом по парте и выскажите гипотезы решения. Постарайтесь найти закономерность в написании букв е - и в корнях

Разбирать разберу

Отпирать отпереть

Задирать задеру

Вытирать вытереть

Замирать замереть

Блистать блестеть

Расстилать расстелить

Выжигать выжег

-Высказывание гипотез.

-Сравните свои предположения с теоретическим материалом в учебнике.

Под музыку переходят друг к другу, организуя свободные пары.

Работают в парах: анализируют слова, выдвигают гипотезы.

Высказывают свои предположения, используя технологию ПОПС.

Корректируют ответы одноклассников.

Знакомятся с теоретическим материалом в учебнике (&79)

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваемого содержания

Контроль, коррекция, оценка

Этап реализации построенного проекта

Организует работу по упражнению в рабочей тетради

Организует игру «Цепочка».

-Объясните правописание слов на правило, изученное сегодня.

-Для всех ли слов работало это правило? Есть ли слова-исключения?


Выполняют упражнение в рабочей тетради

Объясняют правописание слов на изученное правило.

Убеждаются, что правило «работает» слов-исключений нет.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Физминутка «Хлопок»

Учитель диктует слова с чередующимися е и и в корне. Слово с и - хлопок.

СобИрать-собЕру

ЗапИрать-запЕреть

ОтдИрать-отдЕру

ЗамИрать-замЕреть

БлИстать-блЕстеть

ЗастИлать-застЕлить

Работа с сигнальными карточками.

Я читаю предложение, в котором встречается слово с чередующимися гласными е-и, вы сигнализируете мне при помощи сигнальных карточек, какую букву следует писать.

1. Ворона хватала первое, что попадалось ей на глаза, и удирала.

2. Иной муравей так вцепится - не отдерешь.

3. Кото-то терем прибирал да хозяев поджидал.

4. Старая жужелица пищала от смеха и вытирала лапкой слезящиеся глаза.

Выполняют физминутку.




Пятиклассники слушают предложения, находят слова с изученной орфограммой и показывают букву.


Оценивание усваемого содержания



Контроль, коррекция, оценка

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.

Дифференцирован-ные задания.

Низкий и средний уровень. Распределительный диктант.

- Распределите слова в два столбика: а)с гласной е; б)с гласной и.

Убирать комнату, застелить газетами, вытерем насухо, уберём вместе, застилать аккуратно, тщательно вытирать, упереться в стену, долго упираться, заберёт с собой, блистать чистотой, блестеть на солнце, замирать от восторга.

Высокий уровень. Используя записанные словосочетания, напишите сочинение - миниатюру «Как я помог(ла) маме». Если необходимо, можно изменить форму глагола.

Убирать комнату, застелить газетами, вытерем насухо, уберём вместе, застилать аккуратно, тщательно вытирать, упереться в стену, долго упираться, заберёт с собой, блистать чистотой, блестеть на солнце, замирать от восторга.

Индивидуальное задание. Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.

Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин)

Самостоятельно выполняют задание

Проверяют работу по образцу.

Отвечают на вопросы.

Действие по аналогии

Осознанное и произвольное построение высказывания

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Рефлексия

1.Фронтальный опрос.

Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?

Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.

Ученики перечисляют.

Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?

Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е

Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

Предлагает записать домашнее задание (по выбору).

Чемодан. Мясорубка. Корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка - информацию переработаю.

Корзина - всё выброшу.

Предлагает выбрать, как ученики поступят с информацией, полученной на уроке.

-Вспомните пословицу, которую прочитали в начале урока.

- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.

Записывают домашнее задание.

Выполняют рефлексию.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

Урок русского языка 5 класс Урок русского языка 5 класс







ПРИЛОЖЕНИЕ

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС


1. Структура урока усвоения новых знаний

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)



© 2010-2022