- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка 5 класс
Урок русского языка 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зиберова Н.Г. |
Дата | 23.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка для 5 класса по теме «Правописание букв е-и в корнях с чередованием»
Зиберова Н.Г., учитель русского языка
и литературы первой категории
Тип урока: «открытие» нового знания.
Цели урока:
Деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.
Содержательные: познакомить учащихся с условиями выбора букв е - и в корнях с чередованием.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Содержание и ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Мотивация к учебной деятельности
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Включение в деловой ритм.
Предлагает пословицу:
СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ, НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК
Как вы понимаете смысл данной пословицы и какое отношение она имеет к нашим урокам русского языка?
Прямое. Ягодка - это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. Из урока в урок мы овладеваем громадой - русским языком, изучая его составные части, ягодки.
Читают пословицу.
Высказывают своё мнение.
Самоопределение, смыслообразование
Целеполагание
Планирование учебного сотрудничества
Актуализация
знаний и пробное учебное действие
А какую ягодку мы сегодня с вами найдем, вы должны отгадать.
1. Работа с текстом.
О чем пойдет речь на нашем уроке? Прочитайте текст.
Даны в языке два слова. И у них корни - с одним значением. И звуки, из которых корень, у них те же. Значит, у них один и тот же корень. Но есть различие в одном-двух звуках… Звуки явно принадлежат этим одинаковым корням. Но - разные. Тогда говорят: чередуются эти звуки. Говорят: это чередование.
Бывает в квартире - все жильцы постоянные, а одна комната сдаётся. То один в неё въедет, то другой. А квартира-то, конечно, та же. Только в одной комнате жильцы чередуются.
(М. Панов)
О чём вы узнали из него? С чем сравнивает автор чередование звуков в словах?
2. Проверка домашнего задания.
Выступите в роли учителя. (У доски 1 ученик, остальные называют слова и контролируют ответ)
Читают текст. Отвечают на вопросы. Выделяют главное.
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Выявление места и причины затруднения
Создает проблемную ситуацию. Возврат к пословице.
Учитель: выберите из этой пословицы однокоренные слова
Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем?
Ученики: Чередование звуков Е-И.
Формулирует тему урока.
Правописание букв е-и в корнях с чередованием.
-Как вы думаете, что сегодня на уроке мы должны сделать, чтобы разобраться в данной проблеме?
Анализируют слова, данные учителем
Определяют место и причину затруднения.
Формулируют проблемный вопрос, цели урока.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений
Построение проекта выхода из затруднения
На столах - слова в 2 столбика. Обсудите с соседом по парте и выскажите гипотезы решения. Постарайтесь найти закономерность в написании букв е - и в корнях
Разбирать разберу
Отпирать отпереть
Задирать задеру
Вытирать вытереть
Замирать замереть
Блистать блестеть
Расстилать расстелить
Выжигать выжег
-Высказывание гипотез.
-Сравните свои предположения с теоретическим материалом в учебнике.
Под музыку переходят друг к другу, организуя свободные пары.
Работают в парах: анализируют слова, выдвигают гипотезы.
Высказывают свои предположения, используя технологию ПОПС.
Корректируют ответы одноклассников.
Знакомятся с теоретическим материалом в учебнике (&79)
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Оценивание усваемого содержания
Контроль, коррекция, оценка
Этап реализации построенного проекта
Организует работу по упражнению в рабочей тетради
Организует игру «Цепочка».
-Объясните правописание слов на правило, изученное сегодня.
-Для всех ли слов работало это правило? Есть ли слова-исключения?
Выполняют упражнение в рабочей тетради
Объясняют правописание слов на изученное правило.
Убеждаются, что правило «работает» слов-исключений нет.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Физминутка «Хлопок»
Учитель диктует слова с чередующимися е и и в корне. Слово с и - хлопок.
СобИрать-собЕру
ЗапИрать-запЕреть
ОтдИрать-отдЕру
ЗамИрать-замЕреть
БлИстать-блЕстеть
ЗастИлать-застЕлить
Работа с сигнальными карточками.
Я читаю предложение, в котором встречается слово с чередующимися гласными е-и, вы сигнализируете мне при помощи сигнальных карточек, какую букву следует писать.
1. Ворона хватала первое, что попадалось ей на глаза, и удирала.
2. Иной муравей так вцепится - не отдерешь.
3. Кото-то терем прибирал да хозяев поджидал.
4. Старая жужелица пищала от смеха и вытирала лапкой слезящиеся глаза.
Выполняют физминутку.
Пятиклассники слушают предложения, находят слова с изученной орфограммой и показывают букву.
Оценивание усваемого содержания
Контроль, коррекция, оценка
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.
Дифференцирован-ные задания.
Низкий и средний уровень. Распределительный диктант.
- Распределите слова в два столбика: а)с гласной е; б)с гласной и.
Убирать комнату, застелить газетами, вытерем насухо, уберём вместе, застилать аккуратно, тщательно вытирать, упереться в стену, долго упираться, заберёт с собой, блистать чистотой, блестеть на солнце, замирать от восторга.
Высокий уровень. Используя записанные словосочетания, напишите сочинение - миниатюру «Как я помог(ла) маме». Если необходимо, можно изменить форму глагола.
Убирать комнату, застелить газетами, вытерем насухо, уберём вместе, застилать аккуратно, тщательно вытирать, упереться в стену, долго упираться, заберёт с собой, блистать чистотой, блестеть на солнце, замирать от восторга.
Индивидуальное задание. Выпишите слова с чередованием е, и в корне. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните их правописание.
Утром 4 августа мы стали соб..раться в путь. (В. Арсеньев) Склонившись над сетью, рыбаки быстро и ладно выб..рали улов, а на дно придвинутых к неводу баркасов один за другим падали тяжёлые сомы. (А. Закруткин) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река. (М. Горький) Солнце сквозь окно бл..стало ему прямо в глаза. (Н. Гоголь) Двери зап..рались одною задвижкою, окна не имели ещё двойных рам. (А. Пушкин)
Самостоятельно выполняют задание
Проверяют работу по образцу.
Отвечают на вопросы.
Действие по аналогии
Осознанное и произвольное построение высказывания
Контроль
Коррекция
Оценка
Волевая регуляция в ситуации затруднения
Рефлексия
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
Предлагает записать домашнее задание (по выбору).
Чемодан. Мясорубка. Корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка - информацию переработаю.
Корзина - всё выброшу.
Предлагает выбрать, как ученики поступят с информацией, полученной на уроке.
-Вспомните пословицу, которую прочитали в начале урока.
- Мне хочется, ребята, чтобы и вы дарили окружающим вас людям радость своими знаниями, а для этого необходимо много трудиться.
Записывают домашнее задание.
Выполняют рефлексию.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7. Структура комбинированного урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)