Интеллектуальная игра по русскому языку на тему Веселая грамматика (6 класс)

Интеллектуальная игра «Веселая грамматика»Цели: 1. совершенствование знаний в изучении темы «Словообразование»; повторение, обобщение, углубление и расшрение знаний по предмету; 2. осуществлять эстетическое воспитание, чувство дружбы, взаимопомощи; учить общению друг с другом, умению легко ориентироватьсяв нестандартной ситуации; 3. развитие познавательного интереса к предмету; развивать мышление, смекалку, творческие способности детей.Оборудование: слайды с заданиями, карточки с заданиями, пла...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра по русскому языку на тему Веселая грамматика (6 класс)

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Южно-Казахстанская область Сайрамский район село Аксукент

школа - гимназия № 20 имени С. Сейфуллина




Тема: «Занимательная грамматика»

Класс: 6 (школа с казахским языком обучения)


Учительница русского языка и литературы:

Абдимитаева Айгуль Умархановна




Интеллектуальная игра «Веселая грамматика»

Цели: 1. совершенствование знаний в изучении темы «Словообразование»;

повторение, обобщение, углубление и расшрение знаний по предмету;

2. осуществлять эстетическое воспитание, чувство дружбы, взаимопомощи; учить общению друг с другом, умению легко ориентироватьсяв нестандартной ситуации;

3. развитие познавательного интереса к предмету; развивать мышление, смекалку, творческие способности детей.

Оборудование: слайды с заданиями, карточки с заданиями, плакаты.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые гости, участники интеллектульной игры «Веселая грамматика»! Сегодня мы играя, повторим наш пройденный материал. Кто скажет, какие темы мы проходили последние 2 недели?

Перед тем как начать нашу игру, давайте проведем небольшую разминку. А для этого вспомним сказку «Репка». Какие там были сказочные герои?

Дедка - учителя (Э-э-эх!)

Бабка - ученики 6 «А» класса (Забодай меня комар!)

Внучка - ученики 6 «Ә» класса (я готова!)

Жучка - ученики 6 «Б» класса ( гав-гав!)

Мурка - ученики 6 «В» класса(мя-я-яу!)

Мышка - все вместе ( О-кей!)

....................................................................................................................................

Какие мы все таки молодцы!

Вы супер? Вы красавчики? Молодцы!

2. Игра проводится по командам, за каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. Представляю вам членов жюри, они будут наблюдать за ходом игры.

Члены жюри

А мы все : члены жюри, гости и болельщики пожелаем командам игры проявить максимум своих способностей и возможностей и завоевать победу в честном поединке!

І. «Представление команд»: защищают свою эмблему и обращаются с кратким приветствием к сопернику.

Команда: «Энергия»

Девиз: «Только вперед и только вместе. Энергии в нас процентов на двести!»

Обращение-приветствие команде соперников:

«Желаем на подходе к финишу не растерять весь свой оптимизм!»

Команда «Оптимисты»

Девиз: «Девиз наш прост - нас не обойти, хоть на полметра, но мы впереди!»

Обращение-приветствие команде соперников:

«Энергии на двести, когда все вы вместе. Но стоит выбыть одному - все шансы сводятся к нулю. Пусть ваше количество не перекроет ваше качество!..»

ІІ. « Личное знакомство»: жюри и все присутствующие познакомились с эмблемами, девизами и приветствиями команд. Осталась самая малость: каждый член команды теперь должен лично представиться. Сделать это он должен следующим образом: обе команды в полном составе выходят к стартовой дорожке. Впереди стоит импровизированная гора. На ней надпись: «Здесь были…» Далее пространство поделено чертой.

Командам выдается по мешку. По сигналу первые члены команды должны залезть в свой мешок и допрыгать до «горы». Не вылезая из мешка, фломастером, заранее уже приготовленным и находящимся там же, написать в отведенной графе свое имя, например: «Арман». Далее, оставив там же фломастер, соревнующийся должен развернуться и быстро доскакать в мешке до своей команды, вылезти из мешка и передать его следующему игроку. Тот влезает в мешок и скачет в нем к «горе», пишет свое имя и возвращается тем же способом…

Побеждает та команда, которая первой завершит «процедуру личного представления».

Пока жюри подводит итоги первых двух этапов соревнования, ведущий загадывает каждой команде загадки, что может заполнить паузу.

____________________________________________________________________

Игра с залом: 1. Как на языке спортсменов будет называться начало спортивных соревнований? (Старт.)

2. Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем… (Велосипед.)

3. Мы - проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим,

В снег - бежим,

Уж такой у нас режим… (Лыжи.)

4. Как на языке спортсменов называется конец спортивных соревнований? (Финиш.)

5. Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня? (Коньки.)

6. Зеленый луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ... (Стадион.)

________________________________________________________________

Жюри озвучивает итоги предыдущих двух заданий.

ІІІ. «Найди третье лишнее» ( находя «лишнее» объясняют свой выбор).

1. Лес, лестница, лесничий.

2. Честный, чеснок, чесночный.

3. Целина, цель, прицел.

4. Пот, потолок, потливый.

5. Море, морщины, морской.

6. Боль, большой, больница.

7. Дивный, диван, удивительный.

8. Левый, лев, налево.

9. Густой, густеть, гусыня.

10. Гроза, гроздь, грозовой.

11. Лень, лента, ленивец.

12. Вода, водяной, водитель.

____________________________________________________________________

ІҮ. «Грамматическая арифметика» Давайте посмотрим на экран. Вы должны решить словообразовательные задачки.

Лес+?= его сторож, охранник. Печь+?= он складывает (строит) их.

Читать+?= любит это дело. Береза+?= есть такой сок

Дом+?=старый, маленький. Сапог+?=очень большой.

Дерево+?= сделанный из него. Ель+?=в том лесу их много7

?+дно+?= в бочке нет его. ?+кость+?= не имеющий его.

?+край+?=не имеющий края. ?+берёз+ов+?=растёт под ней

____________________________________________________________________

Игра с залом: «Дождь…» Голос за кадром. Хотите послушать шум дождя? Небо было чистым и ясным. Вдруг откуда-то появилась тучка, и упала первая капля дождя (1 хлопок, все повторяют его за ведущей). Затем упало две капли (2 хлопка, все повторяют их), потом упало три капли (3 хлопка с повтором), упало четыре капли (хлопки - повторы). И пошел ливень - сильный, сильный (все дружно хлопают). И вот дождь стал стихать. Упало четыре капли, три капли, две капли. Слышите, упала последняя капелька? Дождик кончился! Выглянуло солнышко, и засияла Радуга! (Она появляется в зале под красивую музыку и световые эффекты). У всех прекрасное настроение!

___________________________________________________________________

Ү. «Собери слово». Из частей составить слова.

Рассчитать, рассказчица, изложение, нарисовать.

Игра с залом: «Задуй свечу с трех метров»

ҮІ. «Слова-трансформеры». В русском языке много таких слов, где можно, изменив только одну букву, получить новое слово. Например: кочка - ночка - бочка - дочка. Задача играющих - продолжить строчку:

корт, -орт, -орт, -орт; жесть, -есть, -есть, -есть;

моль, -оль, -оль, -оль; поза, -оза, -оза, -оза;

лень, -ень, -ень, -ень; пора, -ора, -ора, -ора;

__________________________________________________________________

Игра с залом: «Кричалка» Если это рыба - у нее улыбка.

Если это рыбочка - у нее ....(улыбочка)

Если это рыба - у нее ...(улыба)

Если это рыбина - у нее ...(улыбина)

Если это рыбища - у нее ...(улыбища)

____________________________________________________________________

ҮІІ. «Замени одним словом». Игроки команд, словно передавая эстафету, передают друг другу вместо палочки карточку со словосочетаниями, которые нужно заменить одним словом. Например: артист кино, новая стройка, ловить мышей, падающие листья, любить тепло, хранить овощи, добывать уголь, ходит пешком.

____________________________________________________________________

Игра с залом: «Эхо». Нужно быть очень внимательным, чтобы расслышать ответ эха на ваше обращение к нему. Это игра на внимание. Нужно дважды повторять последний слог фразы.

Собирайся, детвора! - ра-ра!

Начинается игра! - ра-ра!

Вы хорошие всегда? - да-да!

Или только иногда? - да-да!

Как кричит в селе петух? - ух-ух!

Да не филин, а петух! - ух-ух!

Сколько времени сейчас? - час-час!

Сколько будет через час? - час-час!

Сколько будет дважды два? - два-два!

Думай, думай голова! - ва-ва!

Не устали отвечать? - чать-чать!

Разрешаю помолчать (другой, спокойной интонацией).

Те, кто не повторит последний раз слог "чать-чать", считаются проигравшими.

____________________________________________________________________

ҮІІІ. «Игра в слова» В эту игру, наверное, играли в детстве все. Играем и мы. Ваша задача, составить как можно больше слов. Слова могут состоять 1- только из корня и окончания; 2- обязательно должны быть приставка, корень и окончание; 3- без приставки, но с суффиксом.

Например, со словом первоклассник ребята должны «расправиться» так:

1 - сено, пора, весна, сало, село, нора, кора, сосна, икра, пена, вера, ссора, слова, пила, перо, слива, лиса, соска, лес, пресса, вокал, класс, нос, кол, рок, весло, осина, клен, полвека, керосин, спина, песок, сани... (здесь закрепляется понятие о нулевом окончании и повторяются правила орфографии гласных и согласных в корнях).

2- повар, насос, наклон, провал, привал, присоска, окрас, рассол, напев, спрос... (повторяем правописание приставок).

3- плавник, лесник, лесок, правило, вареник, клинок, ровесник, копирка, носик, слоник, коврик, классик, санки... (повторяем правописание суффиксов).

___________________________________________________________________

ІХ. Подведение итогов игры. Пока члены жюри подсчитывают набранные баллы, проводится игра с залом.

Игра с залом: 1. «Замени вторые слова».

Небо без облаков. Даль без предела. Воин без страха. Зима без снега. Человек без жалости. Труд без пользы. Малыш без защиты. Ночь без сна.

2.«Как живешь?» (показывают движениями)

Как живешь? Вот так

А плывешь? Вот так

Ждешь ответ? Вот так

Машешь вслед? Вот так

Как бежишь? Вот так

Утром спишь? Вот так

Вдаль глядишь? Вот так

Как шалишь? Вот так

Х. Заключительное слово. Награждение.


© 2010-2022