- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока русского языка
Технологическая карта урока русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малышева Н.В. |
Дата | 10.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Автор урока: Малышева Надежда Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, МОУ «ООШ» с. Шепелёвка, Турковского роайона
Учебный предмет: русский язык
Класс:5
Автор УМК: Львова С. И.
Учебник: Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С.И.Львова, В.В. Львов. - 10-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2013.
Тема урока: Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цели урока.
Содержательные: 1) повторить и углубить сведения о лексикологии как разделе лингвистики; 2) дать понятие о группах слов с точки зрения их смысловых связей, употребления в речи, происхождения; лексического значения; 3) формировать умение различать однозначные и многозначные слова с использованием толкового словаря и употреблять многозначные слова в разных значениях.
Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений реализации новых способов действий; 2)продолжить развитие умения формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; 3) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Мотивация к деятельности
-
Учитель предлагает учащимся обратить внимание на эпиграф урока.
Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зелёное, так с другого румяное, ты умей его, девица, повёртывать...
Былина об Илье Муромце
- О чем эпиграф?
-Какая наука изучает слово?
.
-
Просит выдвинуть предположения о теме урока, о названии первой части темы .
3.Предлагает прочитать на слайде стихотворение А. Шибаева «Что за шутки»
Что за шутки?
Говорят,
На быках
Мосты стоят!
Вот он, мост,
Под ним река -
Ни единого быка!..
НЕ пойму я ничего:
Утонули, что ли?
Или все до одного
Убежали в поле
От нелегкого труда?
Ну а мост на чем тогда?
-Почему участники диалога не могут понять друг друга?
- Какое отношение имеет это стихотворение к теме нашего урока?
4.Просит выдвинуть предположения о теме урока, о названии второй части .
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит вам узнать на уроке?
Учащиеся читают эпиграф, отвечают на вопросы.Выдвигают предположения о теме урока, формулируют определение лексикологии как науки о языке
(по аналогии с уже изученными разделами), взаимодействуют с учителем.
Анализируют услышанное.. Отвечают на вопросы. Определяют лексическое значение слова: бык
Формулируют определение второй части темы урока.
Формулируют цель урока.
Л11 (формирование границ собственногознания и «незнания»);
П4 (поиск разнообразных способов ререшения задач);
П3 (Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме);
К5 (уметь формулировать собственное мнение и позицию);
Р2 (планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей).
Актуализация и пробное учебное действие
1.Учитель просит прочитать текст (с.27, ч 2 учебника) - теоретический материал.
3. Предлагает воспроизвести прочитанную информацию.
4. Учитель предлагает составить кластер о словарном составе русского языка (кластер составлен учителем в соответствии с уровнем подготовки учащихся).
5. Предлагает сравнить свой кластер с таблицей в учебнике (с.28, ч. 2 учебника)
6. Предлагает привести пример на каждую группу слов .
Читают текст.
Работают с кластером (заполняют «пустые» места), проговаривают информацию в парах, несколько учащихся отвечают по кластеру либо у доски, либо с места.
Сравнивают кластер с таблицей, выявляют некоторые отличия, приводят свои примеры.
П1 (осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы);
П3 ( умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
Доказательство);
К1, К2, К5( уметь формулировать собственное мнение и позицию); К10(уметь использовать речь для регуляции своего действия);
Л9
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
-
Учитель предлагает выполнить электронное задание из ЕК цифровых образовательных ресурсов «Многозначные слова» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/35876988-cb34-4b2e-b5d5-069980b06ede/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_013A%5D.html
Учитель дает задание по группам (упр. 457): 1 - жалюзи, композитор, 2 - диалог, монолог, 3 - дюны, жокей(2,5 мин.)
Учащиеся выполняют задание, выводят понятие «многозначные слова». Один-два ученика озвучивают определение.
Выполняют упражнение, работают в группах, повторяют условия для постановки тире между подлежащим и сказуемым.Выводят понятие «Однозначные слова». Один-два ученика озвучивают определение.
П1 ( осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы);
К5 ( уметь формулировать собственное мнение и позицию);
К6 (уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности);
Р2 (планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);
Р8 ( вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок);
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-
Учитель предлагает электронное задание из ЕК цифровых образовательных ресурсов «Однозначные и многозначные слова school-collection.edu.ru/catalog/res/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/?
2.Учитель просит самостоятельно выполнить упражнение 459. (2,5 мин.)
Читают отрывок из сказки А.С.Пушкина, выбирают ответы, проверяют по словарю.
Работают самостоятельно, составляют и записывают предложения с разными значениями многозначного слова. Проверяют по толковому словарику.
П1 (осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий),
К10 ( уметь использовать речь для регуляции своего действия);
К11(адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач);
Р8( вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок).
Физминутка:
Облако. Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.)
Включение в систему знаний и повторение
1. Учитель предлагает буквенный диктант диктант. (1,5 мин.)
2. Учитель предлагает заполнить в шаблоне памятку.
Памятка
«Однозначные и многозначные слова»
• В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет.
• Например, слово …. Оно обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. Только этот предмет называется …. То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются … .
• Слова, которые имеют несколько значений, называются …… …. слово называет разные предметы, в чём-то … между собой.
• Значение многозначного слова нам помогают определить …. .
• Разные лексические значения многозначного слова помещаются …. .
Выписывают в два столбика под букву «О» - однозначное слово, «М» - многозначное слово.
Работают с шаблоном по составлению памятки.
П2 (использование знаково-символических средств для решения задач);
К5 ( уметь формулировать собственное мнение и позицию0;
Р8( вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок);
Рефлексия учебной деятельности на уроке
1. Предлагает заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы) (1 мин.)
2. Дает дифференцированное домашнее задание.(2,5 мин.)
• -П. 45;
• упр. 458. Задание: каждый работает с одним понравившимся ему словом.
• Придумать 2-3 предложения неправильного употребления многозначного слова, записать их в тетрадь, нарисовать к ним рисунки..
• Упражнение. 460. По заданию.
3. Выставляет отметки за урок. (1 мин.)
Выставляют себе оценки за урок, подводят итоги урока, выбирают домашнее задание
Л- формирование адекватной позитивной самооценки,
Л11 (формирования границ собственного знания и «незнания»),
П3 (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме);
К5 (уметь формулировать собственное мнение и позицию); К8 (уметь задавать вопросы);
Р4 ( осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату);
Р5(адекватно воспринимать оценку учителя).
Использованная литература.
-
Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. Ч. 2 / С.И.Львова, В.В. Львов. - 10-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2013.
-
Русский язык. (За страницами школьного учебника). 5 кл. : пособие для учащихся
С. И. Львова, - М. : Дрофа, 2007. -
Практикум по русскому языку : 5 кл. /С. И. Львова. - М. : Просвещение, 2006.
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/35876988-cb34-4b2e-b5d5-069980b06ede/%5BRUS5_057%5D_%5BQS_013A%5D.html
-
school-collection.edu.ru/catalog/res/6c6c53db-3a76-41fc-91b5-5d657fd601cb/